• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»

Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»

Цель: выявить и проанализировать изменения в экономике, политике и общественных настроениях во время войны; определить основные итоги и уроки войны. Задачи:  Познакомить с историческим прошлым нашего государства, героями первой мировой войны Способствовать формированию понимания значимости тех событий для дальнейшей судьбы России.  Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству. Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.  Формировать у учащихся чувство ответственности к статье в Конституции «Почетная обязанность».
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Ю.А.Гагарина




Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»

«Забытая война»




Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»



Выполнил:

Преподаватель-организатор ОБЖ

МАОУСОШ №5имени Ю.А.Гагарина

Московская Татьяна Николаевна


Тамбов

2014



Урок ОВС в 10 классе «Войны в истории нашего Отечества и других государств мира»

«Забытая война»



Цель: выявить и проанализировать изменения в экономике, политике и общественных настроениях во время войны; определить основные итоги и уроки войны.
Задачи:
Познакомить с историческим прошлым нашего государства, героями первой мировой войны

Способствовать формированию понимания значимости тех событий для дальнейшей судьбы России.
Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству.
Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
Формировать у учащихся чувство ответственности к статье в Конституции «Почетная обязанность».

Оборудование:
Набор политических карт мира

Презентация «Забытая война»
Картинки с изображением событий тех времен.

Вопросы для повторения

Учащиеся заранее получают вопросы для обсуждения. Кроме материалов учебника, рекомендуется найти дополнительный материал. Особо оговаривается, что к уроку необходимо изучить материалы по внутреннему политическому и экономическому положению России в годы войны.

Объяснить понятия: милитаризация, национализм, расизм, Народный фронт

Назвать события: 1914-1918 гг.,

Кем были эти люди: Альберт фон Шлифер, Эрцгерцог Франс Фердинанд, Император Франц Иосиф, Император Николай II,Император Вильгельм II


  1. Что послужило поводом к 1-ой Мировой войне?

  2. Кто предложил путь выхода из кризиса?

  3. Какие страны стали участниками войны 1914-1918 г.г.

  4. Что означает экспансионизм, реваншизм?

  5. Какой политический режим сложился в странах после войны?

Ход урока

Учитель:

Первая мировая война 1914-1918, империалистическая война между двумя коалициями капиталистических держав за передел уже поделенного мира, передел колоний, сфер влияния и приложения капитала, порабощение др. народов. Сначала война охватила 8 государств Европы: Германию и Австро-Венгрию, с одной стороны, Великобританию, Францию, Россию, Бельгию, Сербию и Черногорию - с другой. Позднее в неё было вовлечено большинство стран мира. Всего в войне участвовали на стороне австро-германского блока 4 государства, на стороне Антанты 34 государства (включая 4 британских доминиона и колонию Индию, подписавших Версальский мирный договор 1919). По своему характеру война была захватнической и несправедливой с обеих сторон; лишь в Бельгии, Сербии, Черногории она включала элементы национально-освободительной войны. В развязывании войны участвовали империалисты всех стран, но главным виновником её являлась буржуазия Германии, начавшая П. м. в. наиболее удобный, с ее точки зрения, момент для войны, используя свои последние усовершенствования в военной технике и предупреждая новые вооружения, уже намеченные и предрешенные Россией и Францией" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 16).

Страны-участницы 1-й мировой войны 1914-18 (все даты - по новому стилю.

Вопросы:

I. Чем был вызван и как проявлялся патриотический подъем в начале войны в странах Европы и в России? Уточняющие вопросы:
1. Вспомните, какое внутриполитическое положение было в странах Европы и в России перед войной.
2. Какую реакцию вызвало начало войны у политических партий различных европейских стран? Чем можно объяснить подобную реакцию? Какие аргументы обосновала в пользу своей позиции российская партия большевиков? Какая из позиций политических партий (гражданского мира или пожелания поражения своему правительству) представляется вам более уместной в условиях войны и почему?
3. Чем явилось начало войны для обывателей различных стран?
4. Не находите ли вы какие-либо опасные для властей проявления патриотического подъема?
5. Какими средствами власти пытались поддержать патриотический подъем? Кажутся ли вам эффективными эти средства?

