- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ для 5 класса в режиме ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ для 5 класса в режиме ФГОС
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бекеров М.З. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СТАРОЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
433944 Ульяновская область, Старокулаткинский район, с. Старое Зеленое, ул. Школьная, 55
Телефон: 88424934185
E-mаil: [email protected]
-
«Утверждаю»
Директор Старозеленовской СОШ-МОУ
________/_Бикбаева Ф.М./
ФИО
Приказ №
от « » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс: 5
Уровень общего образования: основная школа
Учитель : Бекеров Мустафа Зинятуллович
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1час.
Планирование составлено на основе Рабочей программы. Комплексная программа ОБЖ учащихся 5-11 классов , А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников.
М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Авторы-составители: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. учебник ОБЖ 5 класс - М.,Просвещение,2013.ФГОС
Рабочую программу составил__________ Бекеров Мустафа Зинятуллович
«Рассмотрено»
Руководитель МО
естественно - математического
цикла
_________ /Аликбирова С.К./
ФИО
Протокол №
от « » августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ /Аввясова Р.Р./
ФИО
« » августа 2015г.
2015 - 2016 учебный год
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от августа 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
для 5 класса в режиме ФГОС
Пояснительная записка.
Программа по ОБЖ для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
- с рекомендациями Примерной программы по ОБЖ (Примерная программа по ОБЖ. 5-11классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
- учебной программы «Комплексная программа по ОБЖ учащихся 5 классов» (А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2011);
- с авторской программой «Комплексная программа ОБЖ учащихся 5-11 классов» (А.Т.Смирнов., Б.О.Хренников. - М.: Просвещение, 2011):
-учебник ОБЖ 5 класс (А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.-М.,Просвещение,2013);
-комплект плакатов по ОБЖ;
-медицинская аптечка оказания первой медицинской помощи.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
-
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
-
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
-
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
-
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-
выработку мнений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
-
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
-
усвоение знаний:
-
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-
о здоровом образе жизни,
-
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5-9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).
Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III(Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV(Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9 класс).
Преподавание ведет, как правило, учитель ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Министерства труда России от 17 августа 1995 г. №46.
Перечень контрольных работ
-
№п/п
Тема контрольной работы
1.
Правила дорожного движения , основные термины и определения
2.
Опасные ситуации природного и социального характера
3.
ЧС техногенного характера и основы ЗОЖ
4.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Критерии оценки ответов обучающихся
на уроках основ безопасности жизнедеятельности
1.Устные ответы:
«5» - Ответ полный, уверенный, без уточнений. Ученик хорошо ориентируется в данном материале, отвечает на вопросы по теме.
«4» - Ответ полный, с несущественными замечаниями. Ученик может ответить не на все дополнительные вопросы.
«3» - Ответ не полный, с уточнениями и дополнениями. Ученик путается в ответах на дополнительные вопросы.
«2» - Ученик отказывается отвечать совсем или пропускает основные (важные) моменты в данном вопросе. Не отвечает на дополнительные вопросы.
2. Письменные ответы:
1) домашнее письменное задание оценивается по полноте выполнения и его качеству;
2) тесты - по количеству набранных баллов и шкале оценки для каждого конкретного теста;
3) проверочные работы оцениваются в соответствии с конкретными требованиями к ним, о чём заранее сообщается обучающимся.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся 5 класса должен знать:
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
-
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
-
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
-
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
-
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
-
правила поведения приугрозе террористического акта;
-
государственную политику противодействия наркотизму;
-
основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:
-
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-
обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
подготовка и участие в различных видах активного отдыха в природных условиях;
-
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
-
выработка убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни.
Оценка качества знаний учащихся
Проверка и оценка качества подготовки учащихся является важной составной частью процесса обучения. Проверочные материалы составляются или берутся из тестовых и контрольных заданий для проверки знаний и навыков учащихся.
Задания должны быть относительно невысокой сложности.
Задача преподавателя ОБЖ состоит в том . чтобы проверить правильность ответов учащихся по предлагаемой таблице и выставить текущую или итоговую оценку.
