Урок гражданственности Донбасса. Дисциплина и порядок – залог успеха

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок гражданственности Донбасса .Дисциплина и порядок – залог успеха.Урок гражданственности Донбасса .Дисциплина и порядок – залог успеха.Урок гражданственности Донбасса .Дисциплина и порядок – залог успеха.Зантария Наталия Дмитриевна

Учитель начальных классов Донецкого учебно-воспитательного комплекса № 16 Калининского района города Донецка

[email protected]





УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА


Аннотация. Учителем разработана серия уроков по курсу «Уроки гражданственности Донбасса». В данных материалах прослеживается система работы по внедрению интерактивных методов.

Дети получают знание о истории нашей Родины; учатся общаться, уважать старших, быть патриотом, соблюдать дисциплину, порядок, уважать труд людей, помогать слабым, быть смелым, решительным, мужественным. Наибольший интерес у ребят вызывают методы «Предугадывание», «Шести шляп», «Кубирование».

Эти уроки позволяют проследить работу учителя по воспитанию активной жизненной позиции учащихся.

Ключевые слова: дисциплина, порядок, уважение к труду, желание трудиться, помощь слабым, бедным; смелость, решительность, мужественность; помощь людям, животным, растениям.























Тема. Дисциплина и порядок - залог успеха.

Цели: учить систематически соблюдать правила поведения; различать права и обязанности;

рассказать о недопустимости проявлений грубости, неорганизованности;

воспитывать умение быть дисциплинированным, исполнительным.

Ход урока

I. Новый материал.

1. Метод «Предугадывания».

На доске написаны слова: неряха, аккуратный, вовремя пришёл в школу,

уважает окружающих, хорошо учится, соблюдает правила поведения.

- Прочитайте слова, подумайте, о чём сегодня пойдёт речь?

2. Чтение учителем рассказа Г.Фиша «Лёня и авторитет».

- Жанр, главные герои, главная мысль данного произведения?

- Оправдались ли наши предвидения?

- Почему писатель решил рассказать Лёне сказку? Каким другим способом может завоевать Лёня авторитет?

- Работа по содержанию рассказа.

3. Вывод: каким должен быть дисциплинированный человек?

(высказывания учащихся).

- Какие права нарушил мальчик?

4. Обратите внимание на то, как расположены предметы на вашей парте.

Обсуждение общеучебных умений и навыков учащихся.

- Почему на парте должен быть порядок? Почему учебники необходимо обвернуть, подписать? Для чего нужно систематически выполнять домашние задания? Какие обязанности у младшего школьника?

Вывод: каким должен быть дисциплинированный и соблюдающий порядок ученик?

5. Чтение учителем рассказа «Школа вежливости» М. Корейса, Д. Фолла.

- Жанр, главная мысль, главные герои данного произведения?

- Почему авторы считают и Лизу, и Петю неправыми? За что их можно осуждать?

6. Метод «Двух шляп».

- Что из данного рассказа мы возьмём в копилку нашего жизненного опыта, а что является отрицательным?

II. Физминутка.

III. Ситуации для обсуждения с учащимися связанные с соблюдением дисциплины, порядка, прав и обязанностей.

Вывод: дисциплинированный и соблюдающий порядок ребенок не будет перебивать беседу старших, обязательно поможет близким в быту.

Какие у ребенка в нашей республике права и обязанности?

IV. Чтение учащимся 1 группы стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы».

- Жанр данного произведения? Главные герои, главная мысль стихотворения?

Работа по содержанию со 2 группой.

3 группа - кому нужно уступать место в транспорте? Можно ли во время урока разговаривать, опаздывать на занятия, брать чужие вещи без разрешения?

V. Повторение правил поведения в общественном транспорте.

4 группа - чтение стихотворения «Одна рифма» С. Михалкова.

-Какие поступки осуждаются в данном стихотворении, почему?

Предлагаю учащимся 4 группы рассказать о правилах поведения в общественном транспорте.

VI. Пожалуйста, познакомься с этими «НЕ» повнимательнее. Это тебе пригодится.

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не рвись первым выскакивать в двери.

