Внеклассное мероприятие Я - пешеход

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

кружка


«Я - пешеход и пассажир»


Автор: Богданович Олег Федорович, учитель технологии МБОУ СОШ №9 г.о. Самара


Пояснительная записка

Актуальность и общая характеристика кружка.

Программа кружка «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса - формирование представлений о правк­ах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на лицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного кружка в начальной школе.

Целью кружка является формирование обязательного мини-ума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных элей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место кружка в учебном плане.

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырёхлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реа­лизация программы возможна в следующих вариантах:

  • в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов;

  • в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополне­ние к программе по данному учебному предмету.

В рамках внеурочной деятельности кружковые занятия прово­дятся один раз в неделю. Всего 30 ч.

Особенности содержания. Программа построена с учётом следующих принципов:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом
особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;

- личностно ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объём знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формули­ровках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотиви­рованной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать , для решения различных учебных задач в практической, интеллектуаль­ной и творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения про­граммы факультатива «Я - пешеход и пассажир» формируются следую­щие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, при­ближенном к установленному в ПДД);

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожных ситуаций;

  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пе­шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их пове­дения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • формирование способности оценивать своё поведение со сто­роны;

  • формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания.

Содержание программы

2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей термино­логии (близко - ближе, далеко - дальше, рядом, перед, за и т. д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особен­ности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко - близко; медленно - быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механи­ческие транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (ав­тобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пере­движения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определе­ние времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опас­ности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты - пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движе­ние пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водите­лей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево...». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форм;* предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты - пассажир

В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомо­биля на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и своё пространствен­ное положение по отношению к нему;

  • соотносить скорость движения с положением объекта в простран­стве (далеко медленно; близко - быстро): различать скорости переме­щения разных объектов, отвечать па вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных си­туациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - да­леко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);

  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);

  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с осо­бенностями своего поведения;

  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих зна­ков (изученных);

  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (но рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;

  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен­ном к установленному в ПДД):

  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. - М., 2007.

Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школь­ников / В. П. Дмитрук. - М., 2008.

Зеленин С. Ф. Правила дорожного движения с коммента­рием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. - М., 2007.

Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, по­собие по правилам дорожного движения для воспитателей, учите­лей начальных классов / Н. И. Клочанов. - М., 2004.

Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. - М., 2007.

Психология обеспечения безопасности дорожного движения. - М., 2008.

Энциклопедия безопасности. - М., 2002.







Тематическое планирование занятий по ПДД во 2 классе


Темы 1-2. О транспорте

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам:

городской - сельский, воздушный - водный - наземный - подземный, пассажирский - грузовой.

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).

Темы 3-5. Дорога

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».

Конструирование дороги из строительного материала (лего). Сос­тавление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения а дорогах».

Тема 6. Дорога за городом

Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

Тема 7. Части дороги

Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские ...»; «Городская дорога имеет следующие части: ...»; «Проезжая часть это ...»; «Тротуар - это ...» и т. д.

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

Темы 8-9. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение па классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, пред­писывающих, информационных знаков.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по

значению и функциям.

Темы 10-13. Внимание! Опасность!

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстра­тивного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».

Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспе­шишь - людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши мед­ленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблю­дении ПДД).

Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

Тема 14. Мы здесь живём

Рассказы детей «Мой дом и мой двор».

Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета

«Наш двор» с учётом ПДД.

Тема 15. Будем уважать людей!

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и за­ботливым?».

Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение

ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».

Темы 16-21. Мы - пешеходы

Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему

вопросы».

Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним ма­лышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пеше­ходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

Тема 22. Перекрёсток

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый) перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

Тема 23. Регулировщик

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик;». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (прово­зя в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

Темы 24-25. Мы - пассажиры

Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышy, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы по ПДД и поведении в транспорте.

Тема 26. Будем уважать водителей

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

Тема 27. Мы едем на машине

Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».

Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай».

Темы 28-29. Мы покупаем велосипед

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Готовимся правильно кататься на велосипеде».

Тема 30. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.


