• Преподавателю
  • ОБЖ
  • «Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»

«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев явля...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»

Пояснительная записка

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

Содержание и организация воспитательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.

В соответствии с этим составлена «Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы».

Цель программы - донести необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья среди учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида.

Задачи программы:

- повысить у учащихся уровень знаний по культуре безопасного поведения;

- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;

- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;

- развивать у учащихся умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;

- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия;

- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Участники программы: учащиеся 5-9 классов, учителя, воспитатели, медицинские работники, инспекторы ГИБДД, работники пожарной части и службы спасения.

Данная программа для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида строится на основных принципах воспитательной деятельности с детьми с проблемами в развитии:

  • принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей;

  • принцип вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора учащимися форм участия школы-интерната;

  • принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;

  • принцип нравственного обогащения социальной среды - требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;

  • принцип развития самодеятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.

Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

  • в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;

  • в условиях «социального сиротства»;

  • в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;

  • в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.

Предрасположенность детей к несчастным случаям в различных сложных жизненных ситуациях обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по формированию безопасной культуры поведения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:

Информационное - обучение учащихся Правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улице и дома.

Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения.

Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики безопасного поведения.

Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • при планировании занятий предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасной культуры поведения;

  • оборудовать площадку для практических занятий;

  • организовать участие сотрудников ГИБДД, службы спасения, медицинских работников в проведении практических занятий;

  • разработать и внедрить систему соревнований на знание основных правил и мер безопасного поведения;

  • разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного маршрута.

Внедрение здоровьесберегающих технологий


При планировании здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать:

  • формы работы

  • время проведения мероприятий в режиме дня

  • возраст воспитанников

  • особенности методики проведения

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в воспитательном процессе коррекционной школы можно выделить следующие:

1. Медико-профилактические

  • обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья воспитанников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ

2. Физкультурно-оздоровительные

  • направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка - техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.

3. Образовательные

  • воспитание культуры здоровья воспитанников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния (беседы, игры)

4. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

  • обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ОУ; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ОУ

5. Обучения здоровому образу жизни

  • технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис­тема занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапии), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.



Взаимодействие коррекционной школы с учреждениями структуры службы спасения ,пожарная часть.

Проблема социализации всегда остро стоит для воспитанников коррекционных школ, т.к. - это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую изолированы от свободного общения со сверстниками и взрослыми вне стен образовательного учреждения.

Для успешной социализации воспитанников коррекционной школы необходимо научить ребёнка находить правильные способы реагирования в различных чрезвычайных ситуациях.

Проблемой безопасности кроме образовательных учреждений озадачены и экстренные службы, работники которых проводят с воспитанниками профилактические беседы по безопасности.

Для их проведения были разработаны лекции, практические занятия, викторины по безопасности. Подготовлены презентации, наглядные материалы, а также нарезка видеоматериалов из архива службы спасения для иллюстрации разбираемых тем.

Для проведения занятий специалисты службы спасения посещают учебное заведение для проведения мероприятий, а также практические занятия проводятся на базе службы спасения в учебном классе.









ПЛАН

Мероприятий по воспитанию безопасной культуры поведения

на 2012-2013 учебный год

п/п

Наименование мероприятия

Срок

выполнения

Ответственный

1

Неделя ПДД

«Знай правила движения как таблицу умножения»

- классный час о дорожных знаках

- праздник «Страна Светофория»

- выставка рисунков «Знаки дорожного движения для пешеходов»

- составление безопасного маршрута до школы-интерната и домой

Беседа «Опасные и безопасные ситуации»

Сентябрь

2

Игра-викторина «Путешествие в Дорожную академию» (знание дорожных знаков, сигналов светофора, загадки, разбор ситуаций на дороге)

Соблюдение правил эвакуации при чрезвычайной ситуации в здании школы-интернат

Экскурсия в пожарную часть п.Солнечный

Октябрь

3

«Спортивная эстафета»

«Первая медицинская помощь»

(практическое занятие)

Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»

Ноябрь

4

Игра - эстафета:

«Школа светофорных наук»

Презентация меню «Правильное питание»

Декабрь

5

Агитбригада «Азбука пешехода»

Беседа «Ожоги, обморожения» (меры предосторожности)

Беседа с инспектором ГИБДД.

Январь

5.1

Классные часы по правилам безопасного поведения «Я шагаю по улице», «Безопасность в доме», «Охрана здоровья».

В течение года

6

Развлекательная программа

«Дорожная наука»

Транспортировка пострадавших (практическое занятие).

Беседа с инспектором ПЧ «Методика действий при пожаре»

Февраль

7

Беседа «Виды кровотечений. Остановка кровотечений»

«Путешествие в страну дорожных знаков»

Игра «Одежда по погоде»

Март

8

Конкурс рисунков «Улица полна неожиданности»

Соревнование «Велосипедная тропа»

Путешествие в страну Витаминию

Апрель

9

Праздник «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!»

Переломы

Беседа «Правила поведения на природе»

Май

Ожидаемые результаты внедрения программы

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки

  • праздники

  • театрализованные представления

  • соревнования

  • конкурсы

В результате работы по данной программе учащиеся должны знать:

- О существовании и соблюдении правил безопасности жизнедеятельности;

- О правилах поведения пешеходов, велосипедистов на улицах сёл, города, о правилах дорожной грамотности и навыках безопасного поведения на дорогах;

- О способах оказания первой медицинской помощи;

- О видах необходимых витаминов и соблюдении правил правильного питания.

уметь:

- Уметь применять правила безопасности жизнедеятельности на практике;

- Уметь оказывать первую медицинскую помощь друзьям и близким;

- Уметь вызвать по телефону необходимую службу и дать полную информацию о ситуации;

- В художественной форме изображать и пропагандировать среди сверстников правила безопасности жизнедеятельности, выпускать агитационные плакаты.

Список литературы


  1. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. - М: Академический проект. - 2005.

  2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального

развития детей. - М., 1989.

  1. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы forumpoipkro.forum24.ru/

  2. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007

  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

  4. Соловьев В.Н. Педагогические, адаптационные и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5 - стр. 117-122



© 2010-2022