Рабочая программа по внеурочной деятельности Музей в твоем классе ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосново - Борская средняя общеобразовательная школа






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Сосново-Борской

средней общеобразовательной школы

____________________ И.В. Шустрова

«____»__________________2015г.

Приказ от ________ № __________




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Музей в твоём классе

(базовый уровень)

3 «Б» класс

Составитель: Морозова Ольга Алексеевна

учитель первой квалификационной категории



2015 г.

Коломенский муниципальный район

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» разработана на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (в действующей редакции от 29.12.2014 №5)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010.; 2015
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г., Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.)
  5. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы
  6. Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.
  7. Программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе». Авторы: Н.А. Чуракова, Н.М.Лаврова (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности : 1 -4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник , 2011 . - Ч.2. : 192 с.).
  8. УМК «Перспективная начальная школа»

  9. Положение о рабочей программе МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы.

Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию, которая будет выполняться и при освоении рабочей программы по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе», потому что рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, в ней учитываются межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В основу рабочей программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления «Музей в твоем классе» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа реализует художественно-эстетическое и научно-познавательное направления внеурочной деятельности, дифференцирована по возрастным группам (1 - 2, 3 - 4 классы) и предметным областям («Развитие речи» и «Изобразительное искусство»), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и начальных представлений о языке живописи и путях её развития. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Основная масса обучающихся 3 класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» на базовом уровне. В работе на занятиях будут использованы нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Для учащихся, проявляющих желание изучать предмет на более глубоком уровне, в содержание занятий включен материал повышенного уровня сложности. Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода, который осуществляется с использованием следующих технологий:

1. Технология личностно-коммуникативного развивающего обучения (Чуракова Н.А.)

2.Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер

3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

4. Проектная деятельность (П.П.Блонский, Шацкий С.Т.)

5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Горячев А.В. Ершунский Б.С.)

  1. Общая характеристика курса «Музей в твоём классе»


В основе программы внеурочной деятельности лежит методика работы с живописными произведениями Н.А. Чураковой и О.В. Малаховской и программа курса «Музей в твоём классе» ( Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова). Работа строится на содержании пособия «Музей в твоём классе», состоящего из альбома репродукций картин художников и методического приложения. Пособие входит в комплект УМК «Перспективная начальная школа», продолжая и дополняя работу по развитию речи с живописными картинами из «Музейного дома». Данная методика и пособие могут с успехом применяться и в других УМК. В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи. Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Цель программы: создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. Задачи программы: - познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами; - дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность - к импрессионистической пленэрности; - сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора; - воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории искусства своей страны; - помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания;

- воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна;

- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности. Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки, общественных объединений.

  1. Описание места курса «Музей в твоём классе»


В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса общекультурного и духовно-нравственного направления «Музей в твоём классе» отведено 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 35 учебных недель, поэтому для реализации рабочей программы имеется 1 час резервного времени, которое будет использоваться в конце года для повторения наиболее трудных тем, как итоговое занятие. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям. Содержание программы «Музей в твоём классе» является продолжением изучения смежных предметных областей: изобразительного искусства, литературного чтения. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям. Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). -"М. : Академкнига/Учебник. Основные формы организации занятий: аудиторные, видеолекция, игра, экскурсии, выставки, проекты. Преобладание аудиторных занятий обусловлено особенностями методики работы по пособию «Музей в твоём классе». Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

  1. Игровая (I - роль экскурсовода, II уровень - роли посетителей, кассира, смотрителей, экскурсовод, III уровень - аукцион картин);
  2. Познавательная ( I уровень - наблюдение, рассматривание репродукций с помощью инструментов, анализ деталей, синтез, устное речевое высказывание, II уровень - высказывания о картине и художнике, установление причинно - следственных связей, сравнение картин одного художника, III уровень - рассуждения в форме связей простых суждений в устной и письменной форме, проектная деятельность, каталог);

  3. Проблемно-ценностное общение ( I уровень - этические беседы, II - дебаты);

4. Досугово - развлекательная деятельность - досуговое общение ( I уровень - виртуальные и реальные экскурсии в музеи, галереи, II уровень - выставки проектных работ , III уровень - проведение экскурсий для учащихся и родителей).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Музей в твоём классе»


Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музей в твоём классе»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные УУД: У обучающихся будут сформированы: - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Обучающиеся получат возможность для формирования: - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в жанре картины;

- определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

- освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

- внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;

- представлять логику развития живописного языка;

- проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Планируемые результаты освоения программы кружка «Музей в твоём классе».

Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Обучающиеся научатся:

- распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

- внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- подводить под понятие определения жанров живописи;

- пробовать себя в роли экскурсовода.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У обучающихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;

- опыт рассматривания и анализа живописных картин;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

- умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы ;

- опыт ролевой игры в роли экскурсовода;

- опыт участия в подготовке и проведении выставки или презентации своей творческой работы.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- адекватного понимания причин успешности;

- опыт деловой игры «Посещение музея»;

Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)

У обучающихся будут сформированы:

- умение определять особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

- умения строить рассуждения в устной и письменной форме;

- в сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;

- опыт проектной деятельности;

- опыт проведения экскурсий для обучающихся и родителей;

- опыт составления каталога.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- обогащение эмоционального опыта новыми художественно - эстетическими переживаниями;

- опыт участия в организации выставки достижений;

- опыт участия в игре «Аукцион картин».

