РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ для 5 класса в режиме ФГОС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАРОЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

433944 Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Старое Зеленое, ул. Школьная, 55

Телефон: 88424934185

E-mаil: [email protected]


«Утверждаю»

Директор Старозеленовской СОШ-МОУ

________/_Бикбаева Ф.М./

ФИО

Приказ №

от « » августа 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Класс: 5

Уровень общего образования: основная школа

Учитель : Бекеров Мустафа Зинятуллович

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1час.

Планирование составлено на основе Рабочей программы. Комплексная программа ОБЖ учащихся 5-11 классов , А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников.

М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Авторы-составители: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. учебник ОБЖ 5 класс - М.,Просвещение,2013.ФГОС

Рабочую программу составил__________ Бекеров Мустафа Зинятуллович

«Рассмотрено»

Руководитель МО

естественно - математического

цикла

_________ /Аликбирова С.К./

ФИО

Протокол №

от « » августа 2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ /Аввясова Р.Р./

ФИО

« » августа 2015г.



2015 - 2016 учебный год

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от августа 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ

для 5 класса в режиме ФГОС

Пояснительная записка.

Программа по ОБЖ для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);

- с рекомендациями Примерной программы по ОБЖ (Примерная программа по ОБЖ. 5-11классы. - М.: Просвещение, 2011 год);

- учебной программы «Комплексная программа по ОБЖ учащихся 5 классов» (А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2011);

- с авторской программой «Комплексная программа ОБЖ учащихся 5-11 классов» (А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2011):

-учебник ОБЖ 5 класс (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.-М.,Просвещение,2013);

-комплект плакатов по ОБЖ;

-медицинская аптечка оказания первой медицинской помощи.

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).

  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку мнений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5-9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III(Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV(Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.

Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9 класс).

Преподавание ведет, как правило, учитель ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Министерства труда России от 17 августа 1995 г. №46.

Перечень контрольных работ


№п/п

Тема контрольной работы

1.

Правила дорожного движения , основные термины и определения

2.

Опасные ситуации природного и социального характера

3.

ЧС техногенного характера и основы ЗОЖ

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Критерии оценки ответов обучающихся

на уроках основ безопасности жизнедеятельности

1.Устные ответы:

«5» - Ответ полный, уверенный, без уточнений. Ученик хорошо ориентируется в данном материале, отвечает на вопросы по теме.

«4» - Ответ полный, с несущественными замечаниями. Ученик может ответить не на все дополнительные вопросы.

«3» - Ответ не полный, с уточнениями и дополнениями. Ученик путается в ответах на дополнительные вопросы.

«2» - Ученик отказывается отвечать совсем или пропускает основные (важные) моменты в данном вопросе. Не отвечает на дополнительные вопросы.

2. Письменные ответы:

1) домашнее письменное задание оценивается по полноте выполнения и его качеству;

2) тесты - по количеству набранных баллов и шкале оценки для каждого конкретного теста;

3) проверочные работы оцениваются в соответствии с конкретными требованиями к ним, о чём заранее сообщается обучающимся.





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся 5 класса должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения приугрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

  • основные меры по профилактике наркомании.

Учащийся должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовка и участие в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработка убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни.

Оценка качества знаний учащихся

Проверка и оценка качества подготовки учащихся является важной составной частью процесса обучения. Проверочные материалы составляются или берутся из тестовых и контрольных заданий для проверки знаний и навыков учащихся.

Задания должны быть относительно невысокой сложности.

Задача преподавателя ОБЖ состоит в том . чтобы проверить правильность ответов учащихся по предлагаемой таблице и выставить текущую или итоговую оценку.

В соответствии с предлагаемой методикой оценка « отлично» может быть поставлена ученику, верно ответившему на 54 -64 задания одного из вариантов, «хорошо» - 43-53 задания, «удовлетворительно» -32- 42 задания. Если учащийся правильно ответил только на 31 задание и

менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно». Методика выставления оценок учащимся по результатам итогового тестирования может изменяться на усмотрение преподавателя путем доработки и уточнения предложенных материалов.

Для оценки всей совокупности знаний учащихся, полученных при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», особенно в части проверки практических навыков, то кроме тестов необходимо использовать другие формы проверки.

Тематическое распределение часов

по ОБЖ в режиме ФГОС

5класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Примерная программа

Рабочая программа

Р-1

Основы комплексной безопасности

22

22

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

6

Р-3

Основы здорового образа жизни

5

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

2

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

8

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

8

Всего часов

35

35



Календарно-тематическое планирование

по ОБЖ в режиме ФГОС

5 класс



№ п/п


Наимено-вание раздела программы



Тема урока


Кол-во часов



Тип урока



Элементы содержания



Результаты освоения учебного предмета



Вид контроля



Д/з

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

М-1. Основы комплекс-ной безопас-ности

22


Человек, среда его обитания, безопасность человека

5



Личностные

Метапредмет-ные

Предметные




1


Город как среда обитания

1

Вводный

Объяснение темы

среду обитания

ориентиро-ваться в среде обитания

правильное ориентирование в среде обитания

Беседа

П. 1.1

1.09


2


Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

особенности жизнеобеспе-чения жилища

ориентиро- ваться в жилище


Фронтальный опрос

П.1.2

8.09


3


Особенности природных условий в городе

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

особенности природных условий в городе

различать особенности природных условий в городе


Фронтальный опрос

П.1.3

15.09


4


Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Особенности взаимоотношения людей

Правильно налаживать взаимоотно-шения с окружающими


Фронтальный опрос

П.14

22.09


5


Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные службы оказания помощи и обеспечения безопасности

