• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Программа дополнительного образования, деятельность дружины юных пожарных

Программа дополнительного образования, деятельность дружины юных пожарных

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направленность: военно - патриотическое воспитание

Срок реализации: 1год

Возраст детей: 11-15 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций - аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров - из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости - их использование при пожаре.

Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса - каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Время реализации программы - 1 год.

Количество воспитанников в дружине - 15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Места проведения занятий:

- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- спортивный зал;

- стадион;

- пожарная часть;

- кабинеты физики, химии, учебная мастерская школы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

После изучения программы учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

1.Основные причины пожаров в жилом доме.

2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

3 Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.

5. Виды травм, полученных при пожаре.

6. Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

  1. Пользоваться спичками.

  2. Эвакуироваться из здания школы.

  3. Пользоваться всеми видами огнетушителей.

  4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

  5. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

  6. Выполнять команды по строевой подготовке.

ЦЕЛЬ:

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 час в неделю на протяжении учебного года, всего 34 часа)

  1. Вводное занятие.

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.

Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение

пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

  1. Причины пожаров в жилом доме.

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

  1. Спички - детям не игрушка.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.

  1. Действия при возникновении пожара.

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

  1. Противопожарная безопасность в школе.

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.

  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.

План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.

  1. Участие в месячниках по пожарной безопасности.

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

  1. Первичные средства пожаротушения.

Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды

и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

  1. Виды и назначение огнетушителей.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.

Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных

сооружениях, в парках культуры и отдыха.

  1. Травмы, полученные при пожарах.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних

праздников.

Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

  1. Экскурсия в пожарную часть.

Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

  1. Пожары на территории Владимирской области.

Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами во Владимирской области. ЧС в городе Владимире.

  1. Знаки пожарной безопасности.

Знаки для использования на путях эвакуации.

  1. Пожарно-прикладной вид спорта.

Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.

  1. Строевая подготовка.

Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.

  1. Противопожарная профилактика.

Участие в оформлении стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

  1. Соревновательная деятельность.

Участие в школьных соревнованиях по противопожарной тематике.

  1. Контрольные зачеты.

Противопожарная профилактика в летнее время.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий кружка «Дружина юных пожарных»

п/п

Темы занятий

Всего

часов

Кол-во часов


теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Вводное занятие.

Цели и задачи пожарной охраны.

Причины пожаров в жилом доме.

Спички - детям не игрушка.

Действия при возникновении пожара.

Противопожарная безопасность в школе.

Эвакуация при пожаре из здания школы.

Участие в месячнике по противопожарной безопасности.

Первичные средства пожаротушения.

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Виды и назначение огнетушителей.

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Травмы, полученные при пожаре.

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

Экскурсия в пожарную часть.

Пожары на территории Волгоградской области.

Знаки пожарной безопасности.

Пожарно-прикладной вид спорта.

Строевая подготовка.

Противопожарная профилактика.

Соревновательная деятельность.

Контрольные зачеты.

ВСЕГО ЧАСОВ:

1

1

1

2

1

1

2

2

1

2

1

1

1


2

5

1

1

2

2

1

2

1

34

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1




1


1

17




1

1


1

1


1





1

4


1

2

2


2


17


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.

Краснодар, 2005 г.

  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.

  1. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,

«Просвещение», 1988 г.

  1. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,

Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

  1. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,

Москва, 1970 г.

  1. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.

Москва, «Просвещение», 2011 г.

  1. «Основы безопасности жизни», научно-методический и

информационный журнал, № 2, 2007 г.



© 2010-2022