- Преподавателю
- ОБЖ
- Проект по ОБЖ Игра Зарница
Проект по ОБЖ Игра Зарница
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шарафеева А.Х. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Олуяз»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Проект: « Военно-патриотическая игра Зарница»
Автор проекта: Шарафеева Альбина Хафизовна, преподаватель-организатор ОБЖ
Тема: Военно-патриотическая игра «Зарница»
Цель:
- формировать у школьников высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, повысить качество и эффективность гражданско - патриотического воспитания учащихся школы.
Задачи:
- воспитать патриотизм и чувство долга перед Родиной;
- создать условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- формировать у обучающихся умения пользоваться Интернет-ресурсами;
- снизить уровень правонарушений школьников средствами патриотического воспитания
- формировать военно-прикладные умения и навыки, высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству.
- пропагандировать боевые и трудовые традиции российского народа и его Вооруженных Сил.
- активизировать участие классных коллективов во внеклассных и внешкольных гражданско - патриотических и оборонно-массовых мероприятиях.
- совершенствовать морально - психологическую подготовку молодежи к военной службе.
- активизировать участие в военно-патриотических мероприятиях, проводимых в районе.
- совершенствование работы по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков в школе,
- расширение сети детских и подростковых коллективов военно-патриотической направленности,
- ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника,
- формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, службе в Вооруженных Силах РФ,
- проверка уровня знаний, навыков и умений, по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы, гражданской и физической подготовке.
Гипотеза
Нужно ли проводить военно-патриотические мероприятия?
Этапы работы
1. Сбор информации о военно-патриотической игре «Зарница»
* История создания игры
* Разновидности работ по подготовке к игре «Зарница»
* Техника выполнения упражнений и заданий к игре «Зарница»
2. Поход в библиотеку
3. Работа с Интернет-ресурсами
Источники
-
Бабанский Ю. К. Педагогика.- М., 1988.
-
Буре Р. С. Учите детей трудится.- М., 1987.
-
Гофман Ж. И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки.- М.: Высшая школа, 1985.
-
Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения.- М., 1986.
-
Кутафин О. Е. Основы государства и права.- М.: Юрист, 1996.
-
Макаренко А. С. т. 5, 1960.
-
Фельдштейн Д. Н. Психология воспитания подростков.- М., 1978.
-
Федеральная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества". С. 7-17.
Требования к выполнению
1. Работа, опираясь на источники
2. Получение большей информации
Потребность и основа
Мир быстрыми темпами изменяется. На смену механике приходит автоматика. Но иногда мы не можем понять, почему наша молодёжь слабая с точки зрения здоровья. Я долго думала, прочитала и просмотрела большое количество СМИ, поработала с Интернет-ресурсами и пришла к выводу, что наши ученики мало занимаются спортом, малоподвижны, большее количество времени проводят у телевизоров и компьютеров, играя в различные игры, тем самым принося вред своему здоровью (плохое зрение, болезни ЖКТ, психические расстройства). Чтобы помочь ученикам выбраться из этой тины я твёрдо решила нужно их занять каким-либо видом спорта. В школе работают 3 спортивных кружка: национальная борьба, баскетбол и волейбол. Мне казалось, спорт, поможет улучшить здоровье, какой вид спорта нравится в ту секцию и ходи. И я не ошиблась. Отправной точкой я выбрала те конкурсы, которые будут на игре «Зарница».
Направление проекта
-
Участие в движении «Снежный десант»
-
Создание Книг памяти
-
Работа в историко-краеведческом музее школы и района
-
Работа сайта «Снежный десант» и использование Интернет-ресурсов
-
Сотрудничество с объединением «Отечество» и музеев Великой Отечественной войны в Республике Татарстан
-
Организация и проведение военно-патриотических мероприятий, на примере военно-патриотической игры «Зарница»
Исследование проблемы
Вникнуть в тонкости проведения военно-патриотических мероприятий.
Идея проекта
Совершенствование деятельности классного руководителя и преподавателя-организатора ОБЖ по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся посредством использования школьного музея, проводимых мероприятий на военную тематику, как в школе, так и в районе.
Постановка цели и её выполнение
Как только возникла проблема, я поставила перед собой целью познакомиться с историей возникновения военно-патриотической игры «Зарница», с разновидностью конкурсов, с техникой выполнения, поняла какова необходимость проведения игр такого масштаба в нашей жизни.
