Радиационно опасные объекты (структура урока)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: ЧС техногенного характера и безопасность населения

Открытый урок по ОБЖ

Тема: Аварии на радиационно опасных объектах

Класс: 8 «Б»

Цель урока: Изучить радиационно опасные объекты и средства защиты от ЧС техногенного характера при аварии на радиационно опасных объектах.

Образовательная: систематизировать знания учащихся о техногенных чрезвычайных ситуациях.

Развивающая: развивать умения анализировать, делать выводы и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций при выпадении радиоактивных осадков.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, взаимопомощи.

Методы: Репродуктивный, словесный, наглядный, игровой.

Формы: Индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Основные понятия: РОО - радиационно опасный объект, РВ - радиоактивные вещества, ВМП - ватномарлевая повязка, ПТМ - противопыльная тканевая маска

Оборудование урока:

Учебник 8 кл. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Смирнова и Мишина.

Видеоматериалы и презентации по темам «ЧС техногенного характера», «Аварии на радиационно опасных объектах».

Дидактический материал для учащихся.

Средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ВМП, противопыльная тканевая маска).

Аптечка (АИ-2)

Индикатор радиоактивности «РАДЭКС».

Препарат раствора йода спиртового, стакан с водой.

Таблички с тестами.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Вступительное слово преподавателя. Подготовка учащихся к правильной организации работы на уроке.

II. Определение темы. Постановка целей и задач урока.

Презентация №1

Пробуждение интереса к изучаемой теме (слайд №1)

  • Статистика

Ежегодно в мире от различных аварий и катастроф погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной тяжести около 120 млн. человек.

В Российской Федерации восемь из десяти действующих АЭС расположены в густонаселённой европейской части страны. В 30-километровых зонах атомных электростанций проживает более 4 млн. человек.

В России: (слайд №2)

- 10 атомных электростанций,

- 113 исследовательских ядерных установок,

- 12 промышленных предприятий,

- 9 атомных судов,

- 13 тыс. др. предприятий

Учитель: Можем ли мы из данной статистики сформулировать тему урока. О чем сегодня пойдет речь?

Учитель: Попробуйте сформулировать главную задачу нашего урока.

Записываем тему урока на доске и в тетради.

III. Повторение и актуализация знаний.

Фронтальная беседа с учащимися (слайды № № 3,4)

IV. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня наш урок представляет собой лекцию с практической частью. От вас потребуется умение вести конспект занятия, за который все получат оценку.

2. Ионизирующее излучение и его составляющие (слайды №№ 5,6)

Радиационные вещества имеют определенные свойства

  • У них нет цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков, их могут обнаружить только специальные приборы;

  • Они способны поражать на расстоянии до 100 метров от источника загрязнения;

  • Радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом т.к. радиоактивный распад определяется периодом полураспада

  • Период полураспада - это время, в течении которого распадается половина атомов радиоактивного вещества.

Периоды полураспада некоторых элементов.

Период полураспада радионуклида (Т1/2) - промежуток времени, за который число радиоактивных атомов уменьшается вдвое.

I131 - 8 суток Pu239 - 24 000 лет

Sr89 - 51 сутки Sr - 26 лет U235 - 710 млн. лет

Co50 - 5,3 года U238 - 4,5 млрд. лет

Cs137 - 36 лет

C15 - 5 730 лет

3. Ионизирующее излучение представляет собой потоки зараженных нейтральных частиц, а также электромагнитных волн (слайд). Существуют несколько видов излучений (выступление с докладом)

Альфа-излучение ( + ) положительные частицы, поток ядер атомов Не. Скорость - 20 000 км/сек. Самая большая ионизирующая способность, поэтому особо опасно изнутри. Проникающая способность (длина пробега) до 10 см. в воздухе; в живых тканях - до 45 микрон. Они полностью поглощаются листом бумаги.

Бета-излучение ( - ) отрицательные частицы, поток электронов. Скорость - 300 000 км/сек. Длина пробега - до 20 м. в воздухе; в воде и тканях до 3 см. Ткани одежды поглащают до 50% бета-частиц. Внешнее воздействие опасно на кожу и особенно на глаза. Опасно также изнутри.

Гамма- излучение - электромагнитное излучение, испускаемое ядрами атомов при радиоактивном распаде. Гамма- излучения при ядерном превращении распространяется со скоростью света. Длина пробега - в воздухе на сотни метров. Проходят через организм человека. Это излучение самое опасное для человека.

4. Проникающая способность ионизирующих излучений (слайд №7)

5. Единицы радиоактивности (на доске)

6. К радиационно опасным объектам относятся: (слайды №№ 8 - 14)

  • Предприятия ядерного топливного цикла

  • Атомные станции:

- АЭС - атомные электрические станции

- АТЭЦ - атомные теплоэлектроцентрали

- АТС - атомные станции теплоснабжения

  • Объекты с ядерными энергетическими установками (корабельными, космическими и войсковыми атомными электростанциями)

  • Ядерные боеприпасы и склады для их хранения

7. Степени лучевой болезни (слайды №№)

Показ отрывка видеофильма о Чернобыльской трагедии 26 апреля 1986 года (г.Припять)

Презентация №2

1. Последствия радиационных аварий (слайд №1)

2. Причины аварий на радиационно - опасных объектах (слайд №2)

3. Зоны радиоактивного заражения (слайды №№ 3,4)

4. Последствия радиационных аварий (слайд №5)

5. Виды радиационного воздействия на людей (слайды №№ 6,7)

6. Классификация последствий облучения людей (слайд №8)

V. Закрепление знаний. Способы защиты.

1. Демонстрация прибора - индикатора радиоактивности «РАДЭКС» (слайд №9)

2. Проведение йодной профилактики (не более 10 суток):

а) настойка йода 5%:

- по 40-45 капель 1 раз в день, либо 2 раза в день по 20 капель (на полстакана воды или молока);

- детям от 5 лет и старше назначают в 2 раза меньше (до 15 капель);

- детям до 5 лет внутрь не назначают, а делают йодную сетку.

б) йодистый калий применяют в следующей дозировке:

- взрослое население - 130 мг (1 таблетка);

- для детей младше 2 лет - 1/3 часть таблетки.

Препарат применяют после еды вместе с киселем, чаем или водой

3. Индивидуальные средства защиты: (слайды №№ 10 - 14

Беседа с демонстрацией индивидуальных средств защиты органов дыхания, средств защиты кожи, средств медицинской защиты (Аптечка АИ-2)

VI. Итоги урока. Проверка знаний.

Тест: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а) химически опасные объекты

б) гидротехнические сооружения

в) радиоактивно опасные объекты

г) взрывопожароопасные объекты

2. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

а) 200 бэр

б) 600 бэр

в) 100 бэр

г) 50 бэр

3. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а) щитовидная железа

б) кожный покров

в) легкие

г) красный костный мозг

4. Цель проведения йодной профилактики:

а) не допустить поражения легких

б) не допустить поражения щеки

в) не допустить поражения щитовидной железы

г) не допустить поражения кожного покрова

5. Какое заболевание вызывает у незащищенных людей радиация?

а) поражение центральной нервной системы

б) поражение опорно-двигательного аппарата

в) лучевая болезнь

г) поражение сердечнососудистой системы

9. Облучение, которое зависит от радиоактивных веществ, попадающих внутрь организма человека с вдыхаемым воздухом, продуктами питания, водой:

а) внутреннее

б) внешнее

в) среднее

VII. Домашнее задание.

© 2010-2022