Программа для воспитателей Азбука здоровья

Проблемы обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тесно связаны с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных  и адаптационных возможностей. Общественным является тот факт, что дети поступают в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная с периода беременности, ребёнок испытывает отрицательные влияния на состояние здоровья. Аморальный образ жизни, низкий нравственный уровень матерей и отцов, фактически отказав...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение Омской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Черлакский детский дом»


Программа

«Азбука здоровья»

(для работы воспитателя детского дома

с детьми 3 - 11 классов)

Срок реализации - 3 года.

Программа для воспитателей Азбука здоровья




Разработала:

Никонорова Н.А.

(воспитатель II кв. категория)




Черлак 2007 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Забота о здоровье детей - это

важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский.

Роль здоровья в жизни человека трудно переоценить. Здоровье по сути своей должно быть его первейшей потребностью. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Процесс удовлетворения потребности в здоровье носит сложный, своеобразный (часто противоречивый), опосредованный характер и не всегда приводит к оптимальному результату. По мнению Д.Н. Давиденко, это обусловлено рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве ещё не сформировалась положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье, в первую очередь в силу низкой культуры общества, ещё не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Сегодня, несмотря на исследовательский бум в отношении проблем валеологии - науки о ЗОЖ, - существуют разногласия в понимании того, что же такое здоровье.

По точному замечанию Г.Л. Апанасенко, «…использовать показатели заболеваемости в качестве критерия здоровья - это всё равно, что характеризовать белый цвет наличием или отсутствием чёрного. Ведь понятие «здоровье» означает нечто большее», чем просто отсутствие болезни. В то же время здоровье сосуществует с болезнью.

Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то следует вспомнить профессора Г.Сигериста, который ещё в 1941 году отмечал: «Здоровье не означает просто отсутствия болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Определение Всемирной Организации Здравоохранения, сформулированное в 1946 году основано на тех же положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и отсутствие физических дефектов»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении, ситуация в современной России, вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую активность. За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей - на 12% и подростков - на 35%. Из 6 млн. подростков, прошедших медицинские осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. При этом треть - заболевания, ограничивающие выбор будущей профессии. Более печальная картина наблюдается у детей, находящихся в особо трудных условиях, которые приводят их в детские дома и интернаты.

Проблемы обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тесно связаны с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей. Общественным является тот факт, что дети поступают в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная с периода беременности, ребёнок испытывает отрицательные влияния на состояние здоровья. Дети поступают в такие учреждения ослабленные, со сниженным иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, которые принимают затяжной, хронический характер. Аморальный образ жизни, низкий нравственный уровень матерей и отцов, фактически отказавших своим детям в заботе и в тепле, их безответственное отношение к маленькому человеческому существу приводит к тому, что дети страдают нервно-психическими расстройствами и недостатком нравственного воспитания. Поэтому проблема здорового образа жизни, у детей, воспитывающихся в детских домах, считается очень актуальной.

Изучением проблем детского здоровья занимались: В.И.Ковалько, М.Е.Николаев, А.Н.Овчинников, Т.Н.Мирская и многие другие.

В нашей группе проживает 13 человек - 8 девочек и 5 мальчиков, возраст детей 13-15 лет. Все дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным опросника Д.Сириес и В.Равидия, не все дети знают, что такое здоровье, из 13 опрошенных, 10 это 77%, считают, что быть здоровым значит редко болеть. Но как уже было сказано, здоровье это ещё и психическое равновесие, умение владеть собой, своими эмоциями, умения общаться с окружающими. Также для выявления уровня здоровья были проведены следующие методики: диагностика нравственной воспитанности, анкета по выявлению отношения к ЗОЖ, вопросник агрессии и враждебности «Басса-Дарки», «Выявление агрессивности у подростка» анкета для воспитателей. Данные диагностик показали, что нравственная воспитанность детей находится на уровне ниже среднего, что такое здоровье они не знают, ЗОЖ стоит не на первом месте в иерархии потребностей наших детей, агрессивность находится на высоком и среднем уровнях.

По данным медицинского обследования 30,8 % воспитанников этого детского коллектива здоровы, остальные имеют различные заболевания - туберкулёзное инфицирование - 4 чел., хронический тонзиллит - 2 чел., сердечно - сосудистые заболевания - 1 чел., хронические заболевания желудочно - кишечного тракта - 1 чел., слабое зрение - 3 чел., болезнь Клиппеля Фейла - 1 чел., эпилепсия - 1чел., органическое развития личности с нарушением поведения - 1 чел., нарушение осанки - 1 чел.

Исходя из выше перечисленного, стало очевидно, что назрела необходимость разработки программы «Если хочешь быть здоров», цель данной программы: воспитать физически и психически здоровую, духовно-нравственную личность, за основу которой был взят практический опыт детских домов г. Вологды, Яглинского детского дома, школы- интерната г. Кирова и другие.

Задачи программы:

Управленческие (для педагогов)

Личностные (для детей)

1.Воспитать в детях сознательную потребность в ЗОЖ.

2.Формировать адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям: пьянству, курению, наркомании, токсикомании.

3.Дать знания по предупреждению и способам лечения болезней, навыкам доврачебной помощи;

4.Познакомить детей с основными составляющими психического здоровья; обучить способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

5.Учить бесконфликтному общению. Помочь детям преодолеть разобщенность в коллективе.

6.Воспитывать духовно - нравственную личность, через традиции русского народа.

1.Стремиться к осознанному выбору ЗОЖ.

2.Адекватно относиться к отрицательным социальным явлениям (пьянству, курению, наркомании, токсикомании.)

3.Уметь применять полученные знания на практике.

4.Знать основные составляющие психического здоровья, уметь управлять своей психикой.


5.Уметь общаться со сверстниками и взрослыми.

6.Расширить представления о нравственности. Познакомиться с традициями русского народа.

Программа реализуется в трех направлениях: физическое, психическое, духовно-нравственное здоровье.

Рассчитана программа для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста, в течение трёх лет.

Занятия будут проходить в спортивном зале, актовом зале, группе, на стадионе, кабинете психолога, тренажёрном зале.

