Урок русского языка на тему «Однокоренные слова. Определение корня слова» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Адельшинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ











Тема урока: «Однокоренные слова. Определение корня слова»

















Автор разработки: ЗагидуллинаГульсинаАнваровна,

учитель начальных классов первой квалификационной

категории.








2015г.




Тема: Однокоренные слова. Определение корня слова.


Цель: - Формирование представлений о признаках однокоренных слов; - закрепление умения работать в текстовом редакторе - совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроке. Тип урока: урок «открытия нового знания» Вид урока: стандартный с применением игровых технологий 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
  • формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
  • Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки,
  • Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
  • Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
  • Ноутбуки для индивидуальной и парной работы;
  • Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);












Ход занятия: I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. - Ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. II. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы на уроке систематизируем знания об однокоренных словах и продолжим работать со словарём. Нам понадобится умение сравнивать, обобщать, наблюдать, рассуждать. - Найдите значение фразеологического оборота «Зри в корень» в своём словаре. («Смотри на самое важное, главное»). - Что же является этим важным, главным? (Главным является корень.) Почему? (Из корня растут растения, не только растения, но и многое другое, например, зубы, волосы.) Какое основное значение слова «корень»? (Можно сделать вывод, что корень является основой многих предметов.) - Как называются слова, выросшие из одного корня? (Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными.) III. Наблюдение над однокоренными словами. А). Работа с обучающим текстом. - Откройте на рабочем столе своего компьютера папку «2 класс», задание №1, прочитайте текст. (Метапредметный УУД). Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были все дети одного папы-корня, то ещё их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, круглый и уютный. - Что вы узнали из текста об однокоренных словах? Подчеркните их. Б). Игра: «С какого дерева упали листья?» (Познавательный, регулятивный) Работа с папкой «Толковый словарь». На доске изображения деревьев с корнями «Вода» и «Водить», листья с напечатанными словами: завод, половодье, проводник, водокачка, водитель, водолаз, водоём, водоросль. Задание: определить с какого дерева упали листья. Цель игры: выяснить, что однокоренные слова имеют не только общий корень, но и общий смысл. Работая с толковым словарём, учащиеся должны сделать вывод: однокоренные слова имеют 2 признака: 1.Общий корень 2.Общий смысл. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. IV. Первичное закрепление. - Откройте папку с заданием №2. На мониторе вы видите слова: зимний,зима, зимовать. (метапредметный). - Есть ли ещё однокоренные слова? - Назовите имена существительные, прилагательные. Физминутка. Дружно встали. Раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Наблюдать все дружно станем. Повернёмся влево, вправо, Получается на славу! Школе низко поклонимся, В ней учиться не ленимся. Ниже, ниже поклонимся, Ну, теперь пора, садимся. V. Закрепление нового материала по учебнику. 1. Упр.88 (найдите группы однокоренных слов, обозначьте в них корень) (регулятивный, познавательный). Самопроверка. 2. Упр.89 (подберите однокоренное слово, запишите слова парами, выделите корень. Подумайте , что обозначают слова: чайник-, сахарница-, хлебница-…) Как пишутся корни в однокоренных словах? (Метапредметный). Взаимопроверка. VI. Наблюдения над однокоренными словами в татарском языке. А). Актуализация полученных знаний. - Напомните мне признаки однокоренных слов. Б). Постановка новой проблемы. - Я предлагаю вам применять полученные сегодня знания в родном, татарском языке. Как вы думаете, только ли в русском языке вырастают из корня? - Как, по-вашему, в татарском языке называется корень? - Правильно, тамыр, а однокоренные слова называются тамырдашсүзләр. Обратите внимание на эти слова. Что в них интересного? В).Решение поставленной проблемы. Работа в карточках. Самопроверка. -Попробуйте, и сами придумайте однокоренные слова к словам , которые на мониторе: уку, кыш. VII. Домашнее задание. Упр.91 или упр.40 в раб.тетр. (Разбор д|з) VIII. Обобщение. Игра-тестирование: "Грамматическое домино":
  • Какая часть слова является самой главной?
  • Что означает выражение "Зри в корень"?
  • Что такое корень слова?
  • Назови признаки однокоренных слов.
  • Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем. Да или нет?
IX. Итог урока. Оценивание.
  • Чем заинтересовал вас урок? Выберите себе подходящий смайлик. (Сенсорная рефлексия "Настроение")






































Список используемой литературы:
  • «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
  • «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
  • «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
  • «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
  • «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  • «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  • «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  • «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
  • «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
  • «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
  • «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011
  • Справочник для ученика начальной школы, 1-4 классы, Н.А.Сенина, Ростов-на-Дону «Легион», 2011
  • Тесты для промежуточного контроля, Н.А.Сенина, Ростов-на-Дону, "Легион"

7


© 2010-2022