• Преподавателю
  • ОБЖ
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальностей СПО 190629. 07 Машинист крана (крановщик) 190631. 01 Автомеханик

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальностей СПО 190629. 07 Машинист крана (крановщик) 190631. 01 Автомеханик

Данная программа была разработана во время исполнения мной обязанностей преподавателя по предмету "Обеспечение жизнедеятельности"Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: Машинист крана (крановщик), автомеханик.Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинампрограмма ориентирована на достижение следующих целей:· освоение зна...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ



Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Камчатский промышленный техникум»






«Утверждаю»

Заместитель директора по УПР

КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум»

____________ Филенко С.Н

«___»__________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальностей СПО

190629.07 Машинист крана (крановщик)

190631.01 Автомеханик












Разработчик: мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.

Рабочая программа учебной дисциплины ОБЖ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования для специальностей:

190629.07 Машинист крана (крановщик)

190631.01 Автомеханик


утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ____________ 20___г. № _____


Разработчик : мастер п/о КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум» Гусев С.Ю.

Рецензент:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК ___________________________________

название цикловой методической комиссии

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ _________________________

подпись Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины


2. результаты освоения учебной дисциплины


3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины


4. условия реализации учебной дисциплины


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины


Приложение 1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Приложение 2. ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: Машинист крана (крановщик), автомеханик.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 часов.




3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В том числе по семестрам

_1_ семестр

_2_ семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

51

54


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

34

36


в том числе:





теоретические занятия

70

34

36


лабораторные работы





практические занятия





контрольные работы





курсовая работа (проект) (если предусмотрено)





Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

17

18


в том числе:





самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)





………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).





Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)



ДЗ

Итоговая аттестация в форме (указать)






3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам


Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В том числе по семестрам

_1_ семестр

_2_ семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105


105


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70


70


в том числе:





теоретические занятия

70


70


лабораторные работы





практические занятия





контрольные работы





курсовая работа (проект) (если предусмотрено)





Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35


35


в том числе:





самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)





………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).





Виды контроля по семестрам (контрольная работа, зачет, диф.зачет, экзамен)



ДЗ

Итоговая аттестация в форме (указать)



3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы безопасности жизнедеятельности.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ



10


Тема1.1.

Введение


Содержание учебного материала

1

1

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 1.2. Здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала

2

1

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

2

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 1.3. Вредные привычки

Содержание учебного материала

4

1

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

2

2

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.


3

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов

3

Тема 1.4.

Основы медицинских знаний




Содержание учебного материала

3

1

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

2

2

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения







30


Тема 2.1.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Содержание учебного материала

6

1

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1

2

Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).


Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 2.2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).



Содержание учебного материала

2

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.


2

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 2.3. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Содержание учебного материала

20

1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

2

2

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

3

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

4

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

5

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

6

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

7

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

8

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

9

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)

6

Тема 2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Содержание учебного материала

2

1

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1


Раздел 3. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ






30


Тема 3.1.

История создания Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

2

1

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа

Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

2

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Написание рефератов

5

Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил.


Содержание учебного материала

6

1

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

2

2

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

3

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

4

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)

5

Тема 3.3. Воинская обязанность.


Содержание учебного материала

8

1

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

2

2

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

3

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

4

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

5

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

6

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме. Работа с учебной литературой (конспектирование)

4

Тема 3.4. Военнослужащий - защитник своего Отечества.




Содержание учебного материала

6

1

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

2

2

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского

коллектива (экипажа, боевого расчета).

Военнослужащий - подчиненный, строго

соблюдающий Конституцию и законы Российской

Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

3

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

2

Тема 3.5.

Как стать офицером Российской армии.

Содержание учебного материала

2

1

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 3.6

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

2

1

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России - дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.

2

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1


Тема 3.7. Символы воинской чести.


Содержание учебного материала

2


Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Тема 3.8. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.




Содержание учебного материала

2

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку

1

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме.

1

Всего

105

3.3. Самостоятельная работа обучающихся


3.3.1. Подготовка к аудиторным занятиям

При подготовке к аудиторным занятиям обучающийся должен использовать:

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М., 2005.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. - М., 2003.

100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2006.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. - 8-е изд., перераб. - М., 2007.

Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М., 2004.

3.3.3. Перечень тем рефератов, расчетно-графических работ

№ п/п

Тема реферата

1

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя

2

Курение и его влияние на состояние здоровья.

3

Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам.

4

Вооруженные силы Московского государства в XIV-XV веках.

5

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.

6

Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.

7

Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

8

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

9

Вооруженные Силы Российской Федерации.







3.3.4. Перечень тем для самостоятельной работы обучающихся


№ п/п

Тема, содержание

Объем в часах

1

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

2

2

Двигательная активность и закаливание организма.

3

3

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

3

4

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации

2

5

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

2

6

Реформа Вооруженных Сил.

2

7

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

2

8

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

2

9

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

2

10

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

2

11

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

2

12

Войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение

4

13

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

2

14

Дни воинской славы России - дни славных побед.

2

15

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

3

Итого

35






4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета:

Места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; тренажер для оказания первой помощи; пневматические винтовки и пистолеты; индивидуальные средства защиты; макет АК-74; тир, Д=10 м.

