Паспорт антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности определяет меры по антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В нем указываются данные о зданиях образовательного учреждения; колличестве обучающихся в даном заведении; колличественном составе преподавателей, технических работников, медицинского персонала и д. р. С течением времени, при правильной поддержке со стороны персонала училища  и семьи, обучающийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все п...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

начальник ОМВД Росси по

Новохоперскому р-ну

Полковник полиции

____________ Куликов А. Н.

«Утверждаю»

директор «ПУ № 45 г. Новохоперска»

____________ А. П. Худов

«__»_________20__ г.



«___»______ 20___ г.

«Согласовано»

Начальник отдела по ГОЧС,

экологии и взаимодействию

с правоохранительными органами

администрации муниципального района

__________________ Махотин Д. Н.

«___»_______ 20 ___ г.

ПАСПОРТ

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ

Автономное Общеобразовательное Учреждение Начального Профессионального Учреждения Воронежской области.»ПУ№;45»

Сведения о разработчиках

Обоснование разработки

Источники информации

Дата завершения разработки паспорта

Дата внесения коррективов, новых сведений в документ, для временной информации

  1. Королёв В П (Зам. директора по АХЧ)

  2. Королев В. П. (преподаватель-организатор)

  3. Дмитрук С. Д. (преподаватель физ-ры)

  4. Хохлова М В.(зав. столовой)

  5. Толоконникова Н П . (зам. директора по УПР)

В письме ответ

Документы: БТИ рекомендация по разработке паспорта антитеррористической защищенности образовательного учреждения (департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области)

От 24.10.11 № 01-03/ 8013



Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ

  • 1.1. Автономное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  • «Начального Профессионального Образования Воронежской обл.»ПУ 45» г. Новохоперска»

  • ИНН:3617002959, КПП:361701001

  • Р/с: 40201810600000100002

  • Л/с: 027.02.233.1ДФБП ВО

  • БИК 042007001

1.2. Почтовый адрес: 397400 Воронежская обл. г. Новохоперск, ул. Ленина, 42

Телефон 8(47353)31469 факс (8353) 32016

Электронная почта: [email protected]

1.3. Ведомственная принадлежность. Министерство образования и науки РФ

1.4. Сведения о вышестоящей (головной) организации: учредитель

  • Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

  • почтовый адрес: 397400 Воронежская область, г.Новохоперск, ул.Ленина, 42

  • телефон, факс (847353) 32016

  • электронная почта: [email protected]

1.5. Оперативное управление (договор № 475 от 25.05.2009г.)

1.6. Особенности образовательного учреждения

количество обучающихся (воспитанников), в том числе:

250 чел.

− по сменам: первая смена: с 8 ч. 30 мин. до 16 ч 15 мин.

Здание училища кирпичное построено в 1907 году. Спортивный зал расположен на первом этаже занимает площадь 200 кв. м., наполняемость 100 чел., количество окон 10, защищены железной сеткой. Актовый зал находятся на втором этаже занимает площадь 256 кв. м., наполняемость 160 чел., количество окон 10. Имеется небольшая сцена и сценическое помещение площадью 7,7кв.м. Здание столовой расположено рядом с училищем, окон 21, имеется запасной выход. Территория училища ограждена металлическим забором, высота 200 см. Повреждений у ограждения нет. Ворота постоянно закрыты, ключи находятся в помещении сторожа (тех. персонала).

1.7. Номера телефонов дежурных служб:

  • ОВД: 3-10-02 3- 15-02

  • пожарной службы:3-16-01

  • службы водообеспечения- 3-35-28

  • службы энергообеспечения- 5-21-47

1.8. Размещение объекта: Училище размещено по ул. Ленина, 42, проезжая часть рядом с училищем. Опасных объектов вблизи нет.

Раздел 2. Возможные ситуации на объекте в результате диверсионно - террористических акций или экстремистских проявлений и При угрозе крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий (АКСБ)

2.1. При диверсионно - террористических акциях.