Для проведения занятий требуется следующая материальная база: ТСО, спортивный инвентарь, спортивная форма, канцелярские принадлежности, методические пособия, учебная литература.

Для реализации программы предусмотрено участие следующих специалистов: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники, врачи специалисты, психолог, диетсестра.

Программа составлена по блокам.

Формы и методы организации деятельности:

- групповые занятия;

- утренняя гимнастика;

- тренинги;

- встречи с врачами-специалистами;

- походы;

- спортивные праздники;

- спортивные соревнования;

- кулинарные занятия;

- беседы;

- праздничные вечера;

- тесты;

- анкетирование;

- наблюдение;

Для занятий характерна такая структура: теоретическая часть + практическая часть.

Педагог, работающий по этой программе, может столкнуться с определёнными трудностями: нехватка методической литературы, сложности в организации межведомственного взаимодействия.

Критериями результативности данной программы будут являться следующие результаты:

- увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой;

- навыки и установки на ЗОЖ;

- сужение сферы противоправных действий;

- улучшение качества обучения и воспитания детей на основе здоровьесберегающих технологий;

- создание возможностей, для формирования основных, жизненных ценностей ребёнка, где здоровье будет занимать престижное место, и дети получат необходимые знания, умения и навыки, по поддержанию своего организма в комфортном состоянии;

- искоренение вредных привычек;

- стабилизация и улучшение самочувствия воспитанников, уменьшение простудных заболеваний.

- улучшение психологического климата в коллективе детей, снижение уровня конфликтности;

- приобретение нравственных навыков и привычек;

- знание традиций русского народа.










Тематическое планирование 1 год


Раздел

Всего часов

Теория

Практика

Азбука здоровья

16

3

13

Нравственное здоровье

17

8

9

Психогигиена

12

9

1

Учебно - тематический план

Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Сроки проведения

Рекоменда

ции

Отвественный

«Осень в лесу»

Учить детей разбивать лагерь, разводить костёр, готовить еду, организовывать досуг; помочь преодолеть разобщённость между мальчиками и девочками в группе.

Поход

/

/

Сентябрь

Инструктор по физ. Воспитанию.

Никонорова Н.А.

«Осеннее новолетие, новые новины»

Рассказать детям, как хранить урожай.

Работа на огороде.

/

/

Сентябрь

Инструктор по труду.

Акентье

ва Т.Н.

«Общение в жизни человека»

Рассказать о значении общения в жизни людей, какие бывают барьеры в общении. Развивать коммуникативные навыки.

Беседа

/

Сентябрь

Гордиен

ко М.Н.

«В здоровом теле здоровый дух»

Воспитывать потребность в ЗОЖ.

Соревнования по футболу.

/

Октябрь

Пригласить школу № 2.

Никонорова Н.А.

«Синичкин праздник»

Рассказать о дне памяти святых Зиновия и Зиновии. Поговорить о птицах, которые остаются на зимовку. Воспитывать в детях чувство сострадания, доброту.

Беседа-практи

кум

/

/

Октябрь

Изготовление кормушек и их установка.

Акентье

ва Т.Н

«Зачем нужно знать себя?»

Создать мотивацию на познание самих себя. Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.

Семинар.

/

/

Октябрь

Психолог.

Гордиен

ко М.Н.

«Пьяную беду можно предотвратить»

Рассказать детям как алкоголь действует на организм человека, что делать, чтобы избежать зависимости.

Беседа

/

Ноябрь

Никонорова Н.А.

«Кузьминки- первый зимний праздник»

Рассказать детям, как отмечался этот праздник.

Беседа

/

Ноябрь

Акентье

ва Т.Н

«Я глазами других»

Формировать способность к самоанализу, способствовать желанию самосовершенствования, развивать способности принимать друг друга.

Круглый стол

/

/

Ноябрь

Гордиен

ко М.Н.

«Береги здоровье с молоду»

Дать понятие «здоровье», как его беречь и что делать, если ты уже заболел.

Беседа

/

Декабрь

Никонорова Н.А.

«Гадания - хорошо, плохо, зачем»

Объяснить детям, что нужно относиться к этому ритуалу, как к игре.

Беседа

/

Декабрь

Акентье

ва Т.Н.

«Пойми меня»

Формировать умения понимать друг друга, и принимать обратные связи, стимулировать поведенческие изменения.

Практи кум

/

/

Декабрь

Психолог.

Гордиен

ко М.Н.



«Зимние забавы»

Развивать интерес к спорту, ЗОЖ.

Игры на свежем воздухе.

/

/

Январь

Эстафеты на санках, лыжах.

Никонорова Н.А.

«Рождест

во»

Познакомить с традицией празднования православного праздника. Воспитывать любовь к Родине.

Праздничный вечер

/

/

Январь

Акентье

ва Т.Н.

«Мои внутренние друзья и мои внутренние враги»

Познакомить с эмоциями, учить определять, учиться определять эмоционального состояния других людей

беседа

/

/

Январь

Гордиен

ко М.Н.

«Зимняя сказка»

Показать красоту нашей природы зимой.

Лыжный поход

/

Февраль

фотосессия

Никонорова Н.А.

«Стретенье-

встреча с детьми»

Рассказать детям о том, как появился этот праздник и как его отмечает русский народ.

беседа

/

Январь

Акентье

ва Т.Н.

«Критика»

Знакомство с понятием и отработка навыков правильного реагирования на критику.

Беседа

/

Февраль

Гордиен

ко М.Н.

«Юмор в спорте важен, не спорьте!»

Развивать интерес к спорту, ЗЮЖ. Показать что юмор его неотъемлемая часть.

Спортив

ный праздник

/

/

Март

Два воспитателя

Никонорова Н.А.

«Масленица-мокрохвостка»

Рассказать детям, как на Руси празднуется масленичная неделя, проводы масленицы; великий пост.

За чашкой чая

/

/

Март

Акентье

ва Т.Н.

«Ярмарка» достоинств

Закрепить навыки самоанализа, преодоление барьеров на пути самокритики, развивать уверенность в себе.

Круглый стол.

/

/

Март

Гордиен

ко М.Н.

«День здоровья»

Пропагандировать ЗОЖ.

