Диссеминация педагогического опыта учителя ОБЖ

Каждый из нас приходит в этот мир беспомощным, ничего не умеющим, ничего не знающим существом.  Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Войдя в этот мир, человек за очень короткий срок должен познать его, принять правила проживания в нем, адаптироваться. И помогают ему в этом близкие и родные люди – родители. На этого кроху идет огромный поток информации. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ и метод для того, чтобы открытие...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диссеминация педагогического опыта учителя ОБЖ


Каждый из нас приходит в этот мир беспомощным, ничего не умеющим, ничего не знающим существом. Жизнь - это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Войдя в этот мир, человек за очень короткий срок должен познать его, принять правила проживания в нем, адаптироваться. И помогают ему в этом близкие и родные люди - родители. На этого кроху идет огромный поток информации. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ и метод для того, чтобы открытие состоялось без лишних трудностей. Постепенно, развивая некоторые навыки и накапливая знания, ребята приобретают способность жить в нашем непростом и полном опасностей мире. Эти знания формировались в течение всего времени возникновения и развития человечества. Во все времена в обществе были люди наиболее одаренные, способные усвоить накопленный тысячелетиями багаж знаний и передать эти знания другим. Таким образом, в любом обществе всегда были учителя и ученики.

В наш непростой беспокойный век, знания о том, как поступать в сложных жизненных ситуациях, приобретают первостепенное значение. Очень важно уже в тот момент, когда человек начинает жить осознанной жизнью, рассказать ему, акцентировать его внимание на тех опасностях, которые существуют в окружающем нас мире, помочь ему приобрести навыки, необходимые для сохранения здоровья, а порой и жизни, в экстремальных условиях. Сегодня, когда у всех на глазах с огромной скоростью нарастает число различных природных и техногенных катастроф, когда от несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности (пожар в клубе «Хромая лошадь» в г. Пермь) гибнут люди, когда погибают подростки от передозировки наркотиками, мы просто не можем беспечно смотреть на это со стороны. Именно школа должна дать знания, как вести себя в чрезвычайных ситуациях (да и в повседневной жизни), как оградить себя и других от вредных привычек, ведущих к потере здоровья. Для этого в школьную программу был введен предмет Основы безопасности жизнедеятельности.

Я еще очень молодой педагог, стаж моей работы невелик. Закончив в 1999 году школу с золотой медалью, я поступила в Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского на химический факультет. Во время учебы на третьем курсе мне предложили должность лаборанта кабинета химии в родной школе. Я согласилась, и, закончив в 2004 году университет по специальности химик-аналитик, решила продолжить свою работу в школе. Преподавать любимый предмет не позволили условия: свободного места учителя химии не было, и я согласилась вести курс ОБЖ. Предмет был для меня новым, и я с энтузиазмом принялась за его изучение. Сейчас я могу точно сказать, что самые нужные знания в наше время дети могут получить в школе на уроках ОБЖ, потому что эти знания позволят им чувствовать себя спокойнее и увереннее в любой жизненной ситуации. Л.Н.Толстой писал: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему». Применительно к школе эта фраза великого писателя слишком категорична, но, по большому счету, верна, так как, только будучи уверенным в собственной безопасности и сохранении здоровья, дети будут с полной отдачей изучать другие предметы школьной программы.

Современные технологии помогают сделать процесс преподавания ОБЖ увлекательным и приближенным к реальности. Существуют различные методы, которые я применяю при изучении вопросов безопасности:

- эвристический - наглядный - под руководством учителя

- проблемный - словесный - под руководством учителя

- репродуктивный - наглядный - самостоятельный

- объяснительно-иллюстративный - наглядный - под руководством учителя.

Выбор метода обучения зависит от цели урока и уровня подготовленности учащихся. Главное для меня, чтобы ребенок не был пассивным слушателем рассуждений «о жизни», а активно участвовал в происходящем на уроке, чтобы его «затягивало» в процесс. Чтобы ученик понял и решил: «То, что рассказывает сейчас учитель - жизненно важно для меня, без этих знаний в жизни не обойтись»

Я считаю, что здоровье - главное богатство человека. В настоящее время здоровье российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Поэтому с помощью своих уроков стараюсь решить следующие задачи:

  1. Привлечь внимание учеников к необходимости сохранять и приумножать свое здоровье в современных социально-экономических условиях

  2. Пропагандировать здоровый образ жизни, свободный от алкоголя, курения и наркотиков

  3. Научить детей способам оказания первой помощи пострадавшим

  4. Построить учебный процесс таким образом, чтобы ученики не подвергались различным перегрузкам и воздействию вредных факторов, ведущих к ухудшению самочувствия и снижению способности к обучению. К таковым можно отнести: статическая поза ребенка, ведущая к гиподинамии, плохое состояние учебного помещения, психологические перегрузки и др.

Для решения этих задач я постоянно включаю в свои уроки приемы увеличения двигательной активности: физкультминутки и кинезиологические упражнения (в зависимости от возраста учащихся); с целью снижения уровня эмоционального напряжения включаю в учебный процесс различные виды творчества: создание проектов, викторины, игры, конкурсы рисунков. Иногда осенью и весной провожу занятия на свежем воздухе, в спортивном городке при школе. На этих занятиях дети усваивают необходимые знания, умения и навыки и удовлетворяют физиологическую потребность в движении и свежем воздухе.

Несмотря на активную деятельность в области преподавания ОБЖ, я также не забываю свой любимый предмет - химию. Эти знания помогают мне наиболее полно и профессионально объяснить ученикам, что такое загрязнение окружающей среды (оксидами углерода СО, СО2, оксидами серыSO2 и пр.), какими свойствами обладают газы (Cl2 -хлор,NH3 - аммиак), выброс которых наиболее вероятен при техногенных авариях.

Каждый урок 1 сентября я начинаю со слов: «Здравствуйте, ребята! Я буду вести у вас курс ОБЖ - один из самых важных, самых нужных для вас предметов. Он позволит сделать вашу жизнь безопасной, наполнит ваши сердца любовью к Отечеству, воспитает вас настоящими гражданами и патриотами России, научит правилам оказания помощи пострадавшим и сохранению своего здоровья. Настройтесь на серьезную и интересную работу».

В настоящее время я довольна выбором профессии, хотя порой бывает очень нелегко. Считаю, что учитель - это не профессия, а призвание!

4


© 2010-2022