Образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательная    программа   дополнительного   образования  «Патриот» относится к  военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве. Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности «Патриот».
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Патриот»

Всего 144 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования «Патриот» относится к военно-патриотической направленности.

Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.

Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности «Патриот».


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая:

- имеет военно-патриотическую направленность;

-отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования - воспитание россиянина, гражданина и патриота;
-способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.


В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых - подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.

Отличие данной программы от существующих заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, стрелковая подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в военно-патриотических клубах.

Цель программы - социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Основными задачами программы являются:

  1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

  2. Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.

  3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.

  4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Программа разработана в 2013 году с учетом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.
Возраст занимающихся:11-13 лет.

Срок реализации программы: один учебный год.

Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью - два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.

Принципы организации обучения
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
-гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
-приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; -непрерывности образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
-обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
-содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
-практические занятия;
-деловые и ролевые игры;
-упражнения на взаимодействия в группе;
-конкурсы, соревнования (участие в муниципальных конкурсах);
-проигрывание ситуаций;
-проектирование;
-встречи со специалистами и интересными людьми;

- тесты и опросы;
-беседы.

Ожидаемые результаты


Учащиеся получают знания: основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях, права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях, основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации.

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности

обучения по образовательной программе «Юный патриот» проводятся три вида

контроля:

  1. вводный контроль - в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);

  2. промежуточный контроль - в середине года (тест, практическое задание); 3. итоговый контроль - апрель-май текущего учебного года (тестирование на знание теоретического материала занятие, практическое занятие).


Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники
1 год обучения
По окончании подготовки учащиеся должны
Знать:

  • Историю создания Вооруженных Сил РФ;

  • Основные положения Устава Вооруженных Сил РФ;

  • Основные строевые приемы и действия;

  • Меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб;

  • Устройство автомата Калашников, учебных гранат и мин;

  • Приемы и правила стрельбы;

  • Способы оказания первой медицинской помощи;

  • Характеристику современного боя;

  • Принципы взаимодействия членов подразделения.


Уметь:

  • Нести караульную службу;

  • Выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения;

  • Собирать и разбирать автомат АК-47;

  • Стрелять из автомата Калашникова, мелкокалиберной и пневматической винтовок по мишеням;

  • Оказать первую медицинскую помощь условно пострадавшему при остановке сердца, переломах, кровотечениях;

  • Выполнять приемы самостраховки, бросков, блоков;

  • Преодолевать полосу препятствий.

Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:

Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль.

  • итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).

  • анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).


Учебный план (1 год обучения)

Темы

разделов

1 год

обучения

1

Введение в образовательную программу

2

2

Историко-правовая подготовка

14


3

Строевая подготовка

26


4

Огневая подготовка

46


5

Тактическая подготовка

20


6

Медицинская подготовка

10


7

Психологическая подготовка

10


8

Туристская подготовка

16



Итого


144

1 год обучения (4 часа в неделю -144 часа )


Разделы программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.


2


2


2

Историко-правовая подготовка.


14


4


2.1

История вооруженных сил Российской Федерации


4


4


2.2

Уставы Вооруженных сил

10

10


3


Строевая подготовка


26


10


16

3.1

Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов


26


10


16

4


Огневая подготовка


46


20


26

4.1


История армейского вооружения


10


8


2

4.2

Основные приемы обращения с оружием.


36


12


24

5


Тактическая подготовка


20


8


12

5.1

Понятия «бой» и его основные характеристики


20


10


10

6


Медицинская подготовка.


10


6


4

6.1

Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца


10


6


4

7


Психологическая подготовка


10


8


2

7.1


Психологическая подготовка в службе в Вооруженных силах


10


8


2

8


Туристская подготовка


16


12


4

8.1

Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях


16


12


4



Итого


144





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (2 часа)

Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с

другом и педагогом.

Задачи:

  1. Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.

  2. Развитие творческих способностей, коммуникабельности.

  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.


Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.

2. Историко-правовая подготовка (14 часов)

Цель: познакомить детей с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке. Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. Задачи:

  1. Знакомство детей с видами и родами войск, с задачами Вооружённых сил, уставами Вооруженных сил.

  2. Развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе.

3. Воспитание основ дисциплины, правил воинской вежливости, гражданствен-ности, патриотизма, чувства гордости за Россию.


2.1. История вооруженных сил Российской Федерации (4 часов)
Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Практические знания: экскурсии в музеи.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.

2.2. Устав Вооруженных сил (10 часов)
Теоретические знания: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.

Практические знания: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские обязанности.
Методы и приемы: прием сравнения, наглядный, практический, словесный, беседа с детьми.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.

3. Строевая подготовка (26 часов)

3.1. Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов
Цель: познакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.

Задачи:

1.Обучить детей основным строевым приемам Строевого устава.

2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.

3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.


Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в смотре строя.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, смотр строя и песни.

4.Огневая подготовка (46 часов)

Цель: обучить детей умело использовать оружие в различных условиях боевой обстановки.
Задачи: 1.Обучить детей основным приемам обращения с оружием. 2.Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач. 3.Воспитание у детей силы воли, выдержки, уверенности в силу своего оружия.


