Технологическая карта по окружающему миру по теме Созвездия

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Звёзды. Созвездия»


Цель: познакомить обучающихся с созвездиями.

Учебные задачи: Направленные на достижение предметных результатов:

  1. научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы;
  2. обобщить полученные знания по теме «Вселенная»;
  3. изучить материал по теме «Звезды. Созвездия».
Направленные на достижение метапредметных результатов:
  1. выполнять учебно - познавательные действия, делать обобщения, выводы;
  2. действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности;
  3. формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Направленные на достижение личностных результатов:
  1. уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
  2. экологически грамотное поведение в природной среде;
  3. формирование навыков анализа и сопоставления.
Материалы для учителя:
  1. Учебник;
  2. Презентация.
Материалы для учащихся:
  1. Учебник;
  2. Рабочие тетради.








Ход занятия


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - Добрый день и добрый час. Очень рада видеть вас. Повернулись, улыбнулись, Друг на друга посмотрели И тихонько дружно сели. - Здравствуйте, урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. - Меня зовут Евгения Александровна.

- Здравствуйте! (присаживаются за парты).

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. 2. Этап актуализации пробного действия

- Отгадайте загадку.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает

- Назовите ближайшую к нам звезду.

- Что вы можете о ней рассказать? - Что же такое звезда? - Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, то прочитаем, что звезда - это небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как светящаяся точка. - Как вы думаете, слово имеет одно значение или несколько?










- Звёзды.

- Солнце. - ответы детей. - ответы детей.









- ответы детей.


Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. 3. Этап выявления места и причины затруднения

- Посмотрите на доску. Отгадайте кроссворд.

1. Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.

2. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

3. На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

4. Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.

5. На каком пути ни один человек не бывал?

6. Как называется та сторона где Солнце садится (заходит)?

7. Небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как светящаяся точка.

8. Гигантская звёздная система

9. Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.

- Прочитайте получившиеся слово.

- О чём же пойдёт речь?

-От какого слова произошло слово созвездие?







- Сатурн.





- Солнце.





- Земля.





- Венера.

- Млечный.



- Запад.



- Звезда. - Галактика.





- Юпитер. - Созвездие. - О созвездиях.

- звезды. Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Послушайте стихотворение С. Есенина

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные,
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно и сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие.

- О чем говорится в стихотворении?

-Какими словами обращается поэт к звездам, как воспевают их?

- Звездное небо во все времена занимало воображение людей.

Почему зажигаются звезды?

Сколько их сияет в ночи?

Далеко ли они от нас?

Есть ли границы у звездной Вселенной?

С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

- А вы хотите узнать ответы на эти и многие другие вопросы?

- Откройте, пожалуйста, учебник стр.62. На экране записаны вопросы. Прочитайте параграф «Звёзды и созвездия». Поработайте в парах, найдите ответы на вопросы.






- слушают стихотворение.



















- о звездах.

- звёздочки ясные, высокие, таящие мысли глубокие и т.д.

- слушают учителя.





















- да.





- Уч-ся работают в парах, отвечают на вопросы. 5. Физминутка - Видеофизминутка. - дети выполняют упражнения вместе с учителем.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. - Поговорим более подробно о созвездиях. Раньше созвездиями называли фигуры из ярких звёзд. Сейчас учёные называют созвездиями определённые участки звёздного неба. Всё небо разделено на 88 созвездий. - Названия многих созвездий пришли к нам из Древней Греции. Эти названия связаны с персонажами различных мифов и легенд. - Рассмотрите картинку. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Что вы знаете об этом созвездии? - БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА является околополюсным созвездием и наблюдается над горизонтом в любое время. Но выше всего над горизонтом это созвездие находится весенними и летними ночами, тогда оно и видно лучше всего. В ясную и безлунную ночь в созвездии Большой Медведицы невооруженным глазом можно разглядеть 125 звезд, но только 20 из них яркие. Самых ярких звезд семь, и именно они образуют знакомую каждому характерную фигуру этого созвездия: глубокий ковш с длинной изогнутой ручкой. - Откройте карту звёздного неба на форзаце учебника. Найдите созвездие Большой медведицы. Послушайте миф о его появлении на небосклоне. - Правил некогда страной Аркадией царь Ликаон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Гера могла как волшебница, сделать все, что захочет. И задумала она превратить прекрасную Каллисто в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры-всемогущий Зевс, да не успел. Видит -Каллисто уже нет. Ходит вместо нее, понурив голову, мохнатый зверь. Аркас, сын Зевса и Каллисто, став взрослым, как-то охотился в лесах и чуть не убил свою мать, медведицу. Чтобы такого не случилось Зевс взял Аркаса и Каллисто на небо, превратив их в созвездия: Малой и Большой Медведицы. Люди с тех пор любуются ими каждую ночь и, любуясь, вспоминают, юную Каллисто.
- На самом конце ручки у ковша Малой Медведицы есть яркая звезда, которая как называется? - Найти на небе ее нетрудно. Представьте себе на небе черную черту, проведенную через две крайние звезды ковша Б.Медведицы. А потом на этой черте отметьте вверх 5 «шагов», таких, как расстояние между этими двумя звездами Б. Медведицы. Попадаете как раз на Полярную Звезду. Знать ее надо, ведь она показывает направление на Север. А всем, кто путешествует или отправляется в поход, надо уметь ориентироваться на местности. Вот Полярная звезда нам и поможет. Она одна из самых заметных Северного полушария.


























- ковш Белой Медведицы.





- 3 ученика по очереди рассказывают информацию о Белой Медведице, которую нашли заранее.

















- открыли карту, нашли созвездие.





- внимательно слушают легенду.







































- Полярная.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;



. 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону - Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески - зодиак. Найдите на карте звездного неба: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион и Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.









- выполняют задание, ищут и показывают созвездия на карте звездного неба.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. 8. Этап рефлексии учебной деятельности

- Что ближе к Земле: планеты или звёзды?

- Почему звёзды кажутся такими маленькими?

-По какой звезде можно ориентироваться ночью?

Какую сторону света она показывает?

- Как называется скопление звёзд?

- В каком созвездии находиться Полярная звезда? Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов: - улыбающийся - у вас все получилось на уроке, вам понравился урок; - обычный у вас что - то не получилось, был обычный урок; - грустный смайлик - у вас совсем ничего не получилось, вы ничего нового не узнали, вам не понравился урок.

- планеты.

- очень далеко находятся.

- полярную. - север. - созвездие. - Малая Медведица.










© 2010-2022