• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок ОБЖ по теме: «Правила безопаносго поведения в ситуациях криминогенного характера»

Урок ОБЖ по теме: «Правила безопаносго поведения в ситуациях криминогенного характера»

Урок ОБЖ по данной теме проводится в 5 классе и направлен на повторение и закрепление правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. На уроке учащиеся уточняют значение словосочетания «криминогенная ситуация», систематизируют знания о возможных местах возникновения ситуаций криминогенного характера, анализируют типичные ситуации криминогенного характера, формируют навыки безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера, способность эмоционально и адекватно реагировать на ЧС, готовность решать поставленные перед собой задачи самостоятельно; У учащихся воспитывается чувство ответственности за свое поведение и поступки.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока ОБЖ в 5 классе


Учитель ОБЖ МОУ СОШ № 10 г.Фурманова

Вера Леонидовна Степанова


Тема: Правила безопасного поведения

в ситуациях криминогенного характера


Цель: повторение и закрепление правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Задачи:

-уточнить значение словосочетания «криминогенная ситуация»;

-систематизировать знания о возможных местах возникновения ситуаций криминогенного характера;

-проанализировать типичные ситуации криминогенного характера;

-формировать навыки безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера;

-развивать мышление, формировать умение обобщать и применять полученные знания на практике;

-формировать способность эмоционально и адекватно реагировать на ЧС, готовность решать поставленные перед собой задачи самостоятельно;

-воспитывать чувство ответственности за свое поведение и поступки.

Ожидаемый результат:

знание обучающимися правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера, формирование навыков безопасного поведения.





Ход урока


1.Организационный момент

-Здравствуйте! Садитесь!

-Сегодня мы проводим открытый урок ОБЖ для учителей нашей школы.

-Давайте насторимся на занятие. К уроку готовы? Я надеюсь на вас, друзья! Слушаем внимательно, работаем старательно!

2.Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке мы начали говорить о качествах характера, которыми должен обладать человек, чтобы сохранить свое психологическое здоровье. Сейчас я попрошу вас назвать все те качества, которые помогут выжить человеку в различных трудных ситуациях. Как вы думаете: каждый должен обладать только одним качеством или несколькими? Почему?

3.Актуализация ранее изученного учебного материала, постановка целей и задач урока

-Сегодня мы продолжим говорить о том, как сделать нашу жизнь наиболле безопасной, так как мы живем в очень непростое время. Все чаще из средств массовой информации (СМИ) мы слышим о различных опасных ситуациях, которые постерегают людей, в ом числе и наших знакомых и близких. К сожалению, участниками подобных ситуаций все чаще становятся и дети. Излишняя доверчивость и уверенность в своих силах, вера, что ничего не случится, что это нас не коснется, могут обернуться бедой.

-Ребята, скажите, а какие опасные ситуации могут нас подстерегать в обычной жизни? Давайте попробуем их объединить в две группы.

-Перед вами лежат карточки, на которых записаны в столбик разные опасные ситуации. Поработайе с ними и попытайтесь распределить на две группы:

ограбление, пожар в квартире, воровство, шантаж, возгорание, насилие, вымогательство, убийство, затоплениквартиры, порыв трубы, короткое замыкание электропроводки.

-Поработайте в парах. Название одной группы записано у вас на карточке. Название второй группы вам предстоит сформулировать самим. Работаем в парах с соседом по парте.

-Как можем назвать вторую группу? (криминогенные).

-С алгоритмами действий в каком виде ситуаций мы знакомились ранее на уроках?

-Сделайте вывод, с каким видом ситуаций мы познакомимся сегодня (криминолгенные ситуации)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить, обсуждая эту тему, связанную с криминогенными ситуациями? (ответы детей обобщаются, выстараивается план урока): «Что? Где? Как?»)

-Запишем тему урока в тетрадь: «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»

-Результатом нашей совместной деятельности на уроке будет памятка с правилами безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

4.Изучение нового материала

1)Уточнение понятия

-Я уверена, что каждый из вас слышал словосочетание «криминогенная ситуация». Как вы можете объяснить значение этого словосочетания?

(Учитель выслушивает ответы детей и обобщает их) Молодцы! Правильно!

- Криминогенная ситуация - это ситуация, способная привести к преступлению. Запишем это определение в тетрадь.

2)Уточнение мест возникновения КС, заполнение таблицы

-Мы уточнили, что такое «криминогенная ситуация». А сейчас давайте повторим возможные места возникновения криминогенных ситуаций, выясним, почему эта тема для нас является актуальной.

