• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе


Войсковой опыт показал, что в связи с сокращением сроков военной службы до года, от качества подготовки молодежи к службе в ВС РФ существенно зависят сроки приведения подразделений и частей в боеспособное состояние. Сегодня важным слагаемым уровня боевой подготовки любой части становится качество и уровень подготовки её призывников

Законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена как обязательная, так и добровольная подготовка к военной службе

Вид спорта «спортивный туризм» включен Минобороны России в перечень видов спорта, направленных на обеспечение физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. (Основание Письмо Министра Обороны А.Сердюкова N205/11094 от 10августа 2009г. Министру Минспорттуризма России В.Л.Мутко о направлении перечня видов спора, направленных на обеспечение физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов, в соответсвии с частью 6 статьи 29 Федерального закона 2007г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».)

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе

Туризм это не только форма массового отдыха, физического закаливания и укрепления здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их к военной службе, формирование необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные военизированные походы проводятся на втором году изучения курса допризывной подготовки как полевые занятия.

Хорошую подготовку для будущей службы дает и увлечение туризмом.

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе

В походах случаются ситуации, в которых ребятам приходится проявлять смекалку, испытывать свои физические возможности, терпение. Иногда ребята в походе дают дельные советы, такие, каких не дают взрослые опытные люди. Походы позволяют проявить себя в оценке обстановки, принятии самостоятельных решений.

Полезно это и с точки зрения получения навыков самообслуживания. Приходится умываться в походных условиях. Переодеться, когда промок, позаботиться о пропитании. Когда мы последний раз были в походе - сплавлялись по Исети - ребята во время ночевки по очереди сторожили лодки, поддерживали огонь костра. Все это воспитывает ответственность, мужской характер.

У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.

Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между "делом и потехой". Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только "устать и поглупеть".
Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".
Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.
Таким образом, в школе фактически должно быть ДВА туризма: один как обязательный для всех классов ("классный туризм"), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам ("кружковый туризм"). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлека. емых в туризм Понятие).
Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны - "ПРОИЗВОДСТВО" и "ПОТРЕБЛЕНИЕ".
Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

Эту "потребительскую корзину" туризма составляют:

а) радостные переживания (эмоциональность);

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе
б) любопытная, полезная информация (познавательность);

в) укрепление здоровья,

г) физическое развитие;

д) яркие впечатления (восприятие);

е) разного рода полезные умения, навыки.

Повторю: педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.

В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает.

Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи...
Однако доминантой среди форм ТКР в школе является ТУРИСТСКИЙ ПОХОД, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог.
Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход - ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой. 16. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным; оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи похода будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в неосвоенной и порой весьма агрессивной среде походного обитания.
К ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ, помимо модных ныне веревочных переправ, подъемов и спусков по веревкам и других так называемых "технических элементов" (в каждом виде туризма они свои), на первое место надо поставить само РАССТОЯНИЕ - длину переходов, длину маршрута в целом, то есть КИЛОМЕТРАЖ. Независимо от наличия удобных дорог или полного безтропья на маршруте, сами километры пространства требуют преодоления, а все остальные сложности являются дополнением к ним.

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе


К спортивному содержанию туристского похода относится и точное прохождение намеченного маршрута - ОРИЕНТИРОВАНИЕ на незнакомой местности по карте и компасу. Этот элемент содержания требует серьезной интеллектуальной работы, хорошего знания географии и топографии, смекалки, умения наблюдать, суммировать и анализировать факты.
Также к спортивному содержанию походов я отношу и временный отрыв туристов от привычной домашней, уже освоенной комфортной среды обитания и переход на полное АВТОНОМНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ, когда все блага жизни приходится добывать своим трудом - немалыми физическими и умственными усилиями. Поход, как прыжок в ледяную воду после парной бани, создает контраст между привычным укладом жизни в комфортной домашней повседневности и "бесприютным кочевьем

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе.

