Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Автор материала: Береснева Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Кобра Даровского района Кировской области.





Воспитательная работа в начальных классах

через организацию внеурочной деятельности.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное (Занятие «Румяные щечки»)

  • духовно-нравственное (занятие «Школа вежливых наук»)

  • Социальное (занятие «Радуга творчества»),

  • Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы», «Зеленая планета»),

  • Общекультурное (занятие «В мире музыки»)

В таких формах как экскурсии, прогулки, походы, конкурсы, олимпиады, соревнования, праздники, выступления и других.


Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

· разработка Положения о внеурочной деятельности;

  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

· разработка программ внеурочной деятельности;

· материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

· информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

· составление расписания внеучебной деятельности для учащихся.

Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:

· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

· создание условий для индивидуального развития ребенка;

· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы школы и поселения (учителя начальных классов, сельский библиотекарь, вожатая, работники сельского Дома культуры). Занятия проводятся по 5 часов в неделю в каждом классе.

Мы живем в маленьком селе, ближайший ДДТ - в райцентре. Поэтому школа - единственная возможность для детей проявить свои таланты и способности. И мы, классные руководители, рады, что получили возможность проведения дополнительных занятий с детьми. Выступления, праздники, подготовка и проведение различных мероприятий, дни здоровья, походы - всё это школа. К тому же это дополнительная возможность занять детей во внеурочное время, защитить их от пагубного влияния улицы и той социальной среды, в которой они вынуждены жить.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Стараемся, чтобы дети во время внеурочки поменьше находились в классе. Если позволяет погода, занятия проводим на свежем воздухе. Все родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Не считают, что занятия внеурочной деятельностью являются перегрузкой для учащихся.

С родителями было проведено ряд собраний. Первое из них состоялось 11 февраля 2011 года, которое было посвящено ознакомлению с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. А также мы познакомили родителей с планируемыми занятиями по внеурочной деятельности, кратким содержанием и руководителями. На последующих собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников. Я веду занятия по двум направлениям внеурочки:

  1. Социальное (занятие «Радуга творчества») в 1-4 классах

  2. Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы» в 3- 4 классах, «Зеленая планета» в 1-2 классах)


Цель занятия «Радуга творчества» - развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю. Задачи: - развивать воображение, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; - учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов; - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, с природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Детям предлагаются художественно - технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда. Запланированы экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как школьные так и районные. Поделки - сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей, для оформления зала для проведения праздничных утренников.
(Показ поделок)
Программа курса «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1 и 2 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
  1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
  2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Результатом реализации данной программы является участие школьников в конкурсах разного уровня - школьных, районных, областных («Образы земли», «Подрост» и др.), изготовление наглядных материалов на природоохранную тематику для оформления классных и школьных стендов.
Занятие «Школы вежливых наук(1-4 кл.) - руководитель Кузнецова Л.А. Программа состоит из 4 крупных разделов: «Воспитание жить вместе» (1 класс) «Я среди людей» (2 класс) «Школа - территория толерантности» (3 класс) «Воспитание самостоятельности» (4 класс) Основным методом преподавания является игра. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр. Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

обучить навыкам общения и сотрудничества;

сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

сформировать навыки поведения на дороге в различных ситуациях

развивать коммуникативные умения в процессе общения;

ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Формы организации внеурочной деятельности:

Экскурсии; Ролевые игры; Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного села, бережное отношение к ним


Планета Здоровья(1-4кл.) - руководитель Кузнецова Л.А. Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи:  сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;  формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;  научить использовать полученные знания в повседневной жизни;  добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:  чтение стихов, сказок, рассказов;  прослушивание песен и стихов;  разучивание и исполнение песен;  организация подвижных игр; - выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения; Ожидаемые результаты В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:  выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;  осуществлять активную оздоровительную деятельность;  формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать:  факторы, влияющие на здоровье человека;  причины некоторых заболеваний;  причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;  виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;  о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;  основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Занятие «Все мы музыканты» - 1 класс. Руководитель Холманских Н.В. Цель - приобщение к миру музыки через музицирование, обучение игре на детских музыкальных инструментах. Программа позволяет приобщиться к музыкальному искусству на практике, владеть приемами игры на детских музыкальных инструментах. Результат - участие в художественной самодеятельности школы.
Занятие ансамбля «Колокольчики» - 2-4 классы. Цель - создать условия для самореализации учащихся в области вокального исполнения, развитие вокально - хоровых и ритмических навыков через народное песенно - игровое творчество. Задачи - программа позволяет развить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, к детям приходит уверенность в собственных силах. Они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои вокальные и коммуникативные умения. Результат - выступление на школьных праздниках, в сельском Доме культуры и районной сцене.
Я, как классный руководитель, считаю, что реализация данных программ внеурочной деятельности способствует:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важных направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.



© 2010-2022