- Преподавателю
- ОБЖ
- Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС
Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чугунова Т.В. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чугунова Татьяна Владимировна преподаватель - организатор ОБЖ ГБОУ школа № 57 Приморского района
ТЕМА. Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ.
Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
•ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
•ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
•ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
•ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.
Личностные универсальные учебные действия:
-
на личностное самоопределение;
-
на развитие Я-концепции;
-
на смыслообразование;
-
на мотивацию;
-
на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
на учёт позиции партнёра;
-
на организацию и осуществление сотрудничества;
-
на передачу информации и отображению предметного содержания;
-
тренинги коммуникативных навыков;
-
ролевые игры;
-
групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
-
задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
-
задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
-
задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
-
задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
на планирование;
на рефлексию;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на оценивание;
на принятие решения;
на самоконтроль;
на коррекцию.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.
3