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс; телевизор; видеомагнитофон.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2005.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М., 2005.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. - М., 2003.

100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2006.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. - 8-е изд., перераб. - М., 2007.

Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. - М., 2004.

Дополнительные источники:

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993-2007.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2003.

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2002.

Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.

Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. - М., 2002.

Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 5.

Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX в. / В.А.Дуров. - 2-е изд., доп. - М., 2003.

Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. - М.: Просвещение, 2005.

Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.

Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. - М., 2006-2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2006.

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).




5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

тестирование

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

тестирование

Оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

индивидуальные творческие задания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для ведения здорового образа жизни;

оказания первой медицинской помощи;

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

тестирование

Знания

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование.

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка конспектов, собеседование

порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов.

основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

Блиц-опрос, работа с карточками, проверка тестовых заданий, проверка конспектов, собеседование

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Блиц-опрос работа с карточками, проверка конспектов.

















Распределение контролирующих заданий по видам контроля


  1. Виды текущего контроля: устный опрос, тестирование

Перечень вопросов к разделу 1.

Тесты по теме 1.1.


  1. Виды промежуточного контроля: контрольная работа, решение практических задач

Контрольная работа №1

Перечень практических задач


  1. Виды итогового контроля: зачет, дифференцированный зачет.

3.1. «Зачет»

Зачет ставится обучающемуся по итогам проведенного текущего контроля и при выполнении заданий самостоятельной работы, показавшему при ответе на три вопроса достаточные знания и представления по темам дисциплины.

Незачет дается обучающемуся, не освоившему материал и показавшему низкие знания и плохое владение дисциплиной.

Перечень вопросов, выносимых на зачет

3.2. «Дифференцированный зачет»

«5» («отлично») выставляется, когда обучающийся показывает глубокое знание предмета (указать требования, применительно к конкретной дисциплине) обязательной и дополнительной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, может применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«4» («хорошо») ставится при твердых знаниях предмета, обязательной литературы, знакомстве с дополнительной литературой, аргументированном изложении материала, умении применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«3» («удовлетворительно») ставится, когда обучающийся в основном знает предмет, обязательную литературу, может практически применять свои знания;

«2» («неудовлетворительно») ставится, когда обучающийся не усвоил основного содержания предмета и слабо знает рекомендованную литературу.




Перечень вопросов, выносимых на дифференцированный зачет

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье.

2. Биологические ритмы и их влияние на здоровье и работоспособность человека.

3. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и ,закаливание организма.

4. Вредные привычки их влияние на здоровье человека.

5. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

6. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

7. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

8. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

9. Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени.

10. Чрезвычайных ситуаций природного характера.

11. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

12. Чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

13. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

14. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

15. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной.

16. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

17. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.

18. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.

19. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

20. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

21. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

22. История создания Вооруженных Сил России.

23. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

24. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

25. Основные понятия о воинской обязанности.

26 Воинский учет.

27. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

28. Призыв на военную службу.

29. Прохождение военной службы по контракту.

30. Альтернативная гражданская служба.

31. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих

32. Основные качества личности военнослужащего.

33. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

34. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования

35. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

36. Символы воинской чести.

37. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1.Основная литература

№ п/п

Автор

Название

Гриф

издания

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров в библиотеке

1

Воробьев Ю.Л.

Основы безопасности жизнедеятельности.


Учебник 10 кл

Под ред. - М.,


2005.

11

2

Воробьев Ю.Л.

Основы безопасности жизнедеятельности.


Учебник 11 кл

Под ред. - М.,

2005

11







6.1.2. Дополнительная литература


№ п/п

Автор

Название

Гриф

издания

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров в библиотеке

1







2
















6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

6.2.1. Наименование кабинета, лаборатории, мастерской

Основы безопасности жизнедеятельности

6.2.2. Приборы, материалы и оборудование

Тренажер для оказания первой помощи, при проведение сердечно-легочной реанимации; пневматические винтовки; индивидуальные средства защиты органов дыхания; дозиметр.

6.2.3. Наглядные пособия (макеты, муляжи и т.д.)

Аптечка индивидуальная АИ-2.

6.2.4. Плакаты, таблицы

Ядерное оружие и его поражающие факторы; Химическое оружие и его поражающие факторы; Коллективные средства защиты; Посты радиационного, химического и бактериологического наблюдения; Порядок эвакуации населения; Символы воинской чести; Основы воинской службы; Оружие Росси; Терроризм угроза обществу; Символы России вооружённых сил; Правила оказания первой медицинской помощи; Факторы нарушающие здоровья человека.

6.2.5. Инструкционные карты

































Приложение 1

Лист изменений рабочей программы

Номер изменения

Номер протокола заседания ЦМК и дата

Страницы с изменениями

Перечень откорректированных пунктов

Подпись председателя ЦМК













































Приложение 2

Лист периодических проверок рабочей программы

Дата

Должностное лицо, проводившее проверку

Потребность в корректировке

Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений

Ф.И.О.

должность

подпись




















































Данная программа была разработана во время исполнения мной обязанностей преподавателя по предмету "Обеспечение жизнедеятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: Машинист крана (крановщик), автомеханик.

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам

программа ориентирована на достижение следующих целей:

· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

· воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы;

· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;


© 2010-2022