Рабочая программа по ОБЖ 7 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по ОБЖ для учащихся основного общего образования 7 класса составлена на основе документов:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);

  • Примерная учебная программа основного общего образования по ОБЖ (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 г), (базовый уровень);

  • Авторская образовательная программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).

  • Учебный план МБОУ Городищенская СОШ на 2015 - 2016 учебный год.

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, 35 часов в год.

Цели и задачи программы обучения:

Задачи:

1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Цели:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.



Календарно-тематический план


№ темы

Наименование темы

Количество

часов

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

2

Опасные ситуации геологического характера.

7

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

7

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.

4

6

Здоровый образ жизни.

7

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

  1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления и причины их возникновения.

Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера


  1. Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения

Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их возможные последствия.

Геофизические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясении

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.

Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.

  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины их причины и последствия.

.

  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.

Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана.

Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паводок. Заторы и зажоры. Нагоны воды.

Возможные последствия наводнений.

Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.

Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

  1. Природные пожары

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.


Раздел III. Основы медицинских знаний


  1. Первая медицинская помощь и правила её оказания (практические занятия)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Первая медицинская помощь при незначительных ранах.

Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавшего.

Календарно-тематическое планирование




№ раздела, темы и урока

Дата

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Домашнее задание

Раздел

Тема


п

ф

І



Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3



1



Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера


3

1



Различные природные явления и причины их возникновения


1

П 1.1

2



Общая характеристика природных явлений


1

1.2

3



Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения


1

1.3

ІІ



Чрезвычайные ситуации природного характера

21



2



Чрезвычайные ситуации геологического происхождения их причины и последствия


7

4



Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия


1

2.1

5



Защита населения от последствий землетрясений


1

2.2

6



Правила безопасного поведения населения при землетрясении


1

2.3

7



Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле


1

2.4

8



Последствия извержения вулканов. Защита населения


1

2.5

9



Оползни, их последствия, защита населения


2

2.6 и 2.7

3



Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия


3

10



Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия


1

3.1

11



Защита населения от последствий ураганов и бурь


1

3.2

12



Смерчи


1

3.3

4



Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия


7

13



Наводнения. Виды наводнений и их причины


1

4.1

14



Защита населения от последствий наводнений


1

4.2

15



Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнений


1

4.3

16



Сели и их последствия


1

4.4

17



Защита населения от селевых потоков


1

4.5

18



Цунами и их характеристика


1

4.6

19



Защита населения от цунами


1

4.7

5



Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия


4

20



Лесные и торфяные пожары и их характеристика


1

5.1

21



Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения


1

5.2

22



Эпидемии


1

5.3

23



Эпизоотии и эпифитотии


1

5.4

ІІІ



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11



6



Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека


7

24



Психологическая уравновешенность


1

6.1

25



Стресс и его влияние на человека


1

6.2

26



Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте


1

6.3

27



Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми


1

6.4

28



Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками


1

6.5

29



Формирование личности подростка со сверстниками противоположного пола


1

6.6

30



Взаимоотношение подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних


1

6.7

31



Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)


4

32



Общие правила оказания первой медицинской помощи


1

7.1

33



Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении


1

7.2

34



Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.


1

7.3 и 7.4

35



Обобщающий урок. Проверка знаний.


1



Всего часов

35





Требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Учащийся должен:

знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Список литературы.

--- Егорова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности (учебное пособие)2012 год

--- Компакт - диск ОБЖ

--- Смирнов А.Т ,Хренников Б.О ОБЖ 7 класс Москва Просвещение 2010.

-


© 2010-2022