- Преподавателю
- ОБЖ
- «Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»
«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковалева А.В. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»
Пояснительная записка
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Содержание и организация воспитательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
-
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.
В соответствии с этим составлена «Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы».
Цель программы - донести необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья среди учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида.
Задачи программы:
- повысить у учащихся уровень знаний по культуре безопасного поведения;
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;
- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Участники программы: учащиеся 5-9 классов, учителя, воспитатели, медицинские работники, инспекторы ГИБДД, работники пожарной части и службы спасения.
Данная программа для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида строится на основных принципах воспитательной деятельности с детьми с проблемами в развитии:
-
принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей;
-
принцип вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора учащимися форм участия школы-интерната;
-
принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;
-
принцип нравственного обогащения социальной среды - требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;
-
принцип развития самодеятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.
Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
-
в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
-
в условиях «социального сиротства»;
-
в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности;
-
в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Предрасположенность детей к несчастным случаям в различных сложных жизненных ситуациях обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по формированию безопасной культуры поведения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное - обучение учащихся Правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улице и дома.
• Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения.
• Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики безопасного поведения.
• Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
-
при планировании занятий предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасной культуры поведения;
-
оборудовать площадку для практических занятий;
-
организовать участие сотрудников ГИБДД, службы спасения, медицинских работников в проведении практических занятий;
-
разработать и внедрить систему соревнований на знание основных правил и мер безопасного поведения;
-
разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного маршрута.
Внедрение здоровьесберегающих технологий
При планировании здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать:
-
формы работы
-
время проведения мероприятий в режиме дня
-
возраст воспитанников
-
особенности методики проведения
Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в воспитательном процессе коррекционной школы можно выделить следующие:
1. Медико-профилактические
-
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья воспитанников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ
2. Физкультурно-оздоровительные
-
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.
3. Образовательные
-
воспитание культуры здоровья воспитанников, личностно-ориентированного воспитания и обучения (беседы, игры)
4. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
-
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ОУ; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ОУ
5. Обучения здоровому образу жизни
-
технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапии), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
Взаимодействие коррекционной школы с учреждениями структуры службы спасения ,пожарная часть.
Проблема социализации всегда остро стоит для воспитанников коррекционных школ, т.к. - это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую изолированы от свободного общения со сверстниками и взрослыми вне стен образовательного учреждения.
Для успешной социализации воспитанников коррекционной школы необходимо научить ребёнка находить правильные способы реагирования в различных чрезвычайных ситуациях.
Проблемой безопасности кроме образовательных учреждений озадачены и экстренные службы, работники которых проводят с воспитанниками профилактические беседы по безопасности.
Для их проведения были разработаны лекции, практические занятия, викторины по безопасности. Подготовлены презентации, наглядные материалы, а также нарезка видеоматериалов из архива службы спасения для иллюстрации разбираемых тем.
Для проведения занятий специалисты службы спасения посещают учебное заведение для проведения мероприятий, а также практические занятия проводятся на базе службы спасения в учебном классе.
ПЛАН
Мероприятий по воспитанию безопасной культуры поведения
на 2012-2013 учебный год
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок
выполнения
Ответственный
1
Неделя ПДД
«Знай правила движения как таблицу умножения»
- классный час о дорожных знаках
- праздник «Страна Светофория»
- выставка рисунков «Знаки дорожного движения для пешеходов»
- составление безопасного маршрута до школы-интерната и домой
Беседа «Опасные и безопасные ситуации»
Сентябрь
2
Игра-викторина «Путешествие в Дорожную академию» (знание дорожных знаков, сигналов светофора, загадки, разбор ситуаций на дороге)
Соблюдение правил эвакуации при чрезвычайной ситуации в здании школы-интернат
Экскурсия в пожарную часть п.Солнечный
Октябрь
3
«Спортивная эстафета»
«Первая медицинская помощь»
(практическое занятие)
Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»
Ноябрь
4
Игра - эстафета:
«Школа светофорных наук»
Презентация меню «Правильное питание»
Декабрь
5
Агитбригада «Азбука пешехода»
Беседа «Ожоги, обморожения» (меры предосторожности)
Беседа с инспектором ГИБДД.
Январь
5.1
Классные часы по правилам безопасного поведения «Я шагаю по улице», «Безопасность в доме», «Охрана здоровья».
В течение года
6
Развлекательная программа
«Дорожная наука»
Транспортировка пострадавших (практическое занятие).
Беседа с инспектором ПЧ «Методика действий при пожаре»
Февраль
7
Беседа «Виды кровотечений. Остановка кровотечений»
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Игра «Одежда по погоде»
Март
8
Конкурс рисунков «Улица полна неожиданности»
Соревнование «Велосипедная тропа»
Путешествие в страну Витаминию
Апрель
9
Праздник «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!»
Переломы
Беседа «Правила поведения на природе»
Май
Ожидаемые результаты внедрения программы
Формы подведения итогов реализации программы:
-
выставки
-
праздники
-
театрализованные представления
-
соревнования
-
конкурсы
В результате работы по данной программе учащиеся должны знать:
- О существовании и соблюдении правил безопасности жизнедеятельности;
- О правилах поведения пешеходов, велосипедистов на улицах сёл, города, о правилах дорожной грамотности и навыках безопасного поведения на дорогах;
- О способах оказания первой медицинской помощи;
- О видах необходимых витаминов и соблюдении правил правильного питания.
уметь:
- Уметь применять правила безопасности жизнедеятельности на практике;
- Уметь оказывать первую медицинскую помощь друзьям и близким;
- Уметь вызвать по телефону необходимую службу и дать полную информацию о ситуации;
- В художественной форме изображать и пропагандировать среди сверстников правила безопасности жизнедеятельности, выпускать агитационные плакаты.
Список литературы
-
Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. - М: Академический проект. - 2005.
-
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. - М., 1989.
-
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы forumpoipkro.forum24.ru/
-
Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007
-
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.
-
Соловьев В.Н. Педагогические, адаптационные и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5 - стр. 117-122