В соответствии с предлагаемой методикой оценка « отлично» может быть поставлена ученику, верно ответившему на 54 -64 задания одного из вариантов, «хорошо» - 43-53 задания, «удовлетворительно» -32- 42 задания. Если учащийся правильно ответил только на 31 задание и
менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно». Методика выставления оценок учащимся по результатам итогового тестирования может изменяться на усмотрение преподавателя путем доработки и уточнения предложенных материалов.
Для оценки всей совокупности знаний учащихся, полученных при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», особенно в части проверки практических навыков, то кроме тестов необходимо использовать другие формы проверки.
Тематическое распределение часов
по ОБЖ в режиме ФГОС
5класс
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
Примерная программа
Рабочая программа
Р-1
Основы комплексной безопасности
22
22
Тема 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека
5
5
Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера
6
6
Тема 3
Опасные ситуации природного характера
2
2
Тема 4
Опасные ситуации социального характера
3
3
Тема 5
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
6
Р-3
Основы здорового образа жизни
5
5
Тема 6
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
3
Тема 7
Факторы, разрушающие здоровье
2
2
Р-4
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8
8
Тема 8
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
8
8
Всего часов
35
35
Календарно-тематическое планирование
по ОБЖ в режиме ФГОС
5 класс
№ п/п
Наимено-вание раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Результаты освоения учебного предмета
Вид контроля
Д/з
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
М-1. Основы комплекс-ной безопас-ности
22
Человек, среда его обитания, безопасность человека
5
Личностные
Метапредмет-ные
Предметные
1
Город как среда обитания
1
Вводный
Объяснение темы
среду обитания
ориентиро-ваться в среде обитания
правильное ориентирование в среде обитания
Беседа
П. 1.1
1.09
2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
особенности жизнеобеспе-чения жилища
ориентиро- ваться в жилище
Фронтальный опрос
П.1.2
8.09
3
Особенности природных условий в городе
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
особенности природных условий в городе
различать особенности природных условий в городе
Фронтальный опрос
П.1.3
15.09
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Особенности взаимоотношения людей
Правильно налаживать взаимоотно-шения с окружающими
Фронтальный опрос
П.14
22.09
5
Основы безопасности жизнедеятельности человека
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные службы оказания помощи и обеспечения безопасности
Правильно обращаться и вызывать службы безопасности
Фронтальный опрос
П.1.5
29.09
Опасные ситуации техногенного характера
6
6
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
1
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные правила ПДД и дорожные знаки
Правильно выбирать маршрут движения
Правильный выбор маршрута и переход дороги
Фронтальный опрос и оценка практических действий
П.2.1
ПДД
6.10
7
Пешеход. Безопасность пешехода
1
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Определение пешехода и ПДД
Правильно действовать на дороге
Показать знаки действующие на пешехода
Фронтальный опрос и оценка практических действий
П.2.2
ПДД
13.10
8
Пассажир. Безопасность пассажира
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Определение пассажира и ПДД
Соблюдать правила безопасности при движении на транспорте
Правильные действия в школьном автобусе
Контрольный опрос
П.2.3
ПДД
20.10
9
Водитель
1
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Определение водитель и ПДД
Соблюдать правила безопасности при движении на транспорте
Правильные действия в школьном автобусе
Фронтальный опрос и оценка практических действий
П.2.4
27.10
10
Пожарная безопасность
1
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные причины возникновения пожара
Правильно
действовать при пожаре
Правильные действия в помещении при возникновении пожара
Фронтальный опрос и оценка практических действий
П.2.5
10.11
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные причины возникновения пожара в быту
Правильно действовать при пожаре в быту
Правильные действия в помещении при возникновении пожара в быту
Фронтальный опрос и оценка практических действий
П.2.6
17.11
Опасные ситуации природного характера
2
12
Погодные условия и безопасность человека
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Опасные природные явления
Правильно действовать при возникновении опасных природных явлений
Фронтальный опрос
П.3.1
24.11
13
Безопасность на водоемах
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Правила поведения на водоемах
Оказать помощь утопающему
Фронтальный опрос
П.3.2
1.12
Опасные ситуации социального характера
3
14
Криминогенные ситуации и личная безопасность
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Криминогенные опасные ситуации
Правильно действовать при возник-новении
криминогенных ситуаций
Фронтальный опрос
П.5.1
8.12
15
Обеспечение личной безопасности дома
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Правила обеспечение личной безопасности дома
Правильно действовать при возник-новении
опасности на дому
Фронтальный опрос
П.5.2
15.12
16
Обеспечение личной безопасности на улице
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Правила обеспечение личной безопасности на улице
Правильно действовать при возник-новении
опасности на улице
Правильные действия при возникновении
опасности на улице
Контрольный опрос
П.5.3.
