Проект по ОБЖ Игра Зарница

В нашем недалёком прошлом я ещё помню, как мы играли в военно-патриотическую игру "Зарница". Многие учащиеся даже не представляют какая это поучительная,развивающая логику, ловкость, силу воли, ответственность игра. Она требует внимания,взаимопомощи, самоотдачи. Во время проведения этой игры в школе все бывают задействованы:учителя,ученики,администрация,родители. Каждый класс старается показать себя, выиграть,добиться успехов и конечно же проверить свои умения,навыки. После торжественной части к...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Олуяз»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан









Проект: « Военно-патриотическая игра Зарница»









Автор проекта: Шарафеева Альбина Хафизовна, преподаватель-организатор ОБЖ

























Тема: Военно-патриотическая игра «Зарница»

Цель:

- формировать у школьников высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, повысить качество и эффективность гражданско - патриотического воспитания учащихся школы.

Задачи:

- воспитать патриотизм и чувство долга перед Родиной;

- создать условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;

- формировать у обучающихся умения пользоваться Интернет-ресурсами;

- снизить уровень правонарушений школьников средствами патриотического воспитания

- формировать военно-прикладные умения и навыки, высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству.

- пропагандировать боевые и трудовые традиции российского народа и его Вооруженных Сил.

- активизировать участие классных коллективов во внеклассных и внешкольных гражданско - патриотических и оборонно-массовых мероприятиях.

- совершенствовать морально - психологическую подготовку молодежи к военной службе.

- активизировать участие в военно-патриотических мероприятиях, проводимых в районе.

- совершенствование работы по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков в школе,

- расширение сети детских и подростковых коллективов военно-патриотической направленности,

- ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника,

- формирование качеств необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, службе в Вооруженных Силах РФ,

- проверка уровня знаний, навыков и умений, по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы, гражданской и физической подготовке.

Гипотеза

Нужно ли проводить военно-патриотические мероприятия?

Этапы работы

1. Сбор информации о военно-патриотической игре «Зарница»

* История создания игры

* Разновидности работ по подготовке к игре «Зарница»

* Техника выполнения упражнений и заданий к игре «Зарница»

2. Поход в библиотеку

3. Работа с Интернет-ресурсами

Источники

  • Бабанский Ю. К. Педагогика.- М., 1988.

  • Буре Р. С. Учите детей трудится.- М., 1987.

  • Гофман Ж. И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки.- М.: Высшая школа, 1985.

  • Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения.- М., 1986.

  • Кутафин О. Е. Основы государства и права.- М.: Юрист, 1996.

  • Макаренко А. С. т. 5, 1960.

  • Фельдштейн Д. Н. Психология воспитания подростков.- М., 1978.

  • Федеральная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества". С. 7-17.

Требования к выполнению

1. Работа, опираясь на источники

2. Получение большей информации

Потребность и основа

Мир быстрыми темпами изменяется. На смену механике приходит автоматика. Но иногда мы не можем понять, почему наша молодёжь слабая с точки зрения здоровья. Я долго думала, прочитала и просмотрела большое количество СМИ, поработала с Интернет-ресурсами и пришла к выводу, что наши ученики мало занимаются спортом, малоподвижны, большее количество времени проводят у телевизоров и компьютеров, играя в различные игры, тем самым принося вред своему здоровью (плохое зрение, болезни ЖКТ, психические расстройства). Чтобы помочь ученикам выбраться из этой тины я твёрдо решила нужно их занять каким-либо видом спорта. В школе работают 3 спортивных кружка: национальная борьба, баскетбол и волейбол. Мне казалось, спорт, поможет улучшить здоровье, какой вид спорта нравится в ту секцию и ходи. И я не ошиблась. Отправной точкой я выбрала те конкурсы, которые будут на игре «Зарница».

Направление проекта

  • Участие в движении «Снежный десант»

  • Создание Книг памяти

  • Работа в историко-краеведческом музее школы и района

  • Работа сайта «Снежный десант» и использование Интернет-ресурсов

  • Сотрудничество с объединением «Отечество» и музеев Великой Отечественной войны в Республике Татарстан

  • Организация и проведение военно-патриотических мероприятий, на примере военно-патриотической игры «Зарница»

Исследование проблемы

Вникнуть в тонкости проведения военно-патриотических мероприятий.

Идея проекта

Совершенствование деятельности классного руководителя и преподавателя-организатора ОБЖ по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся посредством использования школьного музея, проводимых мероприятий на военную тематику, как в школе, так и в районе.

