Урок по ОБЖ Лесные пожары ( 7 класс)

В настоящее время тема лесных пожаров очень актуальна. Лесные пожары происходят во многих регионах нашей страны. Необходимо проводить профилактику среди школьников по бережному отношению к нашему богатству - лесу. Этот урок предназначен для изучения темы "Лесные пожары". На этом уроке можно изучить причины возникновения лесных пожаров, углубить знания в области правил поведения в лесу, сформировать умения по действиям в зоне лесных пожаров и способах их тушения. Урок насыщен различными заданиями...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ОБЖ Лесные пожары ( 7 класс)

Ход урока

1. Организационный этап. Деление класса на группы ( осуществлена заранее).

2. Постановка цели и задач урока.

3. Формирование и закрепление новых знаний .

4. Подведение итогов.

1. Организационный этап.

Учитель: Определяет готовность учащихся к работе.

Приветствие обучающихся.

2. Постановка цели и задач урока.

Цель урока:

Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать вам загадки:

Никто не пугает,

а вся дрожит. (Осина)

Не портной,

а всю жизнь с

иголками ходит. (Ёж)

На припеке у пеньков

много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

держит алый огонек.

Разгибаем стебельки-

собираем огоньки. (Земляника)

Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза) (Слайд 3)

Зимой и летом

одним цветом. (Ель, сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

В шубе - летом,

а зимой - раздетый. (Лес)

Учитель: И так, правильно, разговор пойдет о лесе. (Слайд 4).

Но это еще не все. Я загадаю вам еще несколько загадок ,чтобы окончательно сформулировать тему урока:

Слайд 5. Без рук, без ног, а бушует. (Огонь)

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

Мала, да зла и чуть свечу

А как упаду - много горя принесу (Искра) (Слайд 5).

Учитель: Давайте вместе сформулируем тему.

Мой первый слог - предлог,

Совсем для вас неновый,

Второе - градусник

Показывает у больного,

А целое моё -

Стихийная беда.

Его потушите,

Коль близко есть вода. (По-Жар) (Слайд 6).

Учащиеся: «Лесные пожары»

Учитель: Правильно. А следовательно перед нами стоят

Задачи:

- Проверить полученные знания;

-Ввести новые понятия;

- Изучить новые правила;

- Используя новые правила, составить алгоритм действий;

- Используя полученные знания, составить лист профилактики лесных пожаров.

Учитель: Предлагаю каждой группе выполнить задания. Перед вами находятся листы формата А3, фломастеры, цветная бумага, картинки о лесе, карандаши, клей, ножницы и таблицы, которые необходимо будет заполнить. Во время изучения темы « Лесные пожары», каждая группа должна оформить лист профилактики лесных пожаров.

3. Формирование и закрепление новых знаний

Фронтальная беседа: «Значение леса в жизни человека»

Группы предлагают свои варианты значения леса (предполагаемые варианты), проходит обсуждение:

- Лес - один из основных типов растительного покрова земли.

- Лес - источник древнего материала - древесины;

- Источник получения различных растительных продуктов;

- Среда обитания животных;

-Подсчитано, что 1га леса в год способен поглотить 5-10 т углекислого газа и выделить 10-20 т кислорода. За час такой участок леса поглощает весь углекислый газ, выделяемый при дыхании 200 человек;

- Лес, особенно хвойный убивает болезнетворные микробы;

- Лесопарковый пояс -защита города от неблагоприятных ветров;

- Мощный резерв чистого воздуха;

- Пригородная его часть - место отдыха.

Задание1. Каждой группе на листе профилактики написать противопожарный лозунг в защиту леса (участники групп обсуждают между собой и делают запись). Например, «Берегите лес от пожара».

Учитель: Давайте вспомним слова Яцека Палкевича - путешественника и основателя первой в Европе Школы выживания, который осуществил одиночное плавание через Атлантический океан в спасательной шлюпке, длившееся 44 дня, который говорил:

"Предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости - действовать".

Они стали определенным правилом для многих людей.

Чтобы действовать, в соответствии с этим правилом, необходимо знать три условия (Слайд 7).

Задание 2. Продолжить фразы (Выдается раздаточный материал).

Чтобы предвидеть опасность - необходимо знать ее (причины).

Чтобы избежать опасности, необходимо знать само (явление).

Чтобы при необходимости действовать, надо знать (правила поведения) (Слайд 8).

Учащиеся обсуждают свои предложения в группах и заносят их на свои листы профилактики лесных пожаров.

Учитель :

Задание 3. У каждой группы есть карточка с определением, что такое пожар, запишите на своих листах понятие лесного пожара.