Исследование
Мало кто знает, что автором Всесоюзной военно-спортивной игры «Зарница», в которой участвовали миллионы советских школьников, была вполне себе миролюбивая Зоя Кротова - учительница из сельской школы деревни Мысы Пермской области.
Молоденькая вожатая Зоя, скорее всего, скучала на традиционных пионерских смотрах строя и песни, которые всегда проводились в февральский «военный, месяц. И вот зимой 1964 года Зоя решила, что 23 февраля вся школа станет... армией. Соответственно учителя назначались военачальниками, а ученики - летчиками, моряками и танкистами. А один класс так вообще целиком записали в партизаны. В феврале в школе не стало ни отличников, ни двоечников - в классах за партами сидели сплошь старши-
ны и рядовые. Сегодня можно лишь представить, как тогда проходили уроки в школе Зои Кротовой. «Рядовой Иванов! К доске!» - строгим командирским голосом вызывала, скажем, офицер-математичка. «Есть!» - отвечал известный лоботряс.
Все это было очень интересно и необычно, и военная игра очень быстро вышла за пределы сельской школы. Вскоре «Зарница» больше была похожа на армейские учения, которые включали в себя преодоление «минных полей» и полосы препятствий. Кульминацией пионерских маневров были рукопашная битва со срыванием картонных погон «противника» и захват знамени во вражеской крепости. Два сорванных погона означали мгновенную смерть, один - тяжелое ранение. Все юнармейцы и их родители накануне боя вдохновенно пришивали эти символические картонки на свои куртки. Крылатая фраза маршала Баграмяна «Умирать - последнее дело!» стала боевым кличем командиров, поднимавших юнармейцев в атаку. Поэтому погоны, намертво пришитые по всему периметру тройными стежками и прошитые по всей площади самыми суровыми нитками, доставались противнику с «мясом» гимнастерок и тельняшек.
Областные, городские и районные пионерские сражения, организованные только местными военруками и ветеранами, проходили по всей стране целых три года. Но в светлых головах всесоюзных партийных и комсомольских вожаков появилась патриотическая идея прибрать к рукам эти военно-спортивные движения на местах. 10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала «приказ № 1» командующего новой Всесоюзной игрой «Зарница». Своим приказом маршал Василий Казаков поставил задачу обучить навыкам армейской жизни детей и подростков. Игровые элементы гражданской обороны учили юнармейцев быстрой реакции в нестандартной ситуации и умению оказывать первую медицинскую помощь. В связи с сокращением армейской службы с трех до двух лет «Зарница» вошла в школьный план начальной военной подготовки. За первые пять лет существования «Зарницы» в нее повоевали 20 миллионов школьников Советского Союза. Патриотическое воспитание подростков семимильными шагами зашагало по стране!
Но, став официальной патриотической игрой пионеров Советской страны, «Зарница» сильно поскучнела. Работая в те годы фоторепортером в газете «Пионерская правда», я наблюдал, как во многих школах создавались специальные «зарничные» классы-батальоны, в которых дети не учились, а только стреляли и воевали, готовясь к финальным соревнованиям. Такой «школьный спецназ» был экипирован в настоящую военную форму и вооружен моделями автоматов Калашникова, неотличимых от настоящих.
В качестве фоторепортера я не раз видел яростные и веселые финалы этих Всесоюзных юнармейских праздников, проходивших во многих городах Советского Союза - в Туле, Одессе, Курске, Днепропетровске. Бывшим зарничникам на всю жизнь запомнились не торжественные построения и пионерские парады, а рукопашные схватки (тогда еще разрешенные) со срыванием с плеч «вражеских» погонов, штурмы крепостей и, конечно, песни у ночного костра. Правила игры часто менялись, и с каждым годом организаторы уменьшали возможность юнармейцам сразиться «стенка на стенку», опасаясь крови, синяков и травм.
Последние финальные игры «Зарницы» в СССР превратились в не очень утомительные театрализованные передвижения парадных колонн пионеров в сопровождении военных в сторону вероятного противника. Чем выше был ранг соревнований, тем больше офицеров и генералов участвовало в организации соревнований и совершении главного марш-броска. В финале «Зарницы» около города Курска у меня было ощущение, что я оказался в центре танкового сражения на Курской дуге - такое количество настоящих танков было задействовано для сопровождения пионеров в атаку.
