Обычный день кочевника урок в 9 классе

« Время в нашем индивидуальном сознании движется так, что мы всегда, в любой момент обречены, находиться в трех точках: прошлом, настоящем и будущем. А будь иначе, то человечеству не нужна была бы история, его не трогали бы мифы о временах предков, не слушали бы в себе его душевный покой, содеянные в прошлом грехи. Жили существовали бы себе как трава или рой насекомых. А поскольку нас будет манить к себе прошлое, вернее то, что мы оставили там, т.е. некий «золотой век» или «потерянный рай».Эти -...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор Цыренов Цыденбал Жимбеевич, преподаватель - организатор ОБЖ

МБОУ «Инзагатуйская СОШ»

«Школа выживания моих предков» -

индивидуальная программа.

Тема урока: Обычный день кочевника, 9 класс

Цель урока: обучающая- формирование знаний о кочевниках и об их суровых законах, сопоставление законов Великого Ясака с современными условиями жизни, умение применять полученные знания на практике в жизни и в экстремальных условиях;

развивающая - развитие познавательных интересов, навыков завязывания узлов,

воспитывающая-привитие любви к культуре своего народа, пропаганда здорового образа жизни

Тип урока :урок изучения новой темы (вводный)

Форма урока: лекция

Методы:словесно-наглядный, демонстрационный
Приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, показ иллюстрации

Оборудование: видеофильм, главные атрибуты кочевника, сувенирные куклы изготовленные собственноручно

Ход урока:

I.Организационный момент

II.Беседа по вопросам:-Кто такой кочевник?

-Что вы знаете об их образе жизни?

-Какую роль сыграли кочевники для выживания человечества?

-Что пришло к нам от них?

III.Объяснение новой темы

Вопросы:1. Кто такой кочевник

2. Великий Ясак(кодекс законов)

3. Ежедневные атрибуты кочевника.

4. Универсальный узел кочевника

Эпиграф к уроку: « Время в нашем индивидуальном сознании движется так, что мы всегда, в любой момент обречены, находиться в трех точках: прошлом, настоящем и будущем. А будь иначе, то человечеству не нужна была бы история, его не трогали бы мифы о временах предков, не слушали бы в себе его душевный покой, содеянные в прошлом грехи. Жили существовали бы себе как трава или рой насекомых. А поскольку нас будет манить к себе прошлое, вернее то, что мы оставили там, т.е. некий «золотой век» или «потерянный рай».Эти -не совсем свежие раздумья не отпускали меня все время, когда я читал рукопись книги Гатапова «Рождение вождя» .

Рахмет Шоймарданов, член Союза писателей Р.Ф.

Что может дать слово «кочевник» современному человеку - это представление о далеком прошлом, о Великой степи и народов, её населяющих. Кочевник -это человек постоянно борющийся со стихией природы, чтобы выжить. Кочевник-это человек, постоянно воюющий со своими племенами, чтобы выжить. Это тайна безопасного выживания в таинственной и всегда загадочной великой степи. Кочевник - это экстремал, который надеется только на себя и на свой жизненный опыт. Кочевник - это, прежде всего человек, живущий с гармонией природы. Это человек -универсал, который в одном лице сливаются множество профессии. Он- сковотовод, ветеринар, селекционер, врач-лекарь, астролог, эколог, строитель-умелец, путеводитель, укротитель диких лошадей, забойщик ит.д.

  1. Краткая характеристика кочевника XIIIвека.

История сохранила нам ценное описание монгольских войск в Венгрии очевидца-ученого архидиакона из Сплита:» Те люди малого роста, но груди у них широкие. Внешность их ужасная: лицо без бороды и плоское, нос тупой, а маленькие глаза далеко друг от друга стоят. Одежда их, непроницаемая от холода и влаги, составлены из сложных двух кож (шерстью наружу), так что похожа на чешую: шлемы из кожи или железа. Оружие их -кривая сабля, колчаны, лук и стрела с острым наконечником из железа или кости, которая на 4 пальца длиннее нашей. На черных и белых знаменах своих имеют (бунчук) пучки из конских волос. Их кони, на которых ездят и без седла, малы, но крепки, привычны к усиленным переходам и голоду: кони, хотя не подкованные взбираются и скачут по горам как дикие козы, и после трехдневной усиленной скачки они довольствуются коротким отдыхом и малым фуражом. И люди много не заботятся о своем продовольствии, как будто живут от самой суровости воспитания: не едят хлеба, пища их- мясо и питье кобылье молоко (кумыс) и кровь. С собой ведут много пленных, в особенности много вооруженных куманов (половцев) гонят их перед собой в бой и убивают, как только видят, что они не идут слепо в бой. Сами монголы неохотно идут в бой. Если же кто из них будет убит, тут же его без гроба закапывают. Почти нет реки, которую они не переплыли бы на своих конях. Через большие реки, все-таки приходится им переплывать на своих меховых бурдюках (надутых воздухом) и лодках (камышовых плотах). Шатры их из полотна или из кожи. Хотя их огромное полчище, но нет в их в таборе ни ропота, ни раздоров, они стойко переносят страдания и упорно борются.

-Краткий вывод

-Демонстрируется фрагмент видеофильма

  1. Великий ясак кочевника(кодекс законов)

Великий ясак состоит из двух частей. Он дошел до нас в виде отрывков, которые приведены, например, у Э. Хара-Дабана - это уникальный сборник законов который охватывает почти все стороны жизни империи монголов, начинает от вопросов устройства семьи, отношения к пьянству и заканчивая указаниями по организации армии.

