- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Зелёное чудо Земли
Урок по окружающему миру на тему Зелёное чудо Земли
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Королёва Е.А. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Урок окружающего мира 3 класс
Тема. ЗЕЛЁНОЕ ЧУДО ЗЕМЛИ
Цель: - продолжать формировать понятие природа неживая и живая,
- сформировать представление о царстве живой природы, значении растений, разнообразии растений на Земле, о видах растений;
- продолжать формировать навыки исследовательской работы, навыки наблюдения;
- развивать логическое мышление, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, рисунки, учебники, книги.
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.
Урок природоведения сейчас у нас,
К нему готовился каждый из вас,
На уроке надо много узнать,
А для этого слушать, думать и рассуждать.
-
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Прежде, чем узнать новое, надо проверить, вспомнить то, что уже изучили.
Фронтальный опрос
Игра «Узнай меня»
« Меня называют волшебная кладовая, кормилица, матушка. Про меня говоря , что я дороже золота. Кто я?» - Почва.
- Почему «волшебная кладовая»? - Положишь в неё горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много.
- Почему называют «кормилицей, матушкой»? -
- Почему « почва дороже золота»? Без золота люди прожить смогли, а без почвы нет.
- Что такое почва? К какой природе она относится?
- Кого из животных Чарльз Дарвин назвал «главным почвообразователем? Почему?
- Реши экологическую задачу: 1см почвы образуется 300 лет, сколько нужно лет для образования 3 см почвы? 10 см?
- Расскажите, как нужно охранять почву?
умеренный полив, применение удобрений
правильное распахивание, высаживание растений - защита от сильного ветра и укрепление почвы
не использовать тяжелую технику
строительство на малоплодородных землях
Индивидуальная работа у доски
- Напиши, из чего состоит почва.
Индивидуальная работа по карточкам - кроссворд.
Слой земли, на котором растут растения (почва).
Одна из составных частей почвы (песок).
Вещество, повышающее плодородие почвы (перегной).
Основное свойство почвы (плодородие).
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Какой бывает природа?
- Какие предметы неживой природы мы изучили?
- Чем отличается живые организмы от неживых предметов?
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
- Мы изучили раздел «Неживая природа, а сегодня начинаем изучать раздел «Живая природа».
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мир полон радости и света
и мы с тобою в нем живем.
спасибо скажем мы планете
и для потомков сбережем!
Живи Земля, живи Земля!
И вы поймите люди:
Такой Земли, такой Земли,
такой Земли - не будет!
Средь тысячи планет-
Такой зеленой нет!
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Ученые разделили все живые организмы на пять царств: растения, животные, грибы, дробянки, вирусы.
- Хотя все эти царства очень разные, между ними существует тесная взаимосвязь; также существует связь между царствами живой природы и неживой природы.
- Как вы думаете, какое из этих царств, называет зеленым чудом Земли? Это растения.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Почему растения называют зелёным чудом Земли?
1. Возможна ли жизнь без растений?
- Вспомните, чем дышат все живые существа?
- Откуда берется кислород в воздухе? Растения - это гигантская кладовая чистого воздуха.
Растения называют - «легкие» планеты.
- Для чего человеку нужны легкие? Смог бы он жить без них?
- Так была бы жизнь на Земле, если бы не было растений?
- На какие две группы можно разделить деревья и кустарники по внешнему виду листьев?
Игра: если называю лиственное растение - руки вверх, если хвойное - руки вниз.
Берёза, ель, дуб, сосна, клен, кипарис, можжевельник, липа, туя, лиственница( на зиму сбрасывает свои мягкие иголочки).
2. Какие растения вырабатывают больше кислорода лиственные или хвойные?
За 1 год еловый лес вырабатывает 100кг кислорода,
берёзовый лес - 120 кг,
сосновый бор - 180 кг,
липовый лес - 250 кг,
дубрава - 420 кг,
посадки тополя - 700кг.
Трудно найти дерево, более подходящее для озеленения наших загазованных улиц. Тополь, растущий возле дома, служит прекрасным громоотводом, гром и молния ударят в дерево, дом не пострадает. Тополя имеют мощные корни, которые укрепляют почву.
3. Какие растения задерживают на своей кроне больше пыли - лиственные или хвойные?
- Лес - это фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти и грязи. Пыль и копоть, не достигнув земли, оседает на листьях деревьев, и под ними воздух во много раз чище, чем под кронами.
- А теперь вспомним, зачем в городах, вдоль дорог высаживают растения, озеленяют территории заводов, фабрик?
- Что делают растения с углекислым газом, сажей и др. выбросами?
За 1 год еловый лес на своей кроне задерживает 30 тонн пыли,
сосновый лес - 35 тонн пыли,
дубрава - 55 тонн пыли,
буковые леса - 70 тонн пыли.
