Программа образовательного сопровождения одаренных детей начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа образовательного сопровождения

одаренных детей начальных классов

на 2015-2019 учебный год



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Наименование программы

Программа образовательного сопровождения

одаренных детей начальных классов

Автор

Короткова Людмила Николаевна - учитель начальных классов

Наименование учреждения реализуемой программы.

МКОУ « Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

Цель программы

Выявить одаренных детей, создать благоприятные условия для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Срок реализации программы

2015-2019 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив, специалисты школы

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся, педагоги

Ожидаемые результаты


  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;

  3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

Система контроля исполнения программы

Контроль над реализацией программы осуществляет методический совет школы.

Пояснительная записка Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленные на развитие ребёнка. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности школы и служит основой сотрудничества и консолидации её с родителями и общественностью. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой и обязательной по всем направлениям.
Следовательно, школа должна обеспечить достойное образование каждому и воспитать человека-творца, созидателя своего «Я», преобразователя окружающей действительности. Для этого самой главной ценностью должна стать индивидуализация - подход к ребёнку как к индивидуальности, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение воспитание и поддержку одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели и задачи программы.
Цель программы:

Выявить одаренных детей, создать благоприятные условия для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачи программы:
- совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Содержание программы

Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:

- наблюдение;

- общение с родителями;

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Направления работы

1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Формы работы

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

- участие в школьных и районных олимпиадах;

- проектная деятельность учащихся;

- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

- создание детских портфолио.

Результаты реализации программы

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления.

«Модель» одаренного ребенка-выпускника

- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки и применение данной информации;

- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

- самостоятельно мыслить и творчески работать;

- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Условия реализации программы

В связи с удаленностью населенного пункта, в котором находится школа, основная деятельность по организации работы с одаренными детьми осуществляется педагогическим коллективом школы. Большая часть мероприятий всероссийского и международного уровня проводится дистанционно.


Согласно учебному плану школы для обучающихся организованы занятия внеурочной деятельности, работают спортивные секции и кружки на базе школы, Дома культуры и сельской библиотеки. Педагоги вводят в процесс учебной деятельности задания повышенной трудности, применяют дифференцированный подход при подборе заданий обучающимся с разным уровнем интеллектуальных способностей.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады. Обучающиеся принимают участие во всероссийской олимпиаде, международной олимпиаде УРФО и других.
В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

Обучение в начальных классах - это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

1. Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблемам одаренности.

2. Методическое обеспечение работы с одаренными детьми:

- повышение профессионально мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

3. Мероприятия по работе с одаренными детьми.

План работы с одаренными детьми

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций

в течение года

методист

2

Выявление, отбор, обучение, развитие одаренных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности

в течение года

методист,

учителя нач. классов

3

Создание банка данных по одаренным детям

сентябрь, январь

методист

4

Проведение работы с родителями одаренных детей

в течение года

учителя нач. классов

5

Проведение учебы по изучению опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение года

учителя нач. классов

6

Создание условий для работы с одаренными детьми и их подготовки к конкурсам

в течение года

учителя нач. классов

7

Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад 3-4 классы

ноябрь, декабрь

учителя нач. классов

7

Подготовка и участие в районной предметной олимпиаде «Югорский умник» 3-4 классы

март

учителя нач. классов

8

Подготовка и участие олимпиадах УРФО, Всероссийских олимпиадах и конкурсах

в течение года

учителя нач. классов

9

Участие в школьном конкурсе «Ученик года»

апрель

учителя нач. классов

10

Подготовка и участие в школьной учебно-практической конференции

апрель

учителя нач. классов

11

Подготовка и участие в районной конференции «Юный исследователь»

февраль

учителя нач. классов

12

Предметные недели

в течение года

учителя нач. классов

13

Неделя науки и творчества

декабрь

учителя нач. классов

14

Праздник Успеха

май

учителя нач. классов

Основная работа по реализации программы по сопровождению одаренных детей осуществляется на занятия внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации в начальных классах отводится до 10 часов на занятия внеурочной деятельности. Именно на занятия внеурочной деятельности и при посещении кружков и секций раскрываются новые способности обучающихся, происходит углубление и их знаний и умений, полученных на уроках. Занятия внеурочной деятельности распределены так, чтобы каждый желающий мог найти себе занятие по способностям и интересам. УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности 1-4 классов МОУ «Карымкарская средняя общеобразовательная школа»
Вид деятельности Название занятия Охват обучающихся Спортивно-оздоровительное ОФП, «Поиграй-ка» 1-4 кл Духовно-нравственное «Истоки», «Родничок» 1-4 кл. Социальное Изо-студия, «Теремок», Студия танца, «Умелые ручки» 1-4 кл. Общеинтеллектуальное «Умники и умницы», «Учусь создавать проект» «Развитие речи» 1-4 кл. Для достижения целей используются главные принципы реализации программы.

- Непрерывность и систематичность школьного образования и воспитания.

- Гуманизм в межличностных отношениях.

- Научность и доступность.

- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

- Применение принципов развивающего обучения.

- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Занятия проводятся раз или два в неделю согласно рабочей программе составленной педагогом на основе своей авторской программы или использование рекомендованных программ.

Занятия проводятся с использованием групповой и индивидуальной работы с детьми. При обучении в группе будут использованы такие методы, как:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.

На каждом занятии предусмотрены динамические паузы для отдыха, учитель строит свое занятие, используя разные методы и приемы, учитывая возрастные особенности школьников, заботясь о здоровье своих воспитанников.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- сформировать систему работы с одаренными детьми;

- создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;

- совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;

- сформировать банк данных «Одаренные дети».


Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса - организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. - Тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку задания тестов стимулируют воспитанников не только к запоминанию знаний, но и их осмыслению и систематизации. - Проведение школьных конференций, конкурсов, творческих отчетов. - Проведение анкетирования обучающихся

Оценка результативности реализации программы

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе.

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся.

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.



Таким образом, образовательное сопровождение одаренных обучающихся МКОУ «Карымкарская СОШ» представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей. Можно сделать вывод, что сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.


Контроль за реализацией программы образовательного сопровождения детей осуществляется администрацией школы в соответствии с планом внутришкольного контроля.



© 2010-2022