Конспект урока по окружающему миру Организм человека. Органы дыхания и кровообращения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе


Тема: Организм человека. Органы дыхания и кровообращения.

Цели и задачи урока:

1. Анализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме. 2. Создание условий для получения учащимися новых знаний через самостоятельную работу и работу в парах.

3. Дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни.

4. Познакомить детей со строением органов дыхания.

5. Дать первоначальное представление об их работе.

6. Подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом.

7. Работать над развитием речи, учить думать, сопоставлять, сравнивать.

8. Воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.


Оборудование: Карточки с названиями тем и разделов по предмету, презентация «Органы дыхания», исследовательская работа «Моё дыхание», Таблица «Знаю. Узнал новое. Хочу узнать» - 24 шт., тест «Напиши название органов дыхания» - 24 шт., учебник «Окружающий мир, 3 класс», таблица «Вопросы», таблица, фрагменты видео «Окружающая среда», «Вред курения»

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследование.

Приёмы критического мышления: «Покопаемся в памяти», «Маркировочная таблица ЗУХ»

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Какой большой раздел мы изучили? («Мы и наше здоровье»)

- Вспомните темы этого раздела. - Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю от каждого стола по 2 учащихся для отбора изученных тем. (На столе находятся темы из предыдущих разделов, дети выбирают только темы из раздела «Мы и наше здоровье», прикрепляют их на доске).

- Вспомним, что мы узнали из каждой темы. (Ответы детей)

Слайд № 1 - Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Животные, растения, человек) - Что мы не видим ни на этих картинках, ни в реальной жизни, но это непременное условие жизни и растений, и животных, и человека? (Воздух). Всё живое дышит. Дышат растения, животные, человек. Ребёнок появился на свет. Раздался первый крик нового человека - это первый вдох, значить он будет жить.

О чём мы сегодня будем говорить?

Слайд № 2 Тема урока: «Органы дыхания»

2. Проверка ранее изученного

- У вас на парте лежит листок с таблицей «ЗУХ».

- Заполните 1 столбик таблицы «Знаю»

Слайд № 3

- Напишите ответы на вопросы по домашнему заданию (5 вопросов). - Выслушиваются ответы детей, делается запись на доске в 1-ой колонке «Знаю»

3. Работа над новой темой.

Работа по учебнику стр. 21, 22,23 - Прочитайте текст: «Какие органы входят в дыхательную систему. Что опасно для органов дыхания»

Заполняется 2-я колонка таблицы «Узнал новое»

- Обсудите в паре. Дополните друг друга.

Слайд № 4 «Понятийный словарь 1. Что такое дыхание, система дыхания? » 2. Какие органы дыхания вы знаете?
4. Закрепление вновь изученного Слайд № 5 Носоглотка - Какую роль играет носоглотка? (Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится ещё чище) - Куда движется воздух дальше? (идёт через гортань в дыхательное горло) Слайд № 6 Гортань (роль гортани - при глотании гортань закрывается, не пропуская пищу в лёгкие) Слайд № 7 Трахея (трубка из плотных хрящевых колец, которая разветвляется на бронхи) Слайд № 8 Бронхи (роль - через них воздух идёт в правое и левое лёгкие) Слайд № 9 Лёгкое (главный орган дыхательной системы, в которых происходит смена воздуха при чередовании вдоха и выдоха) - Как правильно дышать? Найти в учебнике и зачитать. (через нос, он согревает и очищает проходящий через него воздух) - Обобщим новое, что мы узнали Слайд № 10 «Путешествие воздуха» (Сообщение Пальчуна Родиона) Слайд № 11 «Лёгочные пузырьки. Капилляры»
5. Физминутка: «Профилактика заболевания лёгких» сидя:

1. - поднять левое плечо, опустить

2. - поднять правое плечо, опустить

3. - поднять оба плеча одновременно.

- сидя: плавные повороты в сторону.

- сидя: ноги вытянуть, пальцы тянуть по направлению колена.

- сделать 3 вдоха и выдоха

(Включить эти упражнения в утреннюю гимнастику).

6. Проектная работа - Слово предоставляется Бондаренко Алине, которая исследовала своё дыхание и заметила изменения, которые происходят при вдохе и выдохе. Презентация. Исследовательская работа «Моё дыхание» (Бондаренко Алина) - Запишите в 3-ю колонку «Хочу узнать новое» 7. Закрепление изученного - Что опасно для органов дыхания? Ответы детей (опасны для здоровья: выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые заводами, табачный дым) - Какой яд содержится в табачном дыме? (Никотин) Видео «Окружающая среда» Видео «Вред курения» Чтение стихотворения выученного ранее по заданию учителя (Загута Игорь)

Спасенье в нас самих, ребята!

Скажите никотину: «Нет!».

Вернётся чистота и свежесть,

Мы станем лучшей из планет.

И будут родники искриться,

И люди будут все стремиться,

Чтоб наступил такой рубеж,

Когда большие тёти, дяди

Наклеят на рекламный щит

То, что не только денег ради,

То, что здоровье защитит.

Пусть не страдают больше люди

В дыму чадящих сигарет.

