• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Формирование здорового образа жизни учащихся, как одна из форм экологического образования и воспитания

Формирование здорового образа жизни учащихся, как одна из форм экологического образования и воспитания

Трудно найти область человеческой деятельности, более близкой, чем сельское хозяйство. Здесь используются самые разные природные ресурсы: поч­ва, растительность, вода, животный мир, воздух. Поэтому неправильное, нера­циональное хозяйствование может нанести ущерб природе и самому сельскому хозяйству. Современное сельское хозяйство своим арсеналом техники, химических средств сильно воздействуют на окружающую среду.  Воздух загрязняется отра­ботанным газом двигателей машин и тракторов, вода - минер...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Кинельский государственный техникум»



ДОКЛАД

Тема: «Формирование здорового образа жизни учащихся,

как одна из форм экологического образования и воспитания»




Подготовила:

преподаватель спецдисциплин

Барсукова Татьяна Ивановна







г. Кинель

2013

Трудно найти область человеческой деятельности, более близкой, чем сельское хозяйство. Здесь используются самые разные природные ресурсы: почва, растительность, вода, животный мир, воздух. Поэтому неправильное, нерациональное хозяйствование может нанести ущерб природе и самому сельскому хозяйству.

Современное сельское хозяйство своим арсеналом техники, химических средств сильно воздействуют на окружающую среду. Воздух загрязняется отработанным газом двигателей машин и тракторов, вода - минеральными удобрениями и пестицидами почва уплотняется ходовой частью машин, загрязняется горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, ядохимикатами.

Растения и животные также подвергаются воздействию ядохимикатов и удобрений, а мелкие животные уничтожаются в период уборки урожая. Для того, чтобы предотвратить отрицательное воздействие указанных факторов, необходима экологическая грамотность мастеров сельскохозяйственного производства, то есть наличие у учащихся соответствующих экологических знаний. Эта задача успешно решается на уроках спец. предмета «Основы агрономии».

По предмету по программе отводится 2 часа вопросам охраны окружающей среды, кроме того на каждом уроке тема связывается с вопросами экологии. Экологизация обучения представляет собой не столько включение дополнительных экологических понятий в содержании предмета, сколько расширение и углубление существующих понятий за счет раскрытия связей и отношений между ними.

Целью экологической подготовки учащихся на уроках агрономии является выработка системы взглядов и убеждений, формирование ответственного отношения к окружающей среде, показать реальный экологический вред, наносимый нерациональным использованием природных ресурсов, что при получении конечного продукта сельскохозяйственного производства, земледелец должен хорошо знать, к каким вредным последствиям для окружающей среды может привести его неправильная деятельность.

При изучении темы «Строение растений и условия их жизнедеятельности» особое внимание уделяется роли растений в круговороте веществ в природе, очистке атмосферного воздуха, я говорю о растениях занесенных в «Красную книгу» и о том, как важно сберечь зеленые растения - источник здоровья, так как при их исчезновении на планете прекратится жизнь.

В темах «Почва и ее плодородие», «Обработка почвы» я обращаю внимание на сохранение плодородия как важнейшего свойства почвы, сохранение и улучшение структуры, что большую опасность для почвы представляют горюче-смазочные материалы и уплотнение почвы в результате неправильной эксплуатации машинно-тракторных агрегатов, нарушение технологии обработки почвы

Очень важно раскрыть экологические последствия уплотнения почвы сельскохозяйственной техникой, что при уплотнении ухудшается жизнедеятельность микробов почвы и замедляется процесс разложения органических остатков, снижается плодородие почвы. Правильное осмысление этого вопроса подводит учащихся к выводу о проведении комплектования машинно-тракторных агрегатов и механизированных работ так, чтобы они как можно меньше оказывали вредное воздействие на почву.

При изучении темы «Мелиорация земель» учащимся говорится о значении воды в жизни растений и жизнедеятельности микроорганизмов в почве, что вода - это бесценное богатство природы, без которой невозможно жить. И поэтому обеспечение сельскохозяйственных угодий водой должно идти не только за счет естественных водоемов, но и с помощью агротехнических приемов (своевременное закрытие влаги, мульчирование, рыхление, снегозадержание, прикатывание). Потребление воды из озер и рек приводит к обмелению и исчезновению их, что является экологически недопустимым.