3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных си­яниях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, идёт с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или оста­тки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты - пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть: тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекрёсток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, дуговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными функциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила поведения в тёмное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты - пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участни­ков движения.

Универсальные учебные действия

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передви­жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­
ного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

  • определять по световым сигналам поворота транспортного сред­ства направление его движения (налево, направо, назад);

  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части;

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожной ситуации;

  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до­рожного движения;

  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при раз­ных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. До­рожное движение при разных дорожных условиях (обобщение зна­ний) Взаимоотношения участников движения как условие безопасности. Движение пеших колони. Правила поведения при дви­жении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, кото­рые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный пово­рот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населённого пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направле­ния», «предварительный указатель направления», «наименование объ­екта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «те­лефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекрёсток. Пра­вила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках).

Дорожные опасности. Населённый пункт, знаки, обозначающие раз­ные населённые пункты. Правила поведения на дорогах в разных населённых пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололёд, манёвры автотранспорта).

Ты - пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Универсальные учебные действия

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • характеризовать слова «опасность», «опасный»;

  • объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «вни­мательный» и «невнимательный»;

- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

представлять возможное развёртывание ситуации, отвечать на вопрос «Что будет, если ...?»;

- осуществлять правильный подсчёт времени на дорогу при неблаприятиых условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение а условиях дорожного движения:

  • объяснять значение ПДД;

  • группировать знаки дорожного движения по назначению (преду­преждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков до­рожного движения;

  • соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрываю­щих разные ситуации дорожного движения;

  • анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

  • соблюдать изученные правила движения (в игровых и учебных си­туациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимо­сти от ситуации;

  • анализировать своё и чужое пoведение, находить ошибки, уста­навливать их причины, определять пути исправления.

3 класс

Тема 1. Будем осторожными

Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного риала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре - пять отличий).

Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассе­янный».

Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём дол­жен помнить любой участник дорожного движения?

Тема 2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстратив­ного материала). Ролевая игра «Причины ДТП».

Словесная игра «Закончи предложение».

Темы 3-4. Виды транспорта

Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранс­порте (с иллюстративным материалом).

Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

Темы 5-6. Какие бывают дороги

Просмотри обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные».

Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нари­совал».

Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).

Словесная игра «Угадай по описанию».

Тема 7. Дорожное движение

Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним дви­жением; просёлочная дорога и шоссе и др.

Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа состав­ляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пасса­жира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

Тема 8 Перекрёсток и автомагистраль

Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдем ошибки».

Темы 9-11. Дорожные знаки

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение до­рожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) (дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.

Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

Тема 12. Регулировщик

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика». Темы 13-17. Правила для пешеходов

Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем - бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завер­ение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

Тема 18. Населённый пункт

Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай».

Тема 19. Движение на загородной дороге

Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.

Тема 20. Внимание! Железнодорожный переезд!

Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.

Работа с пословицей «Поспешишь - людей насмешишь» в соответ­ствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

Тема 21. Движение в трудных условиях

Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и сравнивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь?

Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление па­мятки «Внимание! Плохая погода!».

Тема 22. Жилая зона

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

Темы 23-24. Мы ориентируемся на местности

Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.

Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.

Тема 25. Труд водителя

Рассказы детей на тему «Моя профессия - водитель». Анализ и об­суждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.

Тема 26. Что такое тормозной путь

Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием ил­люстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подго­товка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

Тема 27. Световые сигналы автомобиля

Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

Тема 28. Случай на дороге

Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

Тема 29. В метро

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».

Тема 30. Проверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

4 класс

Темы 1-2. Будем себя беречь

Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть по­следствия своих действий?».

Внеклассное мероприятие Я - пешеходДидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную.

Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохо­жий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до ... »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним ; маме» и др.

Темы 3-6. Транспорт

Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рас­сматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и автомобиль.

Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ро­евая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его обозначении, особенностях).

Тема 7. Правила дорожного движения

Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ - государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».

Тема 8. Дорожно-транспортное происшествие

Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма /или иллюстративного материала).

Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).

Темы 9-10. Дорожные знаки

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети размещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, по­чему они так сделали.