Соревнование по волейбо

лу

/

Апрель

Между взрослыми и детьми

Никонорова Н.А.

«Пасха»

Рассказать, как на Руси отмечают этот праздник. Оформить пасхальный уголок. Учить детей печь куличи, красить яйца.

беседа- практи

кум

/

/

Апрель

Акентье

ва Т.Н.


«Мои проблемы»

Выявить проблемы подросткового возраста. Найти пути их решения.

Семинар-практи

кум

/

/

Апрель

Гордиен

ко М.Н.

«Вместе весело…»

Сплотить взрослых и детей.

Эстафеты

/

Май

Участвуют дети и воспитатели.

Никонорова Н.А., воспитатели.

«Вы на века в наших сердцах»

Выяснить 9 мая - праздник или день траура? Воспитывать патриотизм, чувство гордости за нашу Родину. Оформить уголок

Дискус

сия

/

/

Май

Оформление уголка.

Акентье

ва Т.Н.

«Азбука перемен»

Проанализировать свои изменения, помочь детям поверить в свои силы.

Диспут.

/

/

Май

Гордиен

ко М.Н.

Содержание программы

Азбука здоровья (16 ч)

Тема 1: Поход в лес (4 ч)

Инструктаж. Разбивка лагеря, разведение костра, подвижные игры, приготовление пищи, уборка лагеря.

Тема 2: «В здоровом теле здоровый дух»(2 ч)

Соревнования по футболу. Чаепитие.

Тема 3: «Пьяную беду можно предотвратить» (1ч)

Беседа с детьми о том, что такое алкоголь. Его действие на организм человека, тем более на ребёнка. Как избежать алкогольной зависимости. На занятие приглашается врач- педиатр.

Тема 4: «Береги здоровье смолоду» (1 ч)

Беседа о здоровье, о том, как его беречь. Что делать, если ты уже болен. Оформление листа здоровья.

Тема 5: «Зимние забавы»(1 ч)

Игры на свежем воздухе (эстафеты на санках, лыжах)

Тема 6: «Зимняя сказка» (3 ч)

Лыжный поход. Завтрак в лесу. Портретно - пейзажные съёмки.

Тема 7: «Юмор в спорте важен, не спорьте!» (1 ч)

Спортивные конкурсы, викторина

.

Тема 8: «День здоровья» (2 ч)

Выпуск листов здоровья, КВН, соревнования по волейболу.

Тема 9: «Вместе весело» (1 ч)

Эстафеты с воспитателями.

Нравственное здоровье (17 ч)

Тема 1: «Осеннее новолетие, новые новины».(2 ч)

Обряды и обычаи осеннего нового года. Уборка урожая.

Тема 2: «Синичкин праздник» (2 ч)

День памяти святых Зиновия и Зиновии. Птицы - зимники. Изготовление кормушек.

Тема 3: «Кузьминки - первый зимний праздник» (1 ч)

Кузьминки - об осени поминки, встреча зимы. Как отмечали этот праздник.

Тема 4: «Гадания - хорошо? Плохо? Зачем?» (1 ч)

Какие бывают гадания. Плохо это или хорошо? Зачем гадают? Беседа с отцом Михаилом.

Тема 5: «Рождество»- открытое мероприятие (2 ч)

Как отмечают Рождество. Праздничный вечер

Тема 6: «Сретенье - встреча весны» (1 ч)

Почему оно так называется. Как появился и праздновался этот праздник.

Тема 7: «Масленица - мокрохвостка» (2 ч)

Масленичная неделя. Проводы масленицы. Великий пост. Выпечка блинов.

Тема 8: «Пасха» (2 ч)

Выпечка куличей, покраска яиц, освещение их в церкви. Оформление пасхального уголка.

Тема 9: «Вы на века в наших сердцах» (4 ч)

9 мая - праздник или день траура? Чтение стихов, просмотр кинофильмов о войне, оформление уголка «Через века, через года - помните!»

Психогигиена (12 ч)

Тема 1: «Конфликтная ли вы личность?» (1 ч)

Тест, самоанализ. Обработка данных.

Тема 2: «Спасти детей» - беседа (1 ч)

Подростки 21 века.

Тема 3: «Выявление отношения к ЗОЖ» (1 ч)

Анкета. Обработка данных.

Тема 4: Опросник «Агрессия и враждебность» (1 ч)

Анкета для детей. Обработка данных.

Тема 5: «Выявление агрессивности у подростка» (1ч)

Анкета для воспитателей. Обработка данных.

Тема 6: «Диагностика нравственной воспитанности» (1 ч)

Нравственная самооценка. Диагностика нравственной мотивации. Обработка данных.

Тема 7: «Диагностика отношения к нравственным ценностям» (1 ч)

Методика. Обработка данных.

Тема 8: «Способности подростка» (1 ч)

Анкета для воспитателей. Обработка данных.

Тема 9: «Подросток «группы риска в социуме» (1ч)

Анкета. Обработка данных.

По окончании первого года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать: -

- действие алкоголя на организм человека;

- как избежать алкогольной зависимости;

- что такое здоровье и его сбережение;

- что делать, если ты болен;

- обряды и обычаи осеннего нового года;

- зимующих птиц;

- Кузьминки - первый зимний праздник;

- какие бывают гадания. Плохо это или хорошо? Зачем гадают?

- как отмечают Рождество;

- масленичная неделя. Проводы масленицы. Великий пост.

- 9 мая - праздник или день траура?

Уметь:

- разбивать лагерь, разводить костёр, готовить пищу;

- убирать урожай;

- изготавливать кормушки;

- печь блины;

- печь куличи, красить яйца;











Тематическое планирование 2 год


Раздел

Всего часов

Теория

Практика

Азбука здоровья

10

2

8

Нравственное здоровье

13

2

11

Психогигиена


18

9

9









Учебно - тематический план


Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Сроки проведения

Рекоменда

ции

Отвественный

«Час активного отдыха»

Воспитывать чувство коллективизма, интерес к ЗОЖ.

игры

/

Сентябрь

Никонорова Н.А.

«Осеннее настроение, какое оно»

Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Выставка поделок

/

Сентябрь

Фото выставки.

Акентье

ва Т.Н.