«При возникновении террористической опасности»

1). При возникновении опасности совершения террористических актов путем захвата заложников или закладки взрывных устройств в качестве мер предупредительного характера рекомендуется осуществить:

  • ужесточение пропускного режима на объекте;

  • ежедневный обход и осмотр территории учреждения с целью своевременного обнаружения взрывных устройств, подозрительных предметов и лиц;

  • проведение инструктажей и практических занятий с персоналом и обучающимися по действиям в экстремальных ситуациях.

2). При обнаружении боеприпасов, самодельных взрывных устройств и других подозрительных предметов на территории образовательного учреждения необходимо срочно вывести обучающихся, персонал и посетителей за пределы предполагаемой зоны поражения исходя из следующих параметров:

  • Граната РГД-5 - не менее 50 метров

  • Граната Ф-1 - не менее 200 метров

  • Тротил (шашка 200г) - не менее 45 метров

  • Тротил (шашка 400 г) - не менее 55 метров

  • Мина МОН-50 - не менее 85 метров

  • Пивная банка (0,33 л) - не менее 60 метров

  • Чемодан (кейс) - не менее 230 метров

  • Дорожный чемодан - не менее 350 метров

  • Автомобиль типа «ВАЗ» - не менее 460 метров

  • Автомобиль типа «Волга» - не менее 580 метров

  • Микроавтобус - не менее 920 метров

  • Грузовая машина - не менее 1250 метров

Директор училища несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и персонала и обязан обеспечить:

а) беспрепятственный проезд автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, спасательных служб МЧС, аварийных служб эксплуатации систем ЖКХ к месту обнаружения подозрительного предмета;

б) присутствие в безопасном месте лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно - следственной группы для опроса и фиксации обстоятельств выявления подозрительного предмета;

в) сохранность находки (не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать обнаруженные предметы) и зафиксировать время ее обнаружения;

3) при террористическом нападении на образовательное учреждение и захвате обучающихся и персонала в заложники необходимо принять все возможные меры по экстренному оповещению правоохранительных органов о случившемся факте.

В дальнейшем действовать по обстановке, руководствуясь следующими правилами:

а) не допускать действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

б) переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

в) выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не допускать истерик и паники;

г) спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет и т.д.)

д) избегать лишних движений (если ранены). Этим можно сохранить силы и избежите больших потерь крови;

е) быть внимательным, постараться запомнить приметы преступников, их число, пол, примерный возраст, наличие и количество холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, отличительные черты внешности преступников, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеру поведения, тематику и детали разговоров.

Необходимо всегда помнить, что, получив сообщение о захвате, специальные службы уже начали действовать и предпримут все необходимые меры для освобождения заложников.

Во время проведения спецслужбами операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

а) лежать на полу лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

б) не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять заложника за преступника;

в) держаться по возможности в отдалении от проемов дверей и окон.

Необходимо помнить!

Главная цель - остаться в живых и сохранить жизнь другим.

2.2. Действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аварий, катастроф, стихийных бедствий - АКСБ).

«Получив информацию об угрозе АКСБ и оценив обстановку директор училища организует:

  • сбор педагогического коллектива;

  • доведение обстановки до сведения педагогического коллектива;

  • проверку работы средств связи (телефонов);

  • указание мастерам п/о на подготовку к использованию (изготовление) средств индивидуальной защиты;

  • выдачу средств индивидуальной защиты обучающимся, работникам образовательного учреждения;

  • сосредоточение дополнительного запаса средств защиты органов дыхания (противогазов, респираторов и др.) в кабинете ОБЖ;

  • приведение в готовность спасательной группы, звена пожаротушения, поста радиационно-химического наблюдения, группы ОПП;

  • усиление охраны образовательного учреждения (дополнительный инструктаж сторожей).

По завершении указанных мероприятий директор училища докладывает по телефону о проведенных мероприятиях начальнику Управления образования Администрации Новохоперского района, специалисту по делам ГО и ЧС.

