Рабочая программа по ПДД 6 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.

Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.

Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты. Все это в комплексе обязывает взрослых обратить особое внимание на обучение дорожной грамоте с раннего возраста.

Курс создан на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (Б. И. Мишин, М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.) и предназначен для ознакомления учащихся с ПДД, а также для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.

Теоретическая часть содержит минимум необходимых сведений по правилам безопасного поведения на дорогах по каждой теме, предусмотрено изучение видов транспортных средств, дорожных знаков, сигналов светофоров и регулировщика. Рассмотрены опасные и чрезвычайные ситуации на дороге, основные правила поведения пешехода и пассажира, приобретаются практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основными целями программы являются:

  • последовательное системное изучение Правил дорожного движения учащимися с учётом их возрастных особенностей;

  • формирование транспортной культуры поведения, которая зависит от общественного, умственного и нравственного развития человека;

  • воспитание у учащихся вежливого, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, что способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.

Задачи программы:

  • обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;

  • расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

  • повышение интереса школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;

  • формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью;

  • формирование у учащихся следующих умений:

- анализировать и оценивать опасную обстановку, находясь на дороге в качестве пешехода, пассажира или водителя;

- не создавать условий для возникновения аварийных и опасных ситуаций в транспортном потоке;

  • овладение умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

  • обучение грамотному вождению велосипеда.

Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на один учебный год

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращения к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной физической и психологической подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения;

  • вариативности - многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания;

  • толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;

  • духовности - формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • деятельностный;

  • эвристический;

  • исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

  • собеседование;

  • консультация;

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;

  • самостоятельные тренировочные упражнения;

  • учебная игра.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах:

  • собеседование;

  • тест.

Знания по курсу учащиеся могут усваивать на трёх уровнях:

Первый уровень - знания-знакомства. На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;

Второй уровень - знания-копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.

Третий уровень - знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определенный промежуток времени.





































































Учебно - тематический план

п/п

Тема урока

Элементы содержания урока



Кол. часов

Дата

  1. ПДД - Правила дорожного движения

1

История возникновения правил дорожного движения

Исторический очерк о возникновении правил дорожного движения в России. Правила движения едины на всей территории РФ

1

2

Роль автомобильного транспорта в экономике

Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог

1

3

История создания автомобиля, велосипеда

Историческая хроника изобретения автомобиля, велосипеда.

Использование автомобиля, велосипеда в сегодняшнее время

1

4

Формы регулирования движения

Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода

улиц, дорог на регулируемых перекрестках

1

5

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах

Обязательное использование мотошлемов во время езды на мотоцикле. Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле и на мотоцикле с коляской

1

6

На загородных дорогах

Сельский транспорт

1

7

Проезд железнодорожных переездов

Правила пользования железнодорожным транспортом. Поведение вблизи железной дороги. Подход и подъезд к железнодорожному переезду (охраняемому и неохраняемому). Сигналы. Запрещение хождения по рельсам, насыпи. Запрещение игр вблизи путей.

1

8

Остановка и стоянка транспортных средств

Места для стоянки транспортных средств. Остановка запрещается. Места, где запрещается остановка и стоянка транспортных средств

1

9

Правила пользования транспортными средствами

Виды транспортных средств и их назначение. Транспортные средства общего пользования. Правила посадки и высадки пассажиров

1

10

Расположение транспортных средств на проезжей части

Предупредительные сигналы. Начало движения. Изменение направления движения. Расположение транспортных средств на проезжей части.

1

11

Скорость

движения

Скорость автомобиля в населенных пунктах, на междугородних трассах. Скорость различных видов транспортных средств.

1

12

Обгон, встречный разъезд

Случаи, при которых водителю запрещается выполнять обгон. Обгон и встречный разъезд.

1

13

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков.

Повторение элементов улиц, дорог. Правила перехода улиц, дорог, особенности перехода на нерегулируемых перекрестках. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

14

Элементы улиц, дорог, дорожные условия.

Элементы улиц, дорог. Полоса отвода, проезжая часть и т. д. Общая ширина улицы, тротуар, ширина проезжей части, пешеходный переход и т. д. Перекресток, площадь, их границы и виды. Главная, второстепенная улица, дорога. Улица, дорога с односторонним движением (знакомство с понятием «реверсивное движение»). Покрытие дорог в городской черте, за городом, дороги сельской местности.

1

15

В новый век безопасности

Воздействие транспорта на экологию

1

16

Движение по

автомагистралям

Особенности движения по автомагистрали.

