Технологическая карта открытого урока на тему

Тема: Пешеход. Безопасность пешехода Цель: Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах. Задачи: 1.     Формирование представление об основных понятиях (пешеход, пешеходный переход, безопасность пешехода), а также навыков безопасного поведения на дорогах; 2.     Развитие образного логического мышления, памяти, внимания, речи учащихся; 3.     Воспитание  в ребен...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 5 Дата: ______________

Урок № 7

Тема: Пешеход. Безопасность пешехода

Цель: Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах.

Задачи:

  1. Формирование представление об основных понятиях (пешеход, пешеходный переход, безопасность пешехода), а также навыков безопасного поведения на дорогах;

  2. Развитие образного логического мышления, памяти, внимания, речи учащихся;

  3. Воспитание в ребенке грамотного пешехода, воспитание навыков осторожного поведения на дороге;

  4. Профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.

Оборудование:

  1. Учебник по ОБЖ 5 класс, авторы Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. М.: Просвещение, 2011г.

  2. Презентация, видеоролики.

  3. Мультимедийная установка.

Межпредметные связи: литература, история.

Тип урока: урок-диалог

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

  2. Наглядные: работа с учебником (презентация, видеоролики)

Термины и понятия урока: Пешеход, пешеходный переход, регулируемый перекрёсток, тормозной путь.

I этап учебного занятия: Приветствие

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Словесные методы; форма организации - фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- «Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке ОБЖ. Сегодня вы пришли не просто на урок, а попали в «Дорожную Академию!». (слайд 1) Для того чтобы начать наш урок в Дорожной академии мне необходимо посмотреть насколько вы готовы к занятиям в такой серьёзной школе. Я задам вам несколько вопросов на проверку ваших знаний и если вы удачно ответите на все вопросы, мы зачислим вас в ряды Юных академиков. Сегодня урок буду вести не только я, но и мои виртуальные коллеги с которыми я познакомлю вас позднее. А сейчас я предлагаю приступить к проверке!

Приветствуют учителя. Внимательно слушают.

II этап учебного занятия: Актуализация знаний повтор пройденного материала

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Проконтролировать усвоение материала прошлого урока

  • проверить имеющиеся у учащихся знания и умения;

  • устранить в ходе проверки пробелы в знаниях



  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Загадки:

  1. Встало с краю улицы,
    В длинном сапоге,
    Чучело трёхглазое,
    На одной ноге.
    Где машины движутся,
    Где сошлись пути,
    Помогает улицу,
    Людям перейти. (Светофор) (Слайд 2)

Давайте вспомним, ребята, какие бывают светофоры. Для чего нужны светофоры?

  1. Для этого коня еда - бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дорогам он несется. (Автомобиль) (Слайд 3)

  1. Тянется нитка, среди полей петляя.

Лесом, перелесками без конца и края.

Ни порвать, ни в клубок смотать. (Дорога) (Слайд 4)

  1. Две пары ног на мостовой,

И две руки над головой.

Что это? (Троллейбус) (Слайд 5)

  1. Два брата убегают, а два догоняют.

Что это? (Колеса) (Слайд 6)

  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой … (Велосипед) (Слайд 7)

- «Молодцы», ответили правильно на все мои вопросы, и я смело зачисляю вас в ряды «Юных академиков дорожного движения»!

Учащиеся слушают, отгадывают загадки, отвечают на вопросы.



-транспортные и пешеходные)

-для регулирования ДД

III этап учебного занятия: Создание проблемной ситуации

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Проблемный метод (частично-поисковый),

форма организации - фронтальная;

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Для того, чтобы начать изучать новый материал мы должны узнать тему, над которой будем сегодня работать. А узнать и сформулировать её поможете вы - Юные академики!

Наша тема будет состоять из 2 частей. Разгадать первую часть вам поможет эта загадка:

  1. Я по городу иду,
    Я в беду не попаду.
    Потому что твёрдо знаю -
    Правила я выполняю. (Пешеход) (Слайд 8)

- «Молодцы, отгадать второю частично поможет следующий вопрос:

2. По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает,

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход… (Пешеходный переход) (Слайд 9)

- «Правильно, это дорожный знак - «Пешеходный переход». Что делает этот знак?.

