- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа для воспитателей Азбука здоровья
Программа для воспитателей Азбука здоровья
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никонорова Н.А. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное учреждение Омской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Черлакский детский дом»
Программа
«Азбука здоровья»
(для работы воспитателя детского дома
с детьми 3 - 11 классов)
Срок реализации - 3 года.
Разработала:
Никонорова Н.А.
(воспитатель II кв. категория)
Черлак 2007 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Забота о здоровье детей - это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский.
Роль здоровья в жизни человека трудно переоценить. Здоровье по сути своей должно быть его первейшей потребностью. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Процесс удовлетворения потребности в здоровье носит сложный, своеобразный (часто противоречивый), опосредованный характер и не всегда приводит к оптимальному результату. По мнению Д.Н. Давиденко, это обусловлено рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве ещё не сформировалась положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье, в первую очередь в силу низкой культуры общества, ещё не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.
Сегодня, несмотря на исследовательский бум в отношении проблем валеологии - науки о ЗОЖ, - существуют разногласия в понимании того, что же такое здоровье.
По точному замечанию Г.Л. Апанасенко, «…использовать показатели заболеваемости в качестве критерия здоровья - это всё равно, что характеризовать белый цвет наличием или отсутствием чёрного. Ведь понятие «здоровье» означает нечто большее», чем просто отсутствие болезни. В то же время здоровье сосуществует с болезнью.
Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то следует вспомнить профессора Г.Сигериста, который ещё в 1941 году отмечал: «Здоровье не означает просто отсутствия болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Определение Всемирной Организации Здравоохранения, сформулированное в 1946 году основано на тех же положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и отсутствие физических дефектов»
Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении, ситуация в современной России, вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую активность. За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей - на 12% и подростков - на 35%. Из 6 млн. подростков, прошедших медицинские осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. При этом треть - заболевания, ограничивающие выбор будущей профессии. Более печальная картина наблюдается у детей, находящихся в особо трудных условиях, которые приводят их в детские дома и интернаты.
Проблемы обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тесно связаны с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей. Общественным является тот факт, что дети поступают в детские дома из асоциальных, неблагополучных семей. А это значит, что, начиная с периода беременности, ребёнок испытывает отрицательные влияния на состояние здоровья. Дети поступают в такие учреждения ослабленные, со сниженным иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, которые принимают затяжной, хронический характер. Аморальный образ жизни, низкий нравственный уровень матерей и отцов, фактически отказавших своим детям в заботе и в тепле, их безответственное отношение к маленькому человеческому существу приводит к тому, что дети страдают нервно-психическими расстройствами и недостатком нравственного воспитания. Поэтому проблема здорового образа жизни, у детей, воспитывающихся в детских домах, считается очень актуальной.
Изучением проблем детского здоровья занимались: В.И.Ковалько, М.Е.Николаев, А.Н.Овчинников, Т.Н.Мирская и многие другие.
В нашей группе проживает 13 человек - 8 девочек и 5 мальчиков, возраст детей 13-15 лет. Все дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным опросника Д.Сириес и В.Равидия, не все дети знают, что такое здоровье, из 13 опрошенных, 10 это 77%, считают, что быть здоровым значит редко болеть. Но как уже было сказано, здоровье это ещё и психическое равновесие, умение владеть собой, своими эмоциями, умения общаться с окружающими. Также для выявления уровня здоровья были проведены следующие методики: диагностика нравственной воспитанности, анкета по выявлению отношения к ЗОЖ, вопросник агрессии и враждебности «Басса-Дарки», «Выявление агрессивности у подростка» анкета для воспитателей. Данные диагностик показали, что нравственная воспитанность детей находится на уровне ниже среднего, что такое здоровье они не знают, ЗОЖ стоит не на первом месте в иерархии потребностей наших детей, агрессивность находится на высоком и среднем уровнях.
По данным медицинского обследования 30,8 % воспитанников этого детского коллектива здоровы, остальные имеют различные заболевания - туберкулёзное инфицирование - 4 чел., хронический тонзиллит - 2 чел., сердечно - сосудистые заболевания - 1 чел., хронические заболевания желудочно - кишечного тракта - 1 чел., слабое зрение - 3 чел., болезнь Клиппеля Фейла - 1 чел., эпилепсия - 1чел., органическое развития личности с нарушением поведения - 1 чел., нарушение осанки - 1 чел.
Исходя из выше перечисленного, стало очевидно, что назрела необходимость разработки программы «Если хочешь быть здоров», цель данной программы: воспитать физически и психически здоровую, духовно-нравственную личность, за основу которой был взят практический опыт детских домов г. Вологды, Яглинского детского дома, школы- интерната г. Кирова и другие.
Задачи программы:
Управленческие (для педагогов)
Личностные (для детей)
1.Воспитать в детях сознательную потребность в ЗОЖ.
2.Формировать адекватное отношение к отрицательным социальным явлениям: пьянству, курению, наркомании, токсикомании.
3.Дать знания по предупреждению и способам лечения болезней, навыкам доврачебной помощи;
4.Познакомить детей с основными составляющими психического здоровья; обучить способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
5.Учить бесконфликтному общению. Помочь детям преодолеть разобщенность в коллективе.
6.Воспитывать духовно - нравственную личность, через традиции русского народа.
1.Стремиться к осознанному выбору ЗОЖ.
2.Адекватно относиться к отрицательным социальным явлениям (пьянству, курению, наркомании, токсикомании.)
3.Уметь применять полученные знания на практике.
4.Знать основные составляющие психического здоровья, уметь управлять своей психикой.
5.Уметь общаться со сверстниками и взрослыми.
6.Расширить представления о нравственности. Познакомиться с традициями русского народа.
Программа реализуется в трех направлениях: физическое, психическое, духовно-нравственное здоровье.
Рассчитана программа для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста, в течение трёх лет.
Занятия будут проходить в спортивном зале, актовом зале, группе, на стадионе, кабинете психолога, тренажёрном зале.
