- Преподавателю
- ОБЖ
- Конспект по ОБЖ Нарушение экологического равновесия. Вода – основа жизни. Загрязнение почв. Продукты под контролем
Конспект по ОБЖ Нарушение экологического равновесия. Вода – основа жизни. Загрязнение почв. Продукты под контролем
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котлярова К.В. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс
Тема: Нарушение экологического равновесия. Вода - основа жизни. Загрязнение почв. Продукты под контролем.
Цели:
-
Актуализировать знания о важности соблюдения правил экологической и продовольственной безопасности.
-
Сформировать умения анализа последствий невыполнения правил экологической и продовольственной безопасности.
-
Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по экологической и продовольственной безопасности.
Ход урока:
-
Организационный момент:
Сегодня мы приступим к изучению новой темы.
-
Объяснение нового материала.
Прочитайте слово, записанное на доске.
Экология
Что оно обозначает? (Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.)
Как вы понимаете выражение «экологическое равновесие»? (Экологический кризис - критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим отношением к природе.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о нарушении экологического равновесия и о его влиянии на организм человека.
Запишем тему и дату в тетрадь.
-
Работа по теме урока.
Попробуйте объяснить, что такое нарушение экологического равновесия?
Какие примеры экологических катастроф вы можете привести?
Какие три оболочки Земли находятся в опасности? (Почва; атмосфера; гидросфера.)
Города разрастаются все больше, поглощая прилегающие поля и леса. Строящиеся и работающие предприятия, транспорт активно влияют на окружающую среду: сокращаются площади лесов, изменяется состав атмосферы, загрязняются водоемы и подземные воды. Городской житель, оказавшись в лесу, на даче уже чувствует определенный дискомфорт: он начинает зевать, ему хочется спать, болит голова - у него начинается «кислородное опьянение».
Как вы думаете, что случиться с человеком, переместившимся во времени, например из 18 века, в большой современный город?
Кругом суета, шум, дым, движение людей, транспорта…. Если же он напьется воды из реки в черте города - дело может принять плохой оборот. Городской воздух, вода, шум могут быть опасны для человека, привыкшего к естественным природным условиям. Да и для нашего здоровья они не безопасны.
Человек, стремясь сделать природную среду удобной для себя, изменил ее так, что сам уже с трудом может в ней существовать. В результате активной хозяйственной деятельности возникли экологические проблемы: уменьшение поступления кислорода в атмосферу, за счет сведения растительности, опустынивание новых территорий Земли, рост углекислого газа и изменение температурного режима атмосферы и т.д.
Нерациональное использование земельных ресурсов (перегрузка почв удобрениями и пестицидами, строительство индустриальных объектов на плодородных землях, чрезмерное развитие пастбищного животноводства) тоже приводят к деградации почвы, истощению озонового слоя, загрязнению природной среды различными отходами. Почва - это поверхностный плодородный слой земной коры. Для образования 1 см почвы требуется столетие. А потерять его можно всего за один полевой сезон. До того, как люди начали заниматься земледелием и скотоводством, реки ежегодно сносили в океан 9 млрд. т. почвы, сейчас эта цифра достигла почти 25 млрд. т. Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сноситься не только почвенный слой, но и его подоснова - материнская порода, на которой он развивается. Тогда на этом месте образуется безжизненная пустыня.
Серьезную опасность представляет загрязнение почвы промышленными и бытовыми отходами. Наиболее токсичны отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, медь, цинк, аммиак, радиационные загрязнения. Почва имеет способность к самоочистке, но это долгий и сложный процесс.
Подумайте, какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить почву? (Использовать безопасные способы ее обработки; правильно проводить ее обновление и осушение; не загрязнять отходами, строить предприятия по переработке отходов; лучше очищать сточные воды промышленных предприятий и городов.)
Сегодня серьезные опасения вызывают потепление климата, обусловленное парниковым эффектом, разрушение озонового слоя, увеличение количества кислотных осадков и вредных выбросов в атмосферу. Эти явления происходят в результате загрязнения атмосферы пылью, фреонами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота и углеводородами. Ежегодно в результате сжигания топлива в атмосферу Земли поступает более 20 млрд. т углекислого газа, который во влажном воздухе образует сернистую кислоту и выпадает на землю в виде кислотных дождей, губящих растительность и разрушающих постройки.
Как вы думаете, какие меры следует предпринять, чтобы остановить загрязнение атмосферы? (Внедрять бестопливные источники энергии; совершенствовать установки для очистки выбросов; автомобильный транспорт обеспечить эффективными нейтрализаторами выхлопных газов.)
Подумайте, как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей? (Проветривать помещение по утрам или после дождя; чаще проводить в доме влажную уборку; если вы занимаетесь бегам по утрам, то следует делать это возле лесных массивов; не ломать деревья и кустарники; не заходить без надобности на территорию промышленных предприятий; над газовой плитой установить воздухоочиститель.)
Особое место на Земле занимает вода. Она входит в состав любого организма.
В обычных условиях человеку для удовлетворения минимальных потребностей в сутки требуется 2,5 л воды. Однако сегодня на одного городского жителя ежедневно расходуется 150-200 л воды. Очень много воды потребляют промышленные предприятия. Например, для изготовления 1 т сахара необходимо 100 т воды, 1 т бумаги - 250 т воды, чтобы вырастить 1 т пшеницы затрачивают 1500-2000 т воды, а чтобы собрать 1 т риса - более 5000 т воды.
Соответствующая ГОСТу питьевая вода должна быть прозрачной, бесцветной и прохладной и не иметь запаха и привкуса.
Водопроводную воду в домашних условиях можно дополнительно очистить несколькими способами:
-
С помощью фильтров;
-
Отстаиванием в течение не менее 3 ч;
-
Кипячением в открытой посуде в течение 10-15 минут;
-
Вымораживанием в холодильнике.
Естественные запасы воды, особенно пресной, не безграничны. Качество природной воды постоянно ухудшается.
Как вы думаете, по каким причинам это происходит?
Причины ухудшения качества пресной воды:
-
Загрязнение пресных вод в результате кислотных дождей.
-
Увеличение содержания в пресных водах вредных примесей, которые появляются в результате вымывания и растворения этих веществ подкисленными дождевыми водами.
-
Увеличение содержания в пресных водах солей в результате их поступления со сточными водами.
-
Увеличение содержания пестицидов в пресных водах, которые попадают из почвы.
-
Уменьшение прозрачности воды.
-
Уменьшение содержания кислорода в пресной воде.
-
Загрязнение радиоактивными веществами.
Негативные изменения окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье людей. Так, нарушение биохимического состава почвы приводит к изменению содержания в воде, растениях, организме животных и человека таких важных микроэлементов, как йод, кобальт, фтор, марганец, бор, стронций и многих других. Помимо этого в почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы, яйца и личинки червей, паразитирующих в организме человека и животных и вызывающих различные заболевания.
От вредных компонентов атмосферного воздуха страдает дыхательная, сердечнососудистая и иммунная системы организма человека.
Особую опасность для здоровья человека представляют загрязненные воды. Недоброкачественная вода является источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний (холера, дизентерия, брюшной тиф, болезнь Боткина и др.). В ней могут содержаться яйца и личинки глистов.
Теперь поговорим о продуктах.
Собираясь поесть, мы редко задумываемся об опасности, которая может скрываться в пищевых продуктах. Давайте вспомним о круговороте воды в природе. В него вовлекаются не только необходимые нам вещества, но и вредные и даже опасные для нашего организма. В результате активной хозяйственной деятельности человека в естественный круговорот химических элементов вовлекаются дополнительные вещества. Происходит превышение концентрации каких-либо веществ или химических элементов. В небольших количествах эти вещества не опасны для животных, растений и человека. Но большие их концентрации могут нарушать нарушение жизнедеятельности организмов, в том числе и человека. Дополнительные порции веществ накапливаются в почве и водоемах, и все они в той или иной степени усваиваются растениями (например, овощами и фруктами, травой, плодами и семенами растений, грибами), а затем попадают в организм животных, мясо и молоко которых мы так же употребляем в пищу.
Вы уже слышали такое понятие, как «экологически чистые продукты».
Как вы думаете, что такое «экологически чистые продукт»?
В крупных городах в некоторых магазинах есть даже специальные отделы, торгующие ими. А говорит это о том, что многие люди уже осознали, что «Мы - то, что мы едим», то есть наше с вами здоровье и самочувствие во многом определяется качеством пищи.
В последнее время на прилавках магазинов круглый год продаются очень красивые и аппетитные овощи и фрукты.
Все больше людей понимают, что крупные, гладкие и красивые овощи и фрукты, продающиеся круглый год, выращены с применением большого количества удобрений, стимуляторов роста и на искусственных почвах в теплицах. Они часто не только не вкусны, но и могут быть опасны для здоровья.
Причиной крупных размеров овощей и фруктов может быть избыточное питание растений азотом (нитратами), что в конечном итоге приводит к образованию в организме съевшего их человека нитритов, вредных для здоровья, особенно детского.
Давайте прочитаем на стр.143 учебника несколько советов, которые помогут не навредить своему здоровью.
-
Закрепление изученного материала.
Просмотр презентации «Экологические проблемы страны».
-
Итог урока.
Что такое экология? (Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.)
В чем заключается нарушение экологического равновесия?
Веселый тест на стр.143 учебника.
-
Домашнее задание.
Стр. 125-144 в.
Автор-составитель: учитель ОБЖ
Котлярова Ксения Владимировна
7