«Психика»

Дать понятия - психика, сознание, сверхсознание, подсознание.

Беседа-практикум

/

/

Сентябрь

Гордиен

ко М.Н.

«Здоровому всё здорово»

Развивать быстроту, ловкость; интерес к ЗОЖ.

Соревнования по футболу

/

Октябрь

Инструктор по физическому воспитанию

Никонорова Н.А.

«Чудо древо добра и красоты»

Открытое мероприятие

/

/

Октябрь

Акентье

ва Т.Н

«Психическое здоровье»

Дать советы, что нужно делать для того, чтобы быть психически здоровым человеком.

Час общения

/

/

Октябрь

Гордиен

ко М.Н.

«Крестики-нолики»

Развивать мышление, память, внимание, быстроту, ловкость.

Игра

/

Ноябрь

Открытое занятие.

Никонорова Н.А.

«Вечер бабушкиных рецептов»

Учить детей печь драники.

Практи-кум

/

Ноябрь

Акентье

ва Т.Н.

«Эмоции»

Рассказать детям, как можно побороть страх, выйти из депрессии, как преодолеть агрессию.

Практи-

кум

/

/

Ноябрь

Пригласить психолога.

Гордиен

ко М.Н.

«Научись себя беречь»

Учить детей как правильно поступать в экстремальных ситуациях, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Семинар

/

Декабрь

Представитель МЧС.

Никонорова Н.А.

«В кругу семьи»

Встретить выпускников в домашней обстановке.

Круглый стол

/

/

Декабрь

Приготовить праздничный ужин.

Акентье

ва Т.Н.

«Чувства»

Рассказать детям о формировании чувств, о том какие они бывают, как влияют на здоровье человека.

Семинар

/

/

Декабрь

Гордиен

ко М.Н.

«Токсикомания - враг!»

Помочь понять какой вред приносит человеку токсическая зависимость.

Беседа-практи-кум

/

/

Январь

Выпуск газеты

Никонорова Н.А.

«Остров»

Просмотреть и обсудить кинофильм. Воспитывать духовно-нравственные качества, такие как милосердие, доброта, покаяние, любовь к ближнему.

Домаш-ний кинотеатр

/

/

Январь

Приглашение всех желающих.

Акентье

ва Т.Н.

«Настрое-ние»

Познакомить с понятием «настроение», от чего оно зависит, что нужно делать для его поднятия, ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Семинар

/

/

Январь

Гордиен

ко М.Н.

«Можно ли противостоять вредным привыч-кам?»

Расширить представление о вреде пагубных привычек и борьбе с ними.

Диспут

/

Февраль

Нарколог.

Никонорова Н.А.

«Маслени-ца»

Познакомить с русским традиционным праздником.

Беседа

/

Февраль

Просмотр отрывка из кинофильма «Сибирский цирюльник»

Акентье

ва Т.Н.

«Стресс»

Объяснить детям, что такое стресс, его проявления, как его пережить.

Беседа

/

/

Февраль

Гордиен

ко М.Н.

«Позаботься о себе, помоги другому»

Учить оказывать первую медицинскую помощь

Практи-кум

/

/

Март

Врач

Никонорова Н.А.

«Женщина-красота, мать»

Пробуждать в мальчиках чувство гордости и ответственности за принадлежность к мужскому полу; формировать в девочках стремление проявлять заботу о представителях противоположного пола.

Беседа

/

Март

Акентье

ва Т.Н.


«Мотива-ция»

Дать понятие-мотивация, виды мотивации. Выяснить какая мотивация доминирует у детей на уроках.

Беседа-практи-кум

/

/

Март

Гордиен

ко М.Н.

«Домашняя аптечка»

Учить детей пользоваться медикаментами. Выяснить знают ли дети, какие из них, от чего можно применять.

Из практики

/

Апрель

Врач

Никонорова Н.А.

«Добрый поступок»

Помощь пенсионерам.

Операция

/

Апрель

Акентье

ва Т.Н.

Понима-ние»

Дать знания о понимании, для чего оно нужно.

Беседа-прак-тикум

/

/

Апрель

Гордиен

ко М.Н.

«Здоровый дух может быть только в чистом теле»

Составить правила ухода за кожей, зубами, волосами и т.д.

Практи-кум

/

Май

Никонорова Н.А., воспитатели.

«Добрые слова и пожелания»

Изготовить полотно с пожеланиями и добрыми словами. Воспитывать доброту души.

Конкурс

/

Май

Акентье

ва Т.Н.

«Взаимоотношения»

Раскрыть особенности взаимоотношений, взаимоотношений

между детьми и взрослыми.

Беседа- прак-тикум

/

/

Май

Гордиен

ко М.Н.

Содержание программы

Азбука здоровья (10 ч)

Тема 1: «Час активного отдыха» (1 ч)

Игры на свежем воздухе.

Тема 2: «Здоровому, всё здорово» (2 ч)

Соревнования по футболу

Тема 3: «Крестики - нолики» (1 ч)

Игра. Открытое занятие.

Тема 4: «Научись себя беречь» (1 ч)

Как поступать в экстремальных ситуациях.

Тема 5: «Токсикомания - враг» (1 ч)

Выпуск газеты

Тема 6: «Можно ли противостоять вредным привычкам?» (1 ч)

Вредные привычки и борьба с ними.

Тема 7: «Позаботься о себе, помоги другому» - практикум (медики) (1 ч)

Первая медицинская помощь

Тема 8: «Домашняя аптечка» (1 ч)

Что должно быть в аптечке. Какие лекарства от чего принимать. Приглашение на беседу мед. работника.

Тема 9: «Здоровый дух может быть только в чистом теле» (1 ч)

Составление правил ухода за кожей, зубами и т. д.

Нравственное здоровье(13ч)

Тема 1: «Осеннее настроение, какое оно?» (1 ч)

Выставка поделок из овощей.

Тема 2: «Чудо древо мира добра и красоты» - открытое мероприятие. (1 ч)

Мировое древо - ось порядка, добра и красоты. Три яруса мира. Открытое мероприятие.

Тема 3: «Вечер бабушкиных рецептов» (1 ч)

Выпечка драников.

Тема 4: «В кругу семьи» (2 ч)

Встреча выпускников, готовим вареники.

