Создание здоровьесберегающей среды выступление

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе начальной школы

(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов)





«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А. В. Сухомлинский.
Цель: Выдвижение на рассмотрение вопроса необходимости повышения качества здоровье сберегающей технологии в начальной школе.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни. А что такое здоровье? В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мне более близко такое: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье- неразделимы.
Ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, наблюдаемое в последние годы стало большой проблемой для Казахстана.
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РК «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Учителя недостаточно применяют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью. Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок должен не только уметь сохранять своё здоровье, но и воспитать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Я считаю, что проблема здоровья детей возникает и по причине того, что для некоторых учителей главная задача их деятельности - это образование любой ценой. Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, они оказываются неуспевающими учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.
Задумавшись о том, как сделать учение безвредным для здоровья, я изучала разные публикации на данную тему. Здоровьесберегание подразумевает сохранение здоровья: физического, психического, социального, нравственного и духовного. Здоровьесберегающие технологии - система мер, направленных на сохранение здоровья. Включает в себяорганизацию всей работы в школе - учителей, администрации, техперсонала. Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
«Условия здоровьесбережения на уроке».
-Соблюдение этапов урока.
-Использование методов групповой работы.
-Использование интерактивных методов.
-Создание положительной психологической атмосферы.
Психологический комфорт учеников во время уроков. В первую очередь это создание доверительных отношений между учителем и учениками, что помогает контролировать проблемных детей, избегать конфликтных ситуаций и стрессов. В целом это повышает эффективность учебного процесса и способствует укреплению детской психики.
-Активность каждого участника.
-Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
-Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
-Упражнения для глаз.
-Дозировка объёма учебного материала.
Учебная деятельность
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья одноклассники. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки:
Слова произносятся негромко, но быстро.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи-
За работу! В добрый час!
Начинаем мы опять-
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Изучив методику разных публикаций по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что необходимо увеличение двигательной активности на уроке. Обучаясь в школе, ребёнок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечёт за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки.
Для увеличения двигательной активности предлагаю детям вставать даже при односложных ответах. Пять-десять минут ученики могут провести стоя, на таком этапе урока, как устный счёт. Например, показываю карточки с примерами, дети называют ответ. Если верно- наклон влево, неверно-вправо. Другой вариант: ученик, давший правильный ответ делает пересадку.
Смена поз во время урока, когда можно работать стоя и сидя, усиливает работоспособность учащихся, организму поступает сигнал для мобилизации. Для увеличения двигательной активности использую, прежде всего, физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление ( чаще всего в середине урока).
При проведении физкультминуток учитываю 2 условия:
Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока;
Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.
Занятия должны проводиться на положительном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Укрепление зрения:
Одна из самых частых патологий у наших младших школьников - нарушение остроты зрения. Об этой проблеме знаю не понаслышке, поскольку таким заболеванием страдает и мой собственный ребёнок. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребёнок за несколько часов, проведённых над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвёртого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин. (надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.
Упражнения по формированию осанки:
Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребёнок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребёнка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создаёт неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и другие. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребёнка. Ребёнок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как её формировать. Рекомендуется следующий приём. Ребёнку разворачиваю плечи, выпрямляю спину и ставлю вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Объясняю, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика прошу отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот приём. Затем отбираю 2-3 человек, прошу их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.
Упражнения для улучшения осанки.
1) И. п. - о. с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки; (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Также провожу физкультминутки:
на укрепление мышц рук,
на отдых позвоночника,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области лица,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.
Пропаганду здорового образа жизни веду, практически, на каждом уроке.
На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Болен-лечись, а здоров-берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду-и

денег добуду. Работаем над их содержанием. При знакомстве с новыми словарными словами можно проводить краткую беседу на тему здоровье сбережения. Например, при знакомстве со словарным словом огород я предложила учащимся вспомнить, что растёт на огороде, чем полезны овощи. Подобную работу я проводила и с некоторыми другими словарными словами: (молоко, капуста и т.д.)
Стараюсь формировать ценностное отношение к здоровью и на уроках математики. Использую задачи с особым содержанием. Например:


В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Сколько мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

Миша съел перед обедом 7 конфет, а Антон на 3 конфеты больше. Сколько конфет съел Антон? Какую ошибку допустили мальчики? Можно ли есть много конфет? Почему?

В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Таким образом и математическая задача способна формировать ответственное отношение к собственному здоровью.
На уроках познания мира говорим о правилах личной гигиены, правильном питании школьника, о соблюдении режима дня, о способах оказания первой помощи при травмах, порезах, ушибах и т. д.
Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на этих и других уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Часто на уроке организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения-избежать длительного сидения за партой.
Так же использую:
-работу в парах;
-фронтальный опрос;
-игровые приёмы;
- приёмы с элементами соревнования.
Приёмы с элементами соревнования использую и на уроках математики (например, эстафета по рядам на знание таблицы умножения), и на уроках русского языка (« Составь цепочку из словарных слов»), и на других уроках.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.
Внеклассная деятельность.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми. Ежегодно вместе со всей школой наш класс активно принимает участие в праздниках здоровья. Дети написали сочинение о проведённом дне здоровья. Вместе с учителем физкультуры организовывали конкурсы, весёлые старты.
Регулярно я провожу классные часы с беседами о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках. Осенью проведён открытый классный час «Твой режим дня и здоровье».
Заключение.
В заключение приведу слова Жана-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным-сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Быть здоровым - это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Особо подчеркну, что забота о здоровье детей, неразрывно связана с заботой о здоровье педагогов.
Один из авторов журнала «Начальная школа» справедливо замечает, что трудно ожидать успехов в здоровьесбережении учащихся без изменения отношения к здоровью учителей. Обратите внимание на то, что рекомендуемые при этом приёмы и методы подходят и для детей, и для взрослых.
Желаю всем успехов в решении проблем здоровьесбережения!



© 2010-2022