Темы 11-12. Дорога

Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: кой участок земли называют дорогой? Чем различаются дорога в го­де и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок па дороге?

Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.

Темы 18-14. Движение транспорта

фактическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об ав­томагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».

Темы 15-16. Как перевозят людей

Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллей­буса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-ни­будь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями?

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

Тема 17. Рядом с железной дорогой

Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию».

Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумы­вает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.

Тема 18. Населённый пункт

Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.

Темы 19-22. Сигналы водителей, светофора и регулировщика

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подавае­мых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Бе­седа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них.

Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, со­трудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории воз­никновения светофоров.

Темы 23-24. Опасный случай

Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают си­туации и рассматривают разные варианты их развития. Составление па­мятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

Темы 25-26. Необычные пешеходы и водители

Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах. Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окру­жающей обстановке. Рассказы детей « Как мы можем помочь людям ин­валидам?».

Темы 27-29. Мы изучаем свой район

Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.

Тема 30. Проверим себя

Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному мате­риалу.

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классифи­кация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко - далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой го краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запре­щающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты - пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пе­шеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транс­порту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного дви­жения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пеше­ходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного пе­рехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты - пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); »

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко - далеко; рядом, около; за; перед;

ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных про­странственных положениях;

  • объяснять свой путь от дома до школы;

  • определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко - далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не­далеко от...).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на во­прос «Что обозначает этот знак?»);

  • различать цвет и форму запрещающих знаков;

  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответ­ствии с ними;

  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;

  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Тематическое планирование 1 класс

Тема 1. На чём люди ездят

Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отга­дывание загадок. Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Ди­дактическая игра с картинками.

Тема 2. Близко - далеко, быстро - медленно

Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха по­бедил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»).

Дидактические игры: «Ближе - дальше», «Что мы видим из окна». Уче­ники рассказывают о том, что они видят из окна, используя слова - про­странственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.).

Тема 3. Чему нас учат правила дорожного движения

Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет иска­жённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам).

Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?»

Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».

Тема 4. Мы идём по улице

Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы вы­полняют ПДД.

Темы 5-6. Какие бывают дороги

Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Игра-конструирование «Улица города».

Тема 7. Где мы будем играть?

Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно - нельзя».

Тема 8. Дорога за городом

Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по ил­люстрациям).

Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование - кто бы­стрее пройдёт между двумя досками, не задев их).

Заполнение таблицы «Характеристика дорог». Таблица может вы­глядеть так.

Городская дорога Загородная дорога

Двустороннее или одностороннее Двустороннее движение

движение

Есть тротуары Нет тротуаров, есть обочина

Ходить можно по правой стороне Ходить гуськом по обочине

тротуара

Темы 9-10. Светофоры

Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с со­трудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.

Темы 11-16. Дорожные знаки

Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюде­ния (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». Сюжетная игра «Расскажем малышам э правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры.

Тема 17. Нас увидят в сумерках

Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.

Темы 18-19. Мы переходим улицу (повторение)

Беседа «Как мы будем переходить улицу». Сюжетные игры (в физ­культурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориенти­ровкой на знаки дорожного движения.

Тема 20. Перекрёсток

Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток».

Тема 21. Сигналы машин

Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассмат­ривание иллюстраций). Подвижная игра «Налево - направо». Роли: во­дители транспортных средств, которые совершают перестроения.

Тема 22. Остановка транспорта

Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса».

Темы 23-24. Мы - пассажиры

Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Лю­бочка».

Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на ав­тобусе».

Тема 25. Мы едем на дачу

Рассматривание иллюстраций - защитного оборудования в автомо­биле (детское кресло, ремни и подушки безопасности).

Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе.

Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». За­дание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с ма­леньким ребёнком.

Темы 26-28. Опасные ситуации

Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?».

Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнако­мец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему.











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.о. Самара













Программа кружка «Я - пешеход и пассажир»


для учащихся 1-4 классов









Составитель:

учитель технологии МБОУ СОШ №9

Богданович О.Ф.




г. Самара, 2013 г.

© 2010-2022