Тема 5: «Остров» (2 ч)

Просмотр и обсуждение видеофильма.

Тема 6: «Масленица» (2 ч)

Выпечка блинов.

Тема 7: «Женщина - красота, мать» (1 ч)

Некрасивых женщин не бывает. Материнская любовь. Уважение.

Тема 8: Операция «Добрый поступок» (2 ч)

Помощь пенсионерам.

Тема 9: Конкурс «Добрые слова и пожелания» (1 ч)

Изготовление полотна с пожеланиями и добрыми словами.

Психогигиена (18 ч)

Тема 1: «Психика» (2 ч)

Психика - внутренний мир человека. Сознание. Подсознание. Сверхсознание. Самоанализ «Как ты укрепляешь свою психику?»

Тема 2: «Психическое здоровье»(2 ч)

Признаки психического здоровья. Что нужно делать, для того чтобы быть психически здоровым человеком. Самоанализ «Как ты себя чувствуешь?», психорегулирующее упражнение.

Тема 3: «Эмоции» (2 ч)

Виды эмоций. Взаимодействие эмоций. Как побороть страх. Как выйти из депрессии. Как преодолеть агрессию. Самоанализ «Чего ты боишься?», «Сколько в тебе грусти?», «Сколько в тебе агрессии?», составление графика «Эмоциональное возбуждение в течении дня», психорегулирующее упражнение.

Тема 4: «Чувства» (2 ч)

Формирование чувств. Какие бывают чувства. Таблица, «Какие в тебе преобладают чувства, какими эмоциями сопровождаются и как это влияет на твоё здоровье», психорегулирующее упражнение.

Тема 5: «Настроение»(2 ч)

Настроение - душевное состояние. От чего оно зависит. Что нужно делать для укрепления положительного настроения. Самоанализ, таблица «Какие в тебе преобладают чувства, какими эмоциями сопровождаются и как это влияет на твоё здоровье», психорегулирующее упражнение самоанализ «Какое настроение у тебя в школе?», психорегулирующее упражнение.

Тема 6: «Стресс» (2 ч)

Стрессовое состояние. Проявление стресса на физиологическом и психологическом уровнях. Полезные стрессоры. Как пережить стресс.

Самоанализ « Как сильно ты подвержен стрессу?», психорегулирующее упражнение.

Тема 7: «Мотивация» (2 ч)

Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация к учёбе. Самоанализ «Какая мотивация доминирует у тебя на уроках?», психорегулирующее упражнение.

Тема 8: «Понимание» (2 ч)

Понимание - важный фактор в жизнедеятельности человека. Правильное и неадекватное понимание. Для чего оно нужно. Понимание необходимости учиться. Самоанализ «Как ты относишься к учёбе?», психорегулирующие упражнения.

Тема 9: «Взаимоотношения» (2 ч)

Особенности взаимоотношений. Благоприятная среда для формирования отношений между детьми. Взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Самоанализ, «К какому типу взаимоотношений ты склонен?», «Какая атмосфера царит в твоём классе?»

По окончании второго года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать:

- как поступать в экстремальных ситуациях;

- вредные привычки и как с ними бороться;

- что должно быть в аптечке, какие лекарства от чего принимать.

- правила ухода за кожей, зубами и т. д.

- мировое древо - ось порядка, добра и красоты. Три яруса мира.

- некрасивых женщин не бывает. Материнская любовь. Уважение.

- психика - внутренний мир человека. Сознание. Подсознание.

Сверхсознание.

- признаки психического здоровья. Что нужно делать для того, чтобы

быть психически здоровым человеком.

- виды эмоций. Взаимодействие эмоций. Как побороть страх. Как выйти

из депрессии. Как преодолеть агрессию.

- формирование чувств. Какие бывают чувства.

- настроение - душевное состояние. От чего оно зависит. Что нужно

делать для укрепления положительного настроения

- стрессовое состояние. Проявление стресса на физиологическом и

психологическом уровнях. Полезные стрессоры. Как пережить стресс.

- внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация к учёбе.

- понимание - важный фактор в жизнедеятельности человека. Правильное

и неадекватное понимание. Для чего оно нужно. Понимание

необходимости учиться.

- особенности взаимоотношений. Благоприятная среда для формирования

отношений между детьми. Взаимоотношения между детьми и

взрослыми.

Уметь:

- играть в игры: волейбол, футбол, «картошка», «вышибала», лапта;

- играть в игру «Крестики - нолики»;

- издавать газету;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь;

- ухаживать за кожей, зубами и т.д.;

- делать поделки из овощей;

- печь драники;

- готовить вареники;

- понимать смысл фильма, выделять главное;

- стряпать блины;

- делать самоанализ, «Как сильно ты подвержен стрессу?», психорегулирующее упражнение;

- делать самоанализ, «Какая мотивация доминирует у тебя на уроках?», психорегулирующее упражнение;

- делать самоанализ, «Как ты относишься к учёбе?», психорегулирующие упражнения;

- делать самоанализ, «К какому типу взаимоотношений ты склонен?», «Какая атмосфера царит в твоём классе?».









































Тематическое планирование 3 год

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

Азбука здоровья

17

4

13

Нравственное здоровье

13

8

5

Психогигиена


11

4

7










Учебно - тематический план


Название занятия

Цель занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Сроки проведения

Рекоменда

ции

Отвественный

Быстрый мяч.

Пропаганда ЗОЖ

Турнир по футболу

/

Сентябрь

Пригласить учащихся школы №2

Никонорова Н.А.

Основные мировые религии.

Познакомить детей с основными направлениями в религии. Прояснить, что такое секта, как не попасть в беду..

Беседа

/

Сентябрь

Пригласить отца Михаила.


Акентье

ва Т.Н.

«Я выбираю жизнь»

Осмыслить причины по которым люди начинают принимать наркотики.

Тренинго-вое занятие

/

/

Сентябрь

Пригласить психолога.

Гордиен

ко М.Н.

«Скажи наркотикам нет!».

Помочь детям осознать, что мы можем кому-то помочь.

Акция

/

Октябрь

Распространение буклетов.

Никонорова Н.А.