4. Не перебивай говорящего.

5. Не кричи.

6. Не размахивай руками.

7. Не разбрасывай свои и чужие вещи.

8. Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего рядом старика.

9. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

10. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

VII. Метод « Двух шляп».

Объединяю детей в 2 группы.

Учащиеся 1 группы берут шляпу синего цвета и готовят высказывания «Мои права».

Учащиеся 2 группы берут шляпу желтого цвета и готовят высказывания «Мои обязанности».

VIII. Итог урока.









Тема. Профессии моих родителей.

Цели: закрепить знания о соблюдении дисциплины;

обратить внимание учащихся на труд родителей, окружающих людей;

воспитывать уважение к труду, желание трудиться.



Ход урока



I. Актуализация знаний учащихся.

- Правила поведения успешного человека.

II. Метод «Предугадывания».

- Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения. Попытайтесь угадать, о чем сегодня пойдет речь?

III. Чтение стихотворения учителем.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо.

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку - береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Высказывания учащихся.

- Героями нашего урока будут ваши родители и другие жители города Донецка.

- Много труда, сил, умений, времени вкладывают люди, чтобы произвести на свет вещи, которые нас окружают. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем предметам.

- Расскажите, кем работают ваши родители. Какую продукцию производят?

Учитель показывает с помощью наглядности и рассказывает о труде хлеборобов, продавцов, лётчиков, работников почты, учителей, военных.

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

IV. Чтение рассказа Л.Воронкова «Труд не в тягость, а в радость» учителем.

- Жанр данного произведения? Главные герои, главная мысль рассказа?

Работа по содержанию рассказа.

V. Метод «Двух шляп».

- Что из прочитанного можно взять в копилку нашего жизненного опыта?

- Что означают слова «… не всякий человек бывает Человеком»?

- Какие поступки нельзя совершать?

- Кому работа не в тягость, а в радость?

VI. Физминутка.

VII. Чтение стихотворения А. Барто «О человечестве».

- Как бы вы поступили на месте героя данного стихотворения?

- Чем мы можем помочь нашей молодой республике?

(Ответы учащихся).

VIII. - Какие руки можно назвать «золотыми»?

Чтение учителем стихотворения З. Александровой «Золотые руки».

Работа по содержанию.

IX. Ситуация для обсуждения с детьми.

X. Работа над пословицами и поговорками.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Терпение и труд - все перетрут.

XI. Рисование учащимися профессии своих родителей.

XII. Итог урока.

- Хотели бы вы дружить с лентяем?

- Что хорошего дети могут сделать для птиц?

- Хотели бы вы, чтобы ваши руки назвали «золотыми»?

- Какое чувство вы испытывали, когда рассказывали и рисовали

профессии ваших родителей?

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.





























Тема. Быть милосердным.

Цели: учить помогать слабым и бедным;

пробудить желание быть смелым, решительным, мужественным;

воспитывать желание помочь незнакомым и близким людям, птицам, деревьям, животным.



Ход урока



I. Метод «Ассоциативный куст».

На доске записано слово

Помощь

- Какую помощь можно оказать людям?

II. Побуждение учащихся к желанию стать смелыми, решительными,

мужественными, оказывать помощь людям.

- Какие чувства испытывает человек:



которому помогают который помогает



III. Чтение учителем рассказа Ю. Моралевича «А она чужая».

- Жанр данного произведения? Главные герои, главная мысль рассказа?

1 гр. - Какие правила нарушил мальчик?

2 гр.- Почему моряк начал вечер с рассказа?

3гр. - Какие черты характера человека присущи орлану - белохвосту?

4 гр. - Почему высокий мальчик во время рассказа капитана сидел с опущенной головой?

Вывод: не бывает «чужих» людей.

IV. Чтение учителем рассказа Ю. Дмитриева « «Ненастоящий» разговор оказывается настоящим».

- Жанр данного произведения? Главные герои, главная мысль?

V. Метод «Двух шляп».

1 учащийся берет шляпу черного цвета и высказывается о том, что, по его мнению не стоит делать.