Самые таинственные буковые леса. Похожи они на просторные залы с огромными колоннами, а густая крона листьев создает непроницаемую крышу. В буковых лесах не растут другие деревья, кусты и травы. В них почти не живут птицы. В них всегда полумрак и тишина.
-Сравним листок и хвоинку, что занимает большую площадь?
- Благодаря большей площади листьев, лиственные леса больше выделяют кислорода и больше пыли оседает на их кроне, чем на хвойных растениях.
4. Какова же польза хвойных растений?
- Хвойные растения вырабатывают фитонциды - особые пахучие вещества ( «фитон» - значит по-гречески «растение», а частичка «цид» происходит от латинского глагола
« убивать»).
Выделяя фитонциды, растения тем самым как бы предохраняют себя от различных болезней. Но, защищая себя, растения часто приносят большую пользу и человеку.
За 1 сутки лиственный лес выделяет 2 кг фитонцидов,
хвойный лес - 5 кг фитонцидов,
можжевеловый лес - 30 кг фитонцидов.
Можжевеловых лесов осталось не земном шаре так мало, что вырубать их - преступление.
- Сделайте вывод, почему же растения называют зелёным чудом Земли?
5. Как человек использует еще растения?
-
Дают людям пищу, лекарства, корм для животных.
-
Изготавливают разные вещи.
-
Украшают нашу жизнь.
-
Дают людям знания.
-
Делают людей добрее, отзывчивее.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Разнообразие растений.
- Всего на Земле растет около 500 тыс. видов растений, в Украине - 16 тыс. растений.
В Крыму произрастают около 2400 видов растений, 118 видов крымских растений включены в Красную книгу.
Зеленый остров - так зовут твой край!
Вот степь широкая, вон Хансарай,
А это горный Чатыр-даг,
Вокруг земли цветущий сад.
Твой Крым, твой лучезарный край!
Об этом помни, юный друг, не забывай!
Будь бережным хозяином земли!
Люби свой край, узнай и береги!
Викторина « Угадай меня?»
-
Это растений появилось на Земле 50 миллионов лет назад, живёт до 1000 лет, его называют «отцом почв», выделяет большое количество фитонцидов, занесен в Красную книгу. ( Можжевельник)
Хвоя меняется постепенно, один раз в 4-5 лет, падая на землю минерализуется и образует рыхлую подстилку. Его плоды называют шишкоягоды. Используют его древесину для украшений.
-
Это растение называют «фабрикой здоровья», все части этого растения ядовиты, но при умелом использовании препаратами из него можно вылечить до 30 болезней. (Софора)
-
Это растение называют дерево - фонарик, ложным мыльным деревом. ( кёльрейтерия)
-
Это растение занесено в Красную книгу. Его вечная древесина обладает сильным бактерицидным свойством. Древесина, кора и листья ядовиты - человека можно отравить , подав ему напиток в кубке из этого растения. (тис ягодный)
-
Это «дерево богов» или китайский ясень. (айлант)
-
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен)
-
Это дерево - чемпион по росту.
И достать его макушку
Нам совсем не просто.
Потому что он за лето
Вырастает на два метра. (Тополь)
8 . И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(Дуб)
9. Чудо дерево стоит серебристый свет струит, дикая маслина. - лох серебристый.
Считалось что это растение оберегало от злых духов. Используют в народной медицине, делают из древесины муз. инструменты, подводные сооружения и различные поделки. Живет 100 лет.
Охрана растений. Растения - зелёные друзья человека.
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломайте деревьям руки,
Ведь живые они, живые.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Экологические задачи
1. Один человек за год расходует количество бумаги, которое получают из трёх хвойных растений. Сколько хвойных растений требуется на вашу семью?
2. Бумагу делают из древесины и макулатуры: 20 кг макулатуры сохраняет 1 дерево. Наш класс принял активное участие в сборе макулатуры и собрали кг. Сколько мы сохранили деревьев?
3. Учебники третьеклассника, дневник, тетради, альбомы, цветная бумага и картон весят 5 кг. За 4 года обучения в начальной школе это составляет 20 кг или 1 срубленное дерево. Сколько макулатуры для нашего класса нужно сдать, чтобы не уничтожать деревья? (20кг х 28 чел. = 560 кг)
- Что нужно делать, чтобы растений хватила нам и нашим потомкам?
Недаром народная мудрость гласит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево".
Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит хоть раз.
-
ИТОГ УРОКА
- С каким царством живой природы мы сегодня познакомились?
- Почему растения это зеленое чудо земли?
Составление сенкана
Растения -
зеленые, полезные -
кормят, лечат, помогают -
будем беречь, охранять их!
ОЦЕНИВАНИЕ
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-
Учебник - стр. 105 -106 читать, отвечать на вопросы.
Задание на выбор:
-
Подготовить сообщение о растениях Крыма.
-
Написать мини-сочинение «Растения в моей жизни»