«Колыбельные песни»

Дать понятие о колыбельных песнях, кто их сочинял, когда появились, кто их пел.

Беседа

/

/

Октябрь

Выпечка свистулек.

Акентье

ва Т.Н

«Учись владеть собой»

Дать представление о том, что такое «стресс»; дать советы, как себя вести в нестандартных ситуациях.

Час общения

/

/

Октябрь

Гордиен

ко М.Н.

«Законы здорового питания»

Расширить представление детей о здорово пище, диетах и их последствиях.

Беседа

/

Ноябрь

Пригласить диетсестру.

Никонорова Н.А.

«Доброе сердце дороже красоты»

Раскрыть понятие доброта души. Объяснить значение «С лица воду не пить».

Беседа

/

Ноябрь

Акентье

ва Т.Н.

«Расскажи мне обо мне»

Помочь понять, что каждый человек личность.

Практи

кум

/

Ноябрь

Пригласить психолога.

Гордиен

ко М.Н.

«Зимушка - зима»

Закрепить практические навыки: разбивать лагерь, готовить еду, самостоятельно организовывать эстафеты.

Поход на лыжах

/

Декабрь

Работа с инструктором по физическому воспитанию.

Никонорова Н.А.

«Христианские таинства»

Вспомнить что такое крещение, причастие, освещение, венчание.

Беседа

/

/

Декабрь

Посещение церкви.

Акентье

ва Т.Н.

«Быть уверенным - это здорово»

Познакомить с признаками уверенного и неуверенного в себе человека.

Семинар

/

/

Декабрь

Гордиен

ко М.Н.

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Вспомнить с детьми, как правильно закаляться и как действует закаливание на организм.

Семинар

/

/

Январь

Обтирание, обливание и т. д

Никонорова Н.А.

«Рождество и Новый год ждут ребят у ворот»

Познакомить с понятием характер, рассказать об индивидуальных особенностях психики.

Фольклорный праздник.

/

Январь

Пригласить в гости 6 группу.

Акентье

ва Т.Н.

«Конфликт и способы его преодоле

ния»

Развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, показать возможность разрешения большинства разногласий, отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

Семинар

/

/

Январь

Гордиен

ко М.Н.

«Музыка и здоровье»

Выявить влияние музыки на здоровье человека, его настроение

Беседа-практикум

/

/

Февраль

Музыкальный центр.

Никонорова Н.А.

«Труд в семье»

Рассказать детям о семейном укладе жизни, о русских традициях связанных с трудом.

Беседа - практикум

/

/

Февраль

Трудовой десант

Акентье

ва Т.Н.

«Умение жить среди людей»

Дать понятия, что такое сотрудничество, толерантность, компромисс. Учить детей избегать или правильно выходить из конфликтных ситуаций.

Тренинговое занятие

/

/

Февраль

Психолог.

Гордиен

ко М.Н.

«Биоритмы, что это такое?»

Рассказать о биоритмах и их влиянии на человека.

Беседа

/

Март

Никонорова Н.А.

«Русская масленица»

Учить детей печь блины.

Практи

кум

/

Март

Акентье

ва Т.Н.


«Взрослые и дети, мир общения»

Вспомнить этикет общения.

Беседа

/

Март

Гордиен

ко М.Н.

«День здоровья»

Выпустить лист здоровья. Поиграть в подвижные игры.

Практи

кум

/

Апрель

Никонорова Н.А.

«Ликуй, земля! Христос воскресе!»

Оформить пасхальный уголок.

Практи

кум

/

Апрель

Акентье

ва Т.Н.

«Отцы и дети»

Сблизить взрослых и детей.

Деловая игра

/

Апрель

Гордиен

ко М.Н.

«Вместе весело…»

Сплотить взрослый и детский коллектив. Пропагандировать ЗОЖ.

Проход

/

/

Май

Инструктор по физическому воспитанию.

Никонорова Н.А., воспитатели.

«Имянаречение»


Познакомить детей со значением имён, рассказать какую роль играет имя в жизни человека.

Беседа

/

Май

Акентье

ва Т.Н.

«Мир глазами агрессивно

го человека»

Учить распознавать и контролировать негативные эмоции.

Беседа

/

Май

Психолог

Гордиен

ко М.Н.

Содержание программы

Азбука здоровья (15 ч)

Тема 1: «Быстрый мяч» (2 ч)

Турнир по футболу.

Тема 2: «Скажи наркотикам нет!» - акция (2 ч)

Выпуск буклетов и их распространение по р. п. Черлак.

Тема 3: «Законы здорового питания» - беседа (1 ч)

Здоровая пища. Диеты. Болезни.

Тема 4: «Зимушка-зима» - лыжный поход (3 ч)

Разбивка лагеря, приготовление еды, эстафеты.

Тема 5: «Если хочешь быть здоров, закаляйся» - беседа (1 ч)

Как правильно закаляться. Как действует закаливание на организм.

Тема 6: «Музыка и здоровье» - беседа (2 ч)

Влияние музыки на здоровье человека, настроение. Прослушивание музыкальных произведений.

Тема 7: «Биоритмы, что это такое?» - беседа (1 ч)

Какие бывают биоритмы. Как биоритмы влияют на человека.

Тема 8: «День здоровья» (2 ч)

Выпуск листка здоровья, КВН.

Тема 9: Поход (3 ч)

Нравственное здоровье (13 ч)

Тема 1: «Основные мировые религии» - беседа (1 ч)

Какие религии существуют. Секты. Как не попасть в секту.

Тема 2: «Колыбельные песни» - беседа (1 ч)

Кто сочиняет колыбельные песни. Когда появились. Кто их пел.

Тема 3: «Доброе сердце, дороже красоты» - беседа (1 ч)

Доброта души. С лица воду не пить.

Тема 4: «Христианские таинства» - беседа (1 ч)

Крещение. Причастие.

Тема 5: «Рождество и Новый год ждут ребят у ворот» - фольклорный праздник. (1ч)

Рождество. Как отмечают новый год.

Тема 6: «Труд в семье» - беседа (2 ч)

Источник благосостояния. Труд детей. Труд - нравственное богатство. Трудовой десант.

Тема 7: «Русская масленица» - практическое занятие (1 ч)

Выпечка блинов.