2.4. При радиоактивном загрязнении.

С получением сообщения об угрозе радиоактивного загрязнения - запретить выход из помещений. До получения указаний по режиму защиты загерметизировать окна и двери, отключить приточную вентиляцию. Подготовить к раздаче йодистый препарат (раствор йода), выполнить мероприятия объявленного режима защиты.

2.5. При внезапном распространении в здании училища отравляющих веществ:

- оповестить персонал и обучающихся о возникновении чрезвычайной ситуации;

- вывести детей из здания;

- сообщить о случившемся:

  • в Администрацию Новохоперского района по телефону 3-15-98

  • в отдел ГО и ЧС по тел. 3-11-58

  • в ОВД по тел. 02

  • в пожарную часть - тел. 01

  • в скорую помощь - тел. 03





Раздел 3. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЕ ОБЪЕКТА

3.1.

Общая численность сотрудников учреждения, из них:

104 чел.

3.1.1.

Численность педагогических (инженерно-педагогических работников)

42 чел.

3.1.2.

Численность вспомогательного, технического персонала

62 чел.

3.1.3.

Подготовленных к действиям в ЧС

3.1.4.

Составляющих нештатные пожарные расчеты

5 чел.

3.1.5.

Составляющих группы ГО

5 чел.

3.1.6.

Отвечающих за исправную работу технических средств обеспечения безопасности

3.1.7.

Отвечающих за содержание защитных (защищенных) сооружений (помещений)

3.1.8.

Отвечающих за содержание запасных выходов и маршрутов эвакуации

1 чел.

3.1.9.

Отвечающих за содержание систем электрогазообеспечения

1 чел.

3.1.10.

Отвечающих за хранение средств защиты

1 чел.

3.1.11.

Отвечающих за оказание медицинской помощи

1 чел.

3.1.12.

Отвечающих за эвакуацию обучающихся (воспитанников)

1 чел.

Раздел 4. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА

4.1. Параметры территории объекта.

Краткая характеристика местности в районе расположения объекта: (равнинный рельеф, жилой массив, частные застройки, ДЮСШ.

4.2. Инженерное оборудование и ограждение объекта.

4.2.1. Территория объекта ограждена металлическим забором, протяженностью 150 см

4.2.2. Технических средств обнаружения и сигнализации нет.

4.2.3. Контрольно - пропускные пункты отсутствуют, для проезда автотранспорта оборудованы ворота, технических средств контроля на них нет.

4.3. Уязвимые места в школе спортивный и актовый зал, вероятная численность людей в этих залах 150-200 человек.

4.4. Нельзя применять огнестрельное оружие, взрывчатые и специальные вещества, чтобы не причинить вреда жизни и здоровью людей в спортивном, актовом зале, слесарной мастерской, так как это места постоянного массового скопления людей и здесь наиболее вероятна возможность рикошета пуль при стрельбе.

4.5. Места и пути эвакуации указаны в схеме поэтажного размещения помещений объекта.

4.6. Все помещения здания для действий по спасению людей доступны.

4.7. Силовые структуры охраны объекта отсутствуют.

4.8. Электроснабжение: щитки освещения и шкафы распределения электроэнергии отображены на поэтажной схеме.

4.9. Милиция - ул. Кирова, 14 тел. 3-10-02

Пожарная часть - ул Советская,136 тел. 3-16-01

Скорая помощь - ул. Ленина, 10 тел. 03; 3-12-02, 3-19-24

4.10. Организация связи: в ночное время с 16:00 до 22:00 сторож при ЧС осуществляет телефонную связь

− с руководством образовательного учреждения;

− с правоохранительными органами;

− с пожарной службой.

