• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа ОДБ. 09 Основы безопасности жизнедеятельности по профессии 08. 01. 10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Рабочая программа ОДБ. 09 Основы безопасности жизнедеятельности по профессии 08. 01. 10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального обучения

« Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»



Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО СТИСП

_________________/_Подколзина Н.А./

«____»__________201__ г.






Р а б о ч а я программа

ОДБ.09 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.







по профессии


08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»















р.п. Сокольское 2014 г






Рабочая программа учебной дисциплины обж разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СТИСП

Разработчики:

Пятаков В.В. преподаватель-организатор ОБЖ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Миронова Р.В. методист

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

номер









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8




12

  1. Поурочно-тематический план






















  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.09ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к базовым общеобразовательным дисциплинам

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использо­вать для ликвидации возгорания;

  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внима­ние всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, ко­торый следует взять с собой в случае эвакуации;

  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигна­лов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае ав­тономного существования в природных условиях;

  • показать порядок использования средств индивидуальной за­щиты;

  • рассказать о предназначении и задачах организации граждан­ской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

  • подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияю­щие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и соци­ального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безо­пасности жизнедеятельности населения;

  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Феде­рации;

  • основные права и обязанности граждан по призыву на воен­ную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • особенности прохождения военной службы по призыву, кон­тракту и альтернативной гражданской службы;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны

__________________________________________________________________


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.





























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.




















2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЖ

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях




Тема1. Характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала



Правила поведения в условиях природного и техногенного характера









8

**


Автономное существование в условиях природной среды



Правила поведения в ситуации криминального характера



Уголовная ответственность несовершеннолетних



Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера



Правила поведения в условиях природного и техногенного характера



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи



Законодательные и нормативно правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства


Практические работы

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности

Оборудование временного жилища»


Практическая работа №2 «РСЧС. Отработка практических навыков учащихся в случаи возникновения чрезвычайных ситуаций





4


Самостоятельная работа обучающихся

Произведение Б.Полевого» «Повесть о настоящем человеке», сформулировать основные качества, которые помогли герою выжить в трудных условиях

5

Тема 2. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия, факторы, принципы, уголовная ответственность, правила безопасного поведения

Содержание учебного материала


1

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия






7

**


Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, профилактика их влияния.



Экстремизм и экстремистская деятельность.



Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности



Федеральные законы»О противодействии терроризму» , «О противодействии экстремистской деятельности»



Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации



Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта


Практические занятия



Самостоятельная работа обучающихся

5

Тема 3. Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны

Содержание учебного материала



Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи гражданской обороны






7


Ядерное оружие. Виды взрывов. Поражающие факторы


Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ


Бактериологическое (биологическое) оружие. Классификация оружия


Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени


Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени


Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Практические занятия



Практическая работа №3«Средства индивидуальной защиты.

(Отработка нормативов по ГО)»

1

Самостоятельная работа обучающихся

5




Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни



Тема 2.1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Содержание учебного материала


1

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности




7

**


Правила личной гигиены и здоровье



Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов



Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика



Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики



Семья в современном обществе



Законодательство и семья


Практические занятия



Самостоятельная работа обучающихся




Тема 2.2. Основы здорового образа жизни

Содержание учебного материала



Здоровый образ жизни и его составляющие


4


Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека


Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека


Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек


Практические занятия



Самостоятельная работа обучающихся

5












Тема 2.3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Содержание учебного материала



Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.





7


Первая медицинская помощь при остановке сердца, дыхания.


Первая медицинская помощь при ранениях.


Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.


Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.


Первая медицинская помощь при длительном сдавливании.


Первая медицинская помощь при обморожении, отморожении. Переохлаждение

Практические занятия



Практическая работа №4

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте








15


Практическая работа №5 «Первая медицинская помощь при остановке сердца, дыхания.»


Практическая работа №6 «Первая медицинская помощь при ранениях.» (2)


Практическая работа №7 «Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.»


Практическая работа №8 «Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.»


Практическая работа №9 «Кровотечения и способы их остановки.»


Практическая работа №10 «Первая медицинская помощь при длительном сдавливании.»


