Мастер класс Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс Системно- деятельностный подход как методологическая основа ФГОСМастер класс Системно- деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

  1. Орг. момент. Актуализация знаний.
Дорогие коллеги! Рада, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района!

Мотивировать, думаю, вас не нужно. Это делает ВРЕМЯ. Нам, педагогам, хочется идти в ногу с новым временем и соответствовать профессиональному стандарту педагога. Для новой школы стать новым учителем, открытым для инноваций.
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому? Вот и попробуем ответить на эти вопросы сегодня.

  1. Введение в тему. Осмысление.

Тема нашей встречи системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС. Начнем с конца фразы. Что стоит за этой аббревиатурой? Для чего были введены новые стандарты? Какова цель и задачи образования по новым ФГОСам?

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Деятельностный подход подразумевает действие ученика, как активного субъекта образовательной деятельности.

- Понятия УУД

В рамках деятельностного подхода, ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. УУД носят надпредметный, метапредметный характер, являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Ориентируемся на результат, сохраняем цель и задачи образования - и работаем над формированием у детей УУД.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно написать орфограмму, необходимо её увидеть в тексте.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

В качестве предмета анализа выступит мультфильм Сутеева «Кораблик».

Что надо будет сделать? Просмотреть мультфильм, найти соответствующие УУД. Воспользовавшись фрагмент из книги «Программа развития универсальных учебных действий» заполнить таблицу:

«Какие УУД находим в мультфильме и что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик».

- Просмотр мультфильма

Ответы участников мастер класса.

- Формирование УУД

- Как же сформировать Универсальные учебные действия? Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Ответ один - только с помощью действия.

«Если хочешь научиться прыгать - надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию - необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

А ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, которая стоит перед нами, педагогами - ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ, ИНИЦИИРУЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.

- Просмотр фрагмента о Томе Сойере.

Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.

Цель, содержание и техника занятия остались прежними - покраска забора, но изменилась мотивация. Перенесем это на образовательный процесс, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

Для достижения нового образовательного результата, необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося. И здесь нельзя сказать об оценивании.

Согласно новым стандартам, оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства. Меняется само назначение оценки и оценивания.

Оценка начинает использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося.

  1. Построение урока «по-новому»

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: принципы построения урока; примерную типологию уроков; критерии оценивания урока .

Начнем с первого.

А) Принципы построения урока . Предлагаю вам рассмотреть урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа. Таблица для сравнения (ответы участников). Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Структура урока по новым стандартам дана на слайде.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая предполагает деятельностный подход к обучению: это вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется.

Знакомство с приёмами критического мышления

Б) Примерная типология уроков приведена на слайде. Подробно вы можете ознакомиться с документом, где подробно описана работа на каждом этапе урока.

В) Критерии оценивания урока даны на слайде.

4. Рефлексия

Составить синквейн по теме мастер-класса.

.

© 2010-2022