- Преподавателю
- ОБЖ
- Практическая работа по БЖД №1
Практическая работа по БЖД №1
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуглев А.А. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практическая работа №1
Тема: « Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций»
Цель: изучить организацию и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий при стихийных бедствиях.
Ход работы:
-
Законодательство Российской Федерации и Ростовской области в области гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности.
-
Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности.
-
Структура, задачи, состав сил и средств ГО и объектовых звеньев РС ЧС организаций, а также ведомственной пожарной охраны.
-
Вывод.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Конституция Российской Федерации.
-
Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.94 г., (в редакции от 22.08.о4 г. № 122-ФЗ).
-
Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» №28-ФЗ от 12.02.98 г. ( в редакции №122-ФЗ от 22.08.04 г.).
-
Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 794 от 30.12.03 г. (с изменениями от27.05.05 г. №335).
-
Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.03 г. ( в редакции от 01.02.05 г. № 49) «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»
-
Постановление Правительства РФ «О Гражданских организациях гражданской обороны» № 620 от 10.06.99 г.
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» № 841 от 02.11.2000 г.
-
Областной закон «О защите населения от ЧС межмуниципального и регионального характера» № 256-ЗС от 29.12.04 г.
-
Постановление Главы администрации (Губернатора) Ростовской области: № 149 от 06.07.93 г. «О гражданской обороне»;№ 144 «Об областной подсистеме Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»; №265 от 12.12.2005 г. «О подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера».
-
Организационные указания по обучению населения РФ в области ГО и защиты от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2100 годы №13-2324-14 от 17.08.05 г.
-
Приказ МЧС № 999 от 23.12.05 г. «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»
Практическая работа №1
1-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от12.02.98 г. (в ред. №122-ФЗ от 22.08.04 г.
Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов исполнительной власти РФ, местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Территория отнесенная к группе по ГО - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
-
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
-
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
-
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
-
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
-
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
-
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
-
восстановление и поддержания порядка в районах, пострадавших приведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
-
срочное захоронение трупов в военное время;
-
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
-
обеспечение постоянной готовности сил средств гражданской обороны.
Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 21.12.94 г. (в редакции №122-ФЗ от 22.08.04 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайных ситуаций - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Порядок подготовки населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.03 г. №794 (с изменениями №335 от 27.0505 г.)
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Данным постановлением утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которое определяет порядок организации и функционирования РСЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы средства всех органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
-
на федеральном уровне - МЧС;
-
на межрегиональном уровне - региональный центр по делам ГО и ЧС;
-
на региональном уровне - главное управление по делам ГО и ЧС;
-
на муниципальном уровне - управления (отделы) по делам ГО и ЧС при органах местного самоуправления;
-
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций (лица), уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ №69 -Ф3 ОТ 01.12.94 г.
«О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Основные понятия:
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
-пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
-требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
-нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
-противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации проведения и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений пожарной безопасности и тушение пожаров;
-меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
-пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведение связанных с ними первоочередных аварийно спасательных работ;
-первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасения людей, имущества, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
Областной закон №256-ЗС от 29.12.04 г.
«О защите населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера»
Настоящий закон регулирует правовые отношения, складывающиеся в сфере организации выполнения и осуществления мер в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Ростовской области в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Уставом Ростовской области.
2-и УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации:
-проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
-оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
-на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
-в соответствие с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
-на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
-на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
-на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствие с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
Граждане Российской Федерации обязаны:
-соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС;
-соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могу привести к возникновению ЧС;
-изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
-выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
-при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Граждане имеют право на:
-защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
-возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
-участие в установлении причин пожара, нанесенного ущерба их здоровью и имуществу;
-получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
-участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
-соблюдать требования пожарной безопасности;
-иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании) , первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
-при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
-до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
-оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
-выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
-предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения и х нарушений.
3-й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, СОСТАВ И СРЕДСТВ ГО И ОБЪЕКТОВЫХ ЗВЕНЬЕВ РСЧС ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ ВЕДОМСТВЕНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, а также другие организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников.
Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) создаются с учетом Примерного перечня создаваемых НАСФ.
Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций исходя из задач ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ НАСФ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
-
участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
-
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
-
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
-
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
-
обеспечение мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского и автотранспортного обеспечения.
Применение НАСФ осуществляется по планам ГО и защиты населения организаций.
НАСФ подразделяются:
-
по подчиненности - территориальные и организаций;
-
по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации - посты, группы, звенья, команды;
-
по предназначению - радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасения, аварийно-технические, противопожарные, РХБЗ.
Для НАСФ сроки приведения в готовность в мирное время - 24 часа, в военное время - 6 часов.
Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций.
Военнообязанные, имеющие мобилизационное предписание, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.