Науку эту не забудем.

И никотину скажем: «Нет!» (хором)

8. Самостоятельная работа

Тест: «Напишите название органов дыхания»

Проверка теста Слайд № 12 «Проверь свои знания»

Самооценка теста

9. Домашнее задание.

Учебник стр. 21-24

Слайд № 13 «Спасибо за урок»














Цели урока:

  1. Узнать об органах дыхания.

  2. Узнать об органах кровообращения.

  3. Ознакомиться с взаимодействием дыхательной и кровеносной систем.

Оборудование:

  1. Таблицы «Дыхательная система», «Кровообращение».

  2. Кроссворд «Организм человека».

  3. Мультимедийные изображения органов дыхания и кровообращения.

  4. Муляж «Человек в разрезе».

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлых занятиях мы выяснили, что человек не может обходиться без еды и воды. А без воздуха?

II. Проверка домашнего задания. Повторение.

Разгадайте кроссворд. (см. приложение 1).

Ответы: По горизонтали: 5. Конечности. 6. Глаза. 7. Кишечник. 10. Осанка. 11. Язык. По вертикали: 1. Волосы. 2. Ноги. 3. Сердце. 4. Мозг. 8. Нос. 9. Пальцы.

Проверяется задание № 5 в рабочей тетради с. 63.

Для индивидуальной работы можно предложить карточки (см. приложение 2)

III. Работа по теме.

1. Введение в тему.

  • Попробуйте на немного закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, возмутились клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»

  • Давайте вспомним, какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)- на экране схема «Состав воздуха».

  • Какой газ необходим для дыхания? (Живительный газ - кислород.)

2. Дыхание, дыхательная система.

Всю жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие.Все эти органы составляют дыхательную систему.

Учитель на экране открывает схему «Органы дыхания».

Ученики по таблице находят трахею, бронхи, легкие. Запоминают их расположение.

Учитель или заранее подготовленный ученик может рассказать дополнительный материал про нос (см. приложение к уроку).

Далее дети читают по учебнику текст «О дыхании» (с. 148).

Беседа по прочитанному материалу:

  • Как устроена и работает дыхательная система?

  • Как выглядят трахея и бронхи?

  • Из чего состоят легкие?

  • Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа)

3. Работа в рабочей тетради.
С. 64 № 1.

  • Прочитайте.

  • Заполните пропуски в тексте.

  • Найдите в тексте абзац о работе органов дыхания и проверьте. (Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.).

С 64 № 2. Прочитайте.

Укажите стрелками органы.

Проверка по учебнику.

С 64 № 3. Прочитайте.

  • Укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе по органам дыхания красным карандашом.

  • Укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе по органам дыхания синим карандашом.

Взаимопроверка (проверяют правильное выполнение по схеме, вывешенной на доске).

IV. Физкультминутка.

Карусели, карусели. Мы с тобой в машину сели,
И поехали.
Мы с тобою в лодку сели, И поплыли.
Карусели, карусели.
Мы с тобой в ракету сели
И взлетели.

V. О движении крови.

1. Работа по учебнику.

Ученики читают текст «О движении крови» (с. 149). Учитель на экране включает таблицу «Кровеносная система». Дети находят сердце, кровеносные сосуды.

Беседа по прочитанному материалу:

  • Какова роль крови в организме?

  • Как устроена и работает кровеносная система?

  • Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?

2. Практическая работа.

Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 150. Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре.

  • Сколько ударов делает ваше сердце в минуту?

  • А сколько раз оно бьется за 10 минут? Посчитайте.

  • Результаты записать в рабочей тетради, с. 65 № 4.

VI. Повторение изученного

На последних уроках мы изучали органы и системы органов человека, работу и функции этих органов. Давайте вспомним, что же мы уже знаем о человеке? Дети получают карточки с вопросами, у каждого ученика свой вопрос.

  • Какие науки о человеке вы знаете? (Анатомия, физиология, гигиена.)

  • Что изучает каждая из названных наук?

  • Как мы воспринимаем окружающий мир? Какие органы восприятия вы знаете? (Глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос -орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания.)

  • Какая связь между органами чувств и мозгом? Объясни.

  • Что такое кожа? Каковы ее функции?

  • Какие меры первой помощи при повреждениях кожи вам известны?

  • Что такое опорно-двигательная система? Из чего она состоит?

  • Какую роль в движении человека играют мышцы, кости, мозг, нервы, органы чувств?

  • Как правильно следить за своей осанкой?

  • Почему при плохой осанке у человека хуже работают сердце, легкие и другие внутренние органы?

  • Из каких органов состоит пищеварительная система человека?

  • Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

  • Как правильно питаться?

  • Как устроена и работает дыхательная система?

  • Как устроена и работает кровеносная система?

  • Как удаляются из организма вредные вещества?

VII. Итог урока.

- Назовите органы дыхательной системы.

- Назовите органы кровеносной системы.

Ребята читают вывод в учебнике на странице 150. Дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки.

VIII. Домашнее задание.

Придумай и изготовь модель, показывающую, как в организме человека перемещаются кислород, питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности.

Приложение 3


© 2010-2022