Конечный результат:

- выполнение теста «Жанры живописи»

- создание альбома «Жанры живописи»,

- подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»;

- подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», каталог репродукций «Музей в твоём классе», «Каталог моей коллекции репродукций».

Методический аппарат пособия позволяет дифференцировать работу по предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство) и по возрастным группам: с учениками одного класса - как факультатив, в форме кружка или клуба ( 1-2 класс и 3-4 класс). Занятия могут проводиться учителями начальных классов, русского языка и литературы, ИЗО. Форму внеурочной деятельности и предметную область руководитель выбирает самостоятельно, исходя из условий и потребностей. В программе представлено тематическое планирование для кружка из расчета 34 часа для каждого года обучения, по 1 часу в неделю.

Организационно-методические указания

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей - снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета - через пейзаж и исторический пейзаж - к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, - к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).

Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.

При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.

Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.

Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.

Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период - с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.

К концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» обучающиеся научатся:

• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;

• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

• объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.


  1. Содержание курса «Музей в твоем классе»

п/п

Тема занятия

Содержание материала

1.

И.Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.


Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части. Объём предметов, средства его изображения. Глубина пространства. Изображение плоских предметов. Теснота и «воздух».

2. Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»


Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом). Умение рассматривать детали, уловить особенности предметов интерьера. Окна и их количество в помещении. Рассматривание фрагментов картины. Нахождение фрагментов по предложенным названиям. Исследование заданных названиями фрагментов: «женя за завтраком», «Тата за обеденным столом». Анализ выделенных предметов, их значение для представления окружающего пространства. Мастерство владения искусством портрета.

3. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»
Бытовые картины жизни. Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше). Выделение горизонтальной и вертикальной композиций, заданных названием: «Свеклы и рыбы». Предметы в тени и на свету. Освещение лица и руки Кати. Отражение в картине Г. Серебряковой нового подхода к изображению предметов, открытому Полем Сезанном: совмещение в картине нескольких точек зрения на предмет. Рассматривание фрагмента натюрморта французского художника «Яблоки и апельсины» (справа от репродукции) и репродукции картины Г. Серебряковой. Сходство в общем пространственном подходе и в отдельных деталях

4.

В.Поленов «Московский дворик»
Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика. Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе? Глубина пространства, определяемая размерами изображенных на полотне людей и предметов. Выделение пейзажа и бытовой сценки.

5. И.Левитан «Свежий ветер.Волга»


Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа. Развитие умения точного выделения фрагмента: детали, их взаимное расположение. Цвета неба и реки. Мазки и ровное полупрозрачное нанесение краски. Вода: цвета и оттенки. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа. Определение направления взгляда и местонахождения художника, который представляет открывающийся его взору мир, по изображению на репродукции картины Подпись художника, дата написания картины

6. Б.Кустодиев «Морозный день»


Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега. След от саней отражает глубину снега. Другие признаки подтверждения снегопада. Безветрие. Цвета и оттенки снега. Тени на снегу. Рассматривание фрагментов картины

7. Б.Кустодиев «Масленица»


Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы.

Определение местонахождения художника, направления его взгляда. Поиск горизонтальных и вертикальных фрагментов по предложенным названиям. Развитие умения вести поиск нужной информации на художественном полотне, умения пользоваться рамкой, выбирая горизонтальный или вертикальный формат, исходя из анализа содержания при рассмотрении фрагмента. Изменение цвета при написании снега.

8. П.Федотов «Сватовство майора»
Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора. Цвет, контраст цветов; изображение тканей, их прозрачности, блеска металла. Определение величины оригинала картины с помощью специальной экспозиции в конце пособия, позволяющей соотнести полотна друг с другом и с фигурами детей, изображенных рядом с картинами

9. К.Брюллов «Последний день Помпеи»
Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции. Рассмотрение картины с целью выделения необходимых фрагментов. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции

10. И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.

Снег и его цвет в зависимости от его нахождения на солнце или в тени. Наблюдение над техникой живописи. Мазки кисти, их направление Выделение вертикальных и горизонтальных фрагментов по заданным названиям фрагментов. Анализ выбора формата полотна. Подпись художника

11. И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

Признаки, позволяющие определить время года и месяц в деталях картины. Использование разных цветов для написания белого снега. Выделение фрагментов по указанным названиям. Направление взгляда персонажа помогает привлечь внимание зрителя к нужному плану картины

12. В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»


Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

Взгляд, поза и характер персонажа. Разница масштабов фигур позволяет показать глубину пространства.