2 учащийся берет шляпу белого цвета и рассказывает о положительном поступке 2-го мальчика.

Вывод: кто из главных героев рассказа проявил милосердие, сострадание, решительность и мужество по отношению к птице?

VI. Чтение учителем рассказа «Пожалейте рябину» Ю. Дмитриева.

- Жанр данного произведения? Главные герои, главная мысль?

VII. Метод «Кубирования» .

1 гр. - Какие бывают деревья? Какая от них польза?

2 гр. - Какие птицы остаются зимовать? Чем мы можем им помочь?

3 гр. - Можно ли назвать Леночку и мальчишек милосердными?

4 гр. - Почему «…расстроилась…» вторая девочка?

VIII. Тренинг «Символ единения» под музыку.

- Все люди, звери, растения - одна дружная семья. Всё, что необходимо для жизни человека, нужно брать, из природы экономно, не уничтожая бездумно все на своем пути.

IX. Итог урока.

Объединяю девочек в 1 группу, которая рисует гусей, лебедей.

Группа мальчиков рисует деревья.

Тема. Береги честь смолоду.

Цели: объяснить смысл новых слов;

формировать понятия «честь» и «честный человек»; развивать

познавательные интересы;

воспитывать доброту, чуткость, гуманность; положительные

черты характера, культуру поведения; желание уважать себя

и окружающих людей, свою Родину; беречь честь, уметь

выбрать свою жизненную позицию.

Ход урока

I. Новый материал.

1. Звучит гимн ДНР, дети встают.

2. Объединяю детей в 4 группы. На слайде записаны слова

ЧЕСТЬ СОВЕСТЬ РЕПУТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНА

Задание: учащийся каждой группы обсуждают, что обозначают эти

слова, приводят примеры.

1 гр. - Честь - это …

2 гр. - Совесть - это…

3 гр. - Репутация - это…

4 гр. - Дисциплина - это…

Первыми отвечают учащиеся 4 группы, затем 3 группы и 2 группы.

Вывод: человек должен быть дисциплинированным, своими

поступками формировать свою репутацию в обществе;

совесть позволит ему совершать положительные поступки.

На доске лист ватмана. На нем записано слово ЧЕСТЬ.

Учащиеся 1 группы высказывают свои мысли о понятии «честь».



3. Методика «Гроздь».

Учащиеся всех групп участвуют в обсуждении, записывают на листе

ватмана фломастерами.

Честь: Родины, народа, коллектива, профессии, труда, фамилии,

семьи, как проявление человечности, уважение к себе, к

окружающим, стимул к поступкам на благо общества.

- Почему честь нужно беречь смолоду (когда ты еще учишься в

школе)? Ответы каждой группы.

Вывод: человек должен беречь честь с раннего возраста. Это поможет с детских лет выбрать свою жизненную позицию, убережет от плохих поступков, позволит не уронить достоинство.

4. - Все мы любим сказки. Они учат нас чести, совести, доброте,

состраданию.

Каждая группа получает отрывок из « Сказки о царе Салтане…»,

рассматривают сюжеты, читают отрывки.

Задание: обсудить в группе поступки людей. К чему они привели?

Кто пострадал? Какие права Человека из Декларации прав

Человека, и какие права ребёнка из Конвенции прав ребён-

ка были нарушены? Кто их нарушил?

1 гр. - «родила царица в ночь

Не то сына не то дочь;

Не мышонка не лягушку,

А неведому зверушку».

2 гр. - «Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

3 гр. - «Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод,

Тайно бросить в бездну вод».

4 гр. - «А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам;

Их нашли на силу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались».

Вывод: сначала подумай, потом совершай поступок, чтобы не уронить свою честь, достоинство, репутацию ученика, сына (дочери), гражданина ДНР.

II. Физминутка (видеоролик).

III. Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне 1941-1944 годов.

Чтение учителем рассказа Сергея Петровича Алексеева «Брестская

крепость» из книги «Сто рассказов о войне».

- Кто главные герои рассказа?

(Главные герои войны, женщины и дети Брестской крепости).

- Чью честь они защищали?

(Они защищали честь своей Родины).

