• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья на тему «Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»

Статья на тему «Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование информационных коммуникационных технологий в процессе преподавания ОБЖ как фактора активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей обучающихся»

«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего,

если педагоги не в состоянии их использовать.

Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Крейг Барретт,

член совета директоров корпорации Intel

В настоящее время многие школьники являются уверенными пользователями ПК и Интернета. Ежедневно ребёнок воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет - источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Поэтому, учитывая реалии сегодняшнего дня, учителю просто необходимо использовать информационные коммуникационные технологии на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся и развитие их способностей на всех этапах развития образования была и есть одной из актуальных. Информационные коммуникационные технологии являются одним из существенных средств в решении данной проблемы.

Используя ИКТ, появилась возможность преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося.

ИКТ в учебно-воспитательном процессе представляют собой мощный фактор для решения проблемы снижения творческой активности и познавательного интереса школьников.

Современные ИКТ имеют серьёзные преимущества перед традиционными формами обучения, т.к. обладают большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на обучающихся.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть большее.

Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь, воспроизвести) трансформируются в требования к базовым информационным умениям, типа поиска знаний (уметь найти и применить).

Использование ИКТ в процессе преподавания ОБЖ помогает достигает следующие цели:

  • Формирование у обучающихся информационной грамотности и компетенции.

  • Повышение познавательного интереса и творческого потенциала обучающихся.

  • Развитие рефлексии - деятельности личности, направленной на осмысление собственных действий и анализ этой деятельности.

Благодаря ИКТ, ребёнок учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Поэтому преподавателю ОБЖ необходимо решать следующие задачи:

  • Систематически изучать и применять в работе информационные источники (психолого-педагогическую литературу, материалы образовательных сайтов сети Интернет).

  • Сделать уроки ОБЖ и внеклассную работу по предмету максимально интересными, насыщенными, занимательными, и в то же время понятными для учеников разного уровня.

  • Формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы над учебным материалом с помощью ИКТ.

  • Учить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем и решать их.

  • Установить стойкие межпредметные связи и отработать механизмы совместной работы учителей с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий.

  • Проследить динамику развития качества обучения и мотивации к предмету на основе использования ИКТ.

  • Способствовать активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей обучающихся посредством использования ИКТ.

Только так мы можем добиться положительной динамики мотивации:

  • Повышение интереса обучающихся к предмету ОБЖ и развитие мотивов учебной деятельности.

  • Улучшение качества обучения ученика на основе использования ИКТ.

  • Реализация принципа личностно-ориентированного обучения.

  • Активизация творческой деятельности обучающихся - желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, проектах и мероприятиях различных уровней.

  • Изменение отношения обучающихся к ПК и Интернету: от дорогой, увлекательной игрушки до универсального инструмента для учебы, от бессмысленного времяпровождения в сети Интернет до поиска полезной и нужной информации.

  • Овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни.

Преподаватель ОБЖ, используя ИКТ, накапливает богатый багаж материала для работы с детьми на уроках и во внеурочной деятельности.

Например:

  • Дидактические материалы и схемы

  • Памятки и буклеты в Microsoft Office Publisher

  • CD, DVD-материалы

  • Видеофрагменты и фильмы по темам курса ОБЖ в школе

  • Проекты, исследовательские и творческие работы, презентации, публикации, веб-страницы

  • Тесты

  • Тестирование online

  • Электронная библиотека

  • Электронные энциклопедии

  • Мультимедиа технологии

  • Использование Internet-ресурсов и участие в олимпиадах и конкурсах образовательных порталов.

Преподаватель ОБЖ просто обязан владеть теоретическими и практическими знаниями операционной системы Windows, программы Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Office Publisherи другими, нужными для работы. Без проблем пользоваться сетью Internet, интересоваться образовательными сайтами, на которых педагоги обмениваются опытом с коллегами, приобретать полезную и новую информацию, совместно с детьми принимать участие в конкурсах и олимпиадах, а так же делиться своим накопленным опытом.

Работая преподавателем ОБЖ, я пришла к выводу, что применение ИКТ обучения в урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты.

Для обучающихся:

  • повысить мотивацию обучения;

  • развить творческие способности и познавательную активность;

  • сделать процесс познания привлекательным;

  • увеличить эффективность самостоятельной работы;

создать условия для успешной самореализации в будущем.

Для педагога:

  • повысить мотивацию преподавания и обучения;

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • модернизировать, накапливать электронные материалы;

  • повысить интенсивность учебного процесса, уровень

наглядности, эмоциональную, эстетическую и научную убедительность преподавания;

  • концентрировать внимание обучающихся;

  • развивать рефлексию;

  • сохранять авторитет Учителя и идти в ногу со временем.

Для родителей:

  • дать уверенность в том, что их дети получают качественное образование,

Информационные коммуникационные технологии в образовательном процессе позволяют удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося в решении учебных и практических задач, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода.

Методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет успешно сформировать универсальные учебные действия (УУД), что способствует развитию личности, обогащению интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру информационной культуры.

Все участники образовательного пространства (обучающиеся, педагоги и родители) должны помнить и знать, что обучение должно приносить пользу, а не вред!

Длительная работа за компьютером влияет на здоровье ребенка и взрослого (зрение, осанку, появляются головные боли и боли в спине). Необходимо учитывать временные рамки работы за компьютером, требования к рабочему месту, смену видов деятельности. Например, после работы за компьютером - смотреть в окно.

Можно использовать простейшую методику «20-20-20-20» специалистов из Университета Техаса (University of Texas). Ее суть заключается в том, что через каждые после 20 минут работы за компьютером, необходимо сделать 20-секундный перерыв, во время которого необходимо переводить взгляд на предметы, расположенные в 20-ти шагах от вас, моргая при этом 20 раз.

Список литературы:

  1. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика. - № 8/2007 - с. 71

  2. Михатова М.Н. Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий//Справ. зам. дир. школы - №5/2008 - с. 47

  3. Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010

  4. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.

  5. Панюкова С.В., Концепция реализации личностно- ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий.- М., Изд-во ИОСО РАО. 2008 г.;

Надежда Александровна Ложкарева,

преподаватель-организатор ОБЖ

I квалификационной категории

МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова

города Мичуринска



© 2010-2022