- Преподавателю
- Начальные классы
- Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности
Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Береснева Л.А. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор материала: Береснева Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Кобра Даровского района Кировской области.
Воспитательная работа в начальных классах
через организацию внеурочной деятельности.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-
улучшить условия для развития ребенка;
-
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:
-
спортивно-оздоровительное (Занятие «Румяные щечки»)
-
духовно-нравственное (занятие «Школа вежливых наук»)
-
Социальное (занятие «Радуга творчества»),
-
Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы», «Зеленая планета»),
-
Общекультурное (занятие «В мире музыки»)
В таких формах как экскурсии, прогулки, походы, конкурсы, олимпиады, соревнования, праздники, выступления и других.
Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
· разработка Положения о внеурочной деятельности;
-
подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
· разработка программ внеурочной деятельности;
· материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
· информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
· составление расписания внеучебной деятельности для учащихся.
Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы школы и поселения (учителя начальных классов, сельский библиотекарь, вожатая, работники сельского Дома культуры). Занятия проводятся по 5 часов в неделю в каждом классе.
Мы живем в маленьком селе, ближайший ДДТ - в райцентре. Поэтому школа - единственная возможность для детей проявить свои таланты и способности. И мы, классные руководители, рады, что получили возможность проведения дополнительных занятий с детьми. Выступления, праздники, подготовка и проведение различных мероприятий, дни здоровья, походы - всё это школа. К тому же это дополнительная возможность занять детей во внеурочное время, защитить их от пагубного влияния улицы и той социальной среды, в которой они вынуждены жить.
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Стараемся, чтобы дети во время внеурочки поменьше находились в классе. Если позволяет погода, занятия проводим на свежем воздухе. Все родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Не считают, что занятия внеурочной деятельностью являются перегрузкой для учащихся.
С родителями было проведено ряд собраний. Первое из них состоялось 11 февраля 2011 года, которое было посвящено ознакомлению с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. А также мы познакомили родителей с планируемыми занятиями по внеурочной деятельности, кратким содержанием и руководителями. На последующих собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников. Я веду занятия по двум направлениям внеурочки:
-
Социальное (занятие «Радуга творчества») в 1-4 классах
-
Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы» в 3- 4 классах, «Зеленая планета» в 1-2 классах)
Цель занятия «Радуга творчества» - развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю. Задачи: - развивать воображение, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; - учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, с природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Детям предлагаются художественно - технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Запланированы экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как школьные так и районные. Поделки - сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей, для оформления зала для проведения праздничных утренников.
(Показ поделок)
Программа курса «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1 и 2 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
- Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
- В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
- Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
Занятие «Школы вежливых наук(1-4 кл.) - руководитель Кузнецова Л.А. Программа состоит из 4 крупных разделов: «Воспитание жить вместе» (1 класс) «Я среди людей» (2 класс) «Школа - территория толерантности» (3 класс) «Воспитание самостоятельности» (4 класс) Основным методом преподавания является игра. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр. Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
обучить навыкам общения и сотрудничества;
сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
сформировать навыки поведения на дороге в различных ситуациях
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Формы организации внеурочной деятельности:
Экскурсии; Ролевые игры; Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного села, бережное отношение к ним
Планета Здоровья(1-4кл.) - руководитель Кузнецова Л.А. Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: чтение стихов, сказок, рассказов; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; организация подвижных игр; - выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения; Ожидаемые результаты В результате усвоения программы учащиеся должны уметь: выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; осуществлять активную оздоровительную деятельность; формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать: факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний; причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Занятие «Все мы музыканты» - 1 класс. Руководитель Холманских Н.В. Цель - приобщение к миру музыки через музицирование, обучение игре на детских музыкальных инструментах. Программа позволяет приобщиться к музыкальному искусству на практике, владеть приемами игры на детских музыкальных инструментах. Результат - участие в художественной самодеятельности школы.
Занятие ансамбля «Колокольчики» - 2-4 классы. Цель - создать условия для самореализации учащихся в области вокального исполнения, развитие вокально - хоровых и ритмических навыков через народное песенно - игровое творчество. Задачи - программа позволяет развить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, к детям приходит уверенность в собственных силах. Они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои вокальные и коммуникативные умения. Результат - выступление на школьных праздниках, в сельском Доме культуры и районной сцене.
Я, как классный руководитель, считаю, что реализация данных программ внеурочной деятельности способствует:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важных направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.