Практическая работа №11 «Первая медицинская помощь при обморожении, отморожении. Переохлаждение» (2)


Практическая работа №12 «Первая медицинская помощь при ожогах.»


Практическая работа №13 «Первая медицинская помощь при отравлении.» (2)


Практическая работа №14 «Первая медицинская помощь при укусах змей, клещей, собак и других животных». (2)


Самостоятельная работа

10

Раздел 3. Основы военной службы




Тема 3.1. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего отечества

Содержание учебного материала



Краткая характеристика особенностей Вооруженных Сил Московского государства в XIV-XV вв.



5


Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил


Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны


Руководство и управление Вооруженными Силами


Другие войска, их состав и предназначение

Тема 3.2. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Содержание учебного материала



Патриотизм -духовно-нравственная основа личности военнослужащего-защитника Отечества


4


Воинский долг - священная обязанность Отечеству, его вооруженной защите


Символы воинской чести


Дни воинской славы России - дни славных побед

Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся

5

Дифференцированный зачет (экзамен)

1


Всего:

70


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством

















5. Условия реализации программы дисциплины

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

-средства оказания первой медицинской помощи;

- учебно-техническое оборудование для военной подготовки;

-экранно-звуковые пособия.

-учебное пособие для системы массового обучения навыкам оказания первой медицинской помощи робот-тренажер «ГОША-01»

- Мультимедийный учебник ОБЖ;

-сборник АГПС МЧС РФ (электронная версия);

-учебный фильм «Когда электричество бывает опасным»;

-уче6ный фильм «Сам себе МЧС»

-плакат по терроризму

Средства защиты:

-противогазы ГП-5;

-ОЗК;

-прибор химической разведки;

-комплект плакатов;

-прибор радиационной разведки;

- комплект плакатов ;

-плакат по гражданской обороне

-Электронное пособие «Государственная символика РОССИИ»

-Мультимедиа CD-ROM «От Кремля до Рейхстага»

-пневматическая винтовка;

-Комплект плакатов

-учебный автомат ММГ- АК-74;

-стенд «Обязанности суточного наряда»

-.Учебный фильм «Когда электричество бывает опасным»- МРСК центра приволжья ОАО Филиал «НИЖНОВЭНЕРГО»

Технические средства обучения:

-компьютер

-телевизор

-проектор

-DVD

-экран

- ксерокс

5.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Топоров Н.К. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11классы:

Учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение ,

2008.

2.Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности.10кл.учеб.для общеобразоват.учреждений.-10-е изд.-М.:Просвещение,2009.

3.Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности.11кл.учеб.для общеобразоват.учреждений.-10-е изд.-М.:Просвещение,2009.

4..Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности.10кл. учеб. для общеобразоват.учреждений.-4-е изд., переработанное М.:Просвещение,2012год.

5..Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности.11кл. учеб. для общеобразоват.учреждений.-5-е изд., переработанное М.:Просвещение,2013год.

7.Смирнов А.Т.Мишин П.В.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.-7-е изд.-М.:Просвещение,2009

8.Э.А.Арустамов, н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов -10 е изд.-.стер.-М :Издателький центр «Академия» 2010.-176 с.

9.Обучающая энциклопедия по безопасности жизнедеятельности.Часть4-М НТЦ «ПОИСК-XXI».

10.Мультимедиа Технологиии и Динстанционное обучение -М., Федеральный центр науки и высоких технологий» ВНИИ ГОЧС МЧС России», 2002.

Дополнительные источники:

1.Научно-методический и информационный журнал: ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.

2.интернет-сайты: school.edu.ru

obzh.ru

3. Комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП» ;

4. Комплект учебно-наглядных пособий ,плакатов ,планшетов.








Поурочно- тематический план.



«Согласовано» «Утверждаю»

МК Руководитель Заместитель директора по УПР

Е.В.Гречухин.


урока

Тема

Количество

часов

Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

1

Автономное существование в условиях природной среды.

1

3-4

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища»

2

5

Правила поведения в ситуации криминального характера

1

6

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

7

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

8

Правила поведения в условиях природного и техногенного характера

1

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

10

Законодательные и нормативно правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

1

11-12

Практическая работа №2 «РСЧС. Отработка практических навыков учащихся в случаи возникновения чрезвычайных ситуаций»

2

13

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия

1

14

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, профилактика их влияния.