Правильно обращаться и вызывать службы безопасности


Фронтальный опрос

П.1.5

29.09


Опасные ситуации техногенного характера

6

6


Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные правила ПДД и дорожные знаки

Правильно выбирать маршрут движения


Правильный выбор маршрута и переход дороги

Фронтальный опрос и оценка практических действий

П.2.1

ПДД


6.10


7


Пешеход. Безопасность пешехода

1

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Определение пешехода и ПДД

Правильно действовать на дороге

Показать знаки действующие на пешехода

Фронтальный опрос и оценка практических действий

П.2.2

ПДД

13.10


8


Пассажир. Безопасность пассажира

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Определение пассажира и ПДД

Соблюдать правила безопасности при движении на транспорте

Правильные действия в школьном автобусе

Контрольный опрос

П.2.3

ПДД

20.10


9


Водитель

1

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Определение водитель и ПДД

Соблюдать правила безопасности при движении на транспорте

Правильные действия в школьном автобусе

Фронтальный опрос и оценка практических действий

П.2.4

27.10


10


Пожарная безопасность

1

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные причины возникновения пожара

Правильно

действовать при пожаре

Правильные действия в помещении при возникновении пожара

Фронтальный опрос и оценка практических действий

П.2.5


10.11


11


Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные причины возникновения пожара в быту

Правильно действовать при пожаре в быту

Правильные действия в помещении при возникновении пожара в быту

Фронтальный опрос и оценка практических действий

П.2.6

17.11


Опасные ситуации природного характера

2

12


Погодные условия и безопасность человека

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Опасные природные явления

Правильно действовать при возникновении опасных природных явлений


Фронтальный опрос

П.3.1

24.11


13


Безопасность на водоемах

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Правила поведения на водоемах

Оказать помощь утопающему


Фронтальный опрос

П.3.2

1.12


Опасные ситуации социального характера

3

14


Криминогенные ситуации и личная безопасность

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Криминогенные опасные ситуации

Правильно действовать при возник-новении

криминогенных ситуаций


Фронтальный опрос

П.5.1

8.12


15


Обеспечение личной безопасности дома

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Правила обеспечение личной безопасности дома

Правильно действовать при возник-новении

опасности на дому


Фронтальный опрос

П.5.2

15.12


16


Обеспечение личной безопасности на улице

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Правила обеспечение личной безопасности на улице

Правильно действовать при возник-новении

опасности на улице

Правильные действия при возникновении

опасности на улице

Контрольный опрос

П.5.3.

22.12


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

17


Чрезвычайные ситуации природного характера

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные виды опасных ситуаций природного характера

Правильно действовать при возникновении

опасности природного характера


Фронтальный опрос

П.4.1

12.01


18


Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные виды опасных ситуаций техногенного характера

Правильно действовать при возник-новении

опасности техногенного характера


Фронтальный опрос

П.4.2

19.01


19


Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера

4

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Правила безопасных действий при различных опасных ситуациях

Правильно действовать при возникновении

опасных ситуаций

Как действовать при различных опасных ситуациях

Индивидуальная и групповая оценка действий

Повторить пройд. материал

26.01

2.02

9.02

16.02


М-2.

Основы ЗОЖ

13

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

20


О здоровом образе жизни

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные понятия о здоровом образе жизни

Поддерживать ЗОЖ и режим дня


Беседа

П.7.1

1.03


21


Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные физические качества и способы закаливания



Фронтальный опрос

П.7.2

15.03


22


Рациональное питание. Гигиена питания.

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Основные правила приема пищи и гигиены питания

Соблюдать гигиену питания и режим приема пищи


Фронтальный опрос

П.7.3

22.03


Факторы, разрушающие здоровье

2

23


Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Вредные привычки,

факторы влияющие на здоровье


Вести наглядную пропаганду о вреде вредных привычек

Нарисовать рисунки о вредных привычках

Контрольный опрос

П.8.1

5.04


24


Здоровый образ жизни и профилак-тика вредных привычек (практи-ческое занятие

1

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Вредные привычки,

факторы влияющие на здоровье

Сказать


« НЕТ «

Сообщения и рефераты о вредных привычках

Оценка работ

П.8.2

12.04


Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

25


Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

2

комбиниро-ванный

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Различные виды травм и повреж-дений

Определять виды травм и

оказания помощи

Медицинские принадлежности и препараты

Фронтальный опрос

П.9.1

19.04

26.04


26


Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (прак-тические занятия)

3

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Принадлежности и препараты оказания помощи

1) ушибах;

2) ссади-нах

Оказать первую помощь при ушибах и ссадинах

Способы и порядок оказания первой помощи

Индивидуально-групповой

П.9.2

3.05

10.05

17.05


27


Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

2

практический

Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений

Принадлежности и препараты оказания помощи 1)угарным газом;

2)наркотизм

Оказать первую помощь при отравлениях:

1)угарным газом;

2)наркотизм


Способы и порядок оказания первой помощи

Индивидуально-групповой

П.9.2

24.05


28


Итоговое занятие

1

Контрольная работа

актуализация полученных знаний и умений

курс ОБЖ 5 класса

Правильно действовать при различных ситуациях

Оказывать помощь пострадавшему

Индивидуаль-ный

Соб-людать

ПБ



Список учебно-методической литературы

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (от 5 октября 2009г.)

Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / Научный руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова /, --- М.; Просвещение, 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности : справочник /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников и др. /, --- М.; Просвещение, 2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: оценка качества, / Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук и др. /, --- М.; Дрофа, 2002.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-наглядное пособие для учащихся 5-11 классов (36 плаката), под общ. ред. А. Т. Смирнова, М.; Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. ; учебник / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова, --- М.; Просвещение, 2012.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

© 2010-2022