Азбука дорожного движения 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Средняя образовательная школа № 84»



АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





Кемерово

2015

Содержание стр.

  1. пояснительная записка 3

  2. личностные, метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности 4

  1. содержание программы 6

  2. тематическое планирование с определением основных

видов внеурочной деятельности 7

  1. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности 8
























Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление.

Цель программы: способствовать осуществлению практико - ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

Задачи:

  • Формировать умения работы с различными источниками «Юный инспектор дорожного движения» знаний;

  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;

  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;

  • Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;

  • Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и

самостоятельности, творческих способностей;

Основной задачей деятельности программы «Азбука дорожного движения» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и Основам безопасности жизнедеятельности, осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.

Отличительными особенностями программы являются:

1. Организация деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий на изучение правил дорожного движения.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Данная программа является вариативной в блоке социального направления.

Цель программы: формирование у учащихся основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского травматизма;

  • познакомить детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах;

  • формировать у учащихся чувство ответственности за поведение на дороге.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности.

Метапредметными результатами

изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

- Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);

- Проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.

Программа «Азбука дорожного движения» совмещается с программами по физической культуре и тематикой курса основ безопасности жизнедеятельности.

В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.

Занятия проводятся 1 раз в неделю ( 34 ч в год) по 35 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.

В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии.

Содержание программы.

  1. Знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;

Что такое дорожная безопасность.

Безопасный путь из школы домой.

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

Правила перехода улицы. Безопасный путь домой

Дорожные знаки, их виды.

Дорожные знаки в загадках и стихах.

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»



  1. Знакомство с сигналами светофора и регулировщика;

История возникновения светофора.

Виды и сигналы светофора.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

Виды транспорта.

Правила поведения в общественном транспорте.



  1. Знакомство со знаками дорожного движения;

игры, экскурсии; практические занятия на макете перекрестка

Правила ожидания транспорта на остановке.

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

Тесты на знание ПДД.

Причины ДТП.

Где можно и где нельзя играть.

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.

Движение по улице группами.

Разбор дорожных ситуаций.

Экскурсия по весеннему городу.

Проектная работа по теме: «Весенняя дорога»

Игра по ПДД «Подскажи словечко»


Тематическое планирование с определением основных

видов внеурочной деятельности 5 класс


№ п

часы

Тема урока

Деятельность учащихся

1

1

Вводное. «Что такое дорожная безопасность».

Учащиеся должны знать:

- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

К концу года учащиеся должны уметь:

- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

.2

2

Безопасный путь из школы домой.

3

2

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

4

2

Правила перехода улицы.

5

1

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»

6

2

Дорожные знаки, их виды.

7

1

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

8

1

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

9

1

История возникновения светофора.

10

1

Виды и сигналы светофора.

11

1

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

12

1

Виды транспорта.

13

1

Правила поведения в общественном транспорте.

14

1

Правила ожидания транспорта на остановке.

15

2

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

16

1

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

17

1

Тесты на знание ПДД.

18

1

Причины ДТП.

19

1

Где можно и где нельзя играть.

20

2

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.

21

1

Движение по улице группами.

22

2

Разбор дорожных ситуаций.

23

2

Экскурсия по весеннему городу.

24

2

Проектная работа по теме: «Весенняя дорога»

25

1

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

Всего:

34



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1

1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение: Рилионт, 2007

2 Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / - М.: Просвещение, 2008.

3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1998-2002.

4. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаев «Азбука дорожного движения»

Москва: «Дрофа», 2007 г.

5. Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учмтель», 2007 г.

6. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва: «Просвещение», 1989 г.

2

Материально-техническое обеспечение:

· кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

· учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ

Информационное обеспечение:

· обзор аналитической информации;

· оформление информационных стендов;

· банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разра-ботки внеклассных мероприятий)

· контрольные срезы, тесты

Научно - методическое обеспечение:

1. Государственный образовательный стандарт

2. Учебный план и учебные программы школы.

3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

4. Учебники по ОБЖ, ПДД.

5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

6. Газета «Добрая Дорога Детства»

7. Журнал «Путешествие на зеленый свет»

Информационное обеспечение:

обзор аналитической информации;

оформление информационных стендов;

банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, раз-работки внеклассных мероприятий)

контрольные срезы, тесты






Планируемые результаты.

В основу изучения внеурочного курса «Азбука дорожного движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирования, практических работ, творческих работ учащихся;

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио ученика.

Ученик научится:

- отличать проезжую часть улицы от тротуара;

- правильно ходить по улицам и дорогам;

- переходить проезжую часть;

- понимать сигналы светофора;

- понимать некоторые дорожные знаки;

- выбирать место для игр.

Ученик получит возможность научиться:

- составлять безопасный маршрут от дома до школы;

- отличать виды пешеходных переходов;

- отличать виды перекрестков;

- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.


© 2010-2022