- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру С чего начинается Родина? (3 класс)
Урок по окружающему миру С чего начинается Родина? (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загребина И.В. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
городского округа - город Камышин Волгоградской области
Учитель Загребина Ирма Вильгельмовна.
Класс: 3
Программа «Школа «2100»
Учебник «Окружающий мир, 3 класс» А.А. Вахрушев и др.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «С чего начинается Родина?»
Цель:
-
помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;
-
сформировать представления о большой и малой Родине;
Задачи:
-
Предметно - информационные:
- ознакомление с понятиями: государство, власть, правительство, общество, армия милиция;
- осознание принадлежности к стране, в которой родился и живет;
2.Деятельностно - коммуникативные:
- развитие логического мышления при решении проблемных ситуаций;
- совершенствование связной речи, умение выдвигать аргументы, доказательства.
3. Ценностно - ориентированные:
- воспитание граждански активных и социально- значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование: аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»; карточки - билеты, карточки со словами: Родина, закон, государство, общество; Что человек называет Родиной?, пословицы, листок бумаги, Презентация «С чего начинается Родина?» Формирование УУД Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока. Оргмомент. Каждый день - всегда, везде На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Отгадайте ребус:
2. Прослушивание песни «С чего начинается Родина»
( Песня из кинофильма "Щит и меч"
Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский 1968г. Исполняет: Марк Бернес) (1 куплет) - Назовите тему урока. Слайд №1 «С чего начинается Родина?» - Чтобы изучить эту интересную тему, мы отправимся в слайд - путешествие. - Чтобы отправиться в путешествие, надо приобрести билеты. На пару даётся один билет. Столица России. (Москва) Слайд №2. « Москва» Назовите нашу область. (Волгоградская) Слайд №3 «Волгоград» Назовите наш район. (Камышинский) Слайд №4 «Камышин» Назовите страну, в которой мы проживаем. (Россия). - Итак, билеты приобрели, путешествие начинается. Сценка. (Никита, Катя) Никита: Приснился мне сегодня удивительный сон, как будто попал я в страну, где всем всё можно- ходи где хочешь, делай, что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Там нет ни правительства, ни милиции, никаких тебе правил поведения! Вот бы там по - настоящему пожить! Я бы тогда гордился: моя Родина - страна удовольствий! Катя: Хороший тебе сон приснился, да только на самом деле такая страна долго не продержалась бы. Это же получится , что там каждый живёт сам для себя! Да и Родина у тебя уже есть, другой быть не может. Никита: Как не может, да ты сама вчера говорила, что твоя Родина Нижняя Добринка, а до этого утверждала, что твоя Родина - Россия. Значит ты себе можешь Родину выбирать, а я нет! Ну и пожалуйста, пойду лучше опять спать лягу, пусть мне моя страна снится. Уж там - то мной никто командовать не будет. Катя: Да погоди, ты просто меня не понял. Давай ребят спросим, может они тебе лучше объяснят. А ты всё самое важное записывай, чтоб потом не говорил, что мы что - то забыли. Ребята, о чём нам надо сегодня рассказать Никите, чтобы он не обижался и постарался понять, нас. В чём его ошибка? Учащиеся стараются выявить недоразумение. Учитель на доске записывает проблему: что человек называет Родиной? - Давайте познакомимся с маршрутом путешествия. Слайд № 6 «Маршрут путешествия» - Сформулируйте цели урока. (добиваться, чтобы учащиеся сами сформулировали цели). Слайд № 7 «Хочу знать» Поиск решения проблемы.
Работа в группах. І. Станция « Родина» Слайд №8 1. Стихотворение о России. (Читает Трифилова Анна) 2. Беседа. - Рассмотрите рисунок на стр. 16. Каждому рисунку придумайте название со словом «Родина» (родной дом, родной город, родное село, родная страна) - Можно ли себе выбрать две Родины? (Нет, Родину выбирать нельзя, она у человека одна) Слайд № 8 «Малая и большая Родина» -Как вы понимаете: большая Родина, малая родина? Вызывается к доске ученик, с указкой показывает и объясняет. (Родной дом, родное село или город называют малой родиной, а страну, в которой ты родился - большой Родиной) - Чтобы выяснить, что такое страна, кто ее населяет, мы проведём исследование по разделу, который назван пословицей «Человек без Родины - что птица без гнезда» Хоровое проговаривание. 3. Работа в группах. Задание первой группе: стр. 16, 17 и вопросы. Задание второй группе: стр. 18. 4. Самостоятельный поиск знаний. Результаты исследования первой группы.