Для проведения занятий требуется следующая материальная база: ТСО, спортивный инвентарь, спортивная форма, канцелярские принадлежности, методические пособия, учебная литература.
Для реализации программы предусмотрено участие следующих специалистов: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники, врачи специалисты, психолог, диетсестра.
Программа составлена по блокам.
Формы и методы организации деятельности:
- групповые занятия;
- утренняя гимнастика;
- тренинги;
- встречи с врачами-специалистами;
- походы;
- спортивные праздники;
- спортивные соревнования;
- кулинарные занятия;
- беседы;
- праздничные вечера;
- тесты;
- анкетирование;
- наблюдение;
Для занятий характерна такая структура: теоретическая часть + практическая часть.
Педагог, работающий по этой программе, может столкнуться с определёнными трудностями: нехватка методической литературы, сложности в организации межведомственного взаимодействия.
Критериями результативности данной программы будут являться следующие результаты:
- увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой;
- навыки и установки на ЗОЖ;
- сужение сферы противоправных действий;
- улучшение качества обучения и воспитания детей на основе здоровьесберегающих технологий;
- создание возможностей, для формирования основных, жизненных ценностей ребёнка, где здоровье будет занимать престижное место, и дети получат необходимые знания, умения и навыки, по поддержанию своего организма в комфортном состоянии;
- искоренение вредных привычек;
- стабилизация и улучшение самочувствия воспитанников, уменьшение простудных заболеваний.
- улучшение психологического климата в коллективе детей, снижение уровня конфликтности;
- приобретение нравственных навыков и привычек;
- знание традиций русского народа.
Тематическое планирование 1 год
Раздел
Всего часов
Теория
Практика
Азбука здоровья
16
3
13
Нравственное здоровье
17
8
9
Психогигиена
12
9
1
Учебно - тематический план
Название занятия
Цель занятия
Форма проведения
Теория
Практика
Сроки проведения
Рекоменда
ции
Отвественный
«Осень в лесу»
Учить детей разбивать лагерь, разводить костёр, готовить еду, организовывать досуг; помочь преодолеть разобщённость между мальчиками и девочками в группе.
Поход
/
/
Сентябрь
Инструктор по физ. Воспитанию.
Никонорова Н.А.
«Осеннее новолетие, новые новины»
Рассказать детям, как хранить урожай.
Работа на огороде.
/
/
Сентябрь
Инструктор по труду.
Акентье
ва Т.Н.
«Общение в жизни человека»
Рассказать о значении общения в жизни людей, какие бывают барьеры в общении. Развивать коммуникативные навыки.
Беседа
/
Сентябрь
Гордиен
ко М.Н.
«В здоровом теле здоровый дух»
Воспитывать потребность в ЗОЖ.
Соревнования по футболу.
/
Октябрь
Пригласить школу № 2.
Никонорова Н.А.
«Синичкин праздник»
Рассказать о дне памяти святых Зиновия и Зиновии. Поговорить о птицах, которые остаются на зимовку. Воспитывать в детях чувство сострадания, доброту.
Беседа-практи
кум
/
/
Октябрь
Изготовление кормушек и их установка.
Акентье
ва Т.Н
«Зачем нужно знать себя?»
Создать мотивацию на познание самих себя. Выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.
Семинар.
/
/
Октябрь
Психолог.
Гордиен
ко М.Н.
«Пьяную беду можно предотвратить»
Рассказать детям как алкоголь действует на организм человека, что делать, чтобы избежать зависимости.
Беседа
/
Ноябрь
Никонорова Н.А.
«Кузьминки- первый зимний праздник»
Рассказать детям, как отмечался этот праздник.
Беседа
/
Ноябрь
Акентье
ва Т.Н
«Я глазами других»
Формировать способность к самоанализу, способствовать желанию самосовершенствования, развивать способности принимать друг друга.
Круглый стол
/
/
Ноябрь
Гордиен
ко М.Н.
«Береги здоровье с молоду»
Дать понятие «здоровье», как его беречь и что делать, если ты уже заболел.
Беседа
/
Декабрь
Никонорова Н.А.
«Гадания - хорошо, плохо, зачем»
Объяснить детям, что нужно относиться к этому ритуалу, как к игре.
Беседа
/
Декабрь
Акентье
ва Т.Н.
«Пойми меня»
Формировать умения понимать друг друга, и принимать обратные связи, стимулировать поведенческие изменения.
Практи кум
/
/
Декабрь
Психолог.
Гордиен
ко М.Н.
«Зимние забавы»
Развивать интерес к спорту, ЗОЖ.
Игры на свежем воздухе.
/
/
Январь
Эстафеты на санках, лыжах.
Никонорова Н.А.
«Рождест
во»
Познакомить с традицией празднования православного праздника. Воспитывать любовь к Родине.
Праздничный вечер
/
/
Январь
Акентье
ва Т.Н.
«Мои внутренние друзья и мои внутренние враги»
Познакомить с эмоциями, учить определять, учиться определять эмоционального состояния других людей
беседа
/
/
Январь
Гордиен
ко М.Н.
«Зимняя сказка»
Показать красоту нашей природы зимой.
Лыжный поход
/
Февраль
фотосессия
Никонорова Н.А.
«Стретенье-
встреча с детьми»
Рассказать детям о том, как появился этот праздник и как его отмечает русский народ.
беседа
/
Январь
Акентье
ва Т.Н.
«Критика»
Знакомство с понятием и отработка навыков правильного реагирования на критику.
Беседа
/
Февраль
Гордиен
ко М.Н.
«Юмор в спорте важен, не спорьте!»
Развивать интерес к спорту, ЗЮЖ. Показать что юмор его неотъемлемая часть.
Спортив
ный праздник
/
/
Март
Два воспитателя
Никонорова Н.А.
«Масленица-мокрохвостка»
Рассказать детям, как на Руси празднуется масленичная неделя, проводы масленицы; великий пост.
За чашкой чая
/
/
Март
Акентье
ва Т.Н.
«Ярмарка» достоинств
Закрепить навыки самоанализа, преодоление барьеров на пути самокритики, развивать уверенность в себе.
Круглый стол.
