Планирование. Рабочая программа по чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

Каменского района Алтайского края



Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор

Руководитель МО МКОУ «Новоярковская СОШ» МКОУ «Новоярковская СОШ»

__________ А.А.Терёшина ________ С.В.Анциферова __________ О.А.Павлова

Протокол №__ от Приказ №________

«___»____________2015г. «___»________________2015г «___»________________2015г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению

(учебный курс/ предмет)



3 класс

начальное (коррекционное) образование (обучение на дому)

(класс или ступень обучения)

на 2015 - 2016 учебный год

(срок реализации)




Составитель: Мельникова Т.П.

Воспитатель ГПД, 12 разряд











2015 год


Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4 классы / Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение. 2008. Программа разработана исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных (коррекционных) классах VIII вида Основные задачи обучения чтению во 2 - 4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения: учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Основная цель - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.



Задачи:


  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря


Количество часов по программе 34 Количество часов в неделю по учебному плану 1 Количество часов в год 34






Перечень тем:
  • «Сентябрь начинается школьным звонком»
  • «Вспомним лето»
  • «Осенняя пора»
  • «Зимушка-зима, как ты хороша!»
  • «О хорошем и плохом»
  • «Хитрость, мудрость и смекалка»
  • «Весна пришла»
  • «О тех, кто рядом с нами»
  • «Месяц май»


Основные требования к знаниям и умениям учащихся. К концу III класса учащиеся должны уметь:
  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
  • наизусть 5-8 стихотворений.
Требования к технике чтения: осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Требование к осознанности чтения: ответы на вопросы о ком или о чём говориться в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словесных картин. Развитие устной речи: подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов; драматизация сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам. Разучивание небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом. Внеклассное чтение: подготовка к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка пользования школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек; ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.















Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи


Тема урока Содержание Примечание

1

«Здравствуй, школа»


С.Михалков «Важный день». Р.Сеф «Учись читать!» Т.Чинарёва «Здравствуйте!». В.Берестов «Где право, где лево». В.Драгунский «Что любит Мишка»


Беседа по картине «Первое сентября»

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста . Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами.

2 О.Григорьев «Кто прав?» По М.Коршунову «Петя и его жизнь»

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Работа с иллюстрациями учебника.




3



«Люби всё живое»


Л.Толстой «Котёнок». В.Орлов «Учёный кот» М.Пришвин «Ребята и утята». В.Бианки «Ёж - спаситель»

Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


4 Р.Фраерман «Мальчик в лесу». В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук». В.Орлов «Родное» Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Беседа по иллюстрациям учебника. Выразительное чтение по ролям, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Заучивание наизусть

5

«Учимся трудиться»


С.Михалков «Важные дела» М.Пожаров «Мои работники» (загадка). По Е.Пермяку «Смородинка»
Выразительное чтение, рисование отгадки Деление рассказа на части, подготовка пересказа по плану

6 По О.Донченко «Телёнок». Дж.Родари «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла». «Колосок» (украинская сказка)
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

7

«Славная осень»


Е.Трутнева «Осень». И.Соколов-Микитов «Улетают журавли». В.Катаев «Грибы». А.Прокофьев «В лес по грибы». Н.Сладков «Эхо». Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств

8 Составление рассказа по рисунку Загадки Е.Григорьева «Рябиновая скороговорка» М.Бородицкая «Сентябрьская скороговорка». Н.Грибачёв «Рыжие листья» (сказка) Заучивание наизусть. Составление рассказа по вопросам к рисунку.Озаглавить рассказ. Рисование отгадок, заучивание одной скороговорки. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

9 К.Бальмонт «Осень». А.Фет «Ласточки пропали…». А.Плещеев «Осень наступила…». Н.Некрасов «Железная дорога» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Заучивание наизусть

10

«Что такое хорошо…»
М.Басина «Удивительная верёвка». А.Барто «Уехали». К.Киршина «Вот какая история»

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Ответы на вопросы. Подготовка пересказа. Работа с иллюстрацией учебника

11
Л.Воронкова «Что сказала бы мама?». По Я.Пинясову «Кем быть и кем не быть?». По Н.Носову «Огурцы»

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

12 Н.Осеева «Волшебное слово»
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Составление плана рассказа, подготовка пересказа по плану

13 Е.Пермяк «Бумажный змей». А.Котовщикова «Как же так получилось?»
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Ответы на вопросы. Деление рассказа на части, ответы на вопросы

14 Л.Пантелеев «Трус»
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Ответы на вопросы

15 По Л.Пантелееву «Честное слово». Р.Сеф «Мальчики и девочки…». К.Чуковский «Мойдодыр» Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Озаглавливание частей рассказа, подготовка пересказа одной части. Заучивание наизусть.

16

«Народные сказки» «Лиса и журавль» (русская сказка). «Заяц-хвастун» (русская сказка)
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

17 «Как мужик волка спас» (мордовская сказка). «Кукушка» (ненецкая сказка). «Про бурого мишку и мышку-вертушку» (русская сказка) Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

18 «Хаврошечка» (русская сказка)
Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения





19


«Зима» И. Суриков,

«Никто не обижается»

В. Орлов.

«Первый снег» А. Чехов,

«Гололедица В. Берестов.

«На горке » Н.Носов 1, 2 ч. 3ч.

Вот пришли морозы- и зима настала

Учить находить характерные признаки. Заучивание наизусть

Дать представления о признаках зимы.