5. ПЛАН-СХЕМА ОГОУ НПО «ПУ № 45 г. Новохоперска»

5.1. Структура плана - схемы объекта:

− пояснительная записка к схеме (плану местности);

− схема (карта, план местности);

− схемы поэтажного размещения помещений объекта;

Инженерно - техническими средствами, применяемыми в охране объекта являются: противопожарная система оповещения и тревожная кнопка. В случае чрезвычайной ситуации оповещение обучающихся осуществляется с помощью звуковых средств, означающих единый сигнал оповещения «Внимание всем!». После этого коллектив учреждения выводит обучающихся из здания в безопасное место.

Раздел 6. ДОКУМЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЯ)

Должностные лица и работники учреждения, отвечающие за содержание и безопасное состояние объекта, необходимые для организации срочных мероприятий и руководства действиями в ЧС

№ п\п

Ф.И.О.

Должность

Курируемое направление в рамках обеспечения безопасности объекта и/или ликвидации ЧС

Рабочий телефон

Домашний

телефон

Мобильный телефон

Адрес проживания

1

Худов Алексей Петрович

Директор

Председатель КЧС, начальник ГО объекта

3-14-69

2

Чижмаков Алексей Николаевич

Зам.директора по УПР

заместитель НГО, председатель эвакокомиссии

3-20-16

3-35-10

89515430069

г. Новохоперск ул. Клиническая, 52

3

Жигульский Александр Сергеевич

Зам. директора по АХЧ

начальник противопожарной службы

3-14-69

89036555418

г. Новохоперск, ул. 70 лет Комсомола, 17

4

Королев Василий Павлович

Преподаватель-орг. ОБЖ

начальник штаба по делам ГО ЧС

3-20-16

г. Новохоперск

ул. 70 лет ВЛКСМ

5

Дмитрук Сергей Дмитриевич

Преподаватель физической культуры

оповещение и связь, охрана общественного порядка

3-20-16

89518642049

п. Новохохоперский

ул. 60 лет Октября

Схема размещения объекта

по отношению к улично - дорожной сети

Список сотрудников - старших групп ГО (пожарных расчетов), а также ответственных

(в соответствии с п.п. 3.1.5. - 3.1.12. таблицы № 1).

№ п/п

ФИО

Занимаемая должность

Дата рождения

Домашний адрес, тел.

За что отвечает

(указать)

1

Жигульский Александр Сергеевич

Зам. директора по АХЧ

11.03.1980

г. Новохоперск, ул. 70 лет Комсомола, 17

Противопожарная безопасность

2

Королев Василий Павлович

Преподаватель-орган. ОБЖ

26.12.1959

п. Новохоперский, ул. Ленина, 63 кв. 2

3

Ткаченко Галина Леонидовна

Зав. столовой

10.09.1951

г. Новохоперск, ул. Ленина, 63 кв. 2

Питание

Обязанности дежурного образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения дежурный образовательного учреждения ОБЯЗАН:

  1. Убедиться в ее объективности, незамедлительно приняв меры по перепроверке первичного сообщения.

  2. Лично доложить о случившемся руководителю образовательного учреждения (в случае отсутствия руководства, в территориальные органы внутренних дел).

Информация должна содержать возможные полные данные о:

− времени происшествия, источнике информации и подтверждающих ее фактах;

− о злоумышленниках, их численности, местах сосредоточения, наличии у них средств террора, вероятных путях проникновения на территорию объекта, выдвигаемых требованиях, психоэмоциональном состоянии;

− участке объекта (месте учреждения), где произошла нештатная ситуация, количестве в нем детей и работников.

3. Отдать распоряжение об усилении пропускного режима и охраны в учреждении с одновременным информированием о нештатной ситуации ответственного за пропускной режим.

4. Применить средство тревожной сигнализации.

5. По самостоятельной инициативе не вступать в переговоры с террористами.

6. Выполнять требования злоумышленников, не связанные с угрозами жизни и здоровья людей, при этом не рисковать жизнью окружающих и своей, не провоцировать террористов к применению оружия.

