Научно-исследовательская работаСколько стоит здоровье школьника?

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Тема. «Сколько весит здоровье школьника?»

I. Выбор темы

Нас волнует здоровье школьника - здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?

Сколько должен весить ранец?

Как правильно выбрать ранец?

II. Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

III. Задачи

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

IV. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника - основа здоровья.

Участники исследования: обучающиеся 4 в класса.

V. Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

VI. Методы исследования

-анализ;

-опрос;

-наблюдение;

-сбор информации из книг, журналов, газет;

- эксперимент.

VII. Результаты исследования

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille - «лист». Это слово многозначное. Основное его значение - четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям. Коленкор - это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины. Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец. Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников - для книг и учебных принадлежностей, в армии - как часть походного снаряжения). В семидесятые годы им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 - 200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине. Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет - вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.

Однако в 80-е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку - вертикальные сумки с ремешком через плечо. «В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».

Сегодня ученики часто забывают носить в школу дневник или тетради по предметам, и эта школьная акция бы не помешала, а наоборот сделала бы ребят собраннее и ответственнее и научила аккуратности.

Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80-х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

Дипломат (Кейс) - это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов.

У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам - то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.

На смену дипломатам в конце 80-х - в 90-х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90-х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На все есть свои нормы

Читая материалы о портфелях на страницах Интернета, обращает на себя внимание большое количество статей под названием «Сколько весит школьный портфель». И действительно по утрам идя в школу, мы видим, как многим младшим школьникам бабушки или мамы несут в школу портфели.

Не случайно в 1983 году в популярном детском киножурнале «Ералаш» сняли фильм под названием «Рекордный вес», где рекордсмен мира пытается поднять школьный портфель, который носит обыкновенный школьник, и у спортсмена это плохо получается.

Вот предлагаемые врачами допустимые нормы. Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров:

1-2 классы: 1,5-2 кг;

3-4 классы: 2-2,3 кг;

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы - «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1-4-х классов - 300 г;
- 5-6-x классов - 400 г;
- 7-8-х классов - 500 г;
- 10-11-х классов - 600 г.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 23 человека.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у обучающихся нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

- самый правильный ранец (до 0,5 кг);
- самый легкий портфель;
- самый тяжелый ранец;
- самый тяжелый ранец с принадлежностями;
- самый легкий ранец с принадлежностями;
- самый тяжелый учебник;
- самый «тяжелый» учебный день;
- самый «легкий» учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:

-6 человек с нарушением осанки;
-7 человек со сколиозом;

-10 человек здоровых.

(Выступление медсестры школы Кадырбаковой Р.Р.-видео)

-Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

(Рекомендации от Кадырбаковой Р.Р.-видео)

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.Данные записали в таблицу 1.

Научно-исследовательская работаСколько стоит здоровье школьника?

Таблица 1

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки - в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.



Таблица 2

Научно-исследовательская работаСколько стоит здоровье школьника?

Выводы:

Мы увидели, что у 10 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,2 кг. Однако у 13 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Русский язык» - 300 г Рабочая тетрадь-200 г;

«Литературное чтение» - 200 г Рабочая тетрадь-250г;

«Английский язык» - 250 г Рабочая тетрадь-150 г.

«Окружающий мир» - 300 г Рабочая тетрадь-250 г;

«Математика» - 300 г Рабочая тетрадь-250 г ;

«ОРКСЭ»-200 г;

«Башкирский язык»-- 450 г;

Дневник - 100 г;

Все книги соответствовали гигиеническим нормам - 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» - учебник башкирского языка массой 450 г.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и четверг: 5,35 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в субботу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,8 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

Заключение

Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой - способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев-компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства

постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).

Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец.

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации читателям и работникам школ

Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у обучающихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.































Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

на тему: «Сколько весит здоровье школьника?»

Научно-исследовательская работаСколько стоит здоровье школьника?

Выполнила обучающаяся 4 в класса

МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово Азнагулова Юлия

Научные руководители: Ханина Ольга Александровна

Азнагулова Елена Геннадиевна

Исянгулово

2014 год


Оглавление 1. Введение а) выбор темы; б) цель; в) задачи; 2. Основная часть а) объект, предмет и база исследования; б) гипотеза исследования; в) методы исследования; г) план эксперимента; д) результаты исследования; 3. Заключение а) выводы; б) рекомендации; 4. Список использованной литературы. 5. Приложение.


















Список использованной литературы

  1. Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования, 1998г.

  2. Личные медицинские карточки учащихся 4 в класса.

  3. А. Ликум , Энциклопедия «Всё обо всём», Компания «Ключ-с», Москва, 1994г.

  4. Моя первая энциклопедия « Человек», Росмэн, Москва, 2010г.

  5. Журнал « Мама и Малыш», Издательский дом «9 месяцев», от 18.10.2008г.

  6. «Что? Зачем? Почему?» большая книга вопросов и ответов, Эксмо, Москва, 2009г.

  7. Локацков П. И. «Возрастная физиология», Москва, 2005г.

  8. Буц Л.И. «О формировании правильной осанки», Москва, 2008г.

  9. doctorate.ru , Сайт Здоровья, статья «Осанка».

  10. medicalj.ru «Нарушение осанки у детей».


Рецензия

на исследовательскую работу

«Моё здоровье»

Тема: «Сколько весит здоровье школьника?»

Азнагуловой Юлии, обучающейся 4 в класса, муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с.Исянгулово Исследовательская работа убедительно раскрывает комплексный системный подход к проблеме профилактики и сохранения здоровья обучающихся младших классов. Она дает исчерпывающие ответы на вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец? Ее особенность в том, что она базируется на осознанном отношении младших школьников к своему здоровью. Автору работы удалось включить в эксперимент всех обучающихся 4 в класса (23 человека). Представленный материал вызывает интерес у педагогов, так как даны конкретные методические рекомендации по профилактике ортопедических, сердечно-сосудистых заболеваний у обучающихся начальных классов, обозначены направления решения проблемы в организации здоровьесберегающего пространства учреждения. Использование представленных материалов поможет родителям выбрать правильный ранец для своего ученика или ученицы и обратить внимание на сбережение здоровья детей путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Рекомендации, адресованные ученикам научат сохранять и укреплять собственное здоровье, а так же владеть универсальными организационными действиями.































© 2010-2022