- Преподавателю
- ОБЖ
- Конспект урока по ОБЖ 9 класс. Тема: Правила поведения при угрозе террористического акта
Конспект урока по ОБЖ 9 класс. Тема: Правила поведения при угрозе террористического акта
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова Д.Г. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 22. Правила поведения при угрозе террористического акта
Цель урока. Вспомнить понятие «Терроризм» и наиболее опасные виды террористических угроз.
Изучить общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при угрозе совершения террористического акта. Разобрать алгоритм безопасного поведения при возникновении конкретных угроз совершения террористического акта
Изучаемые вопросы
-
Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве.
-
Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
-
Обеспечение безопасности при перестрелке.
-
Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Изложение учебного материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами продолжим говорить о терроризме. Понятия «Терроризм» и наиболее опасные виды террористических угроз. Терроризм от латинского слова «terror», что означает «страх», «ужас». Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Для достижения своих преступных целей террористы используют различные виды террористических актов: организуют взрывы, устраивают пожары, угоняют самолеты, проводят массовые отравления, захватывают заложников или просто убивают людей.
Но в любом случае нужно уметь спасти себя от смертельной опасности. В связи с этим цель нашего сегодняшнего урока - вместе с вами сформулировать и изучить правила поведения для сохранения жизни и здоровья в случае угрозы террористических актов.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Правила поведения при угрозе террористического акта».
Цель урока: Познакомимся с правилами безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.
К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:
-
взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.);
-
захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников;
-
похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника;
-
воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение или нарушение работы которых может вызвать массовое поражение людей);
-
отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний;
-
искусственное заражение местности радиоактивными отходами.
Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при угрозе совершения террористического акта и при возникновении конкретных угроз совершения террористического акта.
Работа в группах по 2-3 человека, при этом каждая группа работает над своей отдельной темой и составляет памятку - правила поведения в различных ситуациях. Все группы одновременно, независимо друг от друга, штурмуют одну задачу. Данная работа предполагает самостоятельную работу с учебником, обсуждение полученной информации в группе, распределение ролей в группе (написание памятки, подготовка сообщения и т.д.) На работу отводится 10-15 минут. Затем каждая группа представляет свой материал и как результат своей работы - памятку поведения.
Карточки задания для групп:
1 группа:
Особенности взрыва. Приёмы маскировки взрывчатых веществ.
2 группа:
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
3 группа:
Правила поведения при взрыве в общественном месте.
4 группа:
Если вас завалило обломками стен.
5 группа:
Правила поведения в случае захвата вас в заложники.
6 группа: Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения.
7 группа:
Обеспечения безопасности при захвате самолёта.
8 группа:
Обеспечение безопасности при перестрелке.
9 группа:
Знакомство о порядке приема сообщений, содержащих угрозу террористического характера по телефону.
Если произошел взрыв
-
Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
-
Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.
-
В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.
-
Защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем) при задымлении.
-
Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность получения и передачи информации с помощью теле-, радио-, телефонной связи, голоса.
-
В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Закройте двери и окна квартиры, немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Плотно прикройте входную дверь, не закрывая на замок.
-
Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.
-
Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь, если не можете выйти из дома.
-
Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Если вас завалило обломками стен
• Дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем.
-
Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички: берегите кислород.
-
Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
-
При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.
-
При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом.
-
Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то стуком и голосом сигнализируйте о себе.
Правила поведения при нападении с целью похищения.
-
Изучите местность, где проживаете, ее уединенные участки.
-
Если вас преследуют, повернитесь и проверьте свои подозрения. При подтверждении подозрений меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством.
-
Не садитесь к незнакомым людям в автомобиль.
-
Не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, особенно если находитесь дома одни.
Правилами поведения при возможной опасности взрыва.
Признаками угрозы взрыва являются:
-
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться самодельным взрывным устройством.
-
Если вы обнаружили подозрительный предмет в общественном транспорте необходимо опросить людей, находящихся рядом, постарайтеся установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить.
-
Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
-
Если подозрительный предмет обнаружен в подъезде дома необходимо просить соседей, возможно он принадлежит им.
-
Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
-
Если предмет обнаружен в здании учебного учреждения - немедленно сообщите о находке руководителю учреждения.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку.
- зафиксируйте время обнаружения находки.
- постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.
- обязательно дождитесь прибытия оперативно - следственной группы.
- не забывайте, что вы являетесь основным очевидцем.
В случае захвата в заложники .
Если вы оказались в заложниках:
-
Не допускайте действий, которые смогут спровоцировать нападающих к применению оружия;
-
Переносите оскорбления, унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.
-
Выполняйте требования преступников, не возражайте им, не рискуйте жизнью своей и окружающих, не допускайте истерики и паники;
-
Прежде чем что-либо сделать, спрашивайте разрешения (встать, пить, сесть и т.д.)
-
Если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы предотвратите дополнительную потерю крови.
Правила поведения при перестрелке.
-
Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда и рикошета. Пуля может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах.
-
Желательно укрыться в ванной комнате, лечь на пол или в ванну.
-
Находясь в укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая третья-пятая пуля - трассирующая, поэтому риск пожара высок.
-
Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.
-
Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.
-
Если вы находитесь на улице, необходимо найти укрытие: выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника.
• Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке - горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое.
Порядок приема сообщений, содержащих угрозу террористического характера по телефону.
-
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
-
По ходу разговора отметьте пол, возраст, особенно речь звонившего (голос, темп речи, манера речи, произношение и т.д.).
-
Отметьте звуковой фон ( шум, звуки, голос),
-
Отметьте характер звонка ( городской или междугородний).
-
Зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
-
При наличии на вашем телефонном аппарате автомата определение номера - запишите определившийся номер в тетрадь.
В заключение урока отметить, что успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спецподразделения о замеченных признаках возможного теракта.
Закрепление изученного.
-
Какие террористические акты относят к наиболее опасным?
-
Какое значение придается бдительности и наблюдательности граждан и своевременному информированию представителей правоохранительных органов о замеченных признаках возможного теракта?
-
Почему при захвате самолета террористами необходимо закрыть глаза и задержать дыхание?
-
Как вы думаете, от каких личных качеств заложника зависит успех его освобождения?
-
Какой крупнейший террористический акт был организован вооруженными формированиями в Северной Осетии в сентябре 2004 г.?
Итог урока
-
Оценки за работу на уроке учащимся.
-
Вывод: Успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спец.подразделения о замеченных признаках возможного теракта.
Домашнее задание
-
Изучите § 8.1 учебника.
-
Выполнить задание на странице 150, рубрика «Практикум»- самолёт, где удерживаются заложники, захватывает спецподразделение. Вы находитесь в числе заложников. Ваши действия по сохранению личной безопасности в подобной ситуации?