7. По возможности обеспечить документирование первичной информации о нештатной ситуации и принимаемых мерах на любых носителях информации, которые первой возможности передать руководителю образовательного учреждения или в правоохранительные органы.

8. Организовать контроль за развитием ситуации и оперативное информирование руководства.







Обязанности руководителя образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения руководитель образовательного учреждения (лицо его заменяющее) ОБЯЗАН:

  1. Оценить информацию в плане ее объективности, полноты и своевременности.

  2. Организовать экстренную эвакуацию людей из зоны возможного поражения (террористического устремления), исключая панику, суету и столпотворение.

  3. Лично доложить о происшедшем:

  • руководителю муниципального органа управления образованием или его заместителю;

  • ОВД по телефону 3-10-02

  • ГО и ЧС по телефону 3-11-58

Информация должна содержать: наименование организации, ее точный адрес, характер происшествия, возможные последствия, известные места нахождения злоумышленников, сведения о наличии у них огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и иных средств террора, единомышленников вне зоны оцепления, требования выдвигаемые преступниками.

  1. При необходимости вызвать скорую помощь и пожарную охрану.

  2. Организовать, по возможности, оцепление места происшествия имеющимися на объекте силами и средствами, обеспечив сохранность и неприкосновенность всех предметов, связанных с событием.

  3. Принять меры по фиксации точного времени происшествия, участников и очевидцев, а также посторонних лиц, оказавшихся накануне и после событий на территории объекта.

  4. Силами работников объекта принять меры по усилению охраны и пропускного режима учреждения, мест складирования и хранения опасных веществ.

  5. Исключить использование на объекте средств радиосвязи, включая мобильные телефоны.

  6. Обеспечить подъезд к месту происшествия и условия для работы представителям правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны, аварийных служб. Выделить работников учреждения, способных быть консультантами оперативного штаба по проведению контртеррористической операции.

  7. Во взаимодействии с оперативным штабом по проведению контртеррористической операции организовать работу по защите коллектива и максимальному снижению ущерба учреждению.

  8. Проверить выполнение отданных ранее распоряжений.



РЕКОМЕНДАЦИИ

руководителю училища по противодействию терроризму

Действия по антитеррористической безопасности и защите обучающихся:

  1. Постоянно проводить разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, усилению взаимодействия с правоохранительными органами.

  2. Заместителю директора по АХЧ обеспечить вторым комплектом ключей от входов в школу работников охраны.

  3. Проводить тренировки по эвакуации из здания обучающихся и постоянного состава не реже одного раза в год.

  4. При вынужденной эвакуации из здания учителя в безопасном месте обязаны проверить по списку наличие обучающихся, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе - наличие постоянного состава и принять меры по их розыску.

  5. Не допускать стоянки постороннего транспорта у здания училища и прилегающей территории. Входные ворота держать закрытыми. Обо всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы.

  6. При появлении у здания и нахождении длительное время посторонних лиц сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим.

  7. Научить обучающихся способам защиты органов дыхания в задымленном помещении.

Информация о взрывных устройствах (далее - ВУ)

Руководителям образовательного учреждения, вахтерам, дежурным администраторам необходимо знать основные принципы действия ВУ, их внешние признаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффективно локализовать угрозу, управлять ею и свести к минимуму возможные негативные последствия.

ВУ могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет по истечении заданного времени замедления.

Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио. Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества (далее - ВВ).

В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания, либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т.д.). Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры. Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время. При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.

Во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия. Демаскирующими признаками взрывного устройства может быть наличие:

  • антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ;

  • часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

  • проводной линии управления;

  • локально расположенной массы металла;

  • неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытии, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.);

  • теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;

  • характерной формы ВУ.

Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это - сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот.

Мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.

Настораживающими признаками могут быть:

  • появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;

  • остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;

  • натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;

  • чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.п. недалеко от автомобиля.

