- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класса Школа безопасности
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класса Школа безопасности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козловская Л.В. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Программа внеурочной деятельности « школа безопасности » составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» и направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Общая характеристика курса.
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».
Программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Целями программы являются:
• создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Уровень освоения программы - общекультурный. Ребята не только обучаются сами, они передают свои знания другим: участвуют в общешкольных мероприятиях по безопасности, выступают с агитационной программой. Внеурочная деятельность направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи.. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков. ее разрешить. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить.. В рамках программы учащиеся школы приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. У учащихся формируется интерес к регулярным занятиям велоспортом, улучшается физическая и психологическая подготовка. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения. Она оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.
Требования к результатам обучения школьников :
-
уметь разбираться в видах дорожных знаков;
-
оказывать первую доврачебную помощь;
-
знать и выполнять правила безопасного поведения пешеходов;
-
знать правила поведения пассажиров и пешеходов;
-
знать основы безопасности при езде на велосипеде (скутере)
Личностные и метапредметные результаты,
которые будут достигнуты учащимися:
Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
УУД:
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
.
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема1 . Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов): Общие принципы оказания доврачебной помощи.
Чрезвычайные ситуации на дороге. Знай и умей . Я сам. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок.
Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей.
Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях.. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца.
Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.
Тема 2: Пропаганда ПДД (18 часов)
Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе- безопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый.
Школа светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука. «Перекресток». «Мой друг - велосипед».
Автогородок. Безопасность на дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи
«Внимание, дети!». ЗОЖ. Дети-дорога. Мы-ЮИД.
Контроль знаний
Формы и виды контроля ( Игры, турниры, викторины, соревнования, )
Литература:
Нормативно - правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
Научно - методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Список дополнительной литературы:
1. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010. - 55 с.
2. Нуждина, Т.Д. Мир животных и растений. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 2000. - 320 с.
3. Нуждина, Т. Д. Мир вещей. [Текст]: учебное пособие/ Т.Д. Нуждина. - Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998. - 152 с.
4. Основы безопасности и жизнедеятельности. [Текст]/ Сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 225 с.
5. Поляков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В.В. Поляков. - М.: Дрофа, 1998. - 198 с.
6. Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Поторочина. - М.: ВАКО, 2008. - 128с.
7. Усачёв, А. А., Березин, А. И. Школа безопасности. [Текст]: учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/ А.А. Усачев, А.И. Березин. - М.: АСТ, 1999. - 250 с.
8. Цвилюк, Г. Е. Азы безопасности. [Текст]: книга для детей и родителей/ Г.Е. Цвилюк. - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.
9. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах. [Текст]: методическое пособие для учителя/ А.М. Якупов. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 270 с.
Календарно- тематическое планирование
№п\п
Кол-во часов
Наименование темы
Элементы содержания урока
Дата
проведения
Дата корректировки
1
.1
Общие принципы оказания доврачебной помощи
Беседа
2
1
Чрезвычайные ситуации на дороге
Просмотр фильма
3
1
Знай и умей
Беседа об основных умениях и навыках оказания доврачебной помощи
4
1
Я сам
Практическое занятие (тест)
5
1
Поведение при аварийной ситуации
Беседа
6
1
Техника наложения повязок
Мед практикум
7
1
Первая помощь при общих ранениях
Беседа
8
1
Наложение жгута и повязок
Мед практикум
9
1
Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей
Беседа
10
1
Остановка кровотечений
Мед практикум
11
1
Первая помощь при несчастных случаях
Беседа, опрос
12
1
Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца
Мед. практикум
13
1
Первая помощь при ожогах и отморожениях
Викторина
14
1
Транспортировка при различных видах травм
Мед практикум
15
1
Оказание первой доврачебной помощи
Круглый стол
16
1
Контроль знаний
Игра - соревнование «Санпост»
17
1
Знаешь ли ты правила дорожного движения?
Беседа. Викторина
18
1
В объективе- безопасность
Оформление альбома фоторабот (практич)
19
1
«Друзья светофора»
беседа
20
1
Красный , желтый, зеленый.
Конкурс рисунков (практич)
21
1
Школа светофорных наук
беседа
22
1
Встреча с интересными людьми
Встреча с инспектором ГИБДД
23
1
Дорожная азбука
Беседа по темам пройденного курса
24
1
«Перекресток»
Ролевая игра (практич)
25
1
«Мой друг - велосипед»
Правила для велосипедистов . Беседа
26
1
Автогородок
Практикум
27
1
Безопасность на дороге
Беседа по ПДД
28
1
Автогородок
Игра -соревнование
29
1
Оказание первой доврачебной помощи
Беседа. Викторина
30
1
Способы оказания первой доврачебной помощи
Практикум
31
1
«Внимание, дети!»
Выпуск агитационных листовок
32
1
ЗОЖ
Конкурс рисунков (практ)
33
1
Дети-дорога
Викторина
34
1
Мы-ЮИД
Праздник для детей
10