-Подумайте, где вы можете столкнуться с опасностью?

-Попробуем заполнить схему.



-Итак, чаще всего криминогенные ситуации возникают в доме (квартире), в подъезде, на улице. Приведите пожайлуста примеры по каждой группе.

3)Решение ситуационных задач

-Мы выяснили, что существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас. Чтобы этого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать правила поведения при их возникновении.

-Правильные ответы в большинстве случаев возникают при решении ситуаций практическиго характера.

Сейчас я предлагаю решить три ситуационных задачи, в процессе решения которых мы вспомним отдельные правила безопасного поведения.

Задача 1. Вы находитесь дома один. Вдруг раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь.

Выберите один из предлагаемых вариантов:

  1. Открыть дверь и узнать, что ему нужно.

  2. Попробовать громко разговаривать с родителями (ввести в заблуждение).

  3. Не вступать в разговор, позвонить родителям (или в милицию).

(3)

Задача 2. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, грохот и понимаете, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная компания.

Выберите один из предлагаемых вариантов:

  1. Спокойно подниматься домой.

  2. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас.

  3. Ждать, пока они уйдут.

(2)

Задача 3. Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине.

Выберите один из предлагаемых вариантов:

  1. Скажите: «Нет. Я не поеду» и отойдете или перейдете на другую сторону дороги.

  2. Согласитесь покататься только 10-15 минут при условии, что он потом проводит вас домой.

  3. Вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься.

(1)

-Молодцы, вы отлично справились с задачами.

4)Составление правил «Пяти не»

-К каким выводам мы пришли, решая эти ситуации? (при возникновении криминогенной ситуации очень важно уметь правильно себя вести)

-Ребята, службы охраны порядка разных стран используют в своей работе правила, которые можно назвать правилами «ПЯТИ НЕ».

-Я предлагаею Вам попробовать их сформулировать, пользуясь методом незаконченных преложений:

1.НЕ разговаривай ...

2.НЕ садись …

3.НЕ играй на улице …

4.НЕ задерживайся …

5.НЕ заходи в подъезд, когда …

-Разделимся на 3 группы. Назначьте ответственных: кто будет записывать ответы, кто их затем будем нам зачитывать.

-Давайте их прочитаем.

1.НЕ разговаривай с незнакомым человеком;

2.НЕ садись в машину к незнакомому человеку;

3.НЕ играй на улице до темноты;

4.НЕ задерживайся по дороге из школы домой;

5.НЕ заходи в подъезд, когда там незнакомый человек

-Я надеюсь, что вы все будете соблюдать правила «ПЯТИ НЕ».

-А сейчас давайте все вместе отдохнем. Все встали.

5.ФИЗМИНУТКА

- Хорошо отдохнули, садитесь.

6.Закрепляем полученные знания.

1.Вы знаете много разных интересных сказок, в том числе и с грустным концом. Я предлагаю вам сказку и правила, нарушение которых привело к печальным последствиям. Задание: назвать эти последствия.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка):

  • Иванушка не послушался своей старшей сестры, напился воды из лужицы и стал козленочком;

  • Аленушка послушала злую колдунью и пошла одна в сумерках к морю (на берегу моря колдунья схватила Аленушку, навязала ей на шею камень и бросила в море)

2.Усложним задание. Какие криминогенные ситуации можно выделить в этих сказках? К каким последствиям они приводят? («Гуси-лебеди», «Колобок». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Золушка». «Сказка о царе Салтане»)

7.Заполнение таблицы, первоначальный этап работы над помяткой

-А сейчас давайте вспомним известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». Главная героиня допустила ряд ошибок в своем поведении. Мне пришлось перечитать эту сказку, найти ошибки девочки, выписать в таблицу, которая находится у вас на столах. Сейчас я предлагаю, используя мои записи, сформулировать правила безопасного поведения, которыми бы она могла воспользоваться в дальшейшем и посоветовать своим друзьям. Работаем в группах по 4 человека.