/
/
Март
Гордиен
ко М.Н.
«День здоровья»
Пропагандировать ЗОЖ.
Соревнование по волейбо
лу
/
Апрель
Между взрослыми и детьми
Никонорова Н.А.
«Пасха»
Рассказать, как на Руси отмечают этот праздник. Оформить пасхальный уголок. Учить детей печь куличи, красить яйца.
беседа- практи
кум
/
/
Апрель
Акентье
ва Т.Н.
«Мои проблемы»
Выявить проблемы подросткового возраста. Найти пути их решения.
Семинар-практи
кум
/
/
Апрель
Гордиен
ко М.Н.
«Вместе весело…»
Сплотить взрослых и детей.
Эстафеты
/
Май
Участвуют дети и воспитатели.
Никонорова Н.А., воспитатели.
«Вы на века в наших сердцах»
Выяснить 9 мая - праздник или день траура? Воспитывать патриотизм, чувство гордости за нашу Родину. Оформить уголок
Дискус
сия
/
/
Май
Оформление уголка.
Акентье
ва Т.Н.
«Азбука перемен»
Проанализировать свои изменения, помочь детям поверить в свои силы.
Диспут.
/
/
Май
Гордиен
ко М.Н.
Содержание программы
Азбука здоровья (16 ч)
Тема 1: Поход в лес (4 ч)
Инструктаж. Разбивка лагеря, разведение костра, подвижные игры, приготовление пищи, уборка лагеря.
Тема 2: «В здоровом теле здоровый дух»(2 ч)
Соревнования по футболу. Чаепитие.
Тема 3: «Пьяную беду можно предотвратить» (1ч)
Беседа с детьми о том, что такое алкоголь. Его действие на организм человека, тем более на ребёнка. Как избежать алкогольной зависимости. На занятие приглашается врач- педиатр.
Тема 4: «Береги здоровье смолоду» (1 ч)
Беседа о здоровье, о том, как его беречь. Что делать, если ты уже болен. Оформление листа здоровья.
Тема 5: «Зимние забавы»(1 ч)
Игры на свежем воздухе (эстафеты на санках, лыжах)
Тема 6: «Зимняя сказка» (3 ч)
Лыжный поход. Завтрак в лесу. Портретно - пейзажные съёмки.
Тема 7: «Юмор в спорте важен, не спорьте!» (1 ч)
Спортивные конкурсы, викторина
.
Тема 8: «День здоровья» (2 ч)
Выпуск листов здоровья, КВН, соревнования по волейболу.
Тема 9: «Вместе весело» (1 ч)
Эстафеты с воспитателями.
Нравственное здоровье (17 ч)
Тема 1: «Осеннее новолетие, новые новины».(2 ч)
Обряды и обычаи осеннего нового года. Уборка урожая.
Тема 2: «Синичкин праздник» (2 ч)
День памяти святых Зиновия и Зиновии. Птицы - зимники. Изготовление кормушек.
Тема 3: «Кузьминки - первый зимний праздник» (1 ч)
Кузьминки - об осени поминки, встреча зимы. Как отмечали этот праздник.
Тема 4: «Гадания - хорошо? Плохо? Зачем?» (1 ч)
Какие бывают гадания. Плохо это или хорошо? Зачем гадают? Беседа с отцом Михаилом.
Тема 5: «Рождество»- открытое мероприятие (2 ч)
Как отмечают Рождество. Праздничный вечер
Тема 6: «Сретенье - встреча весны» (1 ч)
Почему оно так называется. Как появился и праздновался этот праздник.
Тема 7: «Масленица - мокрохвостка» (2 ч)
Масленичная неделя. Проводы масленицы. Великий пост. Выпечка блинов.
Тема 8: «Пасха» (2 ч)
Выпечка куличей, покраска яиц, освещение их в церкви. Оформление пасхального уголка.
Тема 9: «Вы на века в наших сердцах» (4 ч)
9 мая - праздник или день траура? Чтение стихов, просмотр кинофильмов о войне, оформление уголка «Через века, через года - помните!»
Психогигиена (12 ч)
Тема 1: «Конфликтная ли вы личность?» (1 ч)
Тест, самоанализ. Обработка данных.
Тема 2: «Спасти детей» - беседа (1 ч)
Подростки 21 века.
Тема 3: «Выявление отношения к ЗОЖ» (1 ч)
Анкета. Обработка данных.
Тема 4: Опросник «Агрессия и враждебность» (1 ч)
Анкета для детей. Обработка данных.
Тема 5: «Выявление агрессивности у подростка» (1ч)
Анкета для воспитателей. Обработка данных.
Тема 6: «Диагностика нравственной воспитанности» (1 ч)
Нравственная самооценка. Диагностика нравственной мотивации. Обработка данных.
Тема 7: «Диагностика отношения к нравственным ценностям» (1 ч)
Методика. Обработка данных.
Тема 8: «Способности подростка» (1 ч)
Анкета для воспитателей. Обработка данных.
Тема 9: «Подросток «группы риска в социуме» (1ч)
Анкета. Обработка данных.
По окончании первого года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать: -
- действие алкоголя на организм человека;
- как избежать алкогольной зависимости;
- что такое здоровье и его сбережение;
- что делать, если ты болен;
- обряды и обычаи осеннего нового года;
- зимующих птиц;
- Кузьминки - первый зимний праздник;
- какие бывают гадания. Плохо это или хорошо? Зачем гадают?
- как отмечают Рождество;
- масленичная неделя. Проводы масленицы. Великий пост.
- 9 мая - праздник или день траура?
Уметь:
- разбивать лагерь, разводить костёр, готовить пищу;
- убирать урожай;
- изготавливать кормушки;
- печь блины;
- печь куличи, красить яйца;
Тематическое планирование 2 год
Раздел
Всего часов
Теория
Практика
Азбука здоровья
10
2
8
Нравственное здоровье
13
2
11
Психогигиена
18
9
9
Учебно - тематический план
Название занятия
Цель занятия
Форма проведения
Теория
Практика
Сроки проведения
Рекоменда
ции
Отвественный
«Час активного отдыха»
Воспитывать чувство коллективизма, интерес к ЗОЖ.