Эта так называемая "борьба за выживание" привлекает ребят возможностью испытать и утвердить себя, она - одно из важных побуждений к занятиям туризмом.Другим серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями, неуважительное отношение школы, учителей к личности учащегося (фактически - отрицание ее). Как правило (за редким талантливым исключением), в работе по подготовке туристских мероприятий лети всегда ставятся учителями в положение физических исполнителей их воли. Они не допускаются к главному в деле - к интеллектуальной части всей этой работы, то есть решению принципиальных вопросов. Все решает где-то "за кулисами сам учитель, а дети потом "с энтузиазмом" претворяют в жизнь эти решения. И, конечно же, они с этими решениями, как правило, "целиком и полностью согласны".
Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции "производства" туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Сказать по-современному: командой у ребенка отнимается право на интеллектуальную собственность - его мысль, ею собственное решение жизненных вопросов, а тем самым снижается порог мотивации. В этой душной атмосфере интеллектуальная работа детей затухает и глохнет (вспомним: функция творит орган).
7). Еще одно: встречается вредное стремление упрощать "производство" - подготовку походов, экскурсий и пр., когда учитель, не придавая существенного воспитательного значения "производству" туризма, до минимума сводит этот процесс, комкает даже подготовку вопросов питания ("продержимся на бутербродах"), ибо считает единственно важным лишь содержание (краеведческое ли, спортивное ли) предстоящего похода. Это происходит как из-за недооценки "производства", так и в силу большой занятости учителя, когда он не находит времени, чтобы добротно готовить каждое туристское дело.

ВЫВОД: школьный туризм сохраняет или теряет свои педагогические качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной "концепции" школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму себя, она - одно из важных побуждений к занятиям туризмом Тяга к путешествиям дремлет почти в каждом ребенке. Ее лишь надо разбудить. Но недопустима очередная принудительная компания по "сплошной туристизации" школы.
А. Туристский поход резко ограничивает привычное учительское полновластие. Большой объем и условия педагогической работы на лоне природы в постоянном перемещении затрудняют реализацию властных функций учителя: нельзя вызвать родителей, директора или завуча школы, нельзя отдать традиционный приказ - "выйти из класса", нельзя и самому "хлопнуть дверью" и уйти, нельзя повысить голос на ученика за то, что он отстал или ушел далеко вперед от группы или полез в реку в опасном месте - он просто не услышит. И потребовать дневник тоже нельзя - нет его. Все привычные учителю атрибуты власти не действуют, но действует повышенная ответственность за детей. Не всякий житель способен подчинять себе детей, руководить ими не через систему "репрессий", а на основе простого человеческого взаимоуважения.

Б. В туристском походе группа находится в условиях автономного жизнеобеспечения, в результате чего учитель (как и каждый участник) попадает в экономическую (материальную) зависимость от детей, от коллектива тургруппы. Здесь социальный статус учителя приведен к общему знаменателю со всеми участниками. Это непривычно и тревожит учителя. По многим параметрам походного быта туризм лишает учителя его особого положения, каковое он всегда занимает в школе. Только прирожденный воспитатель не побоится, такой потери своих "привилегий".

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе.

Форма, цели и задачи туризма в школе.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • оздоровительные

  • учебные

  • спортивные

  • познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.

Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

  • Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

  • Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.

  • Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

  • Характер приключения - ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Спортивное содержание школьного туризма

Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течении всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),

  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

  • автономное жизнеобеспечение,

  • туристско-краеведческая работа.

.

Педагогический потенциал туризма весьма велик коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области.

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службеМатериалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе


Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.

Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.

Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.

Спортивный туризм во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению личностных качеств; навыков самостоятельной деятельности, инициативности коллектива, воспитывает патриота своей Родины.

Весной 2011г многие поисковые отряды отправились на раскопки у поселка Любань Ленинградской области, где сражалась Вторая Ударная Армия, которая была брошена на снятие блокады Ленинграда. Более двух недель НАШИ РЕБЯТА вместе с остальными группами поисковиков работали в тяжелейших походных условиях, 10 мая 2011 года будучи в Петербурге встречались с курсантами Нахимовского военно-морского училища.

Полностью оплатил дорогу поисковиков директор одного из рынков города Раиф Сисамов. 12 мая 2011г РЕБЯТА вернулись в Набережные Челны.

Те, кто отправляются в экспедиции, самые лучшие, самые проверенные ребята. В течение года МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ готовятся к походу, находят документы, заочно исследуют местность.

Материалы по внеклассной работе О воинской обязанности и военной службе


© 2010-2022