II. Как изменялись политические режимы в годы войны, и какие специфические проблемы возникли в экономике воюющих стран? Уточняющие вопросы:
1. Совместимо ли развитие демократии и участие в затяжной, тяжелой войне?
2. Какие специальные органы управления были созданы на время войны? Насколько эффективно они действовали?
3. Перечислите все проблемы, возникающие в области экономики во время войны. Какие пути решения этих проблем можно предложить?
4. Чем с точки зрения экономики была опасна затяжная война?

III. В каких формах развивались антивоенное и национальное демократическое движения? Как оба эти движения влияли на ведение войны? Уточняющие вопросы:
1. Какие примеры антивоенного и национального демократического движения вы можете привести?
2. Насколько опасны были оба эти движения для властей стран- участниц войны?
3. Есть ли взаимосвязь между антивоенным движением и революционным?
4. Как можно оценивать антивоенное движение во время войны?

IV. Какие итоги и уроки Первой мировой войны можно выделить?

Уточняющие вопросы:
1. Перечислите политические последствия войны для разных стран.
2. Оцените социально-экономические итоги войны.
3. Сформулируйте итоги войны для нравственного состояния общества.
4. Подумайте, какие из итогов войны оказались наиболее важными для обществ различных стран.
5. Что, по вашему мнению, можно считать уроками войны? Правомерно ли говорить об общих уроках войны для стран- победительниц и проигравших стран?

6.Патриотический подъем в начальный период войны.

7. Проблемы нейтральных стран в годы войны.
8. Политика и экономика воюющих держав.
9. Развитие антивоенных, национальных, демократических движений в воюющих странах.
10. Итоги Первой мировой войны


Во время рассмотрения проблемного вопроса учащихся разделились. Одни считают, что мир ждет новой войны, а другие - мир надеется на благополучное существование без кризисов и войн.

Ученик: Столетие со дня начала Первой мировой войны, которое будет отмечаться 1 августа 2014 года, станет событием общеевропейского масштаба: около 20 стран собираются принять участие в памятных мероприятиях, среди которых - конференции, выставки, масштабные издательские проекты.

Ученица: Пресса сообщает, что председатель Геральдического совета при президенте России Георгий Вилинбахов сообщил, что в Эрмитаже хранятся полные комплекты зарисовок трофейных знамен Первой мировой войны и планируется сделать выставку с их использованием. Также будут восстановлены памятные знаки Первой мировой войны. По словам директора Государственного архива России Сергея Мироненко, планируется сделать обширную мультимедийную выставку с использованием материалов кинохроник, документов, фотографий, писем времен Первой мировой войны. Предложение об участии в этой выставке уже сделано партнерам из Германии, Англии и Франции.

Ученик: «Российская история XX столетия. Забытая война»

Редчайшая кинохроника, найденная в результате многолетнего поиска авторами фильма, заставляет по-новому увидеть войну, о которой современный зритель имеет лишь самое общее представление, к тому же искаженное теми, кто, преследуя собственный интерес, желал поражения России.

Год выхода:2003

Жанр: документальный

Режиссер: Борис Криницкий (фрагмент фильма)

Учитель: Мы посмотрели фрагмент фильма и каждый сейчас готовы высказать своё мнение. В глобальном противостоянии начала XX века Россия выступала как сила, сдерживающая германо-австрийский экспансионизм и турецкий реваншизм, направленные на захват российских территорий и земель. Помимо обычных для каждой страны территориальных и политических интересов существовала и главная идеологическая цель наших «союзников» по Антанте (Англии, Франции и Америки) - привести к столкновению и взаимному крушению все три главные консервативные монархии (Россию, Германию, Австро-Венгрию) для утверждения в Европе и во всём мире либерально-демократической идеологии, привязки всех валют к американскому доллару и установления подконтрольного международным финансовым банкирам и олигархам «нового мирового порядка» посредством устранения альтернативной русской цивилизации.