игры
/
Сентябрь
Никонорова Н.А.
«Осеннее настроение, какое оно»
Воспитывать в детях чувство прекрасного.
Выставка поделок
/
Сентябрь
Фото выставки.
Акентье
ва Т.Н.
«Психика»
Дать понятия - психика, сознание, сверхсознание, подсознание.
Беседа-практикум
/
/
Сентябрь
Гордиен
ко М.Н.
«Здоровому всё здорово»
Развивать быстроту, ловкость; интерес к ЗОЖ.
Соревнования по футболу
/
Октябрь
Инструктор по физическому воспитанию
Никонорова Н.А.
«Чудо древо добра и красоты»
Открытое мероприятие
/
/
Октябрь
Акентье
ва Т.Н
«Психическое здоровье»
Дать советы, что нужно делать для того, чтобы быть психически здоровым человеком.
Час общения
/
/
Октябрь
Гордиен
ко М.Н.
«Крестики-нолики»
Развивать мышление, память, внимание, быстроту, ловкость.
Игра
/
Ноябрь
Открытое занятие.
Никонорова Н.А.
«Вечер бабушкиных рецептов»
Учить детей печь драники.
Практи-кум
/
Ноябрь
Акентье
ва Т.Н.
«Эмоции»
Рассказать детям, как можно побороть страх, выйти из депрессии, как преодолеть агрессию.
Практи-
кум
/
/
Ноябрь
Пригласить психолога.
Гордиен
ко М.Н.
«Научись себя беречь»
Учить детей как правильно поступать в экстремальных ситуациях, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.
Семинар
/
Декабрь
Представитель МЧС.
Никонорова Н.А.
«В кругу семьи»
Встретить выпускников в домашней обстановке.
Круглый стол
/
/
Декабрь
Приготовить праздничный ужин.
Акентье
ва Т.Н.
«Чувства»
Рассказать детям о формировании чувств, о том какие они бывают, как влияют на здоровье человека.
Семинар
/
/
Декабрь
Гордиен
ко М.Н.
«Токсикомания - враг!»
Помочь понять какой вред приносит человеку токсическая зависимость.
Беседа-практи-кум
/
/
Январь
Выпуск газеты
Никонорова Н.А.
«Остров»
Просмотреть и обсудить кинофильм. Воспитывать духовно-нравственные качества, такие как милосердие, доброта, покаяние, любовь к ближнему.
Домаш-ний кинотеатр
/
/
Январь
Приглашение всех желающих.
Акентье
ва Т.Н.
«Настрое-ние»
Познакомить с понятием «настроение», от чего оно зависит, что нужно делать для его поднятия, ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
Семинар
/
/
Январь
Гордиен
ко М.Н.
«Можно ли противостоять вредным привыч-кам?»
Расширить представление о вреде пагубных привычек и борьбе с ними.
Диспут
/
Февраль
Нарколог.
Никонорова Н.А.
«Маслени-ца»
Познакомить с русским традиционным праздником.
Беседа
/
Февраль
Просмотр отрывка из кинофильма «Сибирский цирюльник»
Акентье
ва Т.Н.
«Стресс»
Объяснить детям, что такое стресс, его проявления, как его пережить.
Беседа
/
/
Февраль
Гордиен
ко М.Н.
«Позаботься о себе, помоги другому»
Учить оказывать первую медицинскую помощь
Практи-кум
/
/
Март
Врач
Никонорова Н.А.
«Женщина-красота, мать»
Пробуждать в мальчиках чувство гордости и ответственности за принадлежность к мужскому полу; формировать в девочках стремление проявлять заботу о представителях противоположного пола.
Беседа
/
Март
Акентье
ва Т.Н.
«Мотива-ция»
Дать понятие-мотивация, виды мотивации. Выяснить какая мотивация доминирует у детей на уроках.
Беседа-практи-кум
/
/
Март
Гордиен
ко М.Н.
«Домашняя аптечка»
Учить детей пользоваться медикаментами. Выяснить знают ли дети, какие из них, от чего можно применять.
Из практики
/
Апрель
Врач
Никонорова Н.А.
«Добрый поступок»
Помощь пенсионерам.
Операция
/
Апрель
Акентье
ва Т.Н.
Понима-ние»
Дать знания о понимании, для чего оно нужно.
Беседа-прак-тикум
/
/
Апрель
Гордиен
ко М.Н.
«Здоровый дух может быть только в чистом теле»
Составить правила ухода за кожей, зубами, волосами и т.д.
Практи-кум
/
Май
Никонорова Н.А., воспитатели.
«Добрые слова и пожелания»
Изготовить полотно с пожеланиями и добрыми словами. Воспитывать доброту души.
Конкурс
/
Май
Акентье
ва Т.Н.
«Взаимоотношения»
Раскрыть особенности взаимоотношений, взаимоотношений
между детьми и взрослыми.
Беседа- прак-тикум
/
/
Май
Гордиен
ко М.Н.
Содержание программы
Азбука здоровья (10 ч)
Тема 1: «Час активного отдыха» (1 ч)
Игры на свежем воздухе.
Тема 2: «Здоровому, всё здорово» (2 ч)
Соревнования по футболу
Тема 3: «Крестики - нолики» (1 ч)
Игра. Открытое занятие.
Тема 4: «Научись себя беречь» (1 ч)
Как поступать в экстремальных ситуациях.
Тема 5: «Токсикомания - враг» (1 ч)
Выпуск газеты
Тема 6: «Можно ли противостоять вредным привычкам?» (1 ч)
Вредные привычки и борьба с ними.
Тема 7: «Позаботься о себе, помоги другому» - практикум (медики) (1 ч)
Первая медицинская помощь
Тема 8: «Домашняя аптечка» (1 ч)
Что должно быть в аптечке. Какие лекарства от чего принимать. Приглашение на беседу мед. работника.
Тема 9: «Здоровый дух может быть только в чистом теле» (1 ч)
Составление правил ухода за кожей, зубами и т. д.