Этап Учитель Ученики 1
2
3
Страна. - Где можно увидеть страны?
- Что имеет каждая страна?
Рассматривание карты. -Найдите Волгоград, Волгу, Камышин, место, где проживаем мы.
- Как называют людей, которые занимаются руководством страны, где они проживают? - Кого в стране можно назвать главными, кроме правительства? -Все люди связаны друг с другом. Но где бы они, ни жили, они не могут обойтись без помощи других людей.
-Страны можно увидеть на карте. Они обозначены разным цветом. - В каждой стране есть столица, граница. (Столица России Москва) Сопровождающий показ границы на карте.
- Те, кто руководит страной - это правительство. Работают они в столице. - Люди. Они все разные. Их много. 1. «Дом - моя крепость» Слайд №10.
- Отгадывание ребуса.
2.
3.
Отгадайте ребус. (Слайд) - Что такое общество?
- Без чего нельзя обойтись в городе или в деревне? - Так что же такое Родина?
- Может ли село или город прожить самостоятельно без общения с другими населёнными пунктами?
- А если кто - нибудь в стране сделает не то, что нужно и навредит стране и обществу? (учащиеся затрудняются) - У нас возникла еще одна проблема, которую мы решим чуть позже. Физминутка. Мы хлопаем руками, Мы топаем ногами, Качаем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Друг другу подаём И бегаем кругом. (Повторяем 2 раза)
- Общество. - Общество - это люди. Общество похоже на большой дом, в котором живут миллионы семей.
-Нельзя обойтись без помощи людей. -Страна, где мы родились, живём и трудимся.
- Нет. По всей стране люди пользуются товарами, произведёнными другими людьми; по радио и телевидению мы наблюдаем, как живут люди в других странах.
ІІ. Станция «Порядок в стране» Слайд №13 1. «Для Родины своей сил не жалей». Хоровое проговаривание пословицы. 2.Легенда о двух государствах «Можно» и «Нельзя». (Индивидуальное домашнее задание из сети Интернет)
"Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны". 3. Коллективное исследование 4. Самостоятельный поиск знаний 18-19. 5. Результаты исследования.
- Озаглавьте рисунки на стр. 20. Приведите свои аргументы: почему вы сделали такой выбор? - Что такое закон? Слайд № 14 «Суд идёт»
- Для чего существует государство?
Слайд №15 «Государственная Дума» - Чем занимается правительство? Слайд № 16 «Правительство. Премьер - министр» - Зачем нужна армия? Слайд № 17 «Армия России»
- Чем занимается милиция? Слайд №18 «Полиция»
- 1- «Можно», 2- «Нельзя» (Доказывают выбор)
- Обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством (Повторный опрос 3 человек) -Государство необходимо для поддержания порядка (Повторный опрос 3 человек)
- Управляет страной, принимает важные решения.
- Чтобы защищать границы государства, чтобы не было войны.
- Следит за порядком в стране, чтобы в обществе не воровали, не хулиганили, не нарушали законы.