Ученик:

Поводом к развязыванию первой мировой войны стало обострение ситуации на Балканах. 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево боснийский студент Гаврила Принцип убил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну православной Сербии и подвергла бомбардировке Белград, а 1 августа Германия выступила против России, спустя два дня объявила войну Франции, а ещё через день в войну вступила Англия. Так 1 августа 1914 года была развязана первая мировая война, в которой было убито 10 миллионов и искалечено до 20 миллионов человек.

Ученица:

Ее следствием было крушение самодержавия в России, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и неисчислимые беды и страдания русского народа на протяжении всего XX века.

Военные действия воюющих держав охватили территорию Европы, Азии и Африки. Главными сухопутными фронтами были Западный (французский) и Восточный (русский), основными морскими театрами военных действий - Северное, Средиземное, Балтийское и Чёрное моря. Боевые фронты только в одной Европе простирались на 3 тысячи километров.

Учитель:

Поражала и численность воюющих войск. В армиях Антанты, включая и Россию, к началу боевых действий под ружьё было поставлено 6 миллионов, а в ходе войны было мобилизовано около 49 миллионов человек. Германская коалиция начала военные действия с 3,6 миллиона человек, а мобилизовала в ходе войны свыше 25 миллионов.

В ходе войны Россия развернула 5 фронтов и 16 армий, в которых воевали 9-12 процентов населения страны.

Ученик:

Первая мировая война застала русскую армию в процессе реорганизации. Огромные масштабы и длительность военных действий и боевых операций перевернули все расчёты Генерального штаба России, рассчитывавшего на завершение военной кампании уже к декабрю 1914 года. Скоро стала ощущаться острая нехватка оружия, патронов и снарядов, за которую пришлось расплачиваться жизнями и кровью русских офицеров и солдат. Серьёзным стратегическим просчётом правительства стала неспособность обеспечить единство и сплочённость нации накануне грозного военного столкновения и согласованных действий фронта и тыла. Предстояла длительная и изнуряющая борьба с сильным, воинственным и энергичным противником.

Ученица:

В первой мировой войне, как и столетия назад, русская армия действовала с исключительным мужеством и упорством. Несмотря на неблагоприятные для нас условия войны, наши войска уже в кампании 1914 года наголову разбили австро-венгерскую армию.

Русские доблестные штыки сыграли огромную роль в поддержке Западного фронта союзников, сдерживая натиск превосходящих германских армий и проводя активные операции, которые позволили Англии и Франции полностью развернуть свои вооружённые силы и наладить военное производство.

Учитель:

Как справедливо отмечал еще Александр Пушкин, «Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна». На протяжении своей 1000-летней истории Россия неоднократно спасала европейскую и мировую цивилизацию от полчищ Чингисхана и Батыя и нашествий Карла Шведского, Наполеона и Гитлера. А «благодарная Европа» отвечала на спасительный жертвенный подвиг России участием в нашествии «двунадесяти языков» (1812), блокадой Севастополя (1854-1855) и интервенцией Антанты (1918-1922), десятилетиями «холодной войны» и открытой поддержкой её врагов и разрушителей. Вот и сегодня «цивилизованные» Америка и Европа открыто поддерживают действующих на территории России бандитов, убийц и террористов, называя их «повстанцами», «партизанами» и «борцами за свободу и независимость Ичкерии»…

Ученик: В годы первой мировой войны русская армия показала выдающиеся примеры военного искусства. Русские войска умело вели встречные бои, применяли групповую тактику, сочетавшую взаимодействие артиллерии и пехоты, переходя от обороны и позиционной войны к решительному наступлению.

С необычайным героизмом и доблестью сражалась созданная Петром Российская гвардия. Она участвовала в Галийской битве, Варшавско-Ивангородской, Восточно-Прусской и Лодзинской операциях, в наступлении летом 1916 года Юго-Западного фронта.