Нравственное здоровье(13ч)
Тема 1: «Осеннее настроение, какое оно?» (1 ч)
Выставка поделок из овощей.
Тема 2: «Чудо древо мира добра и красоты» - открытое мероприятие. (1 ч)
Мировое древо - ось порядка, добра и красоты. Три яруса мира. Открытое мероприятие.
Тема 3: «Вечер бабушкиных рецептов» (1 ч)
Выпечка драников.
Тема 4: «В кругу семьи» (2 ч)
Встреча выпускников, готовим вареники.
Тема 5: «Остров» (2 ч)
Просмотр и обсуждение видеофильма.
Тема 6: «Масленица» (2 ч)
Выпечка блинов.
Тема 7: «Женщина - красота, мать» (1 ч)
Некрасивых женщин не бывает. Материнская любовь. Уважение.
Тема 8: Операция «Добрый поступок» (2 ч)
Помощь пенсионерам.
Тема 9: Конкурс «Добрые слова и пожелания» (1 ч)
Изготовление полотна с пожеланиями и добрыми словами.
Психогигиена (18 ч)
Тема 1: «Психика» (2 ч)
Психика - внутренний мир человека. Сознание. Подсознание. Сверхсознание. Самоанализ «Как ты укрепляешь свою психику?»
Тема 2: «Психическое здоровье»(2 ч)
Признаки психического здоровья. Что нужно делать, для того чтобы быть психически здоровым человеком. Самоанализ «Как ты себя чувствуешь?», психорегулирующее упражнение.
Тема 3: «Эмоции» (2 ч)
Виды эмоций. Взаимодействие эмоций. Как побороть страх. Как выйти из депрессии. Как преодолеть агрессию. Самоанализ «Чего ты боишься?», «Сколько в тебе грусти?», «Сколько в тебе агрессии?», составление графика «Эмоциональное возбуждение в течении дня», психорегулирующее упражнение.
Тема 4: «Чувства» (2 ч)
Формирование чувств. Какие бывают чувства. Таблица, «Какие в тебе преобладают чувства, какими эмоциями сопровождаются и как это влияет на твоё здоровье», психорегулирующее упражнение.
Тема 5: «Настроение»(2 ч)
Настроение - душевное состояние. От чего оно зависит. Что нужно делать для укрепления положительного настроения. Самоанализ, таблица «Какие в тебе преобладают чувства, какими эмоциями сопровождаются и как это влияет на твоё здоровье», психорегулирующее упражнение самоанализ «Какое настроение у тебя в школе?», психорегулирующее упражнение.
Тема 6: «Стресс» (2 ч)
Стрессовое состояние. Проявление стресса на физиологическом и психологическом уровнях. Полезные стрессоры. Как пережить стресс.
Самоанализ « Как сильно ты подвержен стрессу?», психорегулирующее упражнение.
Тема 7: «Мотивация» (2 ч)
Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация к учёбе. Самоанализ «Какая мотивация доминирует у тебя на уроках?», психорегулирующее упражнение.
Тема 8: «Понимание» (2 ч)
Понимание - важный фактор в жизнедеятельности человека. Правильное и неадекватное понимание. Для чего оно нужно. Понимание необходимости учиться. Самоанализ «Как ты относишься к учёбе?», психорегулирующие упражнения.
Тема 9: «Взаимоотношения» (2 ч)
Особенности взаимоотношений. Благоприятная среда для формирования отношений между детьми. Взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Самоанализ, «К какому типу взаимоотношений ты склонен?», «Какая атмосфера царит в твоём классе?»
По окончании второго года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать:
- как поступать в экстремальных ситуациях;
- вредные привычки и как с ними бороться;
- что должно быть в аптечке, какие лекарства от чего принимать.
- правила ухода за кожей, зубами и т. д.
- мировое древо - ось порядка, добра и красоты. Три яруса мира.
- некрасивых женщин не бывает. Материнская любовь. Уважение.
- психика - внутренний мир человека. Сознание. Подсознание.
Сверхсознание.
- признаки психического здоровья. Что нужно делать для того, чтобы
быть психически здоровым человеком.
- виды эмоций. Взаимодействие эмоций. Как побороть страх. Как выйти
из депрессии. Как преодолеть агрессию.
- формирование чувств. Какие бывают чувства.
- настроение - душевное состояние. От чего оно зависит. Что нужно
делать для укрепления положительного настроения
- стрессовое состояние. Проявление стресса на физиологическом и
психологическом уровнях. Полезные стрессоры. Как пережить стресс.
- внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация к учёбе.
- понимание - важный фактор в жизнедеятельности человека. Правильное
и неадекватное понимание. Для чего оно нужно. Понимание
необходимости учиться.
- особенности взаимоотношений. Благоприятная среда для формирования
отношений между детьми. Взаимоотношения между детьми и
взрослыми.
Уметь:
- играть в игры: волейбол, футбол, «картошка», «вышибала», лапта;
- играть в игру «Крестики - нолики»;
- издавать газету;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь;
- ухаживать за кожей, зубами и т.д.;
- делать поделки из овощей;
- печь драники;
- готовить вареники;
- понимать смысл фильма, выделять главное;
- стряпать блины;
- делать самоанализ, «Как сильно ты подвержен стрессу?», психорегулирующее упражнение;
- делать самоанализ, «Какая мотивация доминирует у тебя на уроках?», психорегулирующее упражнение;
- делать самоанализ, «Как ты относишься к учёбе?», психорегулирующие упражнения;
- делать самоанализ, «К какому типу взаимоотношений ты склонен?», «Какая атмосфера царит в твоём классе?».
Тематическое планирование 3 год
Раздел
Всего часов
Теория
Практика
Азбука здоровья
17
4
13
Нравственное здоровье
13
8
5
Психогигиена
11
4
7
Учебно - тематический план
Название занятия
Цель занятия
Форма проведения
Теория
Практика
Сроки проведения
Рекоменда
ции
Отвественный
Быстрый мяч.
