- Преподавателю
- ОБЖ
- Образовательная программа дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаповалова О.А. |
Дата | 15.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Патриот»
Всего 144 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Патриот» относится к военно-патриотической направленности.
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности «Патриот».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая:
- имеет военно-патриотическую направленность;
-отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования - воспитание россиянина, гражданина и патриота;
-способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых - подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.
Отличие данной программы от существующих заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, стрелковая подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в военно-патриотических клубах.
Цель программы - социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
-
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
-
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
-
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
-
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Программа разработана в 2013 году с учетом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.
Возраст занимающихся:11-13 лет.
Срок реализации программы: один учебный год.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью - два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.
Принципы организации обучения
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
-гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
-приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; -непрерывности образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
-обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
-содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
-практические занятия;
-деловые и ролевые игры;
-упражнения на взаимодействия в группе;
-конкурсы, соревнования (участие в муниципальных конкурсах);
-проигрывание ситуаций;
-проектирование;
-встречи со специалистами и интересными людьми;
- тесты и опросы;
-беседы.
Ожидаемые результаты
Учащиеся получают знания: основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях, права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях, основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации.
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности
обучения по образовательной программе «Юный патриот» проводятся три вида
контроля:
-
вводный контроль - в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
-
промежуточный контроль - в середине года (тест, практическое задание); 3. итоговый контроль - апрель-май текущего учебного года (тестирование на знание теоретического материала занятие, практическое занятие).
Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники
1 год обучения
По окончании подготовки учащиеся должны
Знать:
-
Историю создания Вооруженных Сил РФ;
-
Основные положения Устава Вооруженных Сил РФ;
-
Основные строевые приемы и действия;
-
Меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб;
-
Устройство автомата Калашников, учебных гранат и мин;
-
Приемы и правила стрельбы;
-
Способы оказания первой медицинской помощи;
-
Характеристику современного боя;
-
Принципы взаимодействия членов подразделения.
Уметь:
-
Нести караульную службу;
-
Выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения;
-
Собирать и разбирать автомат АК-47;
-
Стрелять из автомата Калашникова, мелкокалиберной и пневматической винтовок по мишеням;
-
Оказать первую медицинскую помощь условно пострадавшему при остановке сердца, переломах, кровотечениях;
-
Выполнять приемы самостраховки, бросков, блоков;
-
Преодолевать полосу препятствий.
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
-
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
-
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
-
взаимоконтроль;
-
самоконтроль.
-
итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).
-
анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Учебный план (1 год обучения)
-
№
Темы
разделов
1 год
обучения
1
Введение в образовательную программу
2
2
Историко-правовая подготовка
14
3
Строевая подготовка
26
4
Огневая подготовка
46
5
Тактическая подготовка
20
6
Медицинская подготовка
10
7
Психологическая подготовка
10
8
Туристская подготовка
16
Итого
144
1 год обучения (4 часа в неделю -144 часа )
-
№
Разделы программы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.
2
2
2
Историко-правовая подготовка.
14
4
2.1
История вооруженных сил Российской Федерации
4
4
2.2
Уставы Вооруженных сил
10
10
3
Строевая подготовка
26
10
163.1
Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов
26
10
164
Огневая подготовка
46
20
264.1
История армейского вооружения
10
8
24.2
Основные приемы обращения с оружием.
36
12
245
Тактическая подготовка
20
8
125.1
Понятия «бой» и его основные характеристики
20
10
106
Медицинская подготовка.
10
6
46.1
Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца
10
6
47
Психологическая подготовка
10
8
27.1
Психологическая подготовка в службе в Вооруженных силах
10
8
28
Туристская подготовка
16
12
48.1
Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
16
12
4
Итого
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие (2 часа)
Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с
другом и педагогом.
Задачи:
-
Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.
-
Развитие творческих способностей, коммуникабельности.
-
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Историко-правовая подготовка (14 часов)
Цель: познакомить детей с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке. Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. Задачи:
-
Знакомство детей с видами и родами войск, с задачами Вооружённых сил, уставами Вооруженных сил.
-
Развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе.
3. Воспитание основ дисциплины, правил воинской вежливости, гражданствен-ности, патриотизма, чувства гордости за Россию.
2.1. История вооруженных сил Российской Федерации (4 часов)
Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Практические знания: экскурсии в музеи.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2.2. Устав Вооруженных сил (10 часов)
Теоретические знания: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю.
Практические знания: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские обязанности.
Методы и приемы: прием сравнения, наглядный, практический, словесный, беседа с детьми.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
3. Строевая подготовка (26 часов)
3.1. Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов
Цель: познакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Задачи:
1.Обучить детей основным строевым приемам Строевого устава.
2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.
3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.
Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в смотре строя.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, смотр строя и песни.
4.Огневая подготовка (46 часов)
Цель: обучить детей умело использовать оружие в различных условиях боевой обстановки.
Задачи: 1.Обучить детей основным приемам обращения с оружием. 2.Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач. 3.Воспитание у детей силы воли, выдержки, уверенности в силу своего оружия.