Тема 8: «Ликуй, земля! Христос воскресе!» (2 ч)

Оформление пасхального уголка.

Тема 9: «Имянаречение» - беседа (1 ч)

Имя - тайная сила. Народные традиции.

Психогигиена (11 ч)

Тема 1: ««Я выбираю жизнь» - тренинговое занятие (психолог) (1 ч)

Анкеты, ролевая игра, упражнения, мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди начинают принимать наркотики».

Тема 2: «Учись владеть собой!» - час общения (1 ч)

Стресс. Советы, как вести себя в нестандартных ситуациях. Релаксационные упражнения.

Тема 3: «Расскажи мне обо мне» - практическое занятие (1 ч)

Упражнения «Моё «Я» в моих руках», «Чёрный и золотой стулья». Анкета.

Тема 4: «Быть уверенным - это здорово» - беседа + практика (2 ч)

Признаки характерные для уверенного и неуверенного в себе человека. Тест «Насколько вы уверены в себе», ролевая игра «Я могу быть разным», психогимнастика.

Тема 5: «Конфликт и способы его преодоления» - беседа (1 ч)

Конфликт. Типы конфликтов. Конфликты в истории человечества. Как разрешить конфликт справедливо и без насилия.

Тема 6: «Умение жить среди людей» - тренинговое занятие (психолог) (2 ч)

Социализация. Признание окружающими людьми. Компромисс. Сотрудничество. Толерантность.

Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций, игра «Триада», игра «Сломанные квадраты».

Тема 7: «Взрослые и дети, мир общения» - беседа (1 ч)

Этика общения.

Тема 8: «Отцы и дети»- деловая игра (1 ч)

Конкурсы: «За что мы любим?», «Пойми меня», «Волшебные слова», «Ты - чудо», «Паутина предрассудков».

Тема 9: «Мир глазами агрессивного человека» - беседа (психолог) (1 ч)

Критерии агрессивного поведения. Распознавание и контроль негативных эмоций.

По окончании третьего года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать:

- какая пища считается здоровой, диеты, болезни;

- как правильно закаляться. Как действует закаливание на организм;

- как влияет музыка на здоровье человека, настроение;

- какие бывают биоритмы. Как биоритмы влияют на человека;

- какие религии существуют. Секты. Как не попасть в секту;

- кто сочиняет колыбельные. Когда появились. Кто их пел;

- что такое­ доброта души;

- христианские таинства;

- как отмечают новый год и рождество в России.

- что источник благосостояния- труд, труд - нравственное богатство;

- что имя - тайная сила, какие существуют народные традиции;

- что такое стресс, как вести себя в нестандартных ситуациях;

- признаки характерные для уверенного в себе человека;

- что такое конфликт. Типы конфликтов. Конфликты в истории

человечества. Как разрешить конфликт справедливо и без насилия;

- что такое социализация. Признание окружающими людьми.

Компромисс. Сотрудничество. Толерантность;

- этикет общения со взрослыми и детьми;

- критерии агрессивного поведения. Распознавать и контролировать

негативные эмоции;

Уметь:

- играть в футбол;

- выпускать буклеты и их распространять;

- разбивать лагерь, готовить еду;

- слушать музыкальные произведения;

- выпускать листок здоровья, играть в КВН;

- играть в игры;

- убирать территорию;

- печь блины;

- оформлять пасхальный уголок;

- заполнять анкеты, выполнять упражнения;

- делать психогимнастику;

- разыгрывать и обсуждать конфликтные ситуации, играть в игры: «Триада», «Сломанные квадраты»

- участвовать в конкурсах: «За что мы любим?», «Пойми меня», «Волшебные слова», «Ты - чудо», «Паутина предрассудков».







Литература для воспитателя


  1. Анастасова Л.П. «Формирование ЗОЖ подростков» - 2000.

  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.

  3. Бландинская О. «Уроки здоровья» // Школьный психолог - 2001 № 2, стр. 14

  4. Большаков В.Ю. Психотренинги, игры, упражнения. - СПб., 1994.

  5. Гильяшева И.Н., Игнатова Н.Д. Межличностные отношения ребёнка. - М., 1994.

  6. Дерябо С. «Отношение к здоровью и к ЗОЖ»,// Директор школы - 1999 № 2, стр. 7 - 16

  7. «Здоровье детей» - 2003 № 12, стр.20.

  8. Зеньковский В.В. Психология детства./ сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1996.

  9. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / Сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1996.

  10. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию - М.: Владос, 2000.

  11. Какая программа «Здоровье» нужна нашим детям? // Школа - 2001 №5, стр.57.

  12. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? - психологические игры и упражнения. - Москва «Генезис» 2000. 1 ч.

  13. Кузина Т.Ф, Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: Школа - Пресс 1998.

  14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: мет. Пособие: - М.: Аспект Пресс, 2000.

  15. Майорова А.В., Чепурных Е.Е, Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам. - СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.

  16. Мерзляков Ю.А. Путь в Страну Здоровья. Мн.: Полымя, 1982.

  17. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004.

  18. Немов Р.С. Психология. - М., 1994.

  19. Попов С.В. Валеология в школе и дома: - СПб.: Союз, 1997.

  20. Практическая психология / в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.

  21. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях СПб. Речь, 2005.

  22. Русская народная словестность. / Ав. сост. Н.Н.Костанян. - М.: «Просвещение» 1994.

  23. Рыбников В.Ю. Твоё здоровье. Регуляция психики. - М.: 2005.

  24. Современная энциклопедия для девочек./ Авт.- сост.Н.М. Волчек. - Мн.: Литература, 1997.

  25. Современная энциклопедия для мальчиков. Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: современный литератор, 1999.

  26. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии.

  27. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Подростоки 21 века. Психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях. - Москва «ВАКО» 2006.

  28. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Россииское педагогическое агентство, 1997.

  29. Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2 - т. Под общей редакцией И.В. Кузнецовой. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.

  30. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.

  31. Энтин Г.М. Когда человек себе враг. М., Знание 1979.

  32. Эрл Кернс. Дорогами христианства.- М.: «Протестант» 1992.