Пропаганда ЗОЖ
Турнир по футболу
/
Сентябрь
Пригласить учащихся школы №2
Никонорова Н.А.
Основные мировые религии.
Познакомить детей с основными направлениями в религии. Прояснить, что такое секта, как не попасть в беду..
Беседа
/
Сентябрь
Пригласить отца Михаила.
Акентье
ва Т.Н.
«Я выбираю жизнь»
Осмыслить причины по которым люди начинают принимать наркотики.
Тренинго-вое занятие
/
/
Сентябрь
Пригласить психолога.
Гордиен
ко М.Н.
«Скажи наркотикам нет!».
Помочь детям осознать, что мы можем кому-то помочь.
Акция
/
Октябрь
Распространение буклетов.
Никонорова Н.А.
«Колыбельные песни»
Дать понятие о колыбельных песнях, кто их сочинял, когда появились, кто их пел.
Беседа
/
/
Октябрь
Выпечка свистулек.
Акентье
ва Т.Н
«Учись владеть собой»
Дать представление о том, что такое «стресс»; дать советы, как себя вести в нестандартных ситуациях.
Час общения
/
/
Октябрь
Гордиен
ко М.Н.
«Законы здорового питания»
Расширить представление детей о здорово пище, диетах и их последствиях.
Беседа
/
Ноябрь
Пригласить диетсестру.
Никонорова Н.А.
«Доброе сердце дороже красоты»
Раскрыть понятие доброта души. Объяснить значение «С лица воду не пить».
Беседа
/
Ноябрь
Акентье
ва Т.Н.
«Расскажи мне обо мне»
Помочь понять, что каждый человек личность.
Практи
кум
/
Ноябрь
Пригласить психолога.
Гордиен
ко М.Н.
«Зимушка - зима»
Закрепить практические навыки: разбивать лагерь, готовить еду, самостоятельно организовывать эстафеты.
Поход на лыжах
/
Декабрь
Работа с инструктором по физическому воспитанию.
Никонорова Н.А.
«Христианские таинства»
Вспомнить что такое крещение, причастие, освещение, венчание.
Беседа
/
/
Декабрь
Посещение церкви.
Акентье
ва Т.Н.
«Быть уверенным - это здорово»
Познакомить с признаками уверенного и неуверенного в себе человека.
Семинар
/
/
Декабрь
Гордиен
ко М.Н.
«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
Вспомнить с детьми, как правильно закаляться и как действует закаливание на организм.
Семинар
/
/
Январь
Обтирание, обливание и т. д
Никонорова Н.А.
«Рождество и Новый год ждут ребят у ворот»
Познакомить с понятием характер, рассказать об индивидуальных особенностях психики.
Фольклорный праздник.
/
Январь
Пригласить в гости 6 группу.
Акентье
ва Т.Н.
«Конфликт и способы его преодоле
ния»
Развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, показать возможность разрешения большинства разногласий, отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Семинар
/
/
Январь
Гордиен
ко М.Н.
«Музыка и здоровье»
Выявить влияние музыки на здоровье человека, его настроение
Беседа-практикум
/
/
Февраль
Музыкальный центр.
Никонорова Н.А.
«Труд в семье»
Рассказать детям о семейном укладе жизни, о русских традициях связанных с трудом.
Беседа - практикум
/
/
Февраль
Трудовой десант
Акентье
ва Т.Н.
«Умение жить среди людей»
Дать понятия, что такое сотрудничество, толерантность, компромисс. Учить детей избегать или правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Тренинговое занятие
/
/
Февраль
Психолог.
Гордиен
ко М.Н.
«Биоритмы, что это такое?»
Рассказать о биоритмах и их влиянии на человека.
Беседа
/
Март
Никонорова Н.А.
«Русская масленица»
Учить детей печь блины.
Практи
кум
/
Март
Акентье
ва Т.Н.
«Взрослые и дети, мир общения»
Вспомнить этикет общения.
Беседа
/
Март
Гордиен
ко М.Н.
«День здоровья»
Выпустить лист здоровья. Поиграть в подвижные игры.
Практи
кум
/
Апрель
Никонорова Н.А.
«Ликуй, земля! Христос воскресе!»
Оформить пасхальный уголок.
Практи
кум
/
Апрель
Акентье
ва Т.Н.
«Отцы и дети»
Сблизить взрослых и детей.
Деловая игра
/
Апрель
Гордиен
ко М.Н.
«Вместе весело…»
Сплотить взрослый и детский коллектив. Пропагандировать ЗОЖ.
Проход
/
/
Май
Инструктор по физическому воспитанию.
Никонорова Н.А., воспитатели.
«Имянаречение»
Познакомить детей со значением имён, рассказать какую роль играет имя в жизни человека.
Беседа
/
Май
Акентье
ва Т.Н.
«Мир глазами агрессивно
го человека»
Учить распознавать и контролировать негативные эмоции.
Беседа
/
Май
Психолог
Гордиен
ко М.Н.
Содержание программы
Азбука здоровья (15 ч)
Тема 1: «Быстрый мяч» (2 ч)
Турнир по футболу.
Тема 2: «Скажи наркотикам нет!» - акция (2 ч)
Выпуск буклетов и их распространение по р. п. Черлак.
Тема 3: «Законы здорового питания» - беседа (1 ч)
Здоровая пища. Диеты. Болезни.
Тема 4: «Зимушка-зима» - лыжный поход (3 ч)
Разбивка лагеря, приготовление еды, эстафеты.
Тема 5: «Если хочешь быть здоров, закаляйся» - беседа (1 ч)
Как правильно закаляться. Как действует закаливание на организм.
Тема 6: «Музыка и здоровье» - беседа (2 ч)
Влияние музыки на здоровье человека, настроение. Прослушивание музыкальных произведений.
Тема 7: «Биоритмы, что это такое?» - беседа (1 ч)
Какие бывают биоритмы. Как биоритмы влияют на человека.
Тема 8: «День здоровья» (2 ч)
Выпуск листка здоровья, КВН.
Тема 9: Поход (3 ч)
Нравственное здоровье (13 ч)
Тема 1: «Основные мировые религии» - беседа (1 ч)
Какие религии существуют. Секты. Как не попасть в секту.