4.1. История армейского вооружения (10 часов)
Теоретические знания: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники;
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
4.2 Основные приемы обращения с оружием. Автомат: АК-47. (36 часов)
Теоретические знания: Автомат Калашникова АК-47.; меры безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности стрелкового оружия.
Практические знания: стрельба в тире, сборка и разборка автомата.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения: практические занятия, беседа.
Форма подведения итогов: рефлексия.
5. Тактическая подготовка (20 часов)
Цель: ознакомить детей с правилами, обычаями и нормами поведения военно-служащих, связанных с выполнением боевых задач и несением военной службы.
Задачи:
1. Знакомство детей с основными формами современного боя.
2. Развитие навыков и умений по отработке основных элементов боя.
3. Воспитание дисциплины, ответственности, любви к Родине, самоотверженности и самопожертвования, героизма и отваги.
5.1. Понятия «бой» и его основные характеристики (20 часов)
Теоретические знания: основная тактическая форма - бой, характеристика содержания боя, условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи.
Практические знания: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения: практические занятия, беседа.
Форма подведения итогов: рефлексия.
6. Медицинская подготовка (10 часов)
Цель: научить детей приемам оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.
2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.
3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.
6.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца
Теоретические знания: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи при различного рода травм.
Практическое знания: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств.
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный.
Форма проведения: практические занятия, беседа с медицинским работником.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.
7. Психологическая подготовка (10 часов)
Цель: научить детей правилам оказания психологической помощи.
Задачи:
1. Обучить детей правилам поддержания оптимальной трудоспособности.
2.Развитие навыков и умений необходимых для оказания психологической помощи.
3. Воспитание дружелюбия, чувства коллективизма, выдержки, уверенности, взаимопомощи и самоконтроля.
7.1. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах
Теоретические знания: понятие «психотренниг», понятия «коллектив», «самооценка», правила адаптации в новом коллективе,
Практическое знания: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать конфликтов.
Методы и приемы: словесный, беседа.
Форма проведения: практические занятия, тренниг, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.
8. Туристская подготовка (16 часов)
Цель: выработка у детей тактики выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Задачи:
1. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.
2. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.
3. Воспитание дисциплины, товарищества, коллективизма.
8.1. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
Теоретические знания: понятие «автономия», «тактика выживания», факторы выживания.
Практическое знания: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды при автономном изолированном существовании.
Методы и приемы: словесный, беседа, практический.
Форма проведения: практические занятия, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия, практическое задание.
Методическое обеспечение программы
Организация деятельности патриотического объединения «Патриот» базируется на следующих принципах:
-принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также предоставление возможностей каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия;
-принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
-принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов деятельности объединения, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:
-сознательности и активности - обучающиеся должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими дисциплинами; понимать значения и смысл выполняемых технических действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического действия;
-систематичности и последовательности - обучающиеся должны осознавать, что только регулярность тренировок ведет к улучшению результатов; нарабатывание новых приемов легче всего происходит с применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и последовательности в процессе тренировок, процесс развития замедляется;
связи теории с практикой - эффективность и качество обучения проверяются на практике - в процессе учебной и соревновательной деятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.
Методы, используемые в процессе обучения
Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:
•методы использования слова: рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание;
оценка; команда; подсчет;
• методы наглядного восприятия:
- показ приемов, комбинаций и действий;
- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.
• практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):
- строго регламентированные упражнения;
- частично-регламентированные упражнения;
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Основная форма организации и проведения занятий - систематические учебно-тренировочные пракитческие занятия и соревнования.
Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
-методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
-
Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
-
Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
-
Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
-
Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
-
Метод состязательности - поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
-
Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств воспитанников и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на воспитанников.
-
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на учащегося педагогов и родителей)
Условия реализации программы
Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут проводиться как на открытом воздухе так и в спортзале.
Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал и
следующее оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов, медицинские аптечки, противогазы, огнетушители, спортивный инвентарь, гимнастические маты, макеты автомата Калашникова, пневматическая винтовка, мишенные установки, мишени.
Туристические принадлежности: компас, палатки, рюкзаки.
Список литературы
-
ФЗ РФ №-53 «О воинской обязанности и военной службе». М., 1998.
-
Конституция РФ. М.,1993.
-
ФЗ РФ «Об образовании». М., 2013.
-
ФЗ РФ «Об обороне». М., 1994.
-
Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996 .
-
Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001.
-
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2006.
-
Васнев В.А., Чиненный С.А. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе» М., «Просвещение», 2003.
-
Волокитин А.А., Грачев Н.Н. «Военно-профессиональная ориентация учащихся. М., «Дрофа», 2004 .
-
Быков А. К., Мельниченко И. И. «Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе». Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Лутовинов В. И. «Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях». - М.: ВУ, 1997.
-
Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. «Методика организации и проведения военно-полевых сборов». - Архангельск, 2005.
-
Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007.
14. Военная топография. Учебное пособие. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2008.
15