Возможные названия фрагментов и содержание полотна. Занятия главного персонажа. Освещение кабинета. Время суток изображенного визита

13.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»
Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине. Выделение и анализ фрагментов, предложенных на полях репродукции. Пейзаж за окном. Нахождение на картине фрагментов по заданному названию

14. М.В. Нестеров «Три старца»
Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса). Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника. Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины

15. К.А. Коровин «За чайным столом»
Люди на веранде. Описание гостей (определить, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определить, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей. Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине.

Изображенные предметы на первом плане, на втором. Пейзаж на третьем плане. Изображение глубины пространства. Демонстрация эффекта света. Белые предметы, их цветовое изображение. Белые блузки дам, белая скатерть. Использование белого цвета, оттенков серого, голубого, розового цветов. Работа с большой рамкой по выделению горизонтального, а затем вертикального фрагментов: первого - с двумя дамами у самовара; второго - с одной из них. Рассматривание кружков-фрагментов. Нахождение цветового контраста, пейзажа, игры света и тени

16.

К.А. Коровин «Алупка»
Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке. Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте. Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции. Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции. Постановка проблемы, связанной с техникой письма. Рассматривание кружков-фрагментов. Нахождение фрагментов на репродукции картины с помощью лупы. Пастозные мазки. Значение техники письма для создания образа и воздействия на восприятие. Мазки плотные и полупрозрачные, разной величины и направленности. Что и где? Какие образы возникают?

17.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник? О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Контур сюртука выделяет фигуру создателя галереи из фона, из окружающей его среды. Руки, пальцы, лицо, взгляд П.М. Третьякова


  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохожде

ния темы

Фактические сроки (и/или коррек

ция)

1.


И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Предметные:

Ученик научится:

-распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

-внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

-оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научиться

-подводить под понятие определения жанров живописи;

-пробовать себя в роли экскурсовода;

Личностные:

Будут сформированы:

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Адекватного понимания причин успешности.

Регулятивны

-Принимать и сохранять учебную задачу;

-Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-Адекватно воспринимать оценку учителя;

-Различать способ и результат действия;

-Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

-Ориентироваться в жанре картины.

-Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

-Освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

-Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

-Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

-Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

-Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

-Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

-Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;

-Представлять логику развития живописного языка;

-Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;

-Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

Ученик научится:

-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-Задавать вопросы;

-Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

-Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

01.09-04.09


2.

И.Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

07.09-12.09


3

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

14.09-18.09


4.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

21.09-25.09


5. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

28.09-02.10


6. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» 05.10-09.10


7.

В. Поленов «Московский дворик» 12.10-16.10


8.

В. Поленов «Московский дворик» 19.10-23.10


9.

И. Левитан «Свежий ветер. Волга» 26.10-30.10


10.

И. Левитан «Свежий ветер. Волга» 09.11-13.11


11.

Б. Кустодиев «Морозный день» 16.11-20.11


12.

Б. Кустодиев «Морозный день 23.11-27.11


13. Б. Кустодиев «Масленица» 30.11-04.12


14. Б. Кустодиев «Масленица» 07.12-11.12

15.

П. Федотов «Сватовство майора» 14.12-18.12


16.

П. Федотов «Сватовство майора» 21.12-25.12

17.

К. Брюллов «Последний день Помпеи» 11.01-15.01

18.

К. Брюллов «Последний день Помпеи» 18.01-22.01


19.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» 25.01-29.01

20.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» 01.02-05.02


21.

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» 08.02-12.02


22. И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» 15.02-19.02


23.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

22.02-26.02


24. В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» 29.02-04.03


25.

М.В. Нестеров «Три старца» 07.03-11.03


26.

М.В. Нестеров «Три старца»

14.03-18.03


27. К.А. Коровин «За чайным стол

21.03-25.03

28.

К.А. Коровин «За чайным столом»

04.04-08.04


29. К.А. Коровин «Алупка»

11.04-15.04

30. К.А. Коровин «Алупка»

18.04-22.04

31. И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

25.04-29.04


32. И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

02.05-06.05


33. Итоговое занятие.

История музейного дела в России. Коллекционирование

09.05-13.05



34. Итоговое занятие.

История музейного дела в России. Коллекционирование

16.05-20.05


35.

Экскурсия г. Коломна,

«Дом Озерова» Выставка картин художника Абакумова М.Г.

23.05-27.05



8.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса


Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). - М. : Академкнига/Учебник.

Список репродукций

  1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.

  2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.

  3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.

  4. Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.

  5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895.

  6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.

  7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.

  8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.

  9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.

  10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.

  11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.

  12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.

  13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906.

  14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.

  15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.

  16. Коровин К.А. Алупка. 1912.

  17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.

Литература и источники:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
  2. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности : 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/учебник, 2013. - Ч.2: 192 с.
  3. «Музей в твоём классе» (для учащихся 1-6 классов ). Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Академкнига/Учебник, 2006. 17 п.л.
  4. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8-10 апреля 2008 г.
  5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Работа с живописным произведением как один из путей формирования сенсорных эталонов у младших школьников. Доклад в Тюмени.
  6. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», «2009. - 80 с.
  7. «Шедевры русской живописи» - CD «Кирилл и Мефодий» 2001 г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР

_________________О.А. Эктова

«___» __________2015

© 2010-2022