Урок по русскому языку для 2 класса Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: Урок развития умений

Тема

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Цель Формирование умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Задачи

Образовательные:

- выработать у учащихся умение устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;

- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;

УУД

Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

- уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;

- видеть опасные места в словах; видеть в словах изученные орфограммы;

- уметь ставить вопросы к словам в предложениях

Планируемые результаты

Предметные:

Знать, что такое действующее лицо или предмет в предложении.

Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

Личностные: интерес к письму, к изучению русского языка, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Основные понятия

Действующее лицо или предмет; грамматическая основа предложения; главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; части речи: глагол, существительное.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

  • Основные


  • дополнительные

1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс.

- электронные физкультминутки ТЕМА: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

Цель: Формирование умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Задачи:

Образовательные:

- выработать у учащихся умение устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;

- совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД Орг. момент

Актуализация знаний.

1. Я хочу прочитать слова Максима Горького о русском языке: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей » - Как вы думаете, почему он так сказал? - Верно, ведь словом можно выразить свои мысли и чувства, рассказать о происходящем и просто общаться с друзьями.

- Вспомните, какие слова вы уже изучали? Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?(им. сущ., им. прил., глагол)

- Что можно составить из слов?

Прочитайте предложение. Интересные сказки читают дети. (запись на доске) Спишите. - Что вы написали? (предложение) - Что вы знаете о предложении?
Состоит из слов. Слова связаны по смыслу.

Первое слово пишется с большой буквы. В конце ставится знак препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)

Разбор предложения:

- Как мы разбираем предложение?

- С каких слов нужно начинать? ( С главных - грамматической основы.)

- Сначала найдем грамматическую основу предложения: сказуемое и подлежащее.

- Какое действие совершается в предложении? Какое слово называет действие?

Поставим вопрос - (что делают?)

Кто совершает действие?

Поставьте вопросы от слова к слову.

  1. О ком говорится в предложении?

  2. Что дети делают? - читают.

Дети читают - это грамматическая основа, связь показываем двумя стрелками. Подчеркнем их. (на доске схема обозначения подлежащего и сказуемого)

  1. Поставим вопрос к следующему слову. Как вы думаете, к какому? (интересные) - какие? Связь показываем стрелкой к тому слову, к которому ставится вопрос.

Отвечают на вопросы.


Работа в тетрадях - записывают предложения.

Ответы детей на вопросы.


Работа в тетрадях.

Ответы детей на вопросы.

Работа в тетрадях.

Разбор предложения.




Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД)


Целеполагание Мотивация учебной деятельности. - Чему будем учиться на уроке? - Какая цель нашего урока?
- Сегодня будем продолжать работу над предложением. Отработаем умение находить главные члены предложения, ставить от слова к слову вопросы, правильно составлять предложения. - А зачем нам всё это нужно? (чтобы наша речь была красивой).

Ответы детей.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

Словарная работа Прочитайте слова.
П _ тух, л _ сица, м _ дведь, с _ бака, за _ ц.
- Что объединяет эти слова? - Из какой они сказки?

Работа в тетрадях.

Ответы детей:

Сказочные герои.

Заюшкина избушка.

Развитие умений - применение знания



Работа с учебником

Упр. 96




Упр. 97


Коллективная работа Составьте предложение по схеме:

кто? что сделала? какую? что?

Лиса построила ледяную избушку.

Запишите с комментированием.

- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

- Поставьте вопросы от слова к слову. Запишите ещё одно предложение с комментированием:

Весной избушка растаяла.

Выполните то же задание.

Объясните, почему в первом предложении слово избушка не является подлежащим, а во втором - является.

- Кто знает, что сделала лиса, когда у неё растаяла избушка? Кто же ему помог?

Развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки.

Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров. - Какое действие названо в первом примере? - Составьте предложение по рисунку. - Кто пишет, производит действие? Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо. Девочка пишет (что?) письмо. - Задайте вопрос к другому слову - письмо. Покажите эту связь стрелкой. - А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет? - Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону. Работа с примером из другого столбика. - Какое действие названо в этом примере? - Кто его производит? Значит, шарик является действующим лицом. - Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.) - Покажите связь между действием и действующим лицом. - Как называются эти слова в предложении? - Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой.



-Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам. П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со стрелками: |_____ _______ __ _______.

Зайчик прячется под деревом.

Конструируют предложения из слов с опорой на вопросы.

Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет.

Работа в тетрадях.

Работа у доски.

Ответы детей:

в 1 она не выполняет никаких действий, а во втором она (что сделала?) - растаяла) или (в первом предложении говорится о лисе, а во втором - об избушке)

Лиса выгнала зайчика.

Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет.

Ответы детей: пишет. Составляют предложение: Девочка пишет письмо. Ответы детей: Девочка.




Работа в тетрадях. Ответы детей.



Ответы детей: Вырвался. Ответы детей: Шарик.
Работают в тетрадях предложение.

Ответы детей: Грамматической основой, главными словами. Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах.
Работают в группах. Записывают предложения в тетрадях.



Строят схему предложения.

Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.




Развитие умения отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки.






Развитие умения подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)

Развиваем умения извлекать информацию из схем

(познавательные УУД)


Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

(Личностные УУД)

Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом

(познавательные УУД)

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)



Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами

(коммуникативные УУД)

Рефлексия

- Какая цель урока была?

- Что было самое интересное? А самое трудное?

- Что получили в результате труда?

- Чему учились на уроке?

-Чему научились?

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)

Подведение итогов

Оценивание


© 2010-2022