Дифференциация звуков [а] - [о], строчных букв «а» и «о»

  Конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков [а] - [о], строчных букв «а» и «о» для учащихся 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цели: учить учащихся различать гласные [а] - [о] по их арти­куляционным,  акустическим и графическим признакам;  учить слышать их в составе слов;  упражнять в их правильном произношении; упражнять в приёме интонационного выделения  гласного звука из слов; закреплять звукобуквенные связи; воспитывать правильный речевой выдох,  ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дифференциация звуков [а] - [о], строчных букв «а» и «о».

Цели: учить учащихся различать гласные [а] - [о] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам; учить слышать их в составе слов; упражнять в их правильном произношении; упражнять в приёме интонационного выделения гласного звука из слов; закреплять звукобуквенные связи; воспитывать правильный речевой выдох, упражнять в образовании формы именительного падежа множественного числа существительных.

Ход занятия

1. Организационный момент .

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Сказка о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

4. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков [А, О].

-Я сейчас беззвучно буду произносить гласные, а вы угадайте, какие это гласные. (Логопед артикулирует звук [а])

- Какой звук я показала ртом? ([а])

- Почему вы думаете, что это гласный [а]? (Рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов.)

(Логопед записывает на доске букву «а» и напоминает её опору - «а с крючком».)

- Какую гласную мы записали? («А с крючком».) Далее логопед беззвучно артикулирует звук [о].

- Какой звук я показала ртом? ([о].)

- Почему вы думаете, что это гласный звук [о]? (Губы округлены и слегка вытянуты вперед.)

Логопед записывает на доске букву «о» и напоминает опору - «о-овал».

- Какую гласную букву записали? («О-овал».)

- А сейчас я буду по очереди показывать артикуляцию этих звуков беззвучно, а вы их будете показывать карточки с изображением символов звука: [а], [о], [о], [о], [а], [а], [о], [а].

Дифференциация звуков [а] - [о], строчных букв «а» и «о».Дифференциация звуков [а] - [о], строчных букв «а» и «о».

5. Различение на слух звуков [А] - [О]:

а) в звуковом ряду: а, о, о, а, о, у, а … (один ряд - команда хлопает на звук [А], другой ряд - на [О]);

б) в слоговом ряду: ох, ах, ом, ам, ок …;

в) в ряду слов: ананас, облако, август, аист, Оля, град, гром, дерево…

6. Физминутка.

7. Работа в тетради.

- А теперь мы поиграем в игру под названием «Поищем гласную в слове». Я называю слово, а вы записываете гласную.

- Запишите гласную в слове «зал».

- Какую гласную вы записали? («А с крючком».)

- Произнесите слово «зал» так, чтобы я чётко услышала гласный. (3[а-а-а]л.)

- Произнесите слово «зол» так, чтобы я чётко услышала гласный. (3[о-о-о]л.)

- Какую гласную вы записали? («О-овал».)

Аналогичная работа со словами: сад, нос, лак, мак, рад, вол, сор, дар, рот, жар, хор, бар, вор, пар, наш, ваш, час, газ, ход, соль, боль, даль, мать, чай, мой, рожь, конь, дочь.

8. Составление схемы слов: сад, сор.

9. Упражнение «Один - много»: дом-дома ,окно-…,кресло-…,стекло-...,облако-…,яйцо-…,письмо-…,одеяло-….,кольцо-….

10. Итог занятия.


© 2010-2022