Для осуществления взрыва может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки, могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т.д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открытии, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него. Однако независимо от типа взрывателя и взрывного устройства письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основные и вспомогательные. К числу основных признаков относят следующие:

  • толщина письма от 3 мм и больше, при этом в нем есть отдельные утолщения;

  • смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон;

  • наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов;

  • наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов;

  • наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.;

  • наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других);

  • «тиканье» в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника);

в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков, а тем более сразу нескольких, позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной начинки.

К числу вспомогательных признаков относятся:

  • особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.;

  • наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично» и т.п.;

  • отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес;

  • самодельная нестандартная упаковка.

Меры предупредительного характера на случай получения информации об угрозе взрыва или обнаружения взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей

  • Для фиксации анонимных телефонных звонков подготовить к включению специальные контрольные устройства для выявления телефонного аппарата, с которого может позвонить преступник.

  • Проинструктировать сотрудников служб безопасности (охранников, вахтеров, дежурных администраторов) в отношении действий по выявлению преступников или хулиганов в случае угрозы взрыва.

  • Разработать план эвакуации обучающихся, персонала и посетителей, подготовить средства оповещения посетителей.

  • Определить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов либо в случае возникновения других опасных ситуаций).

  • Проинструктировать персонал объекта о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.

  • Подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.

  • Освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки.

  • Обеспечить регулярное удаление из здания различных отходов, контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта.

Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера

  • При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно.

  • Целесообразно убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохраните весь материал: сам документ с текстом, вложения, конверт и упаковку.

  • Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

  • Если документ поступил в конверте - его вскрытие производится с левой или правой стороны путем аккуратного отрезания кромки ножницами.

  • Не расширяйте круг лиц для ознакомления с содержанием документа.

  • Анонимные материалы необходимо немедленно направлять в правоохранительные органы с сопроводительной запиской, в которой должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

  • Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать.

  • При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

  • Необходимо помнить, что регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Обнаружение взрывного устройства (ВУ)

На открытой территории в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, крытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы.

Необходимо обращать внимание на деревья, столбы и стены зданий. Перед осмотром помещения необходимо иметь его план и, приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок ВУ. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.п.

Перед осмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре нужно стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, то следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатия выключателей и т.д.

В помещениях особое внимание нужно уделить осмотру таких мест, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства.

Необходимо тщательно проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, в местах, где проходят коммуникационные линии.

Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места необходимо закрыть решетками, ограничивающими доступ в них. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т.д. следует навесить замки и опечатать их.

Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, в которых могут оказаться случайные посетители.

  • Признаки, которые могут указывать на ВУ:

  • наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты;

  • подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

  • от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, которые могут стать поводом для опасения:

  • нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

  • угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия должностных лиц при обнаружении взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей

  1. При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом назвать точный адрес своего учреждения и номер телефона.

  2. До прибытия сотрудников милиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50-100 метров. Эвакуировать из здания (помещения) учащихся (воспитанников), персонал и посетителей на расстояние не менее 200 метров. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны. При охране подозрительного предмета находиться по возможности за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т.д.), и вести наблюдение за ним и территорией вокруг него.

  3. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения. По прибытии специалистов по обнаружению взрывных устройств действовать в соответствии с их указаниями.

  4. Категорически запрещается:

  • самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;

  • заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;

  • курить, пользоваться электрорадиоаппаратурой, переговорными устройствам или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле;

  • оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет.

Меры защиты в случае проведения террористических актов

Педагогам и обучающимся необходимо знать изложенные ниже правила защиты в случае проведения различных террористических актов.

Если произошел взрыв:

  • Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

  • Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.

  • Помните, что в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газа нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.).

  • При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

  • Включите локальную систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).

  • В случае эвакуации возьмите необходимые вещи, деньги, ценности. Изолируйте помещение, в котором произошел взрыв (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка, противопожарную и медицинскую службы. Оповестите людей, находящихся поблизости, о необходимости эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и кричите о помощи.