Постановка цели и её выполнение

Как только возникла проблема, я поставила перед собой целью познакомиться с историей возникновения военно-патриотической игры «Зарница», с разновидностью конкурсов, с техникой выполнения, поняла какова необходимость проведения игр такого масштаба в нашей жизни.

Исследование

Мало кто знает, что автором Всесоюзной военно-спортивной игры «Зарница», в которой участвовали миллионы советских школьников, была вполне себе миролюбивая Зоя Кротова - учительница из сельской школы деревни Мысы Пермской области.
Молоденькая вожатая Зоя, скорее всего, скучала на традиционных пионерских смотрах строя и песни, которые всегда проводились в февральский «военный, месяц. И вот зимой 1964 года Зоя решила, что 23 февраля вся школа станет... армией. Соответственно учителя назначались военачальниками, а ученики - летчиками, моряками и танкистами. А один класс так вообще целиком записали в партизаны. В феврале в школе не стало ни отличников, ни двоечников - в классах за партами сидели сплошь старши-

ны и рядовые. Сегодня можно лишь представить, как тогда проходили уроки в школе Зои Кротовой. «Рядовой Иванов! К доске!» - строгим командирским голосом вызывала, скажем, офицер-математичка. «Есть!» - отвечал известный лоботряс.
Все это было очень интересно и необычно, и военная игра очень быстро вышла за пределы сельской школы. Вскоре «Зарница» больше была похожа на армейские учения, которые включали в себя преодоление «минных полей» и полосы препятствий. Кульминацией пионерских маневров были рукопашная битва со срыванием картонных погон «противника» и захват знамени во вражеской крепости. Два сорванных погона означали мгновенную смерть, один - тяжелое ранение. Все юнармейцы и их родители накануне боя вдохновенно пришивали эти символические картонки на свои куртки. Крылатая фраза маршала Баграмяна «Умирать - последнее дело!» стала боевым кличем командиров, поднимавших юнармейцев в атаку. Поэтому погоны, намертво пришитые по всему периметру тройными стежками и прошитые по всей площади самыми суровыми нитками, доставались противнику с «мясом» гимнастерок и тельняшек.
Областные, городские и районные пионерские сражения, организованные только местными военруками и ветеранами, проходили по всей стране целых три года. Но в светлых головах всесоюзных партийных и комсомольских вожаков появилась патриотическая идея прибрать к рукам эти военно-спортивные движения на местах. 10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала «приказ № 1» командующего новой Всесоюзной игрой «Зарница». Своим приказом маршал Василий Казаков поставил задачу обучить навыкам армейской жизни детей и подростков. Игровые элементы гражданской обороны учили юнармейцев быстрой реакции в нестандартной ситуации и умению оказывать первую медицинскую помощь. В связи с сокращением армейской службы с трех до двух лет «Зарница» вошла в школьный план начальной военной подготовки. За первые пять лет существования «Зарницы» в нее повоевали 20 миллионов школьников Советского Союза. Патриотическое воспитание подростков семимильными шагами зашагало по стране!
Но, став официальной патриотической игрой пионеров Советской страны, «Зарница» сильно поскучнела. Работая в те годы фоторепортером в газете «Пионерская правда», я наблюдал, как во многих школах создавались специальные «зарничные» классы-батальоны, в которых дети не учились, а только стреляли и воевали, готовясь к финальным соревнованиям. Такой «школьный спецназ» был экипирован в настоящую военную форму и вооружен моделями автоматов Калашникова, неотличимых от настоящих.
В качестве фоторепортера я не раз видел яростные и веселые финалы этих Всесоюзных юнармейских праздников, проходивших во многих городах Советского Союза - в Туле, Одессе, Курске, Днепропетровске. Бывшим зарничникам на всю жизнь запомнились не торжественные построения и пионерские парады, а рукопашные схватки (тогда еще разрешенные) со срыванием с плеч «вражеских» погонов, штурмы крепостей и, конечно, песни у ночного костра. Правила игры часто менялись, и с каждым годом организаторы уменьшали возможность юнармейцам сразиться «стенка на стенку», опасаясь крови, синяков и травм.
Последние финальные игры «Зарницы» в СССР превратились в не очень утомительные театрализованные передвижения парадных колонн пионеров в сопровождении военных в сторону вероятного противника. Чем выше был ранг соревнований, тем больше офицеров и генералов участвовало в организации соревнований и совершении главного марш-броска. В финале «Зарницы» около города Курска у меня было ощущение, что я оказался в центре танкового сражения на Курской дуге - такое количество настоящих танков было задействовано для сопровождения пионеров в атаку.
В Днепропетровске дневное юнармейское сражение плавно переросло в вечернюю реконструкцию сражения с фашистами при форсировании Днепра советскими войсками. Там же запомнился такой казус. Так как не все пионеры успели остыть от дневной рукопашной схватки и покинуть «зарничное» поле боя, юнармейцы оказались в окопах... вместе с немецко-фашистскими захватчиками - переодетыми артистами, заблаговременно прибывшими на местность для вечернего представления. Некоторые герои «Зарницы», что уж там скрывать, не по-детски испугались такой встречи...
Прошли годы, выросло уже не одно поколение россиян, не живших в Советском Союзе и не носивших пионерских галстуков. Однако «Зарница» до сих пор жива. Оказалось, что игра отлично сплачивает одноклассников, и быть командой - это здорово! Но это игра в ВОЙНУ. Если вдуматься, игра ставит удивительно непростые для детского ума вопросы, главный из которых - можно ли и нужно ли на этой игрушечной войне оставаться человеком?