- Кому решили отдать воду?

(Бойцам, раненым, детям, женщинам).

- Почему все отказались от воды и отнесли её к пулемёту?

(Чтобы можно было стрелять, защитить раненых, детей, женщин).

IV. Итог урока.

Обсуждение подвигов красноармейцев с учащимися.

- Кто из ваших близких воевал во время, Второй Мировой войны?

Какие примеры мужественности во время войны приводили ваши

близкие?







































Тема. Что значит жить по закону.

Цели: продолжать знакомить с Конституцией ДНР;

- формировать понятие «Закон»; продолжать развитие основ

правовой культуры; конкретизировать понятие обществен-

ного долга;

- воспитывать чувство справедливости, ответственности,

гордости за свою Родину, желание соблюдать законы, отно-

ситься с уважением к Конституции своей страны.



Ход урока



I. Новый материал.

1. Звучит гимн ДНР. Учащиеся стоят и поют гимн.

2. Метод «Предугадывания».

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

3. Закрепление знаний символов ДНР.

- Вы слышали и пели сейчас гимн ДНР. Какие вы еще знаете сим-

волы нашей Родины?

(Учащиеся описывают флаг и герб ДНР, называют главу ДНР).

4. Давайте узнаем, оправдались ли наши предвидения.

Открываю тему урока «Что значит жить по закону».

5. Метод «Мозговой штурм».

Все учащиеся высказывают свои предположения «Что значит

жить по закону».

- Соблюдать Конституцию, не совершать противоправные

действия, ходить в школу, учиться, выполнять правила для уча-

щихся, помогать старшим, участвов ать в общественной жизни

класса и школы.

- Все граждане ДНР обязаны соблюдать правила, которые

указаны в Конституции и уважительно относиться к ней.

- Какое значение для государства имеет Конституция?

(Соблюдение Конституции даёт возможность жить мирно граж-

данам, развиваться всем отраслям ).

6. Обсуждение с учащимися статей Конституции ДНР:

1, 2,3,12, 14,18,30,31,36,38.

II. Физминутка.

III. Работа над содержанием «Сказки о мёртвой царевне и о семи

богатырях».

1. -Кто нарушил права определённые законами? Чьи права были

нарушены ?

2. Чтение учителем сказки.

3. Метод «Круг мыслей».

Учащиеся всего класса высказываются по желанию.

- Нарушены права царевны: на жизнь, свободу, пользование

благами, любовь родителей, досуг, образование, медицинскую

помощь, уважение и достоинство.

4. Метод «Микрофон».

Предлагаю высказаться 2 - 3 учащимся.

- Как должна была поступить царица?

IV. Итог урока.

- О каком законе мы сегодня говорили?

( О Конституции нашей республики).

- Что защищает Конституция ДНР?

( Конституция ДНР защищает: права, свободу, честь, достоинство,

обеспечивает правовую защиту граждан ДНР, учит с детства

соблюдать законы).





























Список литературы:

1. «Содержание и методика этических бесед с младшими

школьниками» О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Москва

«Просвещение» 1985г.

2. «Лёня и авторитет» Г.Фиш, с.142-143.

3. «Школа вежливости» М. Корейс, Д. Фолл, с. 144-145.

4. «Ежели вы вежливы» С.Маршак, с. 145-146.

5. «Одна рифма» С.Михалков, с.146-147.

6. «Труд не в тягость» Л.Воронкова, с. 67-69.

7. «Золотые руки» З. Александрова с. 69-70.

8. «О человечестве» А. Барто.

9. Пословицы и поговорки о труде.

10. «А она чужая» Ю. Моралевич.

11. «Ненастоящий» разговор оказывается настоящим»

«Пожалейте рябину» Ю.Дмитриев

12. «Конституция ДНР».

13. « В мире русской литературы 4 класс» М.»Просвещение»,

1986г, с.172-175.

14.А.С.Пушкин, т.1, М. «Художественная литература», 1985г.

с.606-628, с. 634-646.

15. « Словарь по этике». М. Издательство политической литера-

туры, 1981 г.































































© 2010-2022