  • После выхода из помещения отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.

  • Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Если вас завалило обломками

  • Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду.

  • Голосом и стуком привлеките внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обнаружения вас металлоискателем.

  • Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, берегите кислород.

  • Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

  • Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.п.) укрепите обвисающие балки и потолок от обрушения.

  • При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом.

  • При прослушивании появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.

Меры безопасности в случае химического и биологического терроризма

Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются:

а) химические вещества:

  • токсичные гербициды и инсектициды;

  • аварийно-опасные химические вещества;

  • отравляющие вещества;

  • психогенные и наркотические вещества;

б) биологические агенты:

  • возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.;

  • природные яды и токсины растительного и животного происхождения.

Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма, каждому человеку необходимо знать:

  • физико-химические и поражающие свойства наиболее опасных химических веществ и биологических агентов;

  • основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека;

  • меры первой помощи при воздействии химических веществ и биологических агентов на организм человека;

  • основные приемы и средства защиты от их воздействия;

  • порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом соответствующих органов и служб.

Применение химических веществ и биологических агентов возможно в основном диверсионными методами, к которым относятся:

  • использование обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т.д.), оставляемых в местах массового скопления людей;

  • заражение (отравлением) водоемов, систем водоснабжения химически опасными веществами (цианинами, отравляющими веществами и т.д.);

  • поставка или преднамеренное заражение крупных партий продуктов питания как химическими веществами, так и биологическими агентами;

  • использование переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов, животных и т.п.).

Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам: изменению цвета и запаха вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; отклонений в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории предприятия, организации, учреждения подозрительных лиц и т.п.

Учитывая многообразие внешних признаков химических веществ и биологических агентов, помните, что важнейшим условием своевременного обнаружения фактов применения или угрозы их применения является ваша наблюдательность и немедленное уведомление об этом соответствующих органов и служб МЧС, Роспотребнадзора, МВД, ФСБ, медицинских учреждений.

При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ вы должны довести до педагогов и обучающихся (воспитанников) следующие правила:

− находясь на улице, не поддаваться панике; используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности - укрыться в убежищах (помещениях);

− находясь дома, плотно закрыть и герметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери; выключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотрансляционную сеть, прослушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям;

− находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т.п.) прослушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними;

− в случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости сделать промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, в зависимости от вида воздействия дать необходимые медицинские препараты), а также направить его в медицинское учреждение.

− при возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента вы должны:

  • максимально сократить контакты с другими людьми;

  • прекратить посещение общественных мест;

  • не выходить без крайней необходимости из квартиры;

  • выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты;

  • при первых признаках заболевания немедленно обратиться к врачу;

  • употреблять пищу и воду только после проверки службой Роспотребнадзора;

  • строго выполнять все противоэпидемиологические мероприятия.





Рекомендации администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений по работе с обучающимися, уличенными в телефонном хулиганстве

Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризисное состояние. Именно это состояние может вызвать негативные изменения в восприятии окружающей обстановки для переживающих его. Эти изменения часто происходят неожиданно и приводят человека к ощущению своей уязвимости и беспомощности. Такими кризисами для ребенка могут стать: сложные взаимоотношения с родными и близкими, конфликтные ситуации с педагогами, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также несчастный случай с учащимся, смерть близких, знакомых (особенно самоубийство), грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, наводнение или ураган) и др.