1

17

Движение в жилых зонах

Особенности движения в жилых зонах.

1

18

Приоритет маршрутных транспортных средств

Преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами. Ситуации, при которых водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам.

1

19

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

Ситуации, при которых дальний свет должен быть переключен на ближний. Ситуации, при звуковые сигналы могут применяться.

1

20

Буксировка механических транспортных средств

Ситуации, при которых буксировка запрещается.

1

21

Учебная езда. Перевозка людей. Перевозка грузов

Перечень дорог, на которых запрещается учебная езда. Возраст обучаемого учебной езде. Места, где запрещается перевозить людей. Условия, при которых допускается перевозка груза.

1

22

Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

Места, где запрещается движение водителям велосипеда, мопеда, гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота. Как следует перегонять животных по дороге.

1

23

Остановочный путь транспортных средств

Время, необходимое для остановки транспортных средств. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Какую опасность представляет собой автомобиль для пешехода?

1

24

Этика участника дорожного движения

Нормы и стандарты поведения человека. Этика участника дорожного движения и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения, с представителями органов милиции, в том числе ГИБДД. Этика водителя автомототранспортных средств при ДТП, при взаимодействии с окружающей средой. Проявление этических норм водителем в практической деятельности.

1

25

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах

1

26

Служба ГИБДД

Организация и работа службы ГИБДД (Эта служба и опасна и трудна и для каждого из нас она важна).Важная, ответственная задача обеспечения движения (В мороз и зной - он на посту, он часовой).Разъяснительная работа с населением, воспитательная работа с подрастающим поколением, участниками дорожного движения, подготовка водительских кадров, контроль выполнения всеми участниками движения ПДД. Техническое состояние транспортных средств и дорог - главный критерий, в службе ГИБДД по предупреждению ДТП, (но не наказание). Сотрудники ГИБДД 6ерегут жизнь и здоровье наших людей.

1

27

Дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушений ПДД участниками дорожного движения

Социально-экономические и правовые последствии ДТП и нарушений ПДД. Виды правонарушений и ответственность за них по российскому законодательству.

Дисциплинарный поступок. Административная ответственность. Значение гражданской ответственности. Понятие вреда, ущерба, противоправности, причинной связи и виды правонарушений в ДТП. Возмещение ущерба, ответственность. Понятие об уголовной ответственности и основание для нее.

1


  1. Дорожные знаки


28

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета.

Предупреждающие: Пересечение с трамвайной линией, Пересечение равнозначных дорог, Пересечение с круговым движением, Светофорное регулирование, Разводной мост, Выезд на набережную, Скользкая дорога, Двустороннее движение, Пересечете с велосипедной дорожкой.

Приоритетные: Движение без остановки запрещено.

1

29

Запрещающие знаки. Предписывающие знаки.

Запрещающие: Движение мотоциклов запрещено, Опасность, Остановка запрещена, Движение транспортных средств с опасными и взрывчатыми грузами. Предписывающие: Направление движения.

1

30

Знаки особых предписаний. Информационные знаки.

Информационно-указательные: Дорога для автомобилей, Предварительный указатель направления, Указатель расстояний.

1

31

Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички).

Сервиса: Больница, Пункт питания, Гостиница или мотель. Дополнительной информации (таблички): Направление главной дороги. Опасная обочина, Полоса движения.

1


  1. Дорожная разметка и ее характеристики


32

Горизонтальная разметка. Вертикальная разметка.

Значение дорожной разметки в организации дорожного движения, о видах дорожной разметки:

  • пешеходный переход (регулируемый и нерегулируемый);

  • линии «островок безопасности»;

  • линии разделения транспортных потоков противоположных направлений

(сплошная, прерывистая);

  • линии «посадочная площадка»;

  • линии, обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

1

33

Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к ДТП

Возможны любые формы и методы проведения урока, в зависимости от опыта и творчества учителя.

Экскурсии по улицам с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов: наблюдение за движением транспортных средств, за поведением пешеходов, работой сотрудника ГИБДД, обсуждение дорожных ситуаций, формулирование выводов.

На ватмане учащиеся вычерчивают план наиболее сложной дорожной ситуации, подмеченной во время экскурсии или в другое время; индивидуально решают ту или иную дорожную комбинацию. Оценку решенной комбинации дает весь класс.

1

34

Конкурс знатоков правил дорожного движения

Конкурс на лучшее знание правил дорожного движения. Могут быть использованы различные формы работы; соревнования, викторины, анкеты и т. п.

1


© 2010-2022