«Красная Шапочка»

Что делала Красная Шапочка

Что посоветуем Красной Шапочке

Заговорила в лесу с волком

Не вступать в разговор с незнакомыми

Не послушала свою маму, которая ей наказывала не сворачивать с прямой дороги,

Слушать своих родителей, старших

Послушала волка, который посоветовал ей погулять по лесу и весело провести время

Ни в коем случае не делать того, что просят незнакомые люди

Сказала волку, что идет к бабушке и объяснила, где живет бабушка

Ничего не рассказывать незнакомым людям

Увидела настежь открытую дверь в дом бабушки и вошла

Не входить в дом или квартиру, если дверь распахнута настежь, сообщить об этом взрослым

Не вышла обратно, когда почувствовала, что ей страшно в доме бабушки

Всегда внимательно слушать реакцию своего организма и доверять инстинкту самосохранения

Вступила в разговор с волком, переодевшимся бабушкой (хотя заметила, что бабушка как-то странно выглядит)

Не вступать в разговор с малознакомыми и незнакомыми людьми



-Молодцы, вы хорошо проанализировали опасные криминогенные ситуации, рассмотренные выше. А самое главное, ребята, вы поняли, что многие опасные ситуации можно предотвратить, соблюдая простые правила безопасного поведения.

Сделаме вывод: Правила безопасного поведения нужно не только знать, но и…

8.Работа с видеосюжетом

1.Дать поределение понятия «киднеппинг»

-Ежегодно в нашей стране похищается 200-300 детей. Последние примеры - похищение сына Евгения Касперского Ивана и дочери топ-менеджера «Лукойла» Виктории Теслюк. Согласно УК за похищение ребенка преступнику грозит лишение свободы на срок до 7 лет. К уголовной ответственности за похищение ребенка привлекается любое лицо, достигшее 14 лет.

-Из каких телепередач мы узнаем, что эта криминогенные ситуации встречаются и у нас в России?

2.Просмотр видеофрагмента и его обусждение:

Давайте помотрим видеофргмент.

-Какую ситуацию мы увидели на экране? (Похищение девочки.)

-Можно ли эту ситуацию назвать криминогенной? (Да, это преступление)

-С какой целью совершают похищение? (Насилие, выкуп, трансплантация)

-Можно ли избежать похищения? (Да.)

-Каким образом? (Наблюдать за окружением, не ходить одному, помнить наставления родителей…)

-К сожалению, иногда случается, что похититель бывает знакомым человеком. 3.Конструирование и анализ ситуации с элементами ролевой игры:

Попробуем обыграть ситуацию, которую предлагает наш корреспондент.

«Ученица 5 класса вышла из школы, к ней подходит мужчина, которого она неоднократно видела у папы на работе.

Задача похитителя: увести девочку за собой.

Задача девочки: избежать похищения любым способом»

-Ваши действия? Если получилось, что вас взяли за руку, что вы будете делать? (Кричать, звать на помощь, пытаться вырваться…)

-А теперь, представьте, что вы оказались свидетелем похищения. Какие будут ваши действия? (Кричать, звать на помощь, звонить родителям, в полицию )

-А какой телефон полиции? (02) А с мобильного телефона? (002)

-А к каким службам мы можем обратиться еще? (Служба спасения, 911)

-Вот, пожалуйста, телефон, кто возьмет на себя смелость вызвать полицию? Что вы будете говорить? (ролевая игра «Вызов полиции» )

9.Обощение изученного материала, обсуждение домашнего задания

-Теперь давайте еще раз вспомним правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера, обобщим их и выведем общее правило:

ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТВОИХ РУКАХ:

ВАЖНО _____________ОПАСНОСТЬ,

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ _______________

А ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - РЕШИТЕЛЬНО ____________!

ДЕЙСТВОВАТЬ, ПРЕДВИДЕТЬ, ИЗБЕГАТЬ

-Дома вам будет необходимо оформить правила подведения в криминогенных ситуациях в тетрадь в виде памятки. Кто ей может воспользоваться?

-Дополниельно вы можете дополнить их иллюстративным материалом из Интернета или рисунками, объяснить предложенные на карточках пословицы.

10. Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок пододит к концу.

Дополним предложения, которые мы сформулировали в начале урока:

Я узнал…Я научился…Мне пригодятся…

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Попрошу вас оценниь свою работу поднятием рук: Сегодня я работал на «5»,«4»,«3».

-Закончить наш урок я хочу словами: Берегите себя! Спасибо за работу! До свидания!

Дополнительные задания


1.Объсните смысл следующих пословиц:

  1. Хороший замок - надежный друг.

  2. Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

  3. Не каждый больной, кто стонет.

  4. Страх - плохой советчик.

  5. Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.

  6. Преодолев себя сам, преодолеешь первого врага.

2.Нарисуйте в тетради комиксы криминогенных ситуаций и свои действия при их возникновении.


© 2010-2022