Любые ситуации легче предотвращать, чем исправлять. Именно поэтому так важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в училище, к числу которых можно отнести и хулиганские телефонные звонки, называемые «телефонным терроризмом». Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональными последствиями совершенного поступка, некоторые дети и подростки могут отрицать либо факт самого происшествия, либо его значение. Учащиеся (воспитанники), которые используют отрицание как средство справиться с произошедшей ситуацией, должны быть уличены в мягкой, но прямолинейной манере. Подобная ситуация может вызвать гнев и негодование ребенка. Со временем и при поддержке взрослых учащийся (воспитанник), как правило, начинает понимать реальность произошедшего. На всех этапах работы с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве (терроризме), со стороны образовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо мастер участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов. В сложившейся ситуации важно помнить и об обязательной психолого - педагогической работе с родителями учащегося. Мастера проводят большое количество времени со своими учащимися и, достаточно хорошо зная их, способны оказать ребятам своевременную помощь. Однако самим педагогам необходимо быть спокойными и контролировать своих воспитанников в то время, когда они могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией.

Ниже обозначены действия, которые могут предпринять преподаватели для работы со своими учащимися в случае совершения ими телефонного хулиганства и в других подобного рода ситуациях:

Учащемуся обязательно нужно предоставить возможность объяснить свои эмоции и поступки относительно произошедшего. Необходимо поговорить с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве, о том, что он может испытывать в связи с произошедшим (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство страха, обиды, мести и т.п.).

Преподавателю нужно помнить, что период прохождения сильных эмоциональных реакций после завершения ситуации обычно длится от одной до шести недель. Поэтому некоторые учащиеся могут отреагировать на произошедшее днями или неделями позже. Преподаватели должны иметь в виду это и оставаться настороже некоторое время после событий. Некоторые дети могут пытаться убедить окружающих, что они не задеты этим событием, а потом внезапно продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию.

Когда учащийся сможет поделиться своими чувствами, мастерам необходимо выслушать его в некритичной и не оценивающей манере.

Учащемуся должна быть предоставлена возможность выразить происшедшее через различные средства коммуникации, например, письмо. Важно, чтобы преподаватели контролировали свои эмоции во время работы с учащимися. Задача эта довольно трудная, если принять во внимание, что педагоги сами могли быть серьезно «задеты» сложившейся ситуацией. Дети имеют привычку смотреть на взрослых, чтобы подражать их реакции. Преподаватель, испытывающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для подражания. Если мастер п/о не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой педагог должен немедленно заменить его или помочь в работе. Учащийся, прибегнувший к телефонному хулиганству, в той или иной мере переживает кризисное состояние (состояние дисбаланса). Агрессия может являться последствием данного состояния ребенка. В сложившейся обстановке мастеру п/о важно выявить объективную причину поведения учащегося и дать оценку сложившейся ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обратиться за помощью к психологу.

При самостоятельной работе с обучающимся мастеру следует:

  • постараться определить, что тревожит обучающегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит;

  • попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный момент;

  • выявить наиболее актуальную личную проблему (с точки зрения его самого);

  • выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью преподавателя или другого взрослого;

  • совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем;

  • обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой;

  • постарайтесь заметить сходство данной ситуации с предшествующими инцидентами.

В целях предупреждения противоправных действий со стороны обучающихся мастера должны стараться выявить учащихся, которые находятся в кризисных состояниях и нуждаются в индивидуальной помощи и поддержке. К ним относятся учащиеся, которые:

  • в течение длительного времени не выполняют практические и теоретические задания при условии, что большинство сверстников справляются с работой;

  • отличаются высоким уровнем эмоциональных реакций, например, агрессивностью, плачем, слезливостью;

  • часто находятся в депрессивном состоянии, а также нежелающие общаться;

  • отличаются низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания;

  • имеют суицидальные идеи или преднамеренно наносят себе повреждения, например, ранят себя;

  • замечены в употреблении алкоголя или наркотиков, других психоактивных веществ;

  • набирают или теряют значительный вес за короткий период времени;

  • перестают обращать внимание на личную гигиену.

С течением времени, при правильной поддержке со стороны персонала училища и семьи, обучающийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования. Однако есть обучающиеся, которые будут продолжать переживать кризисные состояния и испытывать поведенческие проблемы в училище. Этим учащимся потребуются дальнейшая индивидуальная помощь.



© 2010-2022