А теперь давайте обобщим выше сказанное. Как называется тема нашего занятия?

- «Правильно. Молодцы! Ответьте мне ещё на один вопрос. -Для чего вы пришли сегодня в школу?, - - «Замечательно, тогда я вам задам ещё один вопрос: Для чего нам необходимо изучить и знать сегодняшнюю тему?, -

Молодцы, вы поставили перед собой цель, и мы постараемся сегодня её достичь!»

Запишите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся слушают, отгадывают загадки, вступают в диалог, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели

урока.



- Показывает где можно перейти дорогу! Т.е. делает более безопасным наше пребывание на улице и дороге

- «Пешеход. Безопасность пешехода».

- Учиться, получить знания»,

- «Для того, чтобы знать ПДД и уметь применять их в -жизни, стать грамотным участником дорожного движения!

IVэтап учебного занятия: Изучение нового материала

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

  • сформировать знания и умения по правилам дорожного движения;

  • Воспитание в ребенке грамотного пешехода, воспитание навыков осторожного поведения на дороге

Научить предвидеть и объяснять причину опасностей

Проблемный метод (эвристическая беседа),

ситуационный метод

средства - комментирование, выполнение продуктивных заданий, метод контроля знаний - устный

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Каждый день, выходя из дома на улицу, мы приобретаем новый статус - Статус пешехода. Так кто же такой пешеход, по-вашему, и все ли участники дорожного движения являются пешеходами? (Нет, не все.)

В ПДД сказано: (слайд 10)

«Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску». (Запись в тетрадь).

Каждый пешеход имеет свои права и обязанности. Давайте об этом сейчас поговорим более подробно.

Какие правила существуют для пешеходов?

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. (Слайд 11).

  2. По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. (Слайд 12)

  3. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

  4. Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. (Слайд 13) (раздать памятки, приклеить в тетрадь)

Давайте остановимся на этом правиле, и разберём его более подробно. В этом нам поможет мой виртуальный коллега, зовут её Баба Яга. Предоставим ей слово. (Видеофрагмент «Пешеходный переход»).

Учащиеся осознают логическую цепочку, запоминают понятия, пытаются осознать причинно - следственные связи, запоминают учебный материал, записывают определения.

Физминутка

Цель: снятие усталости

Спасибо Бабе Яге за помощь, а мы продолжаем работать дальше. В видеофрагменте вы видели пример нерегулируемого пешеходного перехода. Какие ещё существуют пешеходные переходы?

Регулируемый пешеходный переход (слайд 14). Это место где движение регулируется светофором или регулировщиком. (запись в тетрадь)

Немного истории (Слайд 15)

Светофору более 300 лет. Он начал свой путь на железной дороге. Сначала около светофоров должен был стоять человек, который менял стекла. Желтого стекла тогда еще не было, а вместо него сигналом к переключению цвета у светофора служил свисток человека, который менял стекла. Были светофоры со стрелками, похожие на часы. Там тоже были все цвета светофора, а стрелка перебегала и показывала определенный цвет. Сейчас светофоры на электронике, некоторые даже имеют счетчики и, учитывая количество машин, сами определяют, на каком перекрестке быстрее включить тот или иной цвет.

Итак, мы разобрали нерегулируемый и регулируемый пешеходный переход, а какие ещё бывают пешеходные переходы? Правильно, наземный (слайд 16) и подземный (слайд 17). Каждый из этих переходов имеет свой знак.

Давайте продолжим перечислять правила движения для пешеходов.

  1. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает. (Слайд 18)

  2. При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю. (Слайд 19) (запись в тетрадь)

(Видеофрагмент «Где опасно играть»)

Ответьте мне на вопрос: может ли автомобиль остановиться мгновенно? Нет. Правильно. А что такое тормозной путь? (Слайд 20)

Тормозной путь - расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. (запись в тетрадь)

От чего зависит тормозной путь?

