Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по изобразительному искусству

(УМК «Школа России»)

1 класс


Согласно Положению о рабочей программе учителей, работающих по ФГОС НОО, данная рабочая программа включает следующие разделы: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; 6) содержание учебного предмета; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; 9) календарно-тематическое планирование.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Б.М. Неменского (УМК «Школа России») и учебного плана МБОУ гимназии №1 им.Н.М. Пржевальского города Смоленска на 2014-2015 учебный год. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Цель курса - развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно - творческой деятельности. Задачи курса: - овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; - развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности; - воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


2. Общая характеристика учебного предмета.


Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа - 33 учебные недели (1час в неделю).


Работа по данному курсу обеспечивается: «Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь»: учебник для 1 класса нач. шк. / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. «Изобразительное искусство: Твоя мастерская»: рабочая тетрадь для 1 класса / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2014


Виды учебной деятельности: - практическая художественно-творческая деятельность ученика; - восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.


Формы организации учебного процесса: - индивидуальные; - индивидуально-групповые; - работа в парах.

Изменения в авторскую учебную программу не вносились.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


5. Планируемые результаты освоения учащимися 1 класса программы по изобразительному искусству


В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Работать по предложенному учителем плану;
  • Отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • Пользоваться языком изобразительного искусства;
  • Слушать и понимать высказывания собеседников;
  • Согласованно работать в группе.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории; - умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; - выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


6. Содержание предмета в 1 классе

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч) Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения учит видеть Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» - рисунок или последовательность рисунков. Разноцветные краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения (8 ч) Мир природы полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту нужно уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках, узоров на крыльях бабочки, красивых рыбок, украшения на оперении птиц и т.д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Узоры, которые создали люди Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки (8 ч) Постройки в нашей жизни «Придумай себе дом» - изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения Дома бывают разными Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила - слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Город, в котором мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) Цель темы - показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное - это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок. Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение живой природы. Создание коллективной компо­зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.








7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примечание

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

9

9

2.

Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения.

8

8

3.

Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки.

8

8

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

8

8

Итого:

33

33



8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Перечень учебно-методических средств учителя 1. «Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь»: учеб. для 1 кл. нач. шк. / Л.А.Неменская;под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 2. «Изобразительное искусство: Твоя мастерская»: рабочая тетрадь для 1 класса / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2014 3.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Материально-техническое обеспечение Книгопечатная продукции: -учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, рисунки, схематические рисунки, схемы); -хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства; -энциклопедии по искусству, справочные издания; -альбомы по искусству; -книги о художниках и художественных музеях; -книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры; -словарь искусствоведческих терминов. Печатные пособия: -портреты русских и зарубежных художников; -таблицы по стилям архитектуры; Технические средства обучения: -магнитофон Экранно-звуковые пособия: -аудиозаписи по музыке, литературные произведения; -фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии; -презентации на дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников. Учебно-практическое оборудование: -пластилин; - краски акварельные, гуашевые, тушь; - бумага АЗ, А4, цветная; - фломастеры, восковые мелки; - кисти беличьи № 5, 10, 20; - ёмкости для воды.

Список используемой литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (компакт-диск) издательство «Учитель», 2012
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., переработанные. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

9. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.


Изобразительное искусство (33ч)

(1 час в неделю)


п/п

Дата

по

плану

Дата

факти-

ческая

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Приме-чание

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 ч


1

05.09


Техника безопасности на уроке ИЗО. Экскурсия в школьный кабинет изобразительного искусства.

1 Знать: -форму изображения солнца; -основные жанры произведений изобразительного искусства; -знавать отдельные произведения выдающихся художников (В.М. Васнецов). Уметь: - рассказать о своем настроении; - рисовать форму круга (ок­ружности); -использовать художественные материалы (цветные карандаши, бумага); -работать с ножницами; -применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости; -применять основные средства художественной выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению); -использовать художественные материалы (гуашь). Уметь организовать рабочее место; -использовать художественные материалы (гуашь). Умение применять основные средства художественной выразительности (линия, фигура).

2

12.09


Все дети любят рисовать. Изображение всюду вокруг нас. Урок-игра

1

3

19.09


Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия «Золотые краски осени».


1

4

26.09


Изображать можно пятном. Урок-фантазия.Преврати пятно в изображение зверушки.

1

5

03.10


Изображать можно в объёме. Лепка. Урок-фантазия. Преврати комок пластилина в зверушку.

1

6

10.10


Изображать можно линией. Урок-игра «Путаница из линий».


1

7

17.10


Разноцветные краски. Рисуем разноцветный коврик. Урок-фантазия

1


8

24.10


Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-игра

1

9

07.11


Художники и зрители.

1

Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения -


10

14.11


Мир полон украшений. Коллективная работа «Цветы в корзине».


1


Знать: художественные материалы (гуашь). Уметь: -понимать «язык» украшений; -видеть прекрасное; использовать художественные материалы (гуашь); -умение видеть красоту разнообразных поверхностей; -использовать художественные материалы (бумага разной фактуры), работать с ножницами, развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала; -применять основные средства художественной выразительности в рисунке на заданную тему (по воображению); применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, работать с ножницами.

11

21.11


Красоту надо уметь замечать.

1

12

28.11


Цветы.

1

13

05.12


Узоры на крыльях (Украшение крыльев бабочки).

1

14

12.12


Красивые рыбы (Украшение рыбки узорами чешуи).

1


15

19.12


Украшение птиц.

1

16

26.12


Узоры, которые создают люди. Придумай свой орнамент.

1

17

16.01


Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1

Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки -


18

23.01


Постройки в нашей жизни. Экскурсия по городу.

1 Знать: жанр изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы (гуашь); -понятия: архитектор, архитектура. Уметь: -использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, рассматривать здания; -видеть конструкцию построение предмета; использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации из простых геометрических форм; -использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

19

30.01


Дома бывают разными.

1

20

06.02


Домики, которые построила природа. Лепка. Сказочные домики в виде овощей и фруктов.

1

21

20.02


Снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

1

22

27.02


Строим город. Коллективная работа «Город из бумаги».

1


23

06.03


Всё имеет своё строение. Изображение зверей в технике аппликации.

1

24

13.03


Строим вещи. Конструирование сумок, упаковок и их украшение.

1

25

20.03


Город, в котором мы живём. Панно.

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -


26

03.04


Экскурсия-прогулка по улицам города.

1 Знать: -основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; -жанр изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); -использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах; -применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах, применить навыки бумагопластики; -применять основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры); -применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир и произведения искусства. Развивать зрительские навыки.

27

10.04


Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Выставка детских работ.

1

28

17.04


Праздник птиц. Коллективная работа «Птицы на ветке».

1

29

24.04


Разноцветные жуки. Изготовление жуков из бумаги.

1

30

01.05


Сказочная страна. Создание панно.

1

31

08.05


Времена года. Экскурсия в природу.

1

32

15.05


«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Коллаж «Весна».

1

33

22.05


Урок любования. Экскурсия в природу «Здравствуй, лето!»

1



© 2010-2022