- Преподавателю
- ОБЖ
- Материал выступления на научно-практической конференции по теме Краеведение и школа безопасности
Материал выступления на научно-практической конференции по теме Краеведение и школа безопасности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шебанова Е.Ф. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДОКЛАД
«Краеведение и «Школа безопасности»
Шебанова Е.Ф.
учитель биологии и географии
МБОУ СОШ №8
г. Ханты-Мансийск
«ШБ»-это всероссийское движение, в нашем городе его организацией и развитием занимается СЮТур, а мы его активные участники. ЭТО особый вид соревнований, который ставит своей целью не только научить преодолевать трудности, оказывать само и взаимопомощь. Организовывать правильно и безопасно свой быт, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. Это ещё и развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей наших детей. В программе этих соревнований не только сложные технические виды. Здесь есть место и воспитанию любви к своему краю, к своей Родине. И особое место в этом занимает один из видов конкурсной программы «Краеведение». Этот вид очень многогранен. Обратите внимание на странички Дневника соревнований, которые заполняют команды…
Задания требуют наблюдательности, способствуют формированию письменной речи, предполагают работу с дополнительными источниками, поиск информации, что в последующем поможет выполнять конкурсные работы.
К конкурсу краеведов приходится готовиться так же серьёзно, как и к техническим видам. Здесь и культура, и история, и география, и искусство, и литература, лесная аптека и многое другое.
Каждое соревнование проходит под определённым девизом и как правило связан с объявленным годом-экологии, культуры или знаменательными событиями: Олимпийскими играми, юбилеем Великой Победы, округа или города и т.д.
Это помогает прививать интерес к изучению родного края.
Включение исторического, краеведческого материала в визитные карточки команд помогает им легко и свободно запоминать и впоследствии использовать его при выполнении заданий, т.к. всегда возникают требующие пояснений. Ну, например «Неведомая…»
Результат? А результат это не только победы в соревнованиях, а скорее то что выпускники ШБ продолжают обучение по специальностям спорт и туризм. Новые знания наших учеников и интерес к изучению родного края. Некоторые уже работают педагогами дополнительного образования по краеведению.
Видео
Ещё одна программа, в которой мы успешно участвуем много лет Городской Месячник и Кубок краеведения, инициаторами и организаторами которых является СЮТур.
Кубки проходят в несколько этапов. Каждый из них тематический. Темы всегда присылаются заранее и поэтому всегда есть возможность готовиться. Темы разбиты на области, по которым и собирают материал знатоки. Культура, здравоохранение и образование, спорт и нефтегазовое освоение, знаменитые личности, улицы и памятники, города и геральдика городов округа, топонимика, история ВОв и ХМАО в годы войны и т.д. Учат, ищут систему, выстраивают свою тактику и стратегию игры, играют и выигрывают. Передают свой опыт младшим.
Конечно, и я имею свою тактику. Слежу за играми, внимательно изучаю вопросы и отслеживаю, тенденции и насколько могу, помогаю своим игрокам в период подготовки.
Кроме этого, мне эта система помогает при подготовке к урокам по географии в рамках регионального компонента, где вместе с учениками или игроками после изученного материала проводим подобные викторины, а игры, как
известно, помогают повысить интерес.
Такая организация работы помогает формированию коммуникативных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
«Адрес детства - Ханты-Мансийск», ещё один вид конкурсной программы, который позволяет проявить творчество и фантазию участникам, использовать личные фотографии, рассказать о любимых местах или достопримечательностях города и округа, подготовить турне по геральдике городов округа. Сначала такие презентации демонстрируются на уроках, а потом лучшие отправляются на городской конкурс. А результаты на экране.
Конечно, конкурсы стимулируют и методическую активность учителей. Ну и не только. Когда начинаешь что-то готовить, оказывается как много ещё интересного и не совсем известного.
Интегрируясь с классными руководителями, учителями истории проведены такие уроки и классные часы.
Причём, очень большой материал подбирали ученики, готовили презентации.
Невозможно обойти стороной наш традиционный школьный эколого-туристский слёт, который берёт своё начало в 1997году. Когда, впервые, вся школа одновременно вышла на лесную поляну. И уже тогда программа была очень насыщенной: полоса препятствий, ориентирование, конкурс биваков, экологический маршрут, на станциях которого нужно было знать и растения, определять животных, признаки погоды, читать стихи и многое другое.
Прошло много лет, но неизменно одно-объединяющее начало слёта во всех смыслах: детей и учителей, спорта, туризма и краеведения, преемственности поколений.
Экологическая составляющая играет большую роль в познании родного края - хрупкости мира, взаимосвязи всего сущего на Земле.
Кто-то готовится стать учителем, психологом, программистом, но благодаря этому эко-рингу они соприкоснулись с живой историей Маманотова ручья деревьев, птиц и окаменелостей. Как и коренные жители учились строить убежища и использовать для пропитания природный материал.
Воспитание подрастающего поколения требует совместной работы нас взрослых и, конечно же, сотрудничества и школы, и дополнительного образования и культуры и других организаций.
4