22.12
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
17
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные виды опасных ситуаций природного характера
Правильно действовать при возникновении
опасности природного характера
Фронтальный опрос
П.4.1
12.01
18
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные виды опасных ситуаций техногенного характера
Правильно действовать при возник-новении
опасности техногенного характера
Фронтальный опрос
П.4.2
19.01
19
Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера
4
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Правила безопасных действий при различных опасных ситуациях
Правильно действовать при возникновении
опасных ситуаций
Как действовать при различных опасных ситуациях
Индивидуальная и групповая оценка действий
Повторить пройд. материал
26.01
2.02
9.02
16.02
М-2.
Основы ЗОЖ
13
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
20
О здоровом образе жизни
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные понятия о здоровом образе жизни
Поддерживать ЗОЖ и режим дня
Беседа
П.7.1
1.03
21
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные физические качества и способы закаливания
Фронтальный опрос
П.7.2
15.03
22
Рациональное питание. Гигиена питания.
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Основные правила приема пищи и гигиены питания
Соблюдать гигиену питания и режим приема пищи
Фронтальный опрос
П.7.3
22.03
Факторы, разрушающие здоровье
2
23
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Вредные привычки,
факторы влияющие на здоровье
Вести наглядную пропаганду о вреде вредных привычек
Нарисовать рисунки о вредных привычках
Контрольный опрос
П.8.1
5.04
24
Здоровый образ жизни и профилак-тика вредных привычек (практи-ческое занятие
1
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Вредные привычки,
факторы влияющие на здоровье
Сказать
« НЕТ «
Сообщения и рефераты о вредных привычках
Оценка работ
П.8.2
12.04
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
8
25
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
2
комбиниро-ванный
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Различные виды травм и повреж-дений
Определять виды травм и
оказания помощи
Медицинские принадлежности и препараты
Фронтальный опрос
П.9.1
19.04
26.04
26
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (прак-тические занятия)
3
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Принадлежности и препараты оказания помощи
1) ушибах;
2) ссади-нах
Оказать первую помощь при ушибах и ссадинах
Способы и порядок оказания первой помощи
Индивидуально-групповой
П.9.2
3.05
10.05
17.05
27
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)
2
практический
Объяснение темы и актуализация полученных знаний и умений
Принадлежности и препараты оказания помощи 1)угарным газом;
2)наркотизм
Оказать первую помощь при отравлениях:
1)угарным газом;
2)наркотизм
Способы и порядок оказания первой помощи
Индивидуально-групповой
П.9.2
24.05
28
Итоговое занятие
1
Контрольная работа
актуализация полученных знаний и умений
курс ОБЖ 5 класса
Правильно действовать при различных ситуациях
Оказывать помощь пострадавшему
Индивидуаль-ный
Соб-людать
ПБ
Список учебно-методической литературы
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (от 5 октября 2009г.)
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / Научный руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова /, --- М.; Просвещение, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности : справочник /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников и др. /, --- М.; Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: оценка качества, / Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук и др. /, --- М.; Дрофа, 2002.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-наглядное пособие для учащихся 5-11 классов (36 плаката), под общ. ред. А. Т. Смирнова, М.; Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. ; учебник / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова, --- М.; Просвещение, 2012.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).