1

15

Экстремизм и экстремистская деятельность.

1

16

Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

1

17

Федеральные законы» О противодействии терроризму» , «О противодействии экстремистской деятельности»

1

18

Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

1

19

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

20

Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи гражданской обороны

1

21

Ядерное оружие. Виды взрывов. Поражающие факторы

1

22

Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ

1

23

Бактериологическое (биологическое) оружие. Классификация оружия

1

24

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

1

25

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1

26

Практическая работа №3«Средства индивидуальной защиты.

(Отработка нормативов по ГО)»

1

27

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1

28

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

29

Правила личной гигиены и здоровье

1

30

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

1

31

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1

32

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики

1

33

Семья в современном обществе

1

34

Законодательство и семья

1

35

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

36

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1

37

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

38

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

39

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.


1

40


Практическая работа №4

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

41

Первая медицинская помощь при остановке сердца, дыхания.


1

42

Практическая работа №5 «Первая медицинская помощь при остановке сердца, дыхания.»

1

43

Первая медицинская помощь при ранениях.

1

44-45

Практическая работа №6 «Первая медицинская помощь при ранениях.»

2

46

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.


1

47

Практическая работа №7 «Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.»


1

48

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.


1

49

Практическая работа №8 «Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.»

1

50

Практическая работа №9 «Кровотечения и способы их остановки.»


1

51

Первая медицинская помощь при длительном сдавливании.


1

52

Практическая работа №10 «Первая медицинская помощь при длительном сдавливании.»

1

53

Первая медицинская помощь при обморожении, отморожении. Переохлаждение


1

54-55

Практическая работа №11 «Первая медицинская помощь при обморожении, отморожении. Переохлаждение»

2

56

Практическая работа №12 «Первая медицинская помощь при ожогах.»

1

57-58

Практическая работа №13 «Первая медицинская помощь при отравлении.»


2

59-60

Практическая работа №14 «Первая медицинская помощь при укусах змей, клещей, собак и других животных».

2

61

Краткая характеристика особенностей Вооруженных Сил Московского государства в XIV-XV вв.

1

62

Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил

1

63

Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны

1

64

Руководство и управление Вооруженными Силами

1

65

Другие войска, их состав и предназначение

1

66

Патриотизм -духовно-нравственная основа личности военнослужащего-защитника Отечества

1

67

Воинский долг - священная обязанность Отечеству, его вооруженной защите

1

68

Символы воинской чести

1

69

Дни воинской славы России - дни славных побед

1

70

Дифференцированный зачет

1


6. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использо­вать для ликвидации возгорания;

  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внима­ние всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, ко­торый следует взять с собой в случае эвакуации;

  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигна­лов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае ав­тономного существования в природных условиях;

  • показать порядок использования средств индивидуальной за­щиты;


  • рассказать о предназначении и задачах организации граждан­ской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

ЗНАТЬ:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияю­щие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и соци­ального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безо­пасности жизнедеятельности населения;

  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Феде­рации;

  • основные права и обязанности граждан по призыву на воен­ную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • особенности прохождения военной службы по призыву, кон­тракту и альтернативной гражданской службы;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Оценка работы на практическом занятии, устный опрос, составление памяток

Оценка работы на практическом занятии, составление памяток, фронтальный опрос

Оценка работы на практическом занятии., устный опрос, составление памяток.

Оценка работы на практическом занятии, устный опрос, составление памяток.


Оценка работы на практическом занятии, устный опрос, оценка сообщений

Устный опрос, тестирование, оценка сообщений.

.









Тестирование.

Оценка докладов.

Тестирование.

Оценка выполнения домашнего задания.

Тестирование

Оценка выполнения домашнего задания.

Устный опрос.

Тестирование.

Оценка рефератов, докладов.

Тестирование.

Оценка рефератов, докладов.

Устный опрос.

Тестирование.

Оценка рефератов, докладов.

Тестирование.

Устный опрос.

Устный опрос, оценка контрольной работы.

Устный опрос, оценка контрольной работы.








7

© 2010-2022