- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 21 века (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 21 века (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гекельман О.А. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Асхата Масгутовича Мирзагитова
с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам.директора по УВР директор школы
протокол №____ ______/Зарипова В.В./ _____ /ЗиганшинА.Ф./
от «___» _____201_ г. «___» _____201_ г. приказ №______
от «___» __201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
3 б класс
Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год
(Составлена на основе авторской рабочей программы «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, разработанной С.В. Ивановым, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой, М.. Вентана-Граф, 2012
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования)
Составитель программы:
учитель начальных классов
Гекельман Ольга Александровна
2014 год
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Закона «Об Образовании РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова),основной образовательной программы начального общего образования, санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189),учебного плана МБОУ СОШ №2 им. А.М. Мирзагитова с. Кандры ( федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год, основной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы, учебно-методического комплекса. Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Целями обучения русскому языку являются: -ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; -формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; -развитие устной и письменной речи учащихся; -развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Общая характеристика предмета Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно- коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык» Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,что русский язык является государственным языком Российской Федерации , родным языком русского народа , средством межнационального общения .Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения ,явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом работы МБОУ СОШ №2 имени А.М. Мирзагитова с. Кандры на 2014 - 2015 учебный год, реализация программы рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Результаты изучения учебного предмета « Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка являются: -осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явления национальной культуры; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; - умение чувствовать красоту и выразительность речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. Метапредметными результатами изучения русского языка являются: -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; -способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; -понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка являются: -овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; -умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; -умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть "слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Учебно-методический комплект 1.Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 176 е.: ил. - (Начальная школа XXI века). 2.Пишем грамотно: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ М.И. Кузнецова. -4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века). 3.Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века). 4.Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. - 3-е изд., исправл. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Оценка знаний). 5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс / Л.Е. Журока, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.:
Основное содержание предмета (170 часов)
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) (65 ч) 1.Фонетика. Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч). 2.Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч). 3.Синтаксис (18 ч) Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. 4.Морфология (40 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные1. Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. 5.Правописание (формирование навыков грамотного письма) (54 ч) Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -ии,-, -инк-, -енк-, сочетаний ичк, ечк. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но). 6. Развитие речи (35 ч) Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов - повествование, описание, рассуждение - и создание собственных текстов заданного типа.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе Аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, забота, запад, заря, здесь, инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно, костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь, обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог, погода, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай, учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофёр, яблоко. Изменения в примерную и авторскую программу не внесены. Опора на региональный компонент в обучении определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить:
-собственные имена существительные;
-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
-определять род изменяемых имен существительных;
-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но,
-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов1;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-составлять план собственного и предложенного текста;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
-составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
-приставки, оканчивающиеся на з, с;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
-буквы и, ы после ц в различных частях слов;
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без
Ученик получит возможность научиться:
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
-устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
-склонять личные местоимения;
-различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
-находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
-самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
-разбирать по членам простое двусоставное предложение;
-применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
-применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк,
-применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие,
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
-писать подробные изложения;
-создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Оценка достижения планируемых результатов Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интер претируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения. Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе
1 полугодие
2 полугодие
За год Диктант
4
4
8 Словарный диктант
2
2
4 Списывание
2
2
4 Тест
1
1 Контрольная работа
4
4
8 Текущее изложение
2
2 Самостоятельная работа по развитию речи
2
2
1 модуль 3 модуль 4-5 модуль За год Объём текста для диктанта 45-50 слов 50-55 слов 55-60 слов 60-65 слов Объём текста для списывания 45-50 слов 50-55 слов 55-60 слов 60-65 слов Объем текста для изложения
55-60 слов 55-60 слов Объем словарного диктанта 12 слов
Виды контрольных работ, их проведение и оценивание Контрольные работы разделены на три большие группы: 1)текущие контрольные работы; 2)итоговые контрольные работы; 3)комплексные итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Цель проведения итоговых контрольных работ - проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (модуль, триместр, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны. Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Проводятся в конце 3 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы - оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»
Текущие и итоговые контрольные работы Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе1. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач. Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку. За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки: «5» - за безошибочное выполнение всех заданий; «4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий; «2» - если ученик не справился с большинством заданий. Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.