(Слайд 21) Тормозной путь зависит от массы автомобиля. Трудно, например, остановить автобус. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывают метеорологические условия. Машина тормозит, цепляясь за неровное дорожное покрытие, но когда асфальт мокрый, площадь соприкосновения уменьшается. Машине нужно 75-80 метров для остановки.

Давайте с вами, ребята, посмотрим на рисунки в учебнике на стр.36

Мы сегодня много говорили по данной теме. Давайте выделим, что нельзя делать пешеходу, ни в коем случае.

Разбейтесь на три группы и на листочках напишите чего нельзя делать пешеходу, ни в коем случае.

(Слайд 22)

  1. Играть около дороги

  2. Переходить дорогу на красный свет

  3. Переходить дорогу, разговаривая по телефону или слушая музыку

  4. Перебегать проезжую часть в неположенном месте

  5. Выходить на дорогу из-за препятствий: деревьев, строений, перекрёстков.

К сожалению, не все жители нашей страны так хорошо как вы знаете ПДД, поэтому часты случаи ДТП с участием и по вине пешеходов. Наиболее частыми причинами ДТП бывают: (Слайд 23)

  1. Переход дороги перед близко идущим транспортом

  2. Невнимательность пешехода

  3. Неожиданный выход из-за транспорта

  4. Переход на запрещающий сигнал светофора.

Учащиеся осознают логическую цепочку, запоминают понятия, пытаются осознать причинно - следственные связи, запоминают учебный материал



Дети внимательно слушают рассказ учителя.



















Дети выполняют задания.

V этап учебного занятия: закрепление знаний учащихся

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания.

Организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально

Репродуктивные методы

(словесные, наглядные)

форма организации - фронтальная;

метод контроля знаний

( устный

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мы сегодня с вами очень плодотворно поработали. Для того чтобы закрепить материал, изученный на уроке и повторить основные понятия данного занятия, я предлагаю вам разгадать несколько ребусов:

  1. Переход (Слайд 24)

  2. Перекресток (Слайд 25)

  3. Пешеход (Слайд 26)

Информация для размышления:

В Англии, где число автомобилей в 2 раза больше, чем в России, погибает ежегодно в 20 раз меньше детей, чем у нас. В среднем в нашей стране каждый день погибают 15 детей и 150 человек получают травмы, значит, ежегодно дети совершают 600 000 ошибок. (Слайд 27)

Ну, пожалуйста, не нарушай

Больше правила движенья.

Все законы соблюдай -

Будешь жить без сожаления.

Ну, пожалуйста, не забывай,

Что дорога - это сложно.

Если будешь ты беспечным -

Угодить в больницу можно.

Помни надо быть серьёзным,

На дороге осторожным.

Помни - жизнь всегда одна

И более всего она важна.

(Слайд 28)

Учащиеся отгадывают ребусы.

VI этап учебного занятия: Итоги урока. Рефлексия.

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

Репродуктивные методы

(словесные, наглядные)

форма организации - фронтальная;

метод контроля знаний

( оценочный)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Давайте подведём итоги урока. Как вы думаете, мы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Оцените свой уровень усвоения материала урока. Если уровень высокий поднимите улыбающийся смайлик , если уровень средний поднимите смайлик без улыбки:-/, если уровень усвоения материала низкий поднимите грустный смайлик .

Отвечают на вопросы, оценивают свой уровень усвоения материала урока

VII этап учебного занятия: Домашнее задание

Цель

Задачи

Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

Репродуктивные методы

(словесные, наглядные)

форма организации - фронтальная;

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Параграф 2.2, вопросы и задания после параграфа. Ситуационная задача № 1 для 1 варианта. Ситуационная задача № 2 для второго варианта.

Улица - это своего рода лабиринт, но если мы будем помнить то,
что узнали сегодня, мы легко и безопасно сможем этот лабиринт проходить. (Слайд 29)

Удачи вам!!!

Спасибо за урок (Слайд 30)

Записывают задания на дом, задают вопросы.



© 2010-2022