Учить делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Учить озаглавливать части рассказа, записывать их как план.

Пеленою, Забелело, Стог, Столетняя старушка, гололедица.


20 «Река стала» Д.Мамин-Сибиряк. «Зимнее утро» А.Пушкин. Сказка «Проказы старухи зимы» К.Ушинский. «Здравствуй, ёлка!» В.Лебедев-Кумач. «Знакомые следы» Е.Пермяк. Учить описывать зимнее утро словами из стихотворения, своими словами. Река стала. Великолепный, дыхание, Запорошила, треск, оконница, тулуп, салазки,

подула холодом, пуще злиться, ледяная кровля. Учить находить описание предметов по заданию учителя. Учить читать стихотворение выразительно.

Продолжать учить делить текст на части. Учить подбирать слова из сказки к выражениям «Задумала зима всё живое заморозить», «Деревья покрылись льдом», «Изведу я людей», «С края крыш закапала вода».




21



«Из лесной газеты» В.Бианки. «В гостях у дедушки Мороза» по В.Одоевскому. Рассказ «Дружба» по Г.Скребицкому. Рассказ «Кот в сапогах» А.Барков. Стихотворение «Наши друзья» Г.Ладонщиков Рассказ «Четыре желания» по К.Ушинскому.

Продолжать учить делить текст на части по заголовкам. Учить передавать содержание рассказа по плану. Учить отвечать на вопросы учебника. Формировать умение делать выводы. Учить сравнивать рассказы.


22
Русская сказка «Пых» «Путаница» К.Чуковский. Рассказ «Живая шляпа» Н.Носов. Смешные истории Расширять кругозор учащихся. Закрепить умения делать умозаключения на основе прочитанного. Учить находить в тексте описание котёнка, объяснять название рассказа. Проверить знания учащихся о птицах, описание их внешнего вида. Учить отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Учить объяснять выражения. Продолжать учить читать текст по ролям. Учить объяснять выражения. Шляпа, клюшка, «ребята трясутся от страха», «что-то плюхнулось» Безумец, угощенье, Рыльце, корыто, «кошка надоумила», «раздобыть», «замурзанный», ухом не ведёт».


23 Сказка «Хрюк на ёлке» Б.Заходер.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Ответы на вопросы. Подготовка пересказа.


24 «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» по Н.Носову Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Продолжать учить делить текст на части и озаглавливать их. Учить пересказывать по плану. Механик, велосипед, самокат, строгать, клепать, Паять, усовершенствование


25 Весна в окно стучится …

«Зима недаром злится» Ф.Тютчев «Стальное колечко» К.Паустовский. «Весна» А.Плещеев. Стих. наизусть. Учить подбирать заголовок к отрывку. Учить находить приметы весны в тексте. Продолжать учить читать по ролям. Учить выделять главную мысль сказки. Перезванивают, болобочут, бормочут, разливаются, камень-валун, лежебока, благодарите, день-деньской, сосулька, заледенел, обмерзла


26 «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э.Шим.

«А что у вас?» С.Михалков. Учить читать по ролям, передавать интонацию. Учить придумывать заглавия к частям. Водопровод Летчик, Инженер, Вагоновожатый, Два прицепа,


27 «Мамины руки» по Б.Емельянову. Учить находить в тексте непонятные слова. Учить объяснять название рассказа, словосочетание портниха золотые руки, белоручка, «руки жесткие, а сердце мягкое», «отходчивое сердце», Шершавые -шершавенькие


28

«Песня о весне» Я.Колас. «Последняя льдина» по В.Бианки «Большая берёза» Н.Артюхова

  • Совершенствовать технику и выразительность чтения;
  • Способствовать эмоциональному воспитанию;
  • Развивать творческое воображение;
  • Познакомить с особенностями стихотворного текста (подбор рифмы);
Учить подбирать рифмующиеся слова.


29

«Что случилось?» В.Орлов. «Скворцы прилетели» М.Матусовский. «Голубой апрель» А. Барков.

  • Воспитывать морально- этические представления (бережное отношение к природе);
  • Познакомить с народными приметами;


30

«Дождик,

лей веселей!»

Г. Ладонщиков. «И мы».

В. Драгунский
Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Составление плана рассказа, подготовка пересказа по плану.


31

«Май»Н. Михайлова. «Когда на планете хозяева дети». В. Орлов. «Полюшко- поле».

В. Олейник«Спать легли однажды дети». С. Михалков. Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Ответы на вопросы. Деление рассказа на части, ответы на вопросы




Лето красное идет …


32

«Гроза в лесу».

Л. Толстой. «Лето в лесу»

И. Соколов- Микитов. «Колокольчики мои…»

А. Толстой. «Что такое лето». В. Фетисов. Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Ответы на вопросы. Стих наизусть.


33

«Акула».

Л. Толстой. «Купание медвежат». В. Бианки. Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Озаглавливание частей рассказа, подготовка пересказа одной части. Заучивание наизусть.


34

«Вот и лето подоспело…».

М. Ивенсон. «Секретное слово». Л. Полетаев. Первичное ознакомление с рассказом. Работа с трудными словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста



















































Список дополнительной литературы


  1. Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1 кл., М., 20

  2. Чтение: учеб.для 3 кл.спец.(коррекционных) образоват,учреждений 8 вида Ч77вида/авт.сост.В.В.Воронкова и др.)-М.Гуманитар.изд центр ВЛАДОС,2005г

© 2010-2022