Тема 2: «Колыбельные песни» - беседа (1 ч)
Кто сочиняет колыбельные песни. Когда появились. Кто их пел.
Тема 3: «Доброе сердце, дороже красоты» - беседа (1 ч)
Доброта души. С лица воду не пить.
Тема 4: «Христианские таинства» - беседа (1 ч)
Крещение. Причастие.
Тема 5: «Рождество и Новый год ждут ребят у ворот» - фольклорный праздник. (1ч)
Рождество. Как отмечают новый год.
Тема 6: «Труд в семье» - беседа (2 ч)
Источник благосостояния. Труд детей. Труд - нравственное богатство. Трудовой десант.
Тема 7: «Русская масленица» - практическое занятие (1 ч)
Выпечка блинов.
Тема 8: «Ликуй, земля! Христос воскресе!» (2 ч)
Оформление пасхального уголка.
Тема 9: «Имянаречение» - беседа (1 ч)
Имя - тайная сила. Народные традиции.
Психогигиена (11 ч)
Тема 1: ««Я выбираю жизнь» - тренинговое занятие (психолог) (1 ч)
Анкеты, ролевая игра, упражнения, мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди начинают принимать наркотики».
Тема 2: «Учись владеть собой!» - час общения (1 ч)
Стресс. Советы, как вести себя в нестандартных ситуациях. Релаксационные упражнения.
Тема 3: «Расскажи мне обо мне» - практическое занятие (1 ч)
Упражнения «Моё «Я» в моих руках», «Чёрный и золотой стулья». Анкета.
Тема 4: «Быть уверенным - это здорово» - беседа + практика (2 ч)
Признаки характерные для уверенного и неуверенного в себе человека. Тест «Насколько вы уверены в себе», ролевая игра «Я могу быть разным», психогимнастика.
Тема 5: «Конфликт и способы его преодоления» - беседа (1 ч)
Конфликт. Типы конфликтов. Конфликты в истории человечества. Как разрешить конфликт справедливо и без насилия.
Тема 6: «Умение жить среди людей» - тренинговое занятие (психолог) (2 ч)
Социализация. Признание окружающими людьми. Компромисс. Сотрудничество. Толерантность.
Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций, игра «Триада», игра «Сломанные квадраты».
Тема 7: «Взрослые и дети, мир общения» - беседа (1 ч)
Этика общения.
Тема 8: «Отцы и дети»- деловая игра (1 ч)
Конкурсы: «За что мы любим?», «Пойми меня», «Волшебные слова», «Ты - чудо», «Паутина предрассудков».
Тема 9: «Мир глазами агрессивного человека» - беседа (психолог) (1 ч)
Критерии агрессивного поведения. Распознавание и контроль негативных эмоций.
По окончании третьего года обучения по программе «Азбука здоровья» дети должны знать:
- какая пища считается здоровой, диеты, болезни;
- как правильно закаляться. Как действует закаливание на организм;
- как влияет музыка на здоровье человека, настроение;
- какие бывают биоритмы. Как биоритмы влияют на человека;
- какие религии существуют. Секты. Как не попасть в секту;
- кто сочиняет колыбельные. Когда появились. Кто их пел;
- что такое доброта души;
- христианские таинства;
- как отмечают новый год и рождество в России.
- что источник благосостояния- труд, труд - нравственное богатство;
- что имя - тайная сила, какие существуют народные традиции;
- что такое стресс, как вести себя в нестандартных ситуациях;
- признаки характерные для уверенного в себе человека;
- что такое конфликт. Типы конфликтов. Конфликты в истории
человечества. Как разрешить конфликт справедливо и без насилия;
- что такое социализация. Признание окружающими людьми.
Компромисс. Сотрудничество. Толерантность;
- этикет общения со взрослыми и детьми;
- критерии агрессивного поведения. Распознавать и контролировать
негативные эмоции;
Уметь:
- играть в футбол;
- выпускать буклеты и их распространять;
- разбивать лагерь, готовить еду;
- слушать музыкальные произведения;
- выпускать листок здоровья, играть в КВН;
- играть в игры;
- убирать территорию;
- печь блины;
- оформлять пасхальный уголок;
- заполнять анкеты, выполнять упражнения;
- делать психогимнастику;
- разыгрывать и обсуждать конфликтные ситуации, играть в игры: «Триада», «Сломанные квадраты»
- участвовать в конкурсах: «За что мы любим?», «Пойми меня», «Волшебные слова», «Ты - чудо», «Паутина предрассудков».
Литература для воспитателя
-
Анастасова Л.П. «Формирование ЗОЖ подростков» - 2000.
-
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2005.
-
Бландинская О. «Уроки здоровья» // Школьный психолог - 2001 № 2, стр. 14
-
Большаков В.Ю. Психотренинги, игры, упражнения. - СПб., 1994.
-
Гильяшева И.Н., Игнатова Н.Д. Межличностные отношения ребёнка. - М., 1994.
-
Дерябо С. «Отношение к здоровью и к ЗОЖ»,// Директор школы - 1999 № 2, стр. 7 - 16
-
«Здоровье детей» - 2003 № 12, стр.20.
-
Зеньковский В.В. Психология детства./ сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1996.
-
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / Сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1996.
-
Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию - М.: Владос, 2000.
-
Какая программа «Здоровье» нужна нашим детям? // Школа - 2001 №5, стр.57.
-
Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? - психологические игры и упражнения. - Москва «Генезис» 2000. 1 ч.
-
Кузина Т.Ф, Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: Школа - Пресс 1998.
-
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: мет. Пособие: - М.: Аспект Пресс, 2000.
-
Майорова А.В., Чепурных Е.Е, Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам. - СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
-
Мерзляков Ю.А. Путь в Страну Здоровья. Мн.: Полымя, 1982.
-
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004.
-
Немов Р.С. Психология. - М., 1994.
-
Попов С.В. Валеология в школе и дома: - СПб.: Союз, 1997.
-
Практическая психология / в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.
