Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 21 века (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Асхата Масгутовича Мирзагитова

с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор школы

протокол №____ ______/Зарипова В.В./ _____ /ЗиганшинА.Ф./

от «___» _____201_ г. «___» _____201_ г. приказ №______

от «___» __201_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету


РУССКИЙ ЯЗЫК


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


3 б класс


Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год


(Составлена на основе авторской рабочей программы «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, разработанной С.В. Ивановым, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой, М.. Вентана-Граф, 2012

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования)



Составитель программы:

учитель начальных классов

Гекельман Ольга Александровна


2014 год




Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Закона «Об Образовании РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), авторской про­граммы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Куз­нецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова),основной образовательной программы начального общего образования, санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189),учебного плана МБОУ СОШ №2 им. А.М. Мирзагитова с. Кандры ( федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год, основной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы, учебно-методического комплекса. Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Целями обучения русскому языку являются: -ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; -формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; -развитие устной и письменной речи учащихся; -развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочно­го письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащих­ся с основными положениями науки о языке. Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основ­ными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Общая характеристика предмета Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп­ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно- коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,что русский язык является государственным языком Российской Федерации , родным языком русского народа , средством межнационального общения .Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения ,явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом работы МБОУ СОШ №2 имени А.М. Мирзагитова с. Кандры на 2014 - 2015 учебный год, реализация программы рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

Результаты изучения учебного предмета « Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка являются: -осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; - умение чувствовать красоту и выразительность речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. Метапредметными результатами изучения русского языка являются: -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; -способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; -понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка являются: -овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; -умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; -умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть "слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Учебно-методический комплект 1.Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 176 е.: ил. - (Начальная школа XXI века). 2.Пишем грамотно: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ М.И. Кузнецова. -4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века). 3.Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразова­тельных учреждений / М.И. Кузнецова. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (На­чальная школа XXI века). 4.Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложе­ния / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. - 3-е изд., исправл. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Оценка знаний). 5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс / Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.:

Основное содержание предмета (170 часов)

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (65 ч) 1.Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетическо­го анализа слова (3 ч). 2.Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора сло­ва по составу (4 ч). 3.Синтаксис (18 ч) Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепен­ные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. 4.Морфология (40 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные1. Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушев­ленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Скло­нение личных местоимений. 5.Правописание (формирование навыков грамотного письма) (54 ч) Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -ии,-, -инк-, -енк-, сочетаний ичк, ечк. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но). 6. Развитие речи (35 ч) Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание тек­стов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов - повествование, описание, рассуждение - и создание собственных текстов заданного типа.

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе Аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, забота, запад, заря, здесь, инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь, обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог, погода, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета, рас­стояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай, учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофёр, яблоко. Изменения в примерную и авторскую программу не внесены. Опора на региональный компонент в обучении определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

-собственные имена существительные;

-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

-определять род изменяемых имен существительных;

-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между сло­вами в предложении;

-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но,

-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов1;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфогра­фические и пунктуационные ошибки;

-составлять план собственного и предложенного текста;

-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

-составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определен­ные программой);

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без

Ученик получит возможность научиться:

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

-устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребитель­ные слова);

-склонять личные местоимения;

-различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

-находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, до­полнение;

-самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

-разбирать по членам простое двусоставное предложение;

-применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

-применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк,

-применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие,

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

-писать подробные изложения;

-создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатст­ва и выразительности письменной речи;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учеб­нике материала).

Оценка достижения планируемых результатов Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников ре­шать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолже­ния образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интер претируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ве­дётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежу­точного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итого­вая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демон­стрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения. Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе



1 полугодие

2 полугодие

За год Диктант

4

4

8 Словарный диктант

2

2

4 Списывание

2

2

4 Тест


1

1 Контрольная работа

4

4

8 Текущее изложение


2

2 Самостоятельная работа по развитию речи

2


2

1 модуль 3 модуль 4-5 модуль За год Объём текста для диктанта 45-50 слов 50-55 слов 55-60 слов 60-65 слов Объём текста для списывания 45-50 слов 50-55 слов 55-60 слов 60-65 слов Объем текста для изложения

55-60 слов 55-60 слов Объем словарного диктанта 12 слов


Виды контрольных работ, их проведение и оценивание Контрольные работы разделены на три большие группы: 1)текущие контрольные работы; 2)итоговые контрольные работы; 3)комплексные итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Цель проведения итоговых контрольных работ - проверка уровня достижения плани­руемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истек­ший период работы (модуль, триместр, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те уме­ния и навыки, которые уже хорошо отработаны. Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Проводятся в конце 3 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уро­вень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы - оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по рус­скому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.

Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»

Текущие и итоговые контрольные работы Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценива­ется по пятибалльной системе1. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач. Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная поло­жительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку вы­ставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую от­метку за контрольную работу. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её вы­полнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку. За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следую­щие отметки: «5» - за безошибочное выполнение всех заданий; «4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий; «2» - если ученик не справился с большинством заданий. Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.

