Рабочая программа +тематическое планирование 7класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности. М.:2004 г.

2. Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. М.:2004г.

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

5.Учебного плана школы.

6.Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2009г.

Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

На изучение ОБЖ отводится 34часа, т.е. 1 раз в неделю.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из 2 модулей: основы безопасности личности, общества и государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В программе реализованы требования Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (7 КЛАСС)

1 . Обеспечение безопасности дорожного движения 5 часов

1. Дорожные «ловушки».

2. Поведение участников и очевидцев ДТП.

3. Светофоры для пешеходов. Самостоятельная работа №1

4. Сигналы регулировщика. (практическое занятие)

5. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Контрольная работа №1 «Правила дорожного движения»

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила дорожного движения, типы и виды светофоров, сигналы регулировщиков, поведение участников и очевидцев ДТП.

Уметь: применять правила дорожного движения на практике.

Р-I ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т-1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 2 ч.

1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях при­родного характера

1.1. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасно­сти для жизнедеятельности человека.

1.2. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, об­щие понятия и определения.

1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для Оренбургской области, причины их возникновения.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: общие понятия и определения природных явлений, причины их возникновения.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах

Т-2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их
возможные последствия. Геофизические процессы, происходящие в лито­сфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интен­сивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основ­ные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от по­следствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирова­ние землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясении.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на зем­ле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.

Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последст­вий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Оврагообразования и другие геологические явления.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения геологических явлений, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

Т-3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные по­следствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.

Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана.

Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Реко­мендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения явлений метеорологического происхождения, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

Т-4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 4 ч.

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паво­док. Заторы и зажоры. Нагоны воды.

Возможные последствия наводнений.

Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование на­воднений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.

Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населе­ния. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникнове­ния цунами, во время цунами и после него.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения явлений, гидрологического происхождения, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

Т-5 ЧС биологического происхождения, их причины и последствия

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения.

Пожарная безопасность на природе и быту. Правила поведения в лесу.

Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Контрольная работа №2 «ЧС природного характера».

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения лесных и торфяных пожаров, правила поведения при пожаре.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности при пожаре.

Р - III ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Т-6 Здоровый образ жизни и его влияние на гармоничное развитие человека

Психологическая уравновешенность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Формирование личности подростка при взаимоотношении с взрослыми, со сверстниками.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: причины возникновения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации.

Уметь: ориентироваться в данных обстоятельствах, соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

Р- IV ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Т-7 Первая медицинская помощь и правила её оказания (прак­тические занятия)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок дейст­вий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызы­вать «скорую помощь».

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровоте­чении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки пострадавшего.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать: правила оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах, при транспортировке пострадавшего.

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении, при ушибах и переломах, при транспортировке пострадавшего.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).

Оценка "3" выставляется, если:

усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Оценка "2" выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. В тематическом планировании предусмотрены следующие виды контроля: тестирование, письменные работы.


Литература.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. - учебник для общеобразовательных учреждений, 4 издание. М.: Просвещение, 2011 г.

  3. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

  4. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.

  5. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

  6. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

  7. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

  8. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2007.

  9. Основы безопасности жизнедеятельности.-Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.

  10. Правила дорожного движения для детей/ авт. - сост. В. Надеждина.-М.: АСТ;Мн.: Харвест,2006.

  11. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.

  12. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.

  13. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/ авт. - сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус,2006.

  14. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, раз­работанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. - М, 2000.

  15. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Россий­ской Федерации: Официальное издание. - М., 2006. - № 11.

  16. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М., 2002.

  17. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. - М., 2004.


Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

ww.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru




























Календарно-тематическое планирование учебного материала

по ОБЖ 7 класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

фактич.


1. Обеспечение безопасности дорожного движения

5



1

Дорожные «ловушки».

1



2

Поведение участников и очевидцев ДТП.

1



3

Светофоры для пешеходов. Самостоятельная работа №1

1



4

Сигналы регулировщика. (практическое занятие)

1



5

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Контрольная работа №1 «Правила дорожного движения»

1




Р-I ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т-1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

2



6

Различные природные явления и причины их возникновения.

1



7

Общая характеристика природных явлений.

1




Т-2 ЧС геологического происхождения, их причины и последствия

8



8

Землетрясение. Причины возникновения землетрясений.

1



9

Защита населения от последствий землетрясений.

1



10

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Самостоятельная работа №2.

1



11

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле.

1



12

Последствия извержения вулканов. Защита населения. Самостоятельная работа №3.

1



13

Оползни, их последствия, защита населения.

1



14

Обвалы и снежные лавины. Защита населения.

1



15

Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков.

Самостоятельная работа №4.

1




Т-3 ЧС метеорологического происхождения

2



16

Ураганы и бури, смерчи, причины их возникновения, возможные последствия.

1



17

Защита населения от последствий ураганов и бурь, смерчей.

Самостоятельная работа №5.

1




Т-4 ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия

4



18

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1



19

Защита населения от последствий наводнений.

1



20

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила поведения на воде.

1



21

Цунами, их характеристика. Защита населения от цунами. Самостоятельная работа №6

1




Т-5 ЧС биологического происхождения, их причины и последствия

4



22

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1



23

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения.

1



24

Пожарная безопасность на природе и быту. Правила поведения в лесу.

1



25

Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Контрольная работа №2 «ЧС природного характера»

1




Р - II ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Т-6 Здоровый образ жизни и его влияние на гармоничное развитие человека

4



26

Психологическая уравновешенность.

1



27

Стресс и его влияние на человека.

1



28

Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1



29

Формирование личности подростка при взаимоотношении с взрослыми, со сверстниками.

1




Р-III ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Т-7 Первая медицинская помощь и правила её оказания практические занятия

5



30

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

(практическое занятие)

1



31

Оказание ПМП при наружном кровотечении.

(практическое занятие)

1



32

Оказание ПМП при ушибах и переломах.

(практическое занятие)

1



33

Общие правила транспортировки пострадавшего.

(практическое занятие)

1



34

Итоговая контрольная работа №3

1




ИТОГО

34




12


© 2010-2022