Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение безопасности на уроках ОБЖ

Обучение мерам безопасности обучающихся в нашей школе, как и в других, осуществляется в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности".

Курс выполняет две основные функции:

  • информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся;

  • организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала и определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Обучение «Основам безопасности жизнедеятельности» по сути начинается еще в начальной школе и проходит в виде тематических классных часов, конкурсов и викторин на знание правил безопасности жизнедеятельности, в виде тематических полок, оформленных в библиотеке, в виде выставок творческих работ учащихся.

Увидеть это можно на примере изучения правил пожарной безопасности.

Задачи занятий:

1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности при обращении с огнем и правила безопасного поведения; изучить свойства огня; узнать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности (горючести); научиться обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.

2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать: причины возникновения пожаров и основные правила пожарной безопасности, рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.

3. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара, изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Основная цель педагога при этом - профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.

В среднем и старшем звене зачастую недооценивают важность курса ОБЖ. Ведь все знают, как важна физика, химия и математика для будущего поступления в высшее учебное заведение, но при этом мало кто задумывается о том, что общие предметы тоже очень важны. Так, если музыка и рисование способствуют развитию творческих способностей школьников, могут открыть неожиданные таланты и стать делом всей жизни, то основы безопасности жизнедеятельности имеют огромное значение для сохранения здоровья и жизни, дают элементарные знания для оказания первой помощи. Учат, как вести себя и что делать в случае землетрясения, наводнения, снежной лавины, урагана, либо техногенной катастрофы. Конечно же, не во всех странах актуальны цунами и извержения вулканов, но и подобная информация тоже порой необходима - а вдруг в будущем ребенок поедет отдыхать в экзотическую страну и попадет в эпицентр разыгравшейся стихии. Именно такие предметы несут практическую пользу, например умение делать непрямой массаж сердца в жизни может пригодиться не единожды.

ОБЖ представляет собой междисциплинарную область научных знаний. Курс ОБЖ интегрирован в географию, биологию, технологию, физическую культуру.

Например,

«ОБЖ/Окружающий мир»

3 класс

А.А.Плешаков

Тема «Окружающий мир»

Тема ОБЖ

1

Разнообразие природы

Стихийные бедствия: наводнения

2

Общество

Опасные незнакомцы

3

Природа в опасности

Лесные пожары

4

Разнообразие веществ

Признаки отравления угарным газом

5

Кто что ест?

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

6

Опора тела и движение

Безопасная поза при угрозе аварии

7

Дыхание и кровообращение

Отравление газообразными токсическими веществами

8

Здоровый образ жизни

Специальные транспортные средства

9

Огонь, вода, газ

Пожар в общественном месте (школа, кинотеатр)

10

Чтобы путь был счастливым

Правостороннее и левостороннее движение

11

Дорожные знаки

Дорожная разметка

12

Опасные места

Лифт-наш домашний транспорт

13

О молниях, змеях, собаках

Стихийные бедствия: тайфуны, ураганы

14

Что такое деньги?

Защита квартиры от воров и грабителей

15

Экологическая катастрофа

Стихийные бедствия: штормы, смерчи

16

Золотое кольцо России

Виды транспортных средств

17

На севере Европы

Обязанности пассажиров

18

В центре Европы

Движение пешеходов по дорогам



В старших классах:

Тема ОБЖ

Тема другого предмета

«Гололед»

«Погодные условия» (Окружающий мир)

«Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых»

«Насекомые» (Биология)

«Правила безопасного поведения в доме/квартире», «Оказание первой медицинской помощи при ожогах». «Оказание первой помощи при кровотечениях» и др.

Занятия по кулинарии, кройке и шитью, аппликации (Технология)

«Вулканы», «Землетрясения», «Оползни, сели, обвалы, лавины» и др.

«Вулканы» и др.

Большое значение имеет практическая отработка умений и навыков. Систематическое проведение в ОУ тренировочных эвакуаций способствует формированию грамотного, ответственного поведения обучающихся в случае ЧС, а так же снижению риска возникновения паники. Не смотря на регламентированное Федеральным законодательством в области пожарной безопасности количество тренировок, более частое их проведение способствует повышению уровня подготовленности обучающихся, что в конечном результате приводит к формированию навыков безопасного поведения как в стенах школы, так и вне ее.

Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ

Повышать мотивацию старших школьников можно и через систему внеклассных мероприятий. В нашем образовательном учреждении традиционно стали проводиться:

- День защиты детей.

На каждом этапе обучающихся ждут теоретические и практические задания (вопросы на знание ПДД, движение по азимуту, отработка действий при выбросе АХОВ, правила поведения при угрозе возникновения ЧС природного характера, отработка действий по сигналу «Внимание всем!», оказание первой медицинской помощи при различных повреждениях и др.).

- «Я - турист».

- «День защитника Отечества».

и др.

Помогают в пропаганде безопасного поведения и сами обучающиеся посредством Дружины юных пожарных и Юных инспекторов дорожного движения.

Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ

Обобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖОбобщение опыта Обучение безопасности на уроках ОБЖ

Благодаря предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», школьники на протяжении всего периода обучения получают исчерпывающие сведения о внешних угрозах и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях, при природных и техногенных катастрофах. Задача курса понятна: подготовить обучающихся к вероятным встречам с тем, что угрожает жизни и здоровью человека в макросреде, научить правильно действовать и быстро принимать решения в сложных обстоятельствах.

В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится. Образовательная область ОБЖ начинается уже в детском саду. Она внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования и вопрос о ее упразднении не обсуждается. Наоборот, в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки учащихся и персонала ОУ к действиям в опасных социальных, криминальных и иных ситуациях. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у детей устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни. Юноши дополнительно знакомятся с правовыми и организационными основами военной службы. Определить правильно или не правильно ведёт себя человек в тех или иных ситуациях очень сложно. Необходимо выделить правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

© 2010-2022