Литература для детей


  1. Современная энциклопедия для девочек./ Авт.- сост.Н.М. Волчек. - Мн.: Литература, 1997.


  1. Современная энциклопедия для мальчиков. Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: современный литератор, 1999.


  1. Рыбников В.Ю. Твоё здоровье. Регуляция психики. - М.: 2005.


  1. Мерзляков Ю.А. Путь в Страну Здоровья. Мн.: Полымя, 1982.








Приложение 1.

Опросник «Быть здоровым - это…»

Инструкция: «Из следующих восьми утверждений о здоровье выберите три, которые вы считаете наиболее подходящими. Цифру выбранного утверждения обведите кружком».

  1. Быть здоровым - значит редко болеть.

  2. Быть здоровым - значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать).

  3. Быть здоровым - это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.

  4. Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.

  5. Здоровье - это когда у тебя всё получается, всё в порядке, всё хорошо.

  6. Быть здоровым - значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям, а не стоять в стороне.

  7. Быть здоровым - значит жить, как тебе хочется.

Анкета «Здоровый образ жизни»


  1. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни? Расположенные варианты по значимости:

1) не пить;

2) не курить;

3) заниматься спортом;

4) полноценно и правильно питаться;

5) не употреблять наркотики;

6) не вести беспорядочную половую жизнь;

7) вести осмысленную жизнь;

8) жить полноценной духовной жизнью;

9) позитивное отношение к себе;

10) доброжелательное отношение к другим людям;

11) гармоничное отношение в семье;

12) саморазвитие, самосовершенствование;

  1. Необходим ли, по- твоему, здоровый образ жизни? Если не , то почему? Если да, то зачем?

  2. Как ты думаешь, является ли твой образ жизни здоровым?

Ответ надо обосновать.

4.Насколько успех в жизни человека зависит от образа жизни?

  1. полностью;

  2. во многом;

  3. не очень;

  4. не зависит;

  1. Для чего бы ты стал вести ЗОЖ? Чтобы…

  1. быть сильным;

  2. быть красивым;

  3. быть всегда в форме;

  4. быть успешным в делах;

  5. в полной меры осуществлять с вои способности;

  6. развиваться как личность;

  7. иметь здоровых детей

  8. получать от жизни радость и удовольствие;

  1. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?

  1. тяжёлая болезнь;

  2. смерть близкого человека;

  3. общее неудовлетворительное самочувствие;

  4. неудачи в делах;

  5. влюблённость;

  6. чтение специальной литературы;

  1. Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?

  2. Расположи следующие ценности в соответствии с их степенью важности для тебя:

  1. образование;

  2. здоровье;

  3. семья;

  4. дружба;

  5. красота

  6. любовь;

  7. познание;

  8. развитие;

  9. уверенность в себе;

10) творчество;

11) интересная работа;

12) материальна обеспеченность;

13) счастье других;

14) развлечения;

15) беспечная жизнь.

Диагностика нравственной воспитанности

Инструкция: педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я вам прочитаю 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - 3 балла; если немножко согласны - 2 балла; если вы совсем не согласны - 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили, прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание.

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

2

1

8

Мне приятно доставлять людям радость.

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

3

2

1

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7, (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, присваивается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Вопросник Басса - Дарки


Вопросы

Да

Нет

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.


Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.


Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.


Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.


Я не всегда получаю то, что мне положено.


Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.


Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.


Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.


Мне кажется, я не способен ударить человека.


Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.


Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.


Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.


Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.


Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.


Я иногда бываю, не согласен с людьми.


Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь.


Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.


Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.


Я гораздо более раздражителен, чем кажется.


Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.


Меня немного огорчает моя судьба.


Я думаю, что многие люди не любят меня.


Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.


Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.


Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.


Я не способен на грубые шутки.


Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.


Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.


Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.


Довольно многие люди завидуют мне.


Я требую, чтобы люди уважали меня.


Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.


Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щёлкнули по носу».


Я никогда не бываю, мрачен от злости.


Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.


Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.


Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.


Иногда мне кажется, что надо мной смеются.


Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.


Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.


Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.


Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь.


Иногда люди раздражают меня своим присутствием.


Нет людей, которых я бы по - настоящему ненавидел.


Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».


Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нём всё, что думаю.


Я делаю много такого, о чём в последствии сожалею.


Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.


С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.


Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.


Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко работать.


Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что - нибудь приятное для меня.


Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.


Неудачи огорчают меня.


Я дерусь не реже и не чаше, чем другие.


Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал первую попавшуюся вещь и ломал её.


Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.


Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.


Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.


Я ругаюсь только от злости.


Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.


Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю её.


Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.


Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.


У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.


Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.


Я часто думаю, что жил неправильно.


Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.


Я не огорчаюсь из - за мелочей.


Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.


Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.


В последнее время я стал занудой.


Я в споре часто повышаю голос.


Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям.


Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Выявление агрессивности подростка

(анкета для воспитателей)

Инструкция. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Позволяющие выделить степень агрессивности у подростка.

Утверждения

Да

Нет

Временами кажется, что в него вселился злой дух.


Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.


Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.


Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.


Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.


Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.


Он не прочь подразнить животных.


Переспорить его трудно.


Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.


Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.


В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.


Часто не по возрасту ворчлив.


Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.


Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватого.


Легко ссорится, может вступать в драку.


У него не редки приступы мрачной раздражительности.


Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.


Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.



Приложение 2

«Выявление агрессивности у подростка»

(анкета для воспитателей)

Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.

Цель: Выявить уровень агрессивности у подростков


Программа для воспитателей Азбука здоровья




Выводы: из графика видно, что на первом году обучения, по программе «Азбука здоровья» у детей уровень агрессии значительно выше, чем на втором.


«Диагностика нравственной воспитанности»

Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.

Цель: Выявить уровень нравственной воспитанности.

Программа для воспитателей Азбука здоровья

Выводы: из графика видно, что уровень нравственной воспитанности на втором году обучения выше, чем на первом.

«Быть здоровым - это…»

Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.

Цель: Выявить знают ли дети что такое ЗОЖ.

Программа для воспитателей Азбука здоровья

Выводы: второй год обучения показывает результат лучше, чем на первом.






Оглавление.

1. Пояснительная записка.

2. Тематический план и содержание программы.

3. Литература.

4. Приложение.










36

© 2010-2022