Статья15.Каждый мужчина, за редким исключением обязан службой в армии.

Статья 18. Подобно тому купцы, привозящие парчовые одежды и хорошие вещи в надежде барыша становятся опытны в тех товарах и материях, и командиры армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах столь же смелыми и храбрыми, как опытные купцы в искусствах, которые владеют.

Даже в те далекие времена средневековья Чингис-Хан уделял большое внимание здоровому образу жизни. Борьба с пьянством этому свидетельствует.

Статья 20. Пьяный подобен слепому - ничего не видит; подобен глухому - ничего не слышит, подобен немому - не может сказать. Пьяный забывает то, что знал; ему не сделать того, что умел. Умным становится глупым, добронравный-неуживчивым и злым. Пастух пристрастный к питью теряет стадо, воин -коня и оружие. Ноен не может содержать в порядке две тысячи, ни сотни, ни десятка. Вино дурманит, мешает разуму всех одинаково -харачу и ноена, худого и хорошего. В питье вина нет пользы, нет доблести. Я буду ценить тех, кто не пьет совсем, хвалить того, кто пьет не чаще одного раза в месяц, дважды наказывать того, кто пьет в месяц дважды и наказывать того, кто пьет больше трех раз в месяц. В походе перед битвой, перед облавной охотой пить не смеет никто.( дана в редакции Калашникова, стр.535)

Статья 20. В вине и водке нет хорошей пользы для ума, она располагает к дурным делам. Если человек не пьет, то он достоин всякого почтения.

  1. Ежедневные атрибуты кочевника:

  1. нож

  2. огниво

  3. кнут

  4. веревка из конского волоса (аркан)

  5. массажер

Нож для кочевника - это прежде всего богатство, сила. Это предмет первой необходимости в быту и в домашнем хозяйстве.

Огниво - это источник добывания огня. Огонь для кочевника одна из святынь, тепла и жизни.

В современной теории в экстремальных условиях самыми необходимыми для человека являются нож, спички, соль.

Кнут- это прежде всего власть, средство управления домашними животными, свирепыми быками, защита от волков и необходим в военных действиях.

Веревку делали из конских волос путем сплетения. В сою очередь, веревка была очень прочной, на ней удерживали дикого скакуна, свирепого быка. Веревка не теряла свои физические свойства ни в жару, ни в холод, дождь, снег. Это самый прочный, природный материал. Применяли его по хозяйству и в боевых условиях, в виде аркана. Есть исторический факт: 9 апреля 1241года в Германии впервые встретились лучшие воины Европы это немецкие рыцари и лучшая кавалерия Азии-кочевники. В этом бою кочевники на голову разгромили прославленную конницу германских рыцарей, считавшуюся в то время лучшими в Европе. В тот день пал смертью храбрых начальник соединенных войск смелый, но несчастливый в бою Генрих. В этой битве определялось явное преимущество легких монгольских воинов и особенно эффективным сказался аркан, попавший под эту знаменитую монгольскую удавку железный рыцарь с грохотом протаскивался по земле и безжалостно подставлялся под задние копыта лошадей. Веревка применялась как оберег, защитное средство от змей.

Массажер собой представляет кривую изогнутую палку, которую применяли после тяжелого рабочего дня, особенно в преклонном возрасте. Этой палкой массажировали туловище, позвоночник, шею, голову, где в основном проходила центральная нервная система. (при остеохондрозе)

IV.Практическая работа. Универсальный узел кочевника (тонсуулжа уяха)

Этим, на первый взгляд простым и очень надежным узлом пользуется любой скотовод. Ежедневно рабочий день немыслим без этого простого и нехитрого узла. Распутывание узла происходило очень быстро и эффективно. Схватив за один конец веревки, натягивали, и веревка моментально распутывалась. Этот узел необходим, в экстремальных условиях и в современное время. Демонстрация учителем и практическая работа детей завязывания узлов в трех вариантах.

V.Закрепление -ответы на вопросы.

-Кто такой кочевник?

-Что вы знаете о законах, которые соответствуют требованиям нашего времени? (борьба с алкоголизмом, закон о всеобщей воинской обязанности, чувства военного коллективизма и взаимовыручки).

-Как вы думаете, имел ли кочевник самые необходимые предметы для выживания в экстремальных условиях?

-Можно ли применять универсальный узел кочевника и где? (при буксировке машин, при переправе через реку, препятствия, в туристическом походе ит.д.)

V.Итог урока.

Подходя итог нашего урока, можно утверждать что, тот большой опыт накопленный веками нашими предками, и что знания, полученные на уроке можно применить на практике в наших жизненных условиях с небольшими корректировками, в соответствии с современным требованиям времени, а также в экстремальных условиях. Например: сущенное мясо-борсо, которое не портится и не теряет свои вкусовые качества в течение нескольких лет. Можно его использовать в туристических походах и просто в домашних условиях.

VI. Оценивание

VII.Д/з. Прочитать литературу: М.Жигжитов -Подлеморье, И.Калашников-Жестокий век.

ФИО. Цыренов Цыденбал Жимбеевич, учитель ОБЖ, высшая квалификационная категория

Место работы: МОУ «Инзагатуйская СОШ», Джидинский район

Адрес: 671922. Джидинский район с.Инзагатуй 8 (13034)93-1-36, inzag2007@/yandex.ru

© 2010-2022