4.1. История армейского вооружения (10 часов)
Теоретические знания: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники;
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.

4.2 Основные приемы обращения с оружием. Автомат: АК-47. (36 часов)
Теоретические знания: Автомат Калашникова АК-47.; меры безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности стрелкового оружия.
Практические знания: стрельба в тире, сборка и разборка автомата.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения: практические занятия, беседа.
Форма подведения итогов: рефлексия.

5. Тактическая подготовка (20 часов)
Цель: ознакомить детей с правилами, обычаями и нормами поведения военно-служащих, связанных с выполнением боевых задач и несением военной службы.
Задачи:

1. Знакомство детей с основными формами современного боя.

2. Развитие навыков и умений по отработке основных элементов боя.

3. Воспитание дисциплины, ответственности, любви к Родине, самоотверженности и самопожертвования, героизма и отваги.

5.1. Понятия «бой» и его основные характеристики (20 часов)
Теоретические знания: основная тактическая форма - бой, характеристика содержания боя, условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практические знания: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения: практические занятия, беседа.
Форма подведения итогов: рефлексия.

6. Медицинская подготовка (10 часов)
Цель: научить детей приемам оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.

2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.

3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.


6.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца
Теоретические знания: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи при различного рода травм.
Практическое знания: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: практические занятия, беседа с медицинским работником.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.

7. Психологическая подготовка (10 часов)
Цель: научить детей правилам оказания психологической помощи.

Задачи:

1. Обучить детей правилам поддержания оптимальной трудоспособности.

2.Развитие навыков и умений необходимых для оказания психологической помощи.

3. Воспитание дружелюбия, чувства коллективизма, выдержки, уверенности, взаимопомощи и самоконтроля.


7.1. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах
Теоретические знания: понятие «психотренниг», понятия «коллектив», «самооценка», правила адаптации в новом коллективе,
Практическое знания: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать конфликтов.
Методы и приемы: словесный, беседа.
Форма проведения: практические занятия, тренниг, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.

8. Туристская подготовка (16 часов)
Цель: выработка у детей тактики выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Задачи:

1. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.

2. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.

3. Воспитание дисциплины, товарищества, коллективизма.


8.1. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Теоретические знания: понятие «автономия», «тактика выживания», факторы выживания.
Практическое знания: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды при автономном изолированном существовании.
Методы и приемы: словесный, беседа, практический.
Форма проведения: практические занятия, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия, практическое задание.

Методическое обеспечение программы

Организация деятельности патриотического объединения «Патриот» базируется на следующих принципах:

-принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также предоставление возможностей каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия;

-принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

-принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов деятельности объединения, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:

-сознательности и активности - обучающиеся должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими дисциплинами; понимать значения и смысл выполняемых технических действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического действия;

-систематичности и последовательности - обучающиеся должны осознавать, что только регулярность тренировок ведет к улучшению результатов; нарабатывание новых приемов легче всего происходит с применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и последовательности в процессе тренировок, процесс развития замедляется;

связи теории с практикой - эффективность и качество обучения проверяются на практике - в процессе учебной и соревновательной деятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.

Методы, используемые в процессе обучения
Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:

•методы использования слова: рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание;

оценка; команда; подсчет;

• методы наглядного восприятия:

- показ приемов, комбинаций и действий;

- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.

• практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):

- строго регламентированные упражнения;

- частично-регламентированные упражнения;

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

Основная форма организации и проведения занятий - систематические учебно-тренировочные пракитческие занятия и соревнования.

Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.

Все используемые методы условно можно разделить на группы:
-методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:

  1. Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.

  2. Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.

  3. Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.

  4. Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

  5. Метод состязательности - поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.

  6. Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств воспитанников и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на воспитанников.

  7. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на учащегося педагогов и родителей)

Условия реализации программы

Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут проводиться как на открытом воздухе так и в спортзале.

Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал и

следующее оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов, медицинские аптечки, противогазы, огнетушители, спортивный инвентарь, гимнастические маты, макеты автомата Калашникова, пневматическая винтовка, мишенные установки, мишени.

Туристические принадлежности: компас, палатки, рюкзаки.







Список литературы

  1. ФЗ РФ №-53 «О воинской обязанности и военной службе». М., 1998.

  2. Конституция РФ. М.,1993.

  3. ФЗ РФ «Об образовании». М., 2013.

  4. ФЗ РФ «Об обороне». М., 1994.

  5. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996 .

  6. Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001.

  7. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2006.

  8. Васнев В.А., Чиненный С.А. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе» М., «Просвещение», 2003.

  9. Волокитин А.А., Грачев Н.Н. «Военно-профессиональная ориентация учащихся. М., «Дрофа», 2004 .

  10. Быков А. К., Мельниченко И. И. «Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе». Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  11. Лутовинов В. И. «Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях». - М.: ВУ, 1997.

  12. Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. «Методика организации и проведения военно-полевых сборов». - Архангельск, 2005.

  13. Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007.

14. Военная топография. Учебное пособие. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2008.

15


© 2010-2022