Изучение тем «Удобрения», «Сорные растения», «Вредители и болезни с/х культур» концентрируется внимание учащихся на пагубное влияние минеральных удобрений, ядохимикатов на почву, живые организмы и здоровье человека при неправильном их использовании. Наибольшую опасность для здоровья человека представляют азотные удобрения, которые при бесконтрольном использовании способствуют накоплению нитратов и нитритов в почве и растениях.

Неправильное применение пестицидов приводит к отрицательным последствиям для живой природы, так как все пестициды относятся к ядам широкого действия, что они поражают не только вредителей, сорняки и возбудителей болезней, но и все живые существа. Кроме того, попадая в окружающую среду, пестициды накапливаются в воде, воздухе, почве, растениях и продуктах. Учащимся также раскрывается катастрофическое воздействие пестицидов на генетическую чистоту сортов, которые изменяют содержание макро и микроэлементов в растениях, что ведет к изменению пищевой ценности и вкусовых качеств сельскохозяйственной продукции, а также к уменьшению сроков хранения. И самое главное с продуктами питания накопившиеся яды попадают в организм человека и вызывают отравления.

В связи с указанными свойствами ядохимикатов учащиеся постепенно подходят к выводу, что необходимо применение других методов борьбы с вредителями и болезнями (а это биологические меры и интегрированная система зашиты растений, агротехнические мероприятия), что для улучшения питательного режима почвы лучше использовать органические удобрения, компосты и сидериты.

Выше изложенное позволяет убедить учащихся в том, что необходимо строго соблюдать дозы внесения минеральных удобрений и ядохимикатов, ответственного отношения и ведение активной борьбы за чистоту окружающей среды. На этих уроках учащиеся должны четко усвоить, что бесконтрольное повышение доз минеральных удобрений и пестицидов является одной из основных причин невосполнимого урона природе и здоровью человека, что применение ядохимикатов должно допускаться в исключительных случаях и под строгим контролем, то есть вести борьбу за здоровый образ жизни в здоровой окружающей среде.

На уроках, при изучении темы «Уборка урожая» особое внимание уделяется разъяснению воздействие уборочной техники на окружающую среду, что под колесами и режущими аппаратами уборочных машин, погибают птицы, зайцы и другие зверьки. Следовательно, необходимо вырабатывать, применять и проводить уборочные работы только с учетом экологических требований.

Для более успешного усвоения учащимися экологически важных понятий, формирования у них активного природоохранной позиции на уроках используются различные формы обучения:

I Дидактические средства:

- газетный материал на экологические темы;

- доклады учащихся;

- открытки с изображением растений, занесенных в «Красную книгу»;

- карточки - задания;

- схемы («Влияние с/х производства на развитие эрозии почвы», «Влияние с/х техники на окружающую среду», «Влияние ядохимикатов и минеральных удобрений на почву, растительный и животный мир», «Влияние химизации на состояние водоемов»).

В схемах дифференцированно показано воздействие факторов с/х производства на различные сферы окружающей среды

- карточки - информаторы, которые помогают учащимся в ликвидации пробелов знаний. Ученику дается карточка-задание и, если он затрудняется с ответами на контрольные вопросы, то он может обратиться к карточкам- информаторам. Возможен и обратный вариант: сначала учащиеся изучают карточки-информаторы, а затем в конце занятия им задаются контрольные вопросы. Учащиеся дают правильные ответы. Такая работа с карточками дает возможность получить информацию о знаниях учащихся на основе обратной связи.

По теме «Охрана окружающей среды» разработаны тестовые задания, применяемые для быстрого контроля знаний учащихся.

II. Декады, классные часы, открытые уроки, конкурсы, выставки.

В декадах по агрономии проводились:

- конкурсы газет «Лицом к природе»;

- конкурсы - выставки (поделки из природного материала);

- конкурсы рефератов.

- Открытые уроки:

- урок-игра ( Поле чудес) «Экология и охрана природы»;

- урок-суд «Познай и защити окружающий мир»;

- «Основная обработка почвы»;

- «Сорные растения»,

- классные часы «Типичные экологические заболевания человека и их причины»,

Все эти мероприятия способствуют:

- привитию навыков и умений решать практические вопросы с позиции экологической оценки результатов деятельности человека;

- сознанию учащимися необходимости сохранения и поддержания экологического равновесия в системе «Человек-природа-общество»;

- воспитание чувства причастности и ответственности к решению проблем в деле сохранения окружающей среды, за здоровый образ жизни в здоровой окружающей среде;

- совершенствованию экологической подготовки учащихся;

- формированию экологической культуры у учащихся.











1


© 2010-2022