Карточка

Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Лесной пожар -

Учащиеся: Предлагаемые варианты обсуждаются в группе и записываются на листе профилактики лесных пожаров.

Лесной пожар - горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Слайд 9).

Учащиеся оформляю свои листы

Учитель : А что мы знаем о пожарах?

Назовите причины бытовых пожаров, которые вы увидите в презентации в виде картинок.

Учащиеся: Называют по картинкам причины бытовых пожаров, а затем обсуждают их и добавляют. (Слайд 10-11).

Учитель: Какие известны Вам причины возникновения лесных пожаров?

Задание 4. Слайд 12.

Необходимо назвать причины возникновения лесных пожаров, вписать их в таблицу, которая выдана каждой группе. Сделать вывод об основной причине пожаров, сравнив их сбытовыми

Бытовой пожар

Лесной пожар

причины

Оставленные без присмотра электроприборы

Жара

Курение в постели

Брошенная, не затушенная спичка или сигарета

Включение более трех бытовых приборов в одну розетку

Бутылки и осколки стекла

Неправильное хранение и использование легковоспламеняющихся жидкостей

Не полностью погашенный костёр

Детские шалости

Грозовые разряды

От выпавшего уголька при топке печи

Преднамеренные поджоги

Пиротехника

Тлеющие пыжи при охоте

(Слайд 12).

Учитель: Какой вывод о причинах лесных пожаров?

Учащиеся:

По статистике 90% всех пожаров - по вине человека, 2-3% - самовозгорание, 7-8% всех лесных пожаров происходит от удара молнии. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие.

Учитель:

«Чтобы предвидеть опасность - необходимо знать ее причины». Вы установили все причины лесных пожаров и основных виновников, которыми являются люди.

Учитель: Вы за время обучения в школе изучаете и говорите о разных науках - зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая изучает лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.

Сейчас нам предстоит познакомиться с видами лесных пожаров. Рассмотрим схему в презентации.

Урок по ОБЖ Лесные пожары ( 7 класс)(Слайд 13)

Низовой пожар - горение сухого травяного покрова или подстилки, подлеска (кустарник, небольшие деревца, низ стволов деревьев).

- Высота пламени не более 0,5 м, но бывает до 1,5 м;

- Скорость движения 0,5-1,5 км/ч

- Бывает устойчивый и беглый. Уничтожает опавшие семена древесных пород, молодые всходы, запасы подстилки. (Слайд 14)

Верховой пожар - пожар, охватывающий верхний полог леса, кроны деревьев. Очень опасен. При верховом пожаре выделяется огромное количество тепла, которое способствует образованию сильных завихрений воздуха над пожаром и переносу горящих частиц. Так возникают новые очаги пожаров.

- Верховые пожары бывают устойчивыми и беглыми.

- Верховые устойчивые пожары опасны разрушительной силой. Они приводят к гибели лесов и его обитателей, а иногда и людей.

- Скорость распространения 8-25 км/ч, а при сильном ветре до 100 км/ч. (Слайд 15)

Подземный пожар. Подземные пожары возникают на торфянистых почвах. Горит торфяной горизонт в почве с корнями растущих деревьев.

- Распространяется медленно, скорость 2-10 м в день.

- Характерная особенность - беспламенное горение торфа с выделением большого количества тепла и дыма. В очагах подземных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

При подземных торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф может сгореть частично, до влажных слоев, в которых горение продолжаться не может, или полностью, на всю глубину до минерального слоя почвы. Скорость распространения подземного пожара очень низкая, но тушение такого пожара требует очень больших усилий.

Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой.Торфяные пожары опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы.

- Это самый трудный для тушения пожар. (Слайд 16)

Учитель:

В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.

К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами. Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники.

Познакомимся со способами тушения лесных пожаров.

Способы тушения.

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01 или 112, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.(Слайд 17)

Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6-8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.

Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос. (Слайд 18)

Слайд 19. Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня, который применяют в крайней необходимости. Кроме этого тушение этих пожаров требует большого количества воды, которое доставляют по воздуху. Таким образом, тушение происходит с воздуха с помощью авиации. (Слайд 19)

Учитель: Проверим как запомнили изученный материал.

Слайд 20. Закрепление материала.

Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах

а) экология;

б) пирология;

в) зоология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

5. Какой пожар имеет характерную особенность - беспламенное горение

а) низовой пожар;

б) верховой пожар;

в) торфяной пожар.

Слайд 20. Проверка

Ответы: 1 - б); 2 -а); 3 - б); 4 -а); 5 - в); (Слайд 20)

Учитель : Можно ли избежать природных пожаров или хотя бы уменьшить их количество?