Констатирующие контрольные работы Цель констатирующей контрольной работы - установить степень сформированной у учащихся мотивации к изучению русского языка. При проведении работ этого вида учитель получает возможность определить перспективы дальнейшей работы, скорректировать свои подходы к обучению каждого ученика, подобрать дополнительный материал, вернуться к изученной теме, привлекая те формы работ (парную, групповую, индивидуальную, фрон­тальную), которые будут наиболее оптимальными для каждого конкретного ученика. Для проведения констатирующей контрольной работы отводится отдельный урок или часть урока. Возможность и целесообразность проведения работы определяет учитель. Контрольные работы этого вида предлагаются всему классу, но выполняются только по желанию ученика. Таким образом, младшие школьники могут попробовать свои силы в реше­нии учебных задач более высокого уровня. Констатирующие контрольные работы оцениваются в терминах «выполнил» / «не вы­полнил». Отметки в журнал за выполнение констатирующих работ не выставляются, однако сами работы рекомендуется разместить в портфеле индивидуальных достижений учащегося (портфолио).

Тестирование Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»). На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках- карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то за­дание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста: «5» - если ученик набрал 13-14 баллов; «4» - если ученик набрал 10-12 баллов; «3» - если ученик набрал 7-9 баллов; «2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Контрольные работы к урокам блока «Правописание»

Диктант Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включе­ны орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предше­ствующих классах. После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при вы­полнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за зада­ние не зависит от отметки за диктант. Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встрети­лись. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка: Оценивание диктанта: «5» - если в диктанте нет ошибок; «4» - если допущено не более двух ошибок; «3» - если допущено не более четырёх ошибок; «2» - если допущено пять и более ошибок. Ошибкой считается: 1)нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на про­пуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; 2)неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемы­ми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса; 3)отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, уче­ник дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и). Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка). Оценивание орфографического задания: «5» - за полностью выполненное задание без ошибок; «4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке; «3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках; «2» - за невыполненное задание. За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечат­ление от работы.

Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуаци­онных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса. Оценивание списывания: «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; «4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка; «3» - за работу, в которой две-три ошибки; «2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.

Словарный диктант В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова оп­ределены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников. Количество слов в словарном диктанте не должно превышать в 3 классе 12 слов. Оценивание словарного диктанта: «5» - за работу без ошибок; «4» - за работу, в которой одна ошибка; «3» - за работу, в которой две ошибки; «2» - за работу, в которой три-пять ошибок.

Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»

Изложение Изложения вводятся только со второго полугодия класса в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яр­кой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение. К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложны, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность прове­ряется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной пись­менной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче со­держания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунк­туационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания. В изложении оцениваются: 1)полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части); 2) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев); 3) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении). Оценивание изложения Отметка «5»: - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; -нет фактических ошибок; -правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более од­ной речевой неточности). Отметка «4»: -содержание передано правильно и достаточно точно; -в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; -имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; -имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «3»: -допущено существенное отклонение от авторского текста; -допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; -есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не бо­лее пяти речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «2»: -допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть); -много фактических неточностей; -нарушена последовательность изложения мыслей; -имеет место употребление слов в несвойственном им значении; -допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Самостоятельная работа Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцени­ванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.

Комплексная итоговая работа В комплексных итоговых работах используются три типа заданий: -задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять ва­риантов ответа, из которых два или три являются правильными; -задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписыва­ния букв и слов, записи ответа в несколько слов; -задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст. На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик по­лучает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям. За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы. Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий: «5» - если ученик набрал 15-16 баллов; «4» - если ученик набрал 12-14 баллов; «3» - если ученик набрал 8-11 баллов; «2» - если ученик набрал менее 8 баллов. Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; ор­фографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются. Необходимо помнить, что творческая самостоятельная работа в первую очередь на­правлена на выявление личностных особенностей обучающихся; следовательно, не реко­мендуется оценивать творческие работы учеников отметкой с выставлением в журнал, од­нако целесообразно размещать творческие работы учеников в портфеле индивидуальных достижений (портфолио).

Примерный тематический план проведения контрольных работ

1 полугодие

Контрольные работы к урокам бло­ка «Как устроен наш язык»

(9ч)

Контрольные работы к урокам бло­ка «Правописание»

(13ч)

Контрольные работы к уро­кам блока «Развитие речи» (4ч)

Текущая контрольная работа

Фонетический анализ слова, разбор слова по составу

Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды пред­ложений по цели высказывания и по интонации; главные члены пред­ложения

Текущий диктант

Повторение изученных орфограмм Тест (вариант текущего диктанта). Списывание

Тема списывания совпадает с темой текущего дик­танта.

Итоговый диктант

Орфограммы, изученные во 2 классе

Самостоятельная работа

Текст; заголовок текста

Текущая контрольная работа

Фонетический анализ слова, разбор слова по составу

Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды пред­ложений по цели высказывания и по интонации; главные члены пред­ложения

Текущий диктант

Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц.

Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего дик­танта.

Итоговый диктант за первое по­лугодие

Орфограммы, изученные в первом полугодии

Самостоятельная работа

Текст; последователь­ность частей текста

2 полугодие

Текущая контрольная работа

Части речи, род и число имён су­ществительных

Тест. Род, число, падеж, склоне­ние имён существительных

Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени существительного

Текущий диктант

Мягкий знак после шипящих на кон­це имён существительных; удвоен­ные согласные в словах; суффиксы имён существительных. Списывание

Тема списывания совпадает с те­мой текущего диктанта.

Итоговый диктант Орфограммы, изученные в III чет­верти

Текущее изложение

Текущая контрольная работа

Имя прилагательное и его грамма­тические признаки

Текущий диктант

Правописание падежных окончаний имён существительных. Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Списывание

Орфограммы, изученные в 3 классе. Итоговый диктант за год

Текущее изложение

Комплексная итоговая контрольная работа (1ч)



© 2010-2022