Ученица: В ходе активных боевых операций 1914 года на полях Польши, Галиции и Восточной Пруссии полегла кадровая армия России. Ее убыль пришлось восполнять за счёт запасного и недостаточно обученного контингента. «С этого времени, - вспоминал генерал А.А.Брусилов, - регулярный характер войны был утрачен». Другой серьёзной проблемой стал недостаток оружия и боеприпасов. Кризис вооружений усугублялся плохим снабжением, что роковым образом повлияло на кампанию 1915 года. Со всей очевидностью встала задача срочной перестройки всей промышленности на военный лад. Война, которую предполагали завершить к концу 1914 года, растянулась на несколько лет…

Учитель:

Подавляющее превосходство немцев в тяжёлой артиллерии и нехватка у русских войск снарядов и патронов стали одной из основных причин крупного успеха противника на русском фронте в апреле 1915 года - в районе Горлице между Вислой и Карпатами. «Одиннадцать дней странного гула тяжёлой артиллерии, буквально срывающей целые ряды окопов с защитниками их. Мы почти не отвечаем - нечем. Полки, истощённые до последней степени, отбивали одну атаку за другой - штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы…

Ученик:

Два полка почти уничтожены одним огнём», - вспоминал участник тех событий генерал А.И.Деникин. Началось так называемое Великое отступление, в ходе которого русские войска весной-летом 1915 года оставили Галицию, Литву, Польшу. Союзники России - англичане и французы - занимались тем временем укреплением своей обороны и ничего не предприняли, чтобы помочь обескровленной и измученной русской армии.

Ученица: Русское наступление принесло пользу, прежде всего неблагодарным и ненадёжным союзникам. Самой России это обошлось в 80 тысяч убитых и 65 тысяч раненых. Английский историк Л.Гарт писал: «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, и несправедливо забывать, что союзники за это являются неоплатными должниками России». Свой долг наши союзники «оплатят» с лихвой - признанием Временного правительства Керенского (1917) и военной интервенцией в России (1918-1922 г). В ней приняли участие более 10 государств, среди которых основную роль играли Англия, Франция, США, Германия и Япония.

Русские правители и государственные мужи должны помнить и не забывать предупреждения императора Александра III: «Во всём свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас!»

Учитель: Ребята сейчас я предлагаю вам тест на закрепление знаний полученных на уроке.

Итоговое тестирование.

1. Политика «гражданского мира» во время войны выражалась в:

а) отказе оппозиционных сил от выступлений против правительства на время военных действий;

б) выработке общей программы действий всех политических партий;

в) объявлении временных перемирий между военными противниками по требованию Красного Креста.

2. Большинство социал-демократических партий II Интернационала:

а) выступили с развернутой антивоенной программой;

б) поддержали свои правительства в войне;

в) заняли нейтральную позицию.

3. Во время войны государственная власть в воюющих державах:

а) усилилась;

б) ослабла;

в) осталась неизменной.

4. Одной из основных проблем военной экономики для всех воюющих стран являлась:

а) нехватка специалистов в военной промышленности;

б) промышленно-военный шпионаж;

в) нехватка продуктов первой необходимости для гражданского населения.

5. Целью революционных социал-демократов к 1915 г. являлось:

а) свержение существующих политических режимов;

б) поиски компромисса с властями в интересах Отечества;

в) преодоление внутренних разногласий в движении.

6. Во время Первой мировой войны погибли:

а) 5 млн. человек;

б) 10 млн. человек;

в) 20 млн. человек.

7. Войну 1914-1918 гг. называют тотальной, потому что:

а) она продолжалась длительный период;

б) она потребовала напряжения всех сил стран-участниц;

в) страны- участницы ставили цель достигнуть мирового господства.

8. В итоге Первой мировой войны:

а) границы государств остались прежними, но их политическое и экономическое влияние в мире перераспределилось;

б) в Европе возникли новые государства и разрушились старые империи;

в) была разрушена мировая колониальная система.

Домашнее задание. § 6.(ключевые слова и даты наизусть)

.

© 2010-2022