В Днепропетровске дневное юнармейское сражение плавно переросло в вечернюю реконструкцию сражения с фашистами при форсировании Днепра советскими войсками. Там же запомнился такой казус. Так как не все пионеры успели остыть от дневной рукопашной схватки и покинуть «зарничное» поле боя, юнармейцы оказались в окопах... вместе с немецко-фашистскими захватчиками - переодетыми артистами, заблаговременно прибывшими на местность для вечернего представления. Некоторые герои «Зарницы», что уж там скрывать, не по-детски испугались такой встречи...
Прошли годы, выросло уже не одно поколение россиян, не живших в Советском Союзе и не носивших пионерских галстуков. Однако «Зарница» до сих пор жива. Оказалось, что игра отлично сплачивает одноклассников, и быть командой - это здорово! Но это игра в ВОЙНУ. Если вдуматься, игра ставит удивительно непростые для детского ума вопросы, главный из которых - можно ли и нужно ли на этой игрушечной войне оставаться человеком?
Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Ожидаемый результат:
-
Воспитание гражданина интересующегося историей страны и ответственного за судьбу Родины
-
Воспитание у молодого поколения здорового образа жизни, чувства уважения к памяти предков
-
Увековечение памяти павших в годы Великой Отечественной войны.
-
Развитие чувства долга, коллективизма, взаимопомощи.
Этапы работы
Конкурс «Статен в строю, силен в бою»
Смотр строя и песни. Команда (отделение) участвует в полном составе.
Торжественное прохождение в составе команды (отделения) и прохождение с песней (согласно Строевому Уставу ВС РФ). Форма одежды парадная. Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе. Учитывается дисциплина строя, внешний вид, действия командира. Лучшими считаются команды (отделения), которые наберут наибольшую сумму баллов.
Конкурс по физической подготовке «В здоровом теле здоровый дух»
1. В программу норм включены - юноши ст. группа - подтягивание на перекладине (1 участник);
2. - мальчики младшей группы - подтягивание на перекладине(1участник)
Конкурс «Многоборье «Защита»
Участвуют команды старших и младших возрастов. В программу входит:
1. Надевание противогаза по команде «Газы». Учитывается правильность и время одевания противогаза. Участвует старшая и младшая группа (1 участник).
Каждый этап оценивается по 5-ти бальной шкале.
Конкурс «Разборка и сборка автомата»
Участвует 1 человека от команды (юноша, мальчик)
Порядок разборки:
1. отделить «магазин»;
2. проверить, нет ли патрона в патроннике, для этого снять автомат с предохранителя, отвести рукоятку затворной рамы назад, отпустить рукоятку, при положении автомата под углом 45-60 градусов от линии горизонта спустить курок с боевого взвода;
3. вынуть пенал с принадлежностями;
4. отделить шомпол, крышку ствольной коробки, пружину возвратного механизма, затворную раму с газовым поршнем и затвором;
5. вынуть затвор из затворной рамы;
6. отсоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
Детали автомата складываются на столе. Сборка осуществляется в обратном порядке. После присоединения крышки ствольной коробки спустить курок с боевого взвода в положении автомата под углом 45-60 градусов от линии горизонта. Поставить автомат на предохранитель, присоединить магазин. Каждому участнику фиксируется время разборки и время сборки автомата. Штрафные очки начисляются за несоблюдение порядка разборки/сборки, пропуск этапов, несоблюдение техники безопасности при контрольном спуске, упавшие со стола детали (1 ошибка: +5 секунд к зачетному времени).
Побеждает команда, показавшая минимальное время.
Перетягивание каната
Из каждого класса участвуют по 5 девушек и 5 юношей (отдельно). 5-6 классы; 7-8 классы; 9-11 классы.
Марш бросок на 3 километра.
Учащиеся, выйдя из школы, строятся в колонну по четыре и направляются к памятнику павших в годы Вов. У памятника все чтим память ветеранов Великой Отечественной войны минутой молчания.
Затем каждому классу даётся схема движения к месту встречи. Учащиеся по этим схемам должны как можно быстрее прибежать к месту ликвидации диверсантов. Каждый класс собирается на своём месте. У подножия горы один учитель даёт салют, после чего все классы бегом спускаются к подножию горы. Там приготавливается горячий чай и варится каша «Дружбы». Этот момент мероприятия учащимся нравится больше всего. Затем подводится итог проведённого мероприятия и фото на память. Сытые и довольные участники расходятся по домам.
Вывод
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому.
В нашей школе патриотическое воспитание учащихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания.