- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья на тему «Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»
Статья на тему «Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ложкарева Н.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Использование информационных коммуникационных технологий в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»
«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего,
если педагоги не в состоянии их использовать.
Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»
Крейг Барретт,
член совета директоров корпорации Intel
В настоящее время многие школьники являются уверенными пользователями ПК и Интернета. Ежедневно ребёнок воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет - источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Поэтому, учитывая реалии сегодняшнего дня, учителю просто необходимо использовать информационные коммуникационные технологии на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся и развитие их способностей на всех этапах развития образования была и есть одной из актуальных. Информационные коммуникационные технологии являются одним из существенных средств в решении данной проблемы.
Используя ИКТ, появилась возможность преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося.
ИКТ в учебно-воспитательном процессе представляют собой мощный фактор для решения проблемы снижения творческой активности и познавательного интереса школьников.
Современные ИКТ имеют серьёзные преимущества перед традиционными формами обучения, т.к. обладают большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на обучающихся.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть большее.
Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь, воспроизвести) трансформируются в требования к базовым информационным умениям, типа поиска знаний (уметь найти и применить).
Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ помогает достигает следующие цели:
-
Формирование у обучающихся информационной грамотности и компетенции.
-
Повышение познавательного интереса и творческого потенциала обучающихся.
-
Развитие рефлексии - деятельности личности, направленной на осмысление собственных действий и анализ этой деятельности.
Благодаря ИКТ, ребёнок учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Поэтому преподавателю ОБЖ необходимо решать следующие задачи:
-
Систематически изучать и применять в работе информационные источники (психолого-педагогическую литературу, материалы образовательных сайтов сети Интернет).
-
Сделать уроки ОБЖ и внеклассную работу по предмету максимально интересными, насыщенными, занимательными, и в то же время понятными для учеников разного уровня.
-
Формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы над учебным материалом с помощью ИКТ.
-
Учить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем и решать их.
-
Установить стойкие межпредметные связи и отработать механизмы совместной работы учителей с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий.
-
Проследить динамику развития качества обучения и мотивации к предмету на основе использования ИКТ.
-
Способствовать активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей обучающихся посредством использования ИКТ.
Только так мы можем добиться положительной динамики мотивации:
-
Повышение интереса обучающихся к предмету ОБЖ и развитие мотивов учебной деятельности.
-
Улучшение качества обучения ученика на основе использования ИКТ.
-
Реализация принципа личностно-ориентированного обучения.
-
Активизация творческой деятельности обучающихся - желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, проектах и мероприятиях различных уровней.
-
Изменение отношения обучающихся к ПК и Интернету: от дорогой, увлекательной игрушки до универсального инструмента для учебы, от бессмысленного времяпровождения в сети Интернет до поиска полезной и нужной информации.
-
Овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни.
Преподаватель ОБЖ, используя ИКТ, накапливает богатый багаж материала для работы с детьми на уроках и во внеурочной деятельности.
Например:
-
Дидактические материалы и схемы
-
Памятки и буклеты в Microsoft Office Publisher
-
CD, DVD-материалы
-
Видеофрагменты и фильмы по темам курса ОБЖ в школе
-
Проекты, исследовательские и творческие работы, презентации, публикации, веб-страницы
-
Тесты
-
Тестирование online
-
Электронная библиотека
-
Электронные энциклопедии
-
Мультимедиа технологии
-
Использование Internet-ресурсов и участие в олимпиадах и конкурсах образовательных порталов.
Преподаватель ОБЖ просто обязан владеть теоретическими и практическими знаниями операционной системы Windows, программы Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Office Publisherи другими, нужными для работы. Без проблем пользоваться сетью Internet, интересоваться образовательными сайтами, на которых педагоги обмениваются опытом с коллегами, приобретать полезную и новую информацию, совместно с детьми принимать участие в конкурсах и олимпиадах, а так же делиться своим накопленным опытом.
Работая преподавателем ОБЖ, я пришла к выводу, что применение ИКТ обучения в урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты.
Для обучающихся:
-
повысить мотивацию обучения;
-
развить творческие способности и познавательную активность;
-
сделать процесс познания привлекательным;
-
увеличить эффективность самостоятельной работы;
создать условия для успешной самореализации в будущем.
Для педагога:
-
повысить мотивацию преподавания и обучения;
-
наполнить уроки новым содержанием;
-
модернизировать, накапливать электронные материалы;
-
повысить интенсивность учебного процесса, уровень
наглядности, эмоциональную, эстетическую и научную убедительность преподавания;
-
концентрировать внимание обучающихся;
-
развивать рефлексию;
-
сохранять авторитет Учителя и идти в ногу со временем.
Для родителей:
-
дать уверенность в том, что их дети получают качественное образование,
Информационные коммуникационные технологии в образовательном процессе позволяют удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося в решении учебных и практических задач, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода.
Методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет успешно сформировать универсальные учебные действия (УУД), что способствует развитию личности, обогащению интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру информационной культуры.
Все участники образовательного пространства (обучающиеся, педагоги и родители) должны помнить и знать, что обучение должно приносить пользу, а не вред!
Длительная работа за компьютером влияет на здоровье ребенка и взрослого (зрение, осанку, появляются головные боли и боли в спине). Необходимо учитывать временные рамки работы за компьютером, требования к рабочему месту, смену видов деятельности. Например, после работы за компьютером - смотреть в окно.
Можно использовать простейшую методику «20-20-20-20» специалистов из Университета Техаса (University of Texas). Ее суть заключается в том, что через каждые после 20 минут работы за компьютером, необходимо сделать 20-секундный перерыв, во время которого необходимо переводить взгляд на предметы, расположенные в 20-ти шагах от вас, моргая при этом 20 раз.
Список литературы:
-
Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика. - № 8/2007 - с. 71
-
Михатова М.Н. Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий//Справ. зам. дир. школы - №5/2008 - с. 47
-
Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010
-
Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.
-
Панюкова С.В., Концепция реализации личностно- ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий.- М., Изд-во ИОСО РАО. 2008 г.;
Надежда Александровна Ложкарева,
преподаватель-организатор ОБЖ
I квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова
города Мичуринска