Задание5.

В туристическом походе вы выбрали место для бивака. Какие правила безопасного поведения должны соблюдаться при разведении костра в лесу? Отразите Ваши ответы в листе профилактики лесных пожаров.

Учащиеся: В группах обсуждают задание и оформляют свои ответы в листах профилактики лесных пожаров. Затем одна из групп представляет Правила пожарной безопасности при разведении костра, а другие дополняют.

Слайд 21. Правила пожарной безопасности при разведении костра

  • Найдите поляну, защищенную от ветра, или старое кострище;

  • Очистите место для костра от старой травы и валежника;

  • Обложите место для костра камнями или окопайте рвом глубиной 10-15 см;

  • Располагать костер не ближе 5-6 м от палаток;

  • Приготовить воду или песок;

  • При уходе с места стоянки, затушить костер до конца

Запрещено:

  • Разводить костер возле деревьев и на корнях деревьев;

  • Разводить костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей;

  • Оставлять горящий костер без присмотра;

  • Не разводить костер на торфяных почвах;

  • Разводить костры в пожароопасный период. (Слайд 21)

Слайд 22. Учитель: Что делать, если вы попали в зону пожара?

Почувствовав запах дыма необходимо:

  • определите, что и где горит;

  • сообщите по телефону 01 или 112 о месте пожара и свою фамилию

  • если нет уверенности в своих силах, отходите в безопасное место.

Если Вы оказались в зоне лесного пожара, то

  • дышите мокрый платок (ткань) или смоченную одежду;

  • накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;

  • окунитесь в ближайший водоем. (Слайд 22)

Приняв решение тушить пожар самостоятельно:

  • пошлите кого-нибудь из группы сообщить о пожаре в ближайший населенный пункт;

  • потушив пожар, не уходите, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова. (Слайд 23)

Слайд 24. Если Вы оказались в зоне лесного пожара и не можете потушить пожар, то уходите:

  • для преодоления нехватки кислорода, пригнитесь к земле;

  • не обгоняйте лесной пожар;

  • двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня;

  • при возгорании одежды, скиньте ее или катайтесь по земле.

Определите правильное направление выхода из леса:

  • выберите маршрут выхода из леса в безопасное место;

  • определите направление распространения огня;

  • определите направление ветра;

Выходите из зоны лесного пожара, продвигаясь

  • вдоль рек, ручьев или прямо по воде;

  • по просекам, дорогам;

  • остерегаясь падающих деревьев

Если горит торфяное поле (болото),

  • не пытайтесь самостоятельно тушить пожар;

  • двигайтесь против ветра, внимательно осматривая и ощупывая дорогу шестом. (Слайд 24)

Слайд 25. Берегите лес от пожара

Слайд 26. Лес - наше богатство.

Учитель: Решим ситуационные задачи.

1. Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас загорелась одежда. Что вы будете делать?

2. Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?

3. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести костёр. Как вы это будете делать?

4. Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает, как вы будете действовать дальше?

5. Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре, вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?

Учащиеся: предлагают свои ответы решения ситуационных задач.

4. Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги.

Учащиеся демонстрируют свои листы профилактики лесных пожаров. Группы учащихся самостоятельно оценивают творческий подход друг друга к оформлению, полноту необходимых данных в листе. Выставляются оценки.

Учитель: Впереди лето. Сегодня мы прошли важную тему. Помните, пожалуйста, что наши знания могут помочь сберечь лес от пожара. Будьте бдительны и внимательны! Соблюдайте правила пожарной безопасности в лесу.

Учитель читает стихотворение «СПАСИБО, ЛЕС» ( играет музыка Звуки природы « Прогулка по лесу»). (Слайд 26-27)

Спасибо, лес, тебе за всё:

За тишину уединенья,

За россыпь птичьих голосов,

И теплоту прикосновенья,

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих,

За всё живое. Что живёт,

За всех свистящих и поющих.

ЗА бескорыстье бытия,

За щедрость до самозабвенья.

Прошу прощенья у тебя

За все людские прегрешенья.

Прости, что погулял топор

В твоём еловом полумраке,

Что не потушенный костёр

Промчался бешеной собакой,

Что не смогла предотвратить

Я подлый выстрел на рассвете.

За всё прошу МЕНЯ простить,

Не виновата, а - в ответе.

(Надежда Кудашкина)

Домашнее задание.

1. Повторить алгоритм действия в зоне лесных пожаров.

2. Написать сочинение «Лес - наше богатство».



© 2010-2022