Констатирующие контрольные работы Цель констатирующей контрольной работы - установить степень сформированной у учащихся мотивации к изучению русского языка. При проведении работ этого вида учитель получает возможность определить перспективы дальнейшей работы, скорректировать свои подходы к обучению каждого ученика, подобрать дополнительный материал, вернуться к изученной теме, привлекая те формы работ (парную, групповую, индивидуальную, фронтальную), которые будут наиболее оптимальными для каждого конкретного ученика. Для проведения констатирующей контрольной работы отводится отдельный урок или часть урока. Возможность и целесообразность проведения работы определяет учитель. Контрольные работы этого вида предлагаются всему классу, но выполняются только по желанию ученика. Таким образом, младшие школьники могут попробовать свои силы в решении учебных задач более высокого уровня. Констатирующие контрольные работы оцениваются в терминах «выполнил» / «не выполнил». Отметки в журнал за выполнение констатирующих работ не выставляются, однако сами работы рекомендуется разместить в портфеле индивидуальных достижений учащегося (портфолио).
Тестирование Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»). На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках- карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста: «5» - если ученик набрал 13-14 баллов; «4» - если ученик набрал 10-12 баллов; «3» - если ученик набрал 7-9 баллов; «2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Контрольные работы к урокам блока «Правописание»
Диктант Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах. После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант. Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка: Оценивание диктанта: «5» - если в диктанте нет ошибок; «4» - если допущено не более двух ошибок; «3» - если допущено не более четырёх ошибок; «2» - если допущено пять и более ошибок. Ошибкой считается: 1)нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; 2)неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса; 3)отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и). Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка). Оценивание орфографического задания: «5» - за полностью выполненное задание без ошибок; «4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке; «3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках; «2» - за невыполненное задание. За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса. Оценивание списывания: «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; «4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка; «3» - за работу, в которой две-три ошибки; «2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктант В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников. Количество слов в словарном диктанте не должно превышать в 3 классе 12 слов. Оценивание словарного диктанта: «5» - за работу без ошибок; «4» - за работу, в которой одна ошибка; «3» - за работу, в которой две ошибки; «2» - за работу, в которой три-пять ошибок.
Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение Изложения вводятся только со второго полугодия класса в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение. К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложны, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания. В изложении оцениваются: 1)полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части); 2) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев); 3) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении). Оценивание изложения Отметка «5»: - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; -нет фактических ошибок; -правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности). Отметка «4»: -содержание передано правильно и достаточно точно; -в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; -имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; -имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «3»: -допущено существенное отклонение от авторского текста; -допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; -есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста). Отметка «2»: -допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть); -много фактических неточностей; -нарушена последовательность изложения мыслей; -имеет место употребление слов в несвойственном им значении; -допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Самостоятельная работа Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.
Комплексная итоговая работа В комплексных итоговых работах используются три типа заданий: -задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными; -задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов; -задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст. На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям. За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы. Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий: «5» - если ученик набрал 15-16 баллов; «4» - если ученик набрал 12-14 баллов; «3» - если ученик набрал 8-11 баллов; «2» - если ученик набрал менее 8 баллов. Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; орфографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются. Необходимо помнить, что творческая самостоятельная работа в первую очередь направлена на выявление личностных особенностей обучающихся; следовательно, не рекомендуется оценивать творческие работы учеников отметкой с выставлением в журнал, однако целесообразно размещать творческие работы учеников в портфеле индивидуальных достижений (портфолио).
Примерный тематический план проведения контрольных работ
1 полугодие
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»
(9ч)
Контрольные работы к урокам блока «Правописание»
(13ч)
Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» (4ч)
Текущая контрольная работа
Фонетический анализ слова, разбор слова по составу
Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения
Текущий диктант
Повторение изученных орфограмм Тест (вариант текущего диктанта). Списывание
Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.
Итоговый диктант
Орфограммы, изученные во 2 классе
Самостоятельная работа
Текст; заголовок текста
Текущая контрольная работа
Фонетический анализ слова, разбор слова по составу
Итоговая контрольная работа Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения
Текущий диктант
Правописание сложных слов; о и ё после шипящих в корне слова; [ы] после ц.
Списывание. Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.
Итоговый диктант за первое полугодие
Орфограммы, изученные в первом полугодии
Самостоятельная работа
Текст; последовательность частей текста
2 полугодие
Текущая контрольная работа
Части речи, род и число имён существительных
Тест. Род, число, падеж, склонение имён существительных
Итоговая контрольная работа Грамматические признаки имени существительного
Текущий диктант
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных. Списывание
Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта.
Итоговый диктант Орфограммы, изученные в III четверти
Текущее изложение
Текущая контрольная работа
Имя прилагательное и его грамматические признаки
Текущий диктант
Правописание падежных окончаний имён существительных. Текущий диктант Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Списывание
Орфограммы, изученные в 3 классе. Итоговый диктант за год
Текущее изложение
Комплексная итоговая контрольная работа (1ч)