Обобщение: Работа по схеме. К доске вызываются ученики. Слайд №19 «Порядок в обществе» Слайд №20 «Порядок в государстве»
ІІІ. Станция «Я - гражданин России» Слайд №21 - Государство можно сравнить с большим кораблём, который плывёт через океан. Слайд №22 - От кого зависит порядок на корабле? (От капитана). - В государстве тоже есть свой капитан, который управляет страной, кто он? (Президент. В нашей стране президент - Дмитрий Анатольевич Медведев). Слайд №23 «Президент Д.А.Медведев» - О Родине тоже надо проявлять заботу. Кто должен о ней заботиться? Мы люди, общество. Если к власти приходят люди, угрожающие стране, во избежание беды надо в срочном порядке принимать меры. Родина - огромная страна, общество, государство, требующие заботы, так же как и наш дом. Только тогда с гордостью можно сказать: «Россия - Родина моя!» Чтение вывода стр. 21 - Основным законы, по которым живёт государство- КОНСТИТУЦИЯ. (Хоровое проговаривание слова). - Давайте вспомним основные права граждан России. Слайд № 24 «Права гражданина России» К доске вызывается ученик и читает по слайду. Слайд № 25 «Обязанности гражданина России» К доске вызывается ученик и читает по слайду. -Что можете сделать вы для своей Родины как школьники? Слайд № 26 «Правила для учащихся» Учитель по пунктам читает, а учащиеся хором повторяют. ІV. Станция «Игровая».
1.Кроссворд - эстафета.
Условия игры: пара в каждой группе отвечает на вопрос кроссворда, вписывает ответ и передает другой паре и т.д. «Кто быстрее»
Работа в группах.
- Работа в парах:
- Взаимопроверка.
- Тестирование «Какая группа быстрее?»
- Игра «Восстанови пословицу»
По окончанию урока школьникам предлагается отметить по компьютерной диаграмме, понравился ли им урок.
Домашнее задание Рабочвя тетрадь - стр. 6, 7- одно задание по выбору; рисунок: «Какой ты видишь Россию» или подобрать пословицы о России (одно по выбору). Дополнительное задание в сети интернет: ВО война (по желанию).
№1
Вид работы на уроке
Время
1
Актуализация знаний и постановка проблемы.
6 минут
2
3
4.
Родина большая и малая. Мой дом. Общество.
Порядок в стране……………………..
Я - гражданин России!.......................
10 минут
7 минут
4 минуты
27
5
Игровая.
Кроссворд - эстафета ………….......
Робота в тетрадях и взаимопроверка
Тестирование ……………………...
«Восстанови пословицу» …………
3 минуты
5 минут.
5 минут
2 минуты
42
6
Итог
Рефлексия.
Цели (словарь) ………………………
Домашнее задание…………………
Оценивание. …………………………
1 минута
1 минута
1 минута
45
( Приложение 1) Тест на «5» «С чего начинается Родина?» 1. Механизм управления обществом в какой - либо стране А) закон; Б) государство; В) общество.
2. Место, где человек родился и вырос А) страна; Б) Родина; В) век.
3. Жители, какой - либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, общая история и культура. А) природа; Б) общество; В) образование.
4. Правила поведения, установленные государством А) армия; Б) закон; В) страна.
Тест на «4» «С чего начинается Родина?»
1. Правила поведения, установленные государством А) армия; Б) закон; В) страна 2. Место, где человек родился и вырос А) страна; Б) Родина; В) век.
3. Жители, какой - либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, общая история и культура. А) природа; Б) общество; В) образование.
Тест на «3» «С чего начинается Родина?» 1. Место, где человек родился и вырос А) страна; Б) Родина; В) век.
2. Жители, какой - либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, общая история и культура. А) природа; Б) общество; В) образование.
( Приложение 2)
С чего начинается Родина?
Маршрут путешествия.
І. Родина.
1. Дом - моя крепость.
2. Общество.
ІІ . Порядок в стране.
ІІІ. Я - гражданин России!
ІV. Игровая.
(Приложение 3)
,,,ПРИРОДА, + ,, ОСИНА = ?
(Приложение 4)
Родина
Конституция
Закон
Государство
Общество
?
(Приложение 5)
Родина - мать ..
Для Родины своей…
Родной свой край..
Жить- ..
умей за нее постоять!
жизни не жалей!
люби и знай, делами прославляй!
Родине служить!
Театральная
Родина.
Мой дом - моя крепость.
(Приложение 6)
С чего начинается Родина?
1. Управляет страной.
2. Защищает границы государства.
3. Следит за порядком в стране.
4. Жители страны.
5. Правила поведения, установленные законом.
Семья + семья = общество.
Порядок в стране.
Я - гражданин России.