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Ожидаемый результат:

  • Воспитание гражданина интересующегося историей страны и ответственного за судьбу Родины

  • Воспитание у молодого поколения здорового образа жизни, чувства уважения к памяти предков

  • Увековечение памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

  • Развитие чувства долга, коллективизма, взаимопомощи.

Этапы работы

Конкурс «Статен в строю, силен в бою»

Смотр строя и песни. Команда (отделение) участвует в полном составе.

Торжественное прохождение в составе команды (отделения) и прохождение с песней (согласно Строевому Уставу ВС РФ). Форма одежды парадная. Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе. Учитывается дисциплина строя, внешний вид, действия командира. Лучшими считаются команды (отделения), которые наберут наибольшую сумму баллов.

Проект по ОБЖ Игра Зарница

Конкурс по физической подготовке «В здоровом теле здоровый дух»

1. В программу норм включены - юноши ст. группа - подтягивание на перекладине (1 участник);

2. - мальчики младшей группы - подтягивание на перекладине(1участник)Проект по ОБЖ Игра Зарница

Конкурс «Многоборье «Защита»

Участвуют команды старших и младших возрастов. В программу входит:

1. Надевание противогаза по команде «Газы». Учитывается правильность и время одевания противогаза. Участвует старшая и младшая группа (1 участник).

Каждый этап оценивается по 5-ти бальной шкале.

Проект по ОБЖ Игра Зарница

Конкурс «Разборка и сборка автомата»

Участвует 1 человека от команды (юноша, мальчик)

Порядок разборки:

1. отделить «магазин»;

2. проверить, нет ли патрона в патроннике, для этого снять автомат с предохранителя, отвести рукоятку затворной рамы назад, отпустить рукоятку, при положении автомата под углом 45-60 градусов от линии горизонта спустить курок с боевого взвода;

3. вынуть пенал с принадлежностями;

4. отделить шомпол, крышку ствольной коробки, пружину возвратного механизма, затворную раму с газовым поршнем и затвором;

5. вынуть затвор из затворной рамы;

6. отсоединить газовую трубку со ствольной накладкой.

Детали автомата складываются на столе. Сборка осуществляется в обратном порядке. После присоединения крышки ствольной коробки спустить курок с боевого взвода в положении автомата под углом 45-60 градусов от линии горизонта. Поставить автомат на предохранитель, присоединить магазин. Каждому участнику фиксируется время разборки и время сборки автомата. Штрафные очки начисляются за несоблюдение порядка разборки/сборки, пропуск этапов, несоблюдение техники безопасности при контрольном спуске, упавшие со стола детали (1 ошибка: +5 секунд к зачетному времени).

Побеждает команда, показавшая минимальное время.

Проект по ОБЖ Игра Зарница

Перетягивание каната

Из каждого класса участвуют по 5 девушек и 5 юношей (отдельно). 5-6 классы; 7-8 классы; 9-11 классы.

Марш бросок на 3 километра.

Учащиеся, выйдя из школы, строятся в колонну по четыре и направляются к памятнику павших в годы Вов. У памятника все чтим память ветеранов Великой Отечественной войны минутой молчания.

Затем каждому классу даётся схема движения к месту встречи. Учащиеся по этим схемам должны как можно быстрее прибежать к месту ликвидации диверсантов. Каждый класс собирается на своём месте. У подножия горы один учитель даёт салют, после чего все классы бегом спускаются к подножию горы. Там приготавливается горячий чай и варится каша «Дружбы». Этот момент мероприятия учащимся нравится больше всего. Затем подводится итог проведённого мероприятия и фото на память. Сытые и довольные участники расходятся по домам.

Проект по ОБЖ Игра ЗарницаПроект по ОБЖ Игра Зарница

Вывод

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому.

В нашей школе патриотическое воспитание учащихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания.

© 2010-2022