История создания правил дорожного движения

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

города Иркутска

«Дом детского творчества №1»

История создания правил дорожного движения


История создания правил дорожного движения





Автор-составитель:

Пуляевская Н.П.,

педагог дополнительного образования






Иркутск, 2015


Цель: познакомить учащихся с историей появления дорожных знаков, воспитывать ответственное отношение к ним.


Интеллектуальная разминка

  1. Как вы думаете, когда могли появиться самые первые дорожные знаки?

  2. Для кого они предназначались и о чём сообщали?


Новый материал

Еще в давние времена, когда шли одинокие путники и проезжали редкие экипажи, возникла проблема: как указать, куда какая дорога ведет, какие опасности подстерегают впереди, или сколько верст осталось до конца путешествия.

Конечно, те скорости и количество транспорта несравнимы с нынешними, но нужно помнить, что дороги и улицы были тогда гораздо более узкими, извилистыми и ухабистыми.

Стоит отметить, что те далекие времена отнюдь не отличались добротой и мягкостью нравов. Постоянно возникающие во время движения конфликты между всадниками, возничими экипажей и пешеходами нередко заканчивались кровопролитием. Это привело к тому, что контролировать безопасность дорожного движения стало государство - в результате и появились первые Правила дорожного движения, а вместе с ними и специальные службы надзора и контроля за их исполнением, имеющие право наказывать злостных нарушителей.

Один из самых первых законов о городском движении, известия о котором дошли до нашего времени, был принят более 2 тысяч лет назад в Древнем Риме.

История создания правил дорожного движения

Император Гай Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел правила, некоторые из которых актуальны и в наше время: с восхода солнца и до вечера въезд в город повозок и колесниц был запрещен; появились улицы с односторонним движением; запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иного­родние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «так­си» - наемном паланкине. Так же в Древнем Риме вдоль дорог через определенное расстояние устанавливали каменные столбы - указатели. А в самом Риме у здания Форума стоял позолоченный камень, от которого расходились дороги во все стороны света. От этого камня велся счет расстояний всех главных дорог по столбам.

Со временем правила дорожного движения уточнялись. Так, например, в распоряжениях администрации одного из европейских городов в конце XVIII века можно найти следующие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждений не учинить или с кем не съехаться, а на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, на­против, порядочно и не скоро».

С появлением автомобилей Правительство Англии приняло ряд правил для дви­жения паровых автомобилей, в том числе:

«Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55 метров должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он обязан предупреждать о том, что за ним следует паровик.

Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.

Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6 км/ч, а в городе - 3 км/ч».

И вот, стали появляться первые дорожные знаки, которые должны были предупреждать водителей об опасности. В то время знаки ставились параллельно дороге, они имели надписи, и не было четких правил их установки. В конце 19 века в Лондоне на Международной лиге союзов туризма было решено, что знаки по их виду, назначению и месту установки должны отвечать общим требованиям. А в Париже в 1900 году было принято решение, что на знаках вместо надписей должны указываться символы, которые были бы понятны даже малограмотным людям и туристам.

История создания правил дорожного движения

Только после этого в Европе были установлены первые настоящие стандартные дорожные знаки, утвержденные на международной конференции в 1909 году.

Знаки решили устанавливать с правой стороны дороги, по ходу движения, за 250 метров от начала опасного участка перпендикулярно дороге. Знаки были круглой формы, но цвет не был строго регламентирован.

Россия так же имела многовековые традиции поддержания порядка на улицах. В помощь правильно выбрать направление движения в лесистых местах вдоль дорог делали вешки из сучьев деревьев, затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках укрепляли каменные или деревянные кресты, строили часовни. Более 300 лет назад вдоль дорог стали устанавливать верстовые столбы: их вкапывали в землю через каждую версту (1 066,8 метра) между Москвой и селом Коломенским. Эти высокие столбы в народе прозвали «коломенскими верстами». Тогда же о высоких людях стали говорить: «Высок, как верста коломенская».

Более 200 лет тому назад в России были приняты следующие правила дорожного движения:

  1. В городе и предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро однють не ездить.

  2. Когда случиться подъезжать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы убедиться, кому поврежденья не учинить или с кем не съехаться.

  3. На мостах через реки карету не обгонять, а ехать напротив порядочно, не скоро.

Следует заметить, что государство устанавливало не толь­ко правила, но и кару за их нарушение.

С созданием в Санкт-Петербурге в 1718 году полицейских ор­ганов, контроль за соблюдением установленных правил до­рожного движения был возложен на них. За нарушение правил крутой нравом русский царь Петр 1 по-своему решил прекратить безобразие на дорогах.

История создания правил дорожного движения

Его Указ принятый в 1724 году гласил: «Ежели и впредь будут так несмирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь». На больших дорогах появились верстовые столбы, окрашенные полосами в цвета русского национального флага. «Полосатые версты» были издалека видны всем проезжающим и проходящим.

Царица Анна Иоанновна в 1730 году приказала обнаро­довать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожно­стью, смирно». Ослушников же «бить кнутом и ссылать на ка­торгу».

В 1812 году в России ввели правостороннее движение, номерные знаки, ограничение скорости, места стоянок экипажей.

Уточнение правил продолжалась и в XIX веке. В «Инструкции городовом московской полиции», изданной в 1883 году были рас­писаны действия городовых на все случаи жизни. Для примера возьмем всего один - § 44. В нем предписано: «Наблюдать, чтобы при езде по улицам правящим лошадьми:

а) не ездили вперегонку.

б) при спуске под гору, на перекрестках, а равно перед пе­реезжающими и переходящими улицу сдерживали лошадей;

в) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и дру­гим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям;

г) не ездили на лошадях невзнузданных;

д) зимою не ездили на санях без подрезов, препятствующих раскату».

Первые дорожные знаки появились еще до первой мировой войны, но их было мало, как впрочем, и автомобилей. В 1926 году Россия берет на себя обязательства устанавливать дорожные знаки стандартной формы и символики. В 30-х годах в нашей стране действовало 20 дорожных знаков и их количество с годами возрастало.

В настоящее время утверждены и действуют более 200 дорожных знаков и информационных табличек к ним. Все знаки поделены на 8 групп: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные, сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).

Их форма, цвет, место и способ установки, условия применения строго определены Государственными стандартами. В силу исторических традиций предупреждающие знаки стали иметь форму равностороннего треугольника, запрещающие и предписывающие - круга, информационно-указательные и сервиса - квадрата и прямоугольника.

Для лучшей видимости знаков в темное время суток для их изготовления используется светоотражающая краска: знаки в темноте светятся от света фар автомобиля.

В современных Правилах дорожного движения установлен единый порядок движения на территории Российской Федерации, оговорены общие обязанности для водителей, пассажиров и пешеходов, определены требования к транспортным средствам, правила движения по дорогам, правила по выполнению маневров, по перевозке людей и грузов. Также оговаривается ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Это забавно: хотя многие страны, подписав международные конвенции, обязались применять только утвержденные знаки, но и сейчас на дорогах мира встречаются самые удивительные знаки:

Франция и Швейцария

«Убавьте скорость! Спасибо!» (изображены животные и птицы)

Кипр

«Внимание! Опасность! Шоссе скользкое из-за виноградного сока» (аналог в России «Внимание, листопад»)

Дания

Знак треугольной формы с силуэтом воришки с мешком на плече и отмычкой в руке.

Германия (г. Кассель)

Знак с отпечатками босых ног (запрет на движение всех видов транспорта, кроме пешеходов)

Задание

«Ответь на вопросы».

  1. Какой самый первый дорожный знак ты можешь назвать?

  2. Почему первые дорожные знаки появились задолго до появления автомобилей?

  3. Почему возникла необходимость создания единой международной системы дорожных знаков?

  4. Объясни, о чем идет речь в этих строках стихотворения: «… только версты полосаты попадаются одне…»?

«Новый знак». Придумать и нарисовать собственный знак, описать его назначение и место установки.




© 2010-2022