Огонь – друг или враг человека?

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОБЖ в 5 классе на тему:

"Огонь - друг или враг человека?"



Хорольский Алексей Николаевич преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ Инзенская средняя школа № 1

имени Героя Советского Союза Ю.Т.Алашеева

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний о возникновении пожаров, о соблюдении мер противопожарной безопасности.

Задачи урока: дать определение пожара; ознакомить с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня; учить соблюдать основные правила противопожарной безопасности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Письменная проверочная работа. (5-7 мин. Выполняется в тетрадях.)

- Ребята, я буду читать утверждения. Если вы с ними согласны, пишите «да», если не согласны, то пишите «нет».

А) Безопасность - это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Б) Предприятия, транспорт, железная дорога - основной источник опасностей в городе.

В) В квартире не может возникнуть опасной ситуации.

Г) Человек не может заразиться от собаки.

Д) Нельзя убегать от нападающей собаки.

Е) Если вас укусила собака, нужно обработать рану и обратиться к врачу.

Ж) Если вас укусила собака, следует обработать рану, а к врачу обращаться не стоит.

З) При утечке газа нельзя зажигать электричество, пользоваться электроприборами и спичками.

И) Если у вас захлопнулась дверь, следует попросить прохожего попытаться открыть её.

(САМОПРОВЕРКА. Во время самопроверки следует обсудить ответы.

А -да; Б -да; В -нет; Г -нет; Д -да; Е -да; Ж -нет; З -да; И -нет.

САМООЦЕНКА РАБОТЫ.

Ошибок нет -«5»; 1 ошибка- «4»; 2 ошибки -«3».)

2.Актуализауия знаний.

- Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами.

Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете "Это я, это я, это все мои друзья" или "Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья".

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

- Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.

Огонь – друг или враг человека?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сформулируйте тему (выберите правильный союз и правильный знак).

На доске открывается запись:

Огонь - друг иили враг человека.!?

- Вы правы, тема занятия "Огонь-друг или враг человека?" (лишнее убирается)

4. Вступительная беседа учителя.

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.



5. Сообщение учащегося. (Опережающее задание.) (Приложение № 1 - презентация)

Огонь – друг или враг человека?

Пожарная каланча

Огонь – друг или враг человека?

Каска и лестница 1905 г

Огонь – друг или враг человека?

Брандмейстер 1905 г.

Огонь – друг или враг человека?

Ручной насос на конной тяге 1905 г.

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни.

У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом - стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное - лошади - самые резвые, самые лучшие.

Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне - трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение "летит, как на пожар". Но дом зачастую не успевали спасти.

Огонь – друг или враг человека?

Огонь – друг или враг человека?

Огонь – друг или враг человека?

Огонь – друг или враг человека?

На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. (Рисунок пожарной машины.)

Огонь – друг или враг человека?

17 апреля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет "Об организации мер борьбы с огнем". Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны.

Итак, пожарные спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говориться, "на пожарных надейся, а сам не плошай", то есть, до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

6.Работа над темой урока.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют "экстремальной ситуацией". Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть - пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске:

Правила безопасного поведения:

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ.

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

- Попробуйте дать определение пожару.

(После обсуждения записывают определение.)

ПОЖАР - стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

С незапамятных времён человек научился добывать огонь и применять его для своих нужд. Но, как только огонь выходит из-под контроля, случается большая беда. Пожары наносят людям большой материальный ущерб, создают угрозу для их здоровья и жизни. Так каждую минуту в стране происходит более трёх пожаров, один человек погибает и пять получают увечья.

Пожары возникают в домах, на предприятиях, на транспорте, в полях, на болотах, в лесах, на морском и воздушном транспортах. Но, где бы он не возник, виноват, как правило, человек.

-Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров. (Учащиеся предлагают все возможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются в тетрадь.)

ПРИЧИНЫ ПОЖАРА.

*Игры детей со спичками.

*Неисправности в электросети.

*Неосторожное обращение с огнём.

*Курение в кровати.

*Нарушение правил безопасности при пользовании электронагревательными приборами.

* Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

* Утечка бытового газа.

*Беспечность, небрежность при пользовании огнём.

ОГОНЬ - это сложный физико-химический процесс горения. Процесс этот сопровождается выделением большого количества тепла, различных газообразных продуктов. Всё это поражающие факторы огня, которые отрицательно сказываются на организме человека и его здоровье. (Для удобства эту информацию лучше поместить в таблицу.)

Факторы огня

Воздействие на организм человека.

1.Открытый огонь

Непосредственное касание пламени вызывает значительные ожоги.

2.Высокая температура среды

Горячий дым при вдыхании вызывает ожог незащищённых дыхательных путей.

3.Токсичные продукты горения

Вдыхание токсичных газов приводит к отравлению организма и летальному исходу

4.Выделение дыма

Снижает видимость, раздражает слизистую оболочку глаз. Плотный дым затрудняет эвакуацию людей или делает её невозможной

5.Понижение концентрации кислорода

При снижении концентрации кислорода на 3% замедляется двигательная функция организма

Кроме того, нужно помнить, что в результате сильного пожара может произойти обрушение здания.

7.Закрепление полученных знаний. (Самостоятельная работа в парах.)

-Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать установленные для всех правила противопожарной безопасности.

Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.

Я вам предлагаю за 5 минут, работая в парах, составить правила противопожарной безопасности. Если вы затрудняетесь, обратитесь к причинам возникновения пожаров, которые мы записали.

(После проверки и коллективного обсуждения в тетрадь записываются основные правила противопожарной безопасности.)

ПРАВИЛА ПРТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

А) Не играйте со спичками.

Б) Не устраивайте игр с огнём.

В) Соблюдайте правила эксплуатации электробытовых и электронагревательных приборов.

Г) Не оставляйте без присмотра работающую газовую плиту и электронагревательные приборы.

Д) Не используйте неисправные и самодельные электроприборы.

Е) Соблюдайте меры безопасности при обращении с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями и другой пиротехникой.

Ж) Не украшайте новогоднюю ёлку игрушками из горючих материалов.

- А сейчас моя помощница (ученица данного класса) познакомит вас с народной мудростью на тему пожара.

*Водой пожар тушат, а умом предотвращают.

*Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

*Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.

* Мала спичка, да большие беды делает.

*Слёзы пожара не тушат.

*Спички не игрушка, огонь не забава.

8.Подведение итогов урока.

- Пожар - это чрезвычайная ситуация?

Обобщение по полученной информации.

- Пожар - это чрезвычайная ситуация?

Чем опасен пожар?

Как не допустить возникновения пожара?

Если случился пожар, как надо себя вести?

Где следует укрываться при возникновении пожара?

Что будем делать, как поступите, увидев пламя из квартиры?

Каковы пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале, 2) в кабинете на втором этаже.

9. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Где могут пригодиться вам полученные знания?

- Чему вы можете научить младших братишек и сестрёнок?

СПАСИБО ЗА УРОК!

© 2010-2022