-
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях СПб. Речь, 2005.
-
Русская народная словестность. / Ав. сост. Н.Н.Костанян. - М.: «Просвещение» 1994.
-
Рыбников В.Ю. Твоё здоровье. Регуляция психики. - М.: 2005.
-
Современная энциклопедия для девочек./ Авт.- сост.Н.М. Волчек. - Мн.: Литература, 1997.
-
Современная энциклопедия для мальчиков. Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: современный литератор, 1999.
-
Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии.
-
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Подростоки 21 века. Психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях. - Москва «ВАКО» 2006.
-
Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Россииское педагогическое агентство, 1997.
-
Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 2 - т. Под общей редакцией И.В. Кузнецовой. - М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.
-
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
-
Энтин Г.М. Когда человек себе враг. М., Знание 1979.
-
Эрл Кернс. Дорогами христианства.- М.: «Протестант» 1992.
Литература для детей
-
Современная энциклопедия для девочек./ Авт.- сост.Н.М. Волчек. - Мн.: Литература, 1997.
-
Современная энциклопедия для мальчиков. Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: современный литератор, 1999.
-
Рыбников В.Ю. Твоё здоровье. Регуляция психики. - М.: 2005.
-
Мерзляков Ю.А. Путь в Страну Здоровья. Мн.: Полымя, 1982.
Приложение 1.
Опросник «Быть здоровым - это…»
Инструкция: «Из следующих восьми утверждений о здоровье выберите три, которые вы считаете наиболее подходящими. Цифру выбранного утверждения обведите кружком».
-
Быть здоровым - значит редко болеть.
-
Быть здоровым - значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать).
-
Быть здоровым - это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.
-
Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.
-
Здоровье - это когда у тебя всё получается, всё в порядке, всё хорошо.
-
Быть здоровым - значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям, а не стоять в стороне.
-
Быть здоровым - значит жить, как тебе хочется.
Анкета «Здоровый образ жизни»
-
Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни? Расположенные варианты по значимости:
1) не пить;
2) не курить;
3) заниматься спортом;
4) полноценно и правильно питаться;
5) не употреблять наркотики;
6) не вести беспорядочную половую жизнь;
7) вести осмысленную жизнь;
8) жить полноценной духовной жизнью;
9) позитивное отношение к себе;
10) доброжелательное отношение к другим людям;
11) гармоничное отношение в семье;
12) саморазвитие, самосовершенствование;
-
Необходим ли, по- твоему, здоровый образ жизни? Если не , то почему? Если да, то зачем?
-
Как ты думаешь, является ли твой образ жизни здоровым?
Ответ надо обосновать.
4.Насколько успех в жизни человека зависит от образа жизни?
-
полностью;
-
во многом;
-
не очень;
-
не зависит;
-
Для чего бы ты стал вести ЗОЖ? Чтобы…
-
быть сильным;
-
быть красивым;
-
быть всегда в форме;
-
быть успешным в делах;
-
в полной меры осуществлять с вои способности;
-
развиваться как личность;
-
иметь здоровых детей
-
получать от жизни радость и удовольствие;
-
Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
-
тяжёлая болезнь;
-
смерть близкого человека;
-
общее неудовлетворительное самочувствие;
-
неудачи в делах;
-
влюблённость;
-
чтение специальной литературы;
-
Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?
-
Расположи следующие ценности в соответствии с их степенью важности для тебя:
-
образование;
-
здоровье;
-
семья;
-
дружба;
-
красота
-
любовь;
-
познание;
-
развитие;
-
уверенность в себе;
10) творчество;
11) интересная работа;
12) материальна обеспеченность;
13) счастье других;
14) развлечения;
15) беспечная жизнь.
Диагностика нравственной воспитанности
Инструкция: педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я вам прочитаю 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - 3 балла; если немножко согласны - 2 балла; если вы совсем не согласны - 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили, прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
4
3
2
1
2
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
4
3
2
1
3
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
4
3
2
1
4
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
4
3
2
1
5
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
4
3
2
1
6
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание.
4
3
2
1
7
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
4
3
2
1
8
Мне приятно доставлять людям радость.
4
3
2
1
9
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
4
3
2
1
10
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
4
3
2
1
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7, (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, присваивается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Вопросник Басса - Дарки
№
Вопросы
Да
Нет
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.
Я не всегда получаю то, что мне положено.
Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.
Мне кажется, я не способен ударить человека.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
Я иногда бываю, не согласен с людьми.
Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
Довольно многие люди завидуют мне.
Я требую, чтобы люди уважали меня.
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щёлкнули по носу».
Я никогда не бываю, мрачен от злости.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых я бы по - настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нём всё, что думаю.
Я делаю много такого, о чём в последствии сожалею.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко работать.
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что - нибудь приятное для меня.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Я дерусь не реже и не чаше, чем другие.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал первую попавшуюся вещь и ломал её.
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
Я ругаюсь только от злости.
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю её.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
Я часто думаю, что жил неправильно.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Я не огорчаюсь из - за мелочей.
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
Я в споре часто повышаю голос.
Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям.
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Выявление агрессивности подростка
(анкета для воспитателей)
Инструкция. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Позволяющие выделить степень агрессивности у подростка.
№
Утверждения
Да
Нет
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватого.
Легко ссорится, может вступать в драку.
У него не редки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Приложение 2
«Выявление агрессивности у подростка»
(анкета для воспитателей)
Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.
Цель: Выявить уровень агрессивности у подростков
Выводы: из графика видно, что на первом году обучения, по программе «Азбука здоровья» у детей уровень агрессии значительно выше, чем на втором.
«Диагностика нравственной воспитанности»
Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.
Цель: Выявить уровень нравственной воспитанности.
Выводы: из графика видно, что уровень нравственной воспитанности на втором году обучения выше, чем на первом.
«Быть здоровым - это…»
Дата проведения: 2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.
Цель: Выявить знают ли дети что такое ЗОЖ.
Выводы: второй год обучения показывает результат лучше, чем на первом.